Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Познание и творчество




Основные сферы сознания.

Можно выделить 3 стороны сознания: предметное сознание (сознание, направленное на мир окружающих нас вещей, предметов, событий); самосознание (сознание, направленное на самого себя, все время осознающее самое себя как нечто другое, чем весь остальной ок­ружающий мир); и сознание как поток непосредственных переживаний.

Первые две стороны сознания относятся к тому, что в философии всегда называлось духом. Третья сторона в философии называется душой. В предметном сознании и самосознании мы имеем дело с идеями, понятиями, с моделями окружающего мира, с представлениями о самом себе глубина и развитость делают человека живым. Душа - нечто более значительное и глубокое, чем дух. И предметное сознание, и самосознание (дух) укоренены в душе. Они листья и ветви дерева, а душа - его корни. В глубине человеческого сознания течет, словно невидимая река душевных переживаний, которая постоянно меняется, варьируется, расширяется. Душевная жизнь подобна мелодии, которая все время меняется от каждой новой присоединенной ноты. Каждое новое впе­чатление откладывается в нашей душе, изменяя весь ее строй. Сознание никогда не возвращается в прошлые состояния, потому что тянет за со­бой все прошлое. Все, что ни случилось бы с человеком, откладывается у него памяти и, попадая в точно такую же ситуацию (каждый раз приходя в­ один и тот же класс, к тем же самым ученикам и учителям, на те же уроки), человек каждый раз - уже другой, У него больше опыта, боль­ше переживаний, больше впечатлений и т.д.

Время, лучше сказать - пространственные и временные горизонты, благодаря которым мы можем познавать пространство и время окру­жающего мира. Каждое переживание имеет будущий и прошлый вре­менной горизонт, то есть каждое переживание как бы «оттеняет» себя, бросает, тень в прошлое и будущее. Мы слушаем музыку, и в каждый момент мы слышим только одну ноту или аккорд, но на самом­ деле мы слышим мелодию, потому что прозвучавшие звуки еще зву­чат каким-то образом в нашей душе, а те, которые мы вот-вот должны услышать, уже каким-то образом слышны.

Познание - совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Познание является основным предметом гносеологии (теории познания).

Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий.

Каждый человек явл существом творческим. Психика как деят-ть по выработке нового всегда есть творчество. Часто выделяют 4 стадии творчества: подготовка, созревание, озарение, проверку. Творческие успехи не падают с неба. Это – упорный труд, различные пробы, неудачные попытки, разочарования, неожиданности, случайности, изнеможения и… чудо! Человек упорный и трудолюбивый, доверяющий своему воображению оказывается талантливым творцом. Разумеется, не всем удается добиться успеха в творчестве в равной степени. Это дает основания ввести шкалу творчества.

1) гении – это те, кто добивается максимальных результатов. 2) таланты - уступают гениям, но превосходят рядовых граждан.

Творческий акт непосредственно пребывает в бытии, он есть самораскрытие сил бытия. Творческий акт оправдывает, но не оправдывается, он сам себя обосновывает, но не требует обоснования чем-то вне его лежащим. Самосознание человека как существа творческого есть изначальное, а не производное самосознание. От сознания в себе творческого акта должен человек исходить, это революционное в человеке сознание, к которому нельзя прийти ни логическим, ни эволюционным путем. Самосознание человека как творца не есть результат какого-нибудь учения о человеке, оно предшествует всякой науке и всякой философии, оно до, а не после всякой гносеологии. Творческий акт человека совершается в том плане бытия, на который не простирается компетенция науки, а потому не имеет к нему отношения и гносеология науки. Гносеологически оправдать или гносеологически отвергнуть самосознание человека как творца – одинаково невозможно и неуместно. Творчество как опыт религиозный не знает дуалистического деления на субъект и объект.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1061; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.