Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Медитация




Не пугаться, это третье и самое важное правило. Как говорил Толстой: «Он пугает, а мне не страшно!» Нужно просто смотреть («Не лица - муть толклась, как доктора Моро созданья жуткие в сцепленьях нетопырьих, и тлел на дне зрачков, колюче и хитро рассудок крошечный - единый поводырь их») с непоколебимым спокойствием и отрешенностью, помня: я только наблюдатель.

Инстинктивный страх, возникающий при сбросе вытесненного, не опасен, если только ему не поддаться! Он возникает как следствие утраты внутрипсихической стабильности, любая медитация имеет стандартное развитие, описанное в «Божественной комедии»: ад, чистилище, рай.

Нет способов, посредством которых можно хотя бы отчасти избежать ада и чистилища, кроме Хатха-йоги, при минимуме осознанности негатив постепенно стравливается в практике асан через тело.

Если узкие тропы самопознания неминуемо проходят через ад, то для тех, кто не владеет технологией и проявляет глупое упрямство, они в самом аду и заканчиваются. Представление о медитации как одухотворенном и радостном переживании снисходящей благодати – болтовня дилетантов.

«Расширяйте сознание!» - и вам будет хорошо!» Может и будет, но далеко не сразу. И не всегда. И не каждому. А сначала станет плохо, и, быть может, очень плохо. И не все способны это выдержать, любые попытки медитации противопоказаны «пограничникам» и невротикам, у которых вытесненное и без того рвется наружу, норовя снести «крышу». И если играть в подобные игры, не зная их сути...

Вот фрагмент полученного мною письма от 6.11.2002: «Со мной случилось нечто непредвиденное. Собственно медитацией я не занимался. Правда, немного поучился сидеть неподвижно и расслабленно. Это весной еще. Вот тогда я впервые увидел кое-что весьма странное, после чего прекратил свои попытки до вчерашнего дня. Впечатления улеглись довольно быстро, но характеристика события (данная по горячим следам) все же удерживала от экспериментов. А вчера все-таки посидел... Что-то вертелось, наброски, что ли, какие-то, но – не то. А вот ночью, я впал в искомое состояние совершенно без всякого желания. Прямо из сна. Ощущения жутчайшие. Я и вышел-то почти сразу, да только несколько минут еще боялся - а не вернется ли оно и теперь. При бодрствовании. Чувствовал себя воистину на грани сумасшествия. Думал, что не смогу после этого в постель лечь.

Новички, я к вам обращаюсь, не шутите с этим, не лезьте туда. Хотелось бы узнать, что думают профи по следующим вопросам:

а) А была ли эта медитация. (100% эффект присутствия, звук, очень неприятные ощущения, сбившееся дыхание).

б) Если да, то как относиться к ее незваному появлению и чего теперь ждать. в) Можно ли поговорить с кем-нибудь в Питере. г) Были бы интересны любые комментарии. Буду очень благодарен всем отозвавшимся!».

Сброс вытесненного в подсознание патологического материала - необходимое условие уравновешения и последующего развития, при этом у людей кинестезического склада могут возникать (даже вне практики асан) неприятные ощущения, сопровождаемые сильнейшей эмоциональной «тряской».

Не следует ожидать появления на экране ума чего-то знакомого, отнюдь не обязательно проблема «выпаривается» в том виде, в котором поступила когда-то в систему, психика микширует все. Вы наблюдаете, скажем, образ банальной табуретки, но этому сопутствуют крайнее отвращение и ужас. Порой на экране ума разворачиваются потрясающие сюжеты: «Там источник света ложного - падший ангел Люцифер - в центре мира невозможного разрушает пенье сфер».

Короче говоря, увидеть можно все что угодно, но реагировать на это нельзя! Если на «экране» появилось нечто, ввергшее сознание и тело в шок, и вы дернулись, испугавшись, последствия могут быть плачевными. Вас просто вышибет из процесса, и в пережитом негативном состоянии можно застрять надолго. Тексты утверждают - и это чистая правда! - если созерцатель отреагировал, «сцепился» с потоком исходящих аффектов, он может угодить в психосоматический ад, это главная опасность созерцательных практик на стадии отработки вытесненного. Один из немногих реальных и доступных выходов из данной ситуации - физическая нагрузка, вплоть до экстремальной. Например, быстрый бег в гору с утяжелением, погружение в ледяную воду, выливание на себя ее из ведра, несколько десятков (сотен) приседаний с выпрыгиванием вверх. Если и это срабатывает не полностью, нужно добавить лёгкие нейролептики типа алкоголя или гипервентиляции - и спать. Грубо, но действенно, по крайней мере, это будет чистилище вместо ада.

Если процесс ЧД нарушился, из него нужно выйти: медленно и глубоко вдохнуть, выдохнуть, напрячь тело, затем расслабить и, сохраняя неподвижность, медленно открыть глаза. Один из моих друзей (в прошлом пациент) осваивал йогу медленно, разбираясь с многочисленными проблемами. Режим его жизни и работы был настолько плотен, что он вынужден был вставать в четыре утра, выполнял асаны до шести, а далее везде: дорога, родной НИИ, люди и встречи до самого вечера. Все шло прекрасно, он восстанавливался, сбрасывая многолетнее переутомление, и как-то обронил, что собирается освоить раздельное дыхание. Я не согласился с ним, поскольку при подобном распорядке и сравнительно небольшом стаже практики добавлять что-то еще ни к чему, ежедневная сумма воздействий и без того такова, что любой довесок может вызвать дестабилизацию. Через полгода мы встретились, и он поведал забавную (в некотором роде) историю. В начале практики раздельного дыхания все у него шло отлично, но потом нарушился сон. Однажды, проснувшись в очередной раз где-то около трех ночи, он решил встать, но, к своему ужасу, не сумел даже пошевелиться. Если бы он знал, что в определенной фазе пробуждения тело оказывается обездвиженным! Но мой друг не владел необходимой информацией и потому сильно испугался.

- И вот уже третий месяц тащит меня, извините за выражение, фэйсом по тэйблу, - закончил он свой рассказ. - Словно клавиши пианино нажимаются сами по себе, до чего противно – передать нельзя. И спать боюсь ложиться: а вдруг снова? Врачи сказали, что просто ВНС барахлит, не опасно…

Конечно, мы сделали необходимую корректировку, и проблема отпала сама по себе. Но через полгода! А это был всего-навсего элементарный испуг, вызванный простым рассогласованием состояний тела и сознания, можно представить какие эффекты можно поймать в безграмотной медитации!

Существует вероятность (хотя и малая) что вслед за вытесненным может «всплыть» нечто более опасное, если вдруг образы приобретают символический характер, от каких-либо попыток медитации нужно отказаться полностью, оставить только асаны.

Если вдруг в сознании возник голос, и вы ему ответили, он свободно может стать неистребимой слуховой галлюцинацией.

Внутрипсихической перестройке, которая начинается при сбросе, может сопутствовать все, что угодно, например, физическая боль. Вообще основное «испарение» системных деформаций идет по кинестезической «епархии», боль может быть локальной, мигрирующей, общей, могут возникнуть судороги, тремор и т.д. Хотя полная мышечная релаксация является непременным условием грамотного входа в медитативный процесс, при возникновении нервно-эмоционального «сброса» она неизбежно нарушается, возникает мышечная контрактура и это нормально. Когда вытесненное после всех своих гримас растворится, как Терминатор в кипящем металле, приходит внутреннее уравновешение – первый этап интеграции Эго с полным разумом. На всем протяжении практики ЧД созерцать ментальный экран нужно весь целиком, не фиксируясь на отдельных его участках либо образах. Все что может лично предпринять субъект для «улучшения» процесса будет ошибкой - любой ментальный акт, произвольное движение, усилие воли автоматически восстанавливает тонус бодрствующего сознания и медитация прекращается.

При соблюдении ТБ никакие фокусы разрядки в ЧД и прочих медитативных практиках не опасны, но если страх непреодолим, значит, медитация преждевременна, нужно сосредоточиться на асанах и глубоком расслаблении.

Когда медитация «пошла», меняется характер сновидений и общее эмоциональное состояние, начинают происходить вещи, описанные ниже в главе «Необычные способности».

В 1992 году дама средних лет (назовем ее Т.) приехала в Черноголовку на один из семинаров Центра. По ряду обстоятельств детства и юности ее нервно-психическое состояние было скверным, поэтому акцент в практике был поставлен на работу с телом. Эффект был хорош, но она, к сожалению, между двумя нашими семинарами угодила на какую-то «йоговскую» тусовку в Туле, где учили «медитировать» всех без разбора. Когда в сознании у Т. возникли голоса, тульский «учитель» назвал это признаком «продвинутости». Увидев ее полгода спустя, я был в шоке: не реагируя на расспросы, она лишь бледно улыбалась: - Я теперь все время говорю с ними… Вскоре женщина эта при невыясненных обстоятельствах выпала из окна восьмого этажа своей квартиры, и трое детей остались без матери.

Закон - точное знание того, что делать нельзя, в том числе и в медитации, это было давно известно Отцам церкви. Святой Феофан весьма доходчиво объяснил неверные разновидности внимания и молитвы Иисусовой: «В естественном порядке наших сил на переходе извне внутрь стоит воображение. Надо благополучно миновать его, чтобы попасть на настоящее место внутри. По неосторожности можно застрять на воображении, и думать по незнанию, что ты вошел внутрь, тогда как это преддверие, и застреванию всегда сопутствует самопрельщение...

Самый простой закон для молитвы - ничего не воображать! До тех пор, пока наше помышление о Боге несовершенно, оно связано с какой-либо формой (на барельефах раннего буддизма место Татахагаты всегда оставалось пустым - В.Б.). Всячески надо стараться о том, чтобы молиться без образов Божьих. Стой в сердце с верою, что Бог есть тут же, а как есть - не соображай!»

«В действии Молитвы Иисусовой не должно быть никакого образа, посредствующего между умом и Господом... Сознание ока Божия, смотрящего внутрь вас, тоже не должно иметь образа, а… состоять в одном простом убеждении или чувстве» (св. Феофан).

Отцы вообще были настроены против созерцания образов, опыт показывал, что без соответствующих знаний это слишком опасно.

«Некоторые, предстоя на молитве, возводят очи на небо и ум, и воображают в уме своем Божественное промышление, небесные блага, чины, святых ангелов и обители святых - все, что говорится в Писании об этих предметах, вызывают их из памяти и перебирают воображением во время молитвы, стараясь потрясти этим свои чувства, в чем иногда и успевают. Это… и считают проявлением подлинного религиозного настроения» (Симеон Новый Богослов).

«Представлять предметы Божественные под теми образами, как они представляются в Писании, нет ничего худого и опасного. Мы и рассуждать о них иначе не можем, как облекая понятия в образы, - но не должно никогда думать, что и на деле так есть, как эти образы являются, и тем более останавливаться на этих образах во время молитвы. Во время благочестивых размышлений это уместно, или при Богомыслии, но во время Иисусовой молитвы - нет! Образы держат внимание вовне, как бы священны они не были, а во время молитвы вниманию надо быть внутри, в сердце. Если кто зрит образы в начале практики Иисусовой - он не прав! Но в этой неправости - только начало беды, которое наводит на нечто худшее и опасное. Созерцание образов этих бывает весьма приятным и разнеживает душу, ей кажется, что это именно то, что надо, человек начинает молить Бога, чтобы он оставил в этом состоянии, - а это прелесть! У такого человека путь пресекается в самом начале, так как искомое считается достигнутым, хотя достижение еще и не начато» (Св. Феофан).

«Далее же самомнение еще более разгорячает воображение и рисует новые картины, вставляя в свои мечтания личность мечтающего, и представляя его всегда в привлекательном виде, поблизости к Богу, ангелам и святым, и чем более так мечтает, тем больше укореняется в нем убеждение, что он точно уже друг неба и небожителей, достойный осязательного с ними сближения и особых откровений. На этой степени начинается визионерство (видения - В.Б.), как естественная болезнь душевная.

Таким образом, многие прельстились, видя свет и сияние очами телесными, обоняя благоухание обонянием своим, слыша гласы ушами своими и т.п., иные из них повреждались в уме и переходили с места на место, как помешанные. Иные, приняв беса, являвшегося в образе светлого ангела, до того утверждались в прелести, что до конца оставались неисправимыми, иные, по внушению бесовскому, сами себя убивали, низвергались в стремнины, удавливались. И кто может исчислить прельщения, в какие ввергал таковых враг.

Бывают видения истинные - опытные умеют их различать от порождений своего воображения и привидений бесовских. Но так как на деле людей больше неопытных, чем опытных, то поставлено вообще законом духовной жизни - не принимать никаких видений, и не доверяться им!»

Григорий Синаит: «Если увидишь свет или огонь вне себя, или внутри, или образ какой, Христа, например, или ангела, или иного кого, не принимай это, чтобы не потерпеть вреда. И уму своему не попускай строить в себе такие образы, это ведет к прелести. Если заметишь, будто тянет кто ум твой таким внешним воображением, не поддавайся, держись внутрь, и совершай дело внимания Богу без всяких образов» (Симеон Новый Богослов).

В приведенных фрагментах показана опасность автономной работы воображения, которая не имеет ничего общего ни с медитацией, ни с действительным снисхождением благодати (см. ниже главу «Йога и христианский мистицизм»). Визионерство, названное душевной болезнью, это фантастический бред, героем которого нередко становится тот, кто слишком много молится или «медитирует». Иногда по недомыслию человек начинает свято верить в достоверность своих видений, что произошло, например, с Марией Дэви из пресловутого «Белого братства».

Не будучи в состоянии отличить игры воображения от разрядки подсознания («видений истинных»), Отцы справедливо заключают, что в созерцании доверяться нельзя ничему!

Применительно к ЧД это значит - не отождествлять с Единым появляющиеся на экране сознания глюки, продуцируемые воображением - «Когда ждешь в гости друга, не следует принимать удары своего сердца за стук копыт его коня».

Второй неправильный образ молитвы Иисусовой - ментальный. Если в буддизме сознанию предписано наблюдать собственную динамику вплоть до полного ее затухания, то в «умном делании» это втягивает молящегося в противоречие: он пытается блокировать умственную активность и, в конце концов, запутывается в своих движениях, не понимая, что происходит. Тем не менее, святые Отцы утверждали, что это не так опасно, как взаимодействие с образами.

При выполнении ЧД такая ошибка будет заключаться в принятии саморазвертывающейся ментальной динамики за информацию «оттуда».

В третьем же, правильном образе молитвы: «Имея безпопечение о всякой вещи, благословной и неблагословной, совесть чистую во всем, чтоб она тебя не обличала, и беспристрастие ко всему мирскому - сядь в каком-нибудь безмолвном месте, наедине, в углу, затвори дверь, собери ум свой, отвлеки его от всякой привременной и суетной вещи, прижми к груди бороду (Джаландхара бандха! – В.Б.), сдерживай немного дыхание, низведи ум свой в сердце свое, обрати туда и чувственные очи, и, внимая ему, держи там ум свой и пробуй умом найти, где находится сердце твое, чтоб и был там совершенно ум твой.

Вначале ты встретишь там тьму и жесткость, но потом, если будешь продолжать это дело внимания день и ночь, найдешь там непрестанное веселие».

Святой Иоанн Лествичник уподобляет дело спасения лестнице о четырех ступенях: одни укрощают и ослабляют страсти (аналогия с Карма-йогой), другие молятся устами своими и поют (Мантра-йога), иные упражняются в умной молитве (нечто среднее между Мантра и Карма-йогой), иные восходят к видению (дхьяна или Самадхи-йога).

Святой Феофан: «Когда сия благодать Духа Святого сойдет на кого-либо, то не что-либо обычное показывает ему из вещей чувственного мира сего, но то, чего тот никогда не видел, и не воображал».

Уместно привести высказывание А.Маслоу о диаметрально противоположных типах восприятия: «О внимании можно говорить либо как о свежей... реакции индивидуума на уникальные свойства объекта, либо как о попытке подчинить внешнюю (или внутреннюю) реальность некой предустановленной в сознании индивидуума классификации. Во втором случае мы имеем дело не с познанием мира, а с узнаванием в нем тех черт, которыми мы сами же и наделили его. Такого рода «познание» слепо к динамике и новизне, это скорее рационализация прошлого опыта, попытка сохранить статус кво.... Рубрифицирующее восприятие не оставляет возможности для исправления ошибок. То, что однажды попало под рубрику, как правило, остается там навсегда» («Мотивация и личность», с.287, 292).

Святой Игнатий рисует идеального христианина так: «От непрестанной молитвы подвижник приходит в нищету духовную (отсюда «Блаженны нищие, ибо их есть Царствие Небесное»). Приучаясь непрестанно просить Божьей помощи, он постепенно теряет упование на себя. Это ощущение мало помалу может усилиться до такой степени, что око ума яснее будет видеть Бога в промысле Его, нежели видит глаз предметы мира. Непрестанная молитва вводит в святую простоту, отучая ум от разнообразных помыслов (т.е. торможение мыслительной деятельности становится постоянным), всегда содержит его в скудости и смирении мыслей... Наконец, молящийся может прийти в состояние младенчества, заповедованное Евангелием, содеяться буим (сумасшедшим) ради Христа, то есть утратить лжеименной разум мира и получить от Бога разум духовный». Понятно, что для современного человека такая перспектива выглядит малопривлекательной.

Цель (сегодня абсолютно не актуальная) средневековой йоги практически та же, что и у христианских мистиков: окончательное слияние частной души со вселенской целостностью, при той лишь разнице, что атрибутика и образ божества йогической традицией не предписывались. Ишвара был абстрактным богом, который в экстазе мог предстать как угодно и в любой форме (либо без оной).

Что будет, если медитацию продолжать после начального уравновешения? Каковы будут ее результаты? Если согласиться с гипотезой, что при самореализации «объем» сознания возрастает, то логичен вопрос: до каких пределов?

Здесь необходимо отступление. Станислав Лем в футурологической работе («Сумма технологии», 1968) характеризовал самадхи как нулевое информационное состояние, поскольку в нем, якобы, нет прироста информации. Сегодня ясно, что это утверждение ошибочно. Откуда возникают удивительные знания у йогов, достигших самореализации? На чем основаны их необычайные способности?

Опыты Дельгадо показали: мозг фиксирует все, что было воспринято от рождения и до текущего момента. «Через глаза и уши, практически мало зависимо от желания человека, к нему поступает огромный объем сведений. Его мозг, хочет человек этого или нет, реагирует на этот поток» («Здоровый и больной мозг человека», с. 7).

Нейрофизиолог Пенфилд обнаружил, что раздражение отдельных участков коры дает субъекту возможность заново пережить прошлое. Оперируя эпилептиков, Пенфилд воздействовал электротоком на разные участки мозга и обнаружил, что стимулирование височных долей, как правило, приводит к тому что пациент начинает в мельчайших подробностях вспоминать давние события.

Повторная стимуляция тех же областей коры вызывает почти одинаковые переживания, но отличающиеся в подробностях, словно запечатленный в долговременной памяти информационный блок всякий раз считывается немного под другим «углом». Известнейший физиолог, создатель теории функциональных систем П.К.Анохин утверждал: «Тщательно изучая реакции мозга, мы забываем, что за пределами фокуса сознания остается огромный багаж, который можно назвать памятью мозга; этот багаж накапливается в течение всей жизни и оказывается, как показывают некоторые гипнотические опыты, поразительно стойким» («Философские вопросы физиологии высшей нервной деятельности», с. 453).

Нейрофизиология подразделяет память человека на ряд отличающихся по характеру, хотя и тесно связанных «разновидностей»: органическую, физиологическую, двигательную, образную, вербальную - и все это кроме оперативной (произвольной). Сегодня считается, что память распределена по всему объему мозга и сознание в самьяме спонтанно контактирует со всеми ее модификациями.

Восприятие и осознание бодрствующего субъекта дискретно, общий же поток информации воспринимается (посредством органов чувств, а, быть может, и не только их) непрерывно, сознание успевает выхватывать из него лишь самое актуальное, более того - системный разум блокирует то, что считает необходимым.

Содержимое памяти можно условно разделить на информацию осознанную (доступную произвольному воспоминанию), забытое и вытесненное. «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь», из громадного количества полученных в жизни знаний человеком усваивается и может использоваться субъектом лишь очень малая толика. Усвоенное накапливается в памяти, какая-то часть его, будучи хронически невостребованной, со временем теряет энергию и уходит под порог восприятия. Сущность самьямы (самадхи) противоречит утверждениям Лема. При перестройке психики информация действительно не поступает извне, она проникает в сознание из «терминалов» бессознательного где, как выразился Атилла Йожеф, «все наше прошлое в нас нагромождено». Начинается восстановление старых следов, устанавливается контакт сознания с памятью внутренней среды.

Поскольку, даже при регулярном культивировании самьямы, процесс этот достаточно медленный, все это время субъект должен находиться вне социума. Если медитировать «без отрыва от производства», сохранность разума не гарантирована. Один мой знакомый обучался йоге непосредственно в Индии, в одном из филиалов Бихарской школы и за три года достиг больших успехов. Незадолго до окончания командировки учитель дал ему дхьяна-дикшу (личную медитацию), и парень сказал что займется этим, вернувшись в Россию. Гуру посоветовал не искушать судьбу, поскольку практика высших стадий йоги поглощает человека без остатка, и только после полного завершения внутренней перестройки достаточно часа медитации в сутки, чтобы сохранять мастерство, вот это уже сочетается с повседневностью. В период же овладения мастерством попытки совмещения процесса с активной жизнью в социуме - прямой путь в желтый дом. Для того чтобы системный разум безопасно интегрировал в себя сознание, оно не должно участвовать в каких-либо параллельных процессах.

Если в медитативном плане все идет успешно, личность постепенно ассимилирует большую часть информации, сознательно воспринятой в течение жизни. Интеллектуальный «калибр» субъекта при этом существенно меняется, возникают удивительные способности, например монахи в тибетских монастырях помнят наизусть сотни томов Канона. Емкость памяти огромна, Дж. фон Нейман подсчитал, что за среднестатистическое время человеческой жизни мозг накапливает порядка 2,8∙1020 бит информации.

Итак, мы обсудили два этапа внутренней интеграции: избавление от вытесненного (результатом чего является уравновешение и обретение целостности) и расширение объема памяти (но не сознания!). В самьяме энергозатраты сознания минимальны, большая часть суммарной энергии делегируется бессознательному, его информационные массивы «пробивают» анамнестический барьер и входят в ментальное пространство. По мере успешного взаимодействия обеих частей психики восприятие оптимизируется, исчезает омраченность, налаживаются отношения с окружающим миром, человек осознает темное начало как составную часть своей природы. В религиях Старого света Сатана нередко считался братом Христа, реальность невозможна без смены оппозиций.

Возможно, что при определенных условиях глубокое сосредоточение активизирует ведущую информационную структуру - «квазикристаллитный центр» эпифиза («Природные минералы и причинная медицина будущего», с. 79), одновременно она же является фрагментом Сети слабых взаимодействий, объединяя на полевом уровне все одновременные человеческие существа.

Древняя метафора показывает Бога как окружность, центр которой везде, а периферия нигде. Неважно, откуда начинать и каким путем двигаться к самореализации, если действия соответствуют природе, мы всегда, везде и отовсюду придем к Единому. Основа материального и духовного одна и та же, потому и в самьяме возникают типовые образы, ощущения и эмоции. Запредельные переживания - суть одно, разнится только описание, трактуемое, как правило, в рамках интеллектуального и культурного багажа личности и ее конфессиональной принадлежности.

Экзюпери говорил: «Человек, будучи не в силах охватить многообразие мира, усваивает ряд маленьких, однобоких истин, и потом изо всех сил воюет против остальных, с их такими же маленькими однобокими истинами».

Физики постигали законы устройства материи абстрактно-опытным путем, с помощью приборов, мистики и йоги шли опытным путем, используя для этого самих себя.

И те, и другие столкнулись с проблемой влияния наблюдателя на исследуемый процесс (объект) и преодолели ее по-разному: первые открыли диссипативные структуры и теорему Геделя, вторые - создали йогу, превратив бодрствующее сознание в детекторный приемник с минимальным уровнем помех. Результаты физиков и «лириков» в целом оказались идентичны, первые формулировали законы теоретически, с последующей проверкой, мистики переживали их непосредственно в опыте.

Физики столкнулись с динамическим вакуумом, основой вещества оказалась пустота, внутриатомные расстояния чудовищно огромны по сравнению с размерами ядер и электронов. Но с каким уровнем единства имеют дело йоги и мистики? Если даже удалось получить контакт - с чем мы сталкиваемся?

Тексты и свидетельства утверждают, что в самадхи долго пребывать нельзя. «...Человек не в состоянии продлить этой полноты - молний истины нельзя растянуть в долгое и ровное солнце, которое само по себе было бы подвешено на небосклоне... и гарантированно, достаточно длительное время... показывало бы нам истину» («Психологическая топология пути», с. 394).

Утром каждый просыпается самим собой только потому, что в бессознательном есть механизм, «включающий» сознание, он срабатывает также после обморока и глубокого торможения в йоге.

После клинической смерти (особенно неоднократной) структура психосоматики изменяется, возникает специфическая бледность кожи и экстрасенсорные способности. Исследователи связывают это с разовым разрушением большого числа клеток головного мозга, в первую очередь - коры, постоянный информационный «шум» которой заглушает «шёпот» бессознательного. Самадхи также граничит со смертью, в его «окрестностях» случаются маловероятные внутрипсихические события. Именно в момент контакта с Единым «остаток» сознания ощущает себя абсолютной системой отсчета, что производит неизгладимое впечатление на незрелый интеллект, порождая комплекс избранности.

Пройдя точку возврата можно попасть в Махасамадхи, «замыкание» на бесконечность, во вспышке растворения субъект мгновенно осознает все мировые связи, но Эго при такой нагрузке необратимо распадается. Человек больше не приходит в сознание, оставшись в «священном безумии», иногда вместе с разумом гибнет и тело. Качественная практика Хатха-йоги - своеобразный якорь, обеспечивающий психике необходимую устойчивость.

Контакт с Единым всегда был доступен весьма ограниченному числу людей. Состояние просветления - это освобождение от ментальных ограничений: «Желания самоактуализованного человека не вступают в конфликт с разумом» («Мотивация и личность», с. 258).

«Итак, если ставится задача объединения структур подсознания, сознания и сверхсознания (Сети или Единого – В.Б.) в единую структуру, то это означает стремление объединить разновозрастные структуры: замедленный темпомир подсознания, обычно текущий мир сознания и угасающий темпомир сверхсознания. Структуры появляются в одном темпомире, а не просто «всплывают» или «опускаются». Единый темп, а не единый уровень – вот что может их объединить. (Отсюда ясно, почему ментальное пространство должно быть пустым. Во-первых, сознание заторможено, т. е. его «скорость» понижена и уравнена с интенсивностью процессов бессознательного. Во-вторых – «всплывающей» из глубин информации должно быть место куда выйти, поместиться. В-третьих – суммарная энергия психики запускает и- при деактивации сознания – процесс диффузии из бессознательного в опустевшее пространство сознания – В.Б.).

Мы знаем, что на каком-то этапе (появляется – В.Б.) и начинает продвигаться волна синхронизации и гармонизации процессов (в системе - В.Б.). Восстанавливаются связи с прошлым, со слабым и тонким миром, с подсознанием. Сознание, осознаваемое – это ведь только «луч прожектора», который высвечивает, контролирует, держит в ясности лишь малую долю огромного груза прошлого, лишь «вершину айсберга», ничтожную часть колоссального информационного массива всей воспринятой мозгом информации.

Касание темпомиров может произойти и тогда, когда слабые и медленные процессы начинают разгораться, а интенсивно развивающиеся структуры, наоборот, растекаться. Быстро развивающиеся структуры сверхсознания могут «подпитывать» медленные и тем самым способствовать созреванию самопроизвольного импульса подсознания для его выхода на поверхность сознания.

Отметим еще одну парадоксальную особенность опыта медитации. В результате успокоения ума и синхронизации процессов на поле мозга создается сверхсложная структура, отражающая сложность мира. Но вербализовать и передать этот опыт другим чрезвычайно сложно. Ведь чтобы транслировать эту структуру, ее нужно отразить на такую же сверхсложную основу, основу языка, образования, культуры¸ которой (основы) еще нет. А поэтому опыт и медитации и просветления остается сугубо индивидуальным, в принципе непередаваемым, быть может, даже социально бесполезным (как говорил Мейстер Экхарт - благодать не действует – В.Б.). У просветленного остается лишь общее ощущение, происходит перекристаллизация его личности» («Основания синергетики», с. 232).

Известен печальный результат попытки Пентагона использовать обратную связь для подготовки пилотов ВВС. Был создан компьютерный тренажер, имитирующий воздушный бой с абсолютной достоверностью. В процессе его эксплуатации произошел ряд случаев, когда после отключения аппаратуры испытуемые выпадали в кому, вывести из которой их не удавалось. Что может столь сокрушительно подействовать на здорового парня, каковым, вне сомнения, является любой американский летчик? По-видимому, совокупный разум считает мгновенную смену реальности катастрофой, отключая сознание на фоне полного соматического благополучия. Один из участников проекта realyoga.ru: «Могу поделиться опытом: мы с приятелем в начале 1990-х, в Москве, на своей шкуре оценили воздействие одной из первых моделей виртуального мира. Получасового пребывания в нем оказалось достаточным для того, чтобы ещё минимум два часа ходить на полусогнутых и держаться поближе к стенам, т.к. ощущение нереальности «давило», прежде всего, на координацию движений. Хотя, если припомнить внимательно, то и прочие системы были на грани…».

Известны эксперименты, когда испытуемым надевали очки, переворачивающие мир вверх ногами. Вначале возникало сильнейшее головокружение и потеря ориентации, но через некоторое время зрительный анализатор перестаивался, и человек вновь начинал видеть мир как обычно. Когда очки снимали, вновь наступала дестабилизация, затем зрительная функция восстанавливалась. Иными словами, глубокая перестройка восприятия требует времени и физической неподвижности.

Кастанеда утверждал, что тольтек может «получить» восприятие любого живого существа, но это бред, поскольку механизмы восприятия у животных разных видов имеют различные физические характеристики, кроме того, параметры сенсорного восприятия человека являются неизменными. Идея пересадки человеческого мозга в тело слона осталась фантастикой именно потому, что центр несовместим с чужеродной периферией (рассказ А.Беляева «Хойти-тойти»). М.Эриксон расстраивал восприятие испытуемых под гипнозом, и выяснил что «…Индукция нарушений в любой выбранной модальности поведения вероятнее всего должна сопровождаться нарушениями в других модальностях» («Стратегия психотерапии», с. 198). Внушенная глухота приводила к расстройствам памяти, зрения и пространственного восприятия, иногда к тошноте, головокружению и локальной анестезии, то есть к нарушениям тактильного восприятия. Вывод Эриксона: «…Индукция гипнотической глухоты у нормального субъекта может привести к появлению других разнообразных нарушений в поведении. Эти дополнительные проявления, должно быть, составляют часть процесса индукции нарушения звукового восприятия или являются выражением дисбаланса психофизиологических функций организма, вызванного таким нарушением» (там же, с. 194).

Фактически то же самое происходило при внушенной слепоте. Отчасти это совпадает с характеристикой состояний при мгновенном изменении «точки сборки» (Кастанеда), но в эриксоновских опытах есть момент, явно противоречащий тольтекскому, а именно: перед изменением восприятия всегда развивалось предварительное оцепенение и полная физическая неподвижность в сочетании с анестезией. Короче говоря, перестройка восприятия несовместима с перемещением тела в пространстве и вовлеченностью в какие-либо параллельные (одновременные) внешние процессы (действия).

Опишем наиболее часто встречающиеся варианты взаимодействия субъекта с Единым.

Первое - самореализация путем Карма-йоги. Гениальные личности, несомненно, имеют доступ к архетипическому, а также обладают способностями для выражения пережитых откровений. Лао-Цзы, Будда, Христос, Магомет и другие создали шедевры духа. Гении, чьи имена не сохранила история, изобрели бронзу, колесо, лук и купольный свод. Вожди, реформаторы и завоеватели используют архетипическую энергию для возбуждения народов.

Второе - Бхакти-йога, контакт с божеством через религиозный экстаз, юный Рамакришна впал в транс, увидев белый журавлиный клин на фоне черной грозовой тучи. К этой группе относятся мистики, которые не привносят в мир новое, но влияют на массы. Отметим, что экстаз бхакти, как и обожение в Иисусовой молитве, это контакт с известной наперед, предписанной Божественной сущностью.

Третий вариантразбирается в данной книге, это Раджа-йога, универсальная и уникальная технология самонастройки.

Четвертое - катастрофы тела и сознания (в том числе «проколы» при неграмотном использовании психотехник). В этом случае, даже возвращаясь к более или менее нормальному состоянию, люди не способны извлечь пользу из пережитого.

Пятое - Джняна-йога, создание произведений мысли с материальным воплощением, либо без оного – это систематизаторы, великие писатели, философы, музыканты, художники и ученые.

Область шестая: «изобретение велосипедов». Сюда входит бесконечное число «терапий», «систем», «доктрин», а также бредовые идеи мелких шизоидных концептуаторов. К сожалению наметившаяся в конце 1980-х годов тенденция позитивного развития йоги в России потерпела крах, это ясно сказал первый и единственный президент Ассоциации йоги СССР:

Президенту Философского общества СССР академику И.Т. Фролову

«Многоуважаемый Иван Тимофеевич!

По инициативе Московского отделения Философского общества СССР, секции «Философские проблемы психорегуляции, самосовершенствования и резервных возможностей человека, Минздрава и Госкомспорта СССР 21 октября 1989 года в Москве на первой Всесоюзной научно-практической конференции «Йога: проблемы оздоровления и самосовершенствования человека» была образована «Ассоциация Йоги СССР» (учредитель - ФО СССР). За период формального существования (организационного становления) обнаружилось, что:

1) создание «Ассоциации Йоги СССР» не имеет под собой жизненных оснований, так как в Советском Союзе нет достаточного количества квалифицированных кадров по йоге;

2) большинство членов созданной Ассоциации имеют искаженные и подчас превратные представления о йоге как об оздоровительной системе;

3) в большинстве Ассоциацию составляют лица, усматривающие в йоге, прежде всего, источник наживы.

Кроме того, известно: специфика йоги такова, что ее преподавание требует не только высокой квалификации, малейшие неточности в методике преподавания могут оказаться роковыми для здоровья человека.

Население проявляет массовый интерес к физической культуре йогов и обращается за помощью, но данная Ассоциация не может в силу изложенных выше причин обеспечить выполнение первой заповеди медицины: «Не навреди».

Я, как ученый-индолог и специалист, член ФО СССР, предлагаю Философскому обществу СССР отказаться от учреждения «Ассоциации йоги СССР» как оказавшейся неспособной к выполнению поставленных перед ней задач.

Вместо этой Ассоциации имеется реальная возможность создания Ассоциации меньшего масштаба, ставящей своей целью, прежде всего, подготовку квалифицированных преподавателей-инструкторов, издание учебных пособий, методических указаний и т.д. Организации: «Союзгипроводхоз», НПО «Контакт», ВЦСПС выразили устное согласие стать учредителями. Учредительное собрание намечено провести в конце февраля сего года».

Профессор В.В.Бродов 5.02.1990

Представление российских энтузиастов о подлинной йоге в значительной степени профанировано как зарубежными (йога Айенгара, Аштанга-виньяса), так и отечественными фальсификаторами («академия йоги» Ар Сантэма, «институт йоги Патанджали» Резниченко и т.п.), а также шизогенным творчеством отдельных представителей братского народа Украины. Усилия таких выдающихся личностей, как Б.Л.Смирнов и В.В.Бродов не сделали погоды на информационном фронте, и я надеюсь, что данная книга хотя бы немного послужит исправлению этой печальной ситуации.

И, наконец, седьмая область, изучение и утилизация процессов бессознательного вне контекста йоги - Фрейд, Адлер, Райх, Фромм и другие. Особняком стоит Карл Густав Юнг, человек уникальный, поиски которого вдохновляли и автора этих строк. Он утверждал спорную, на мой взгляд, мысль: конечная цель психического развития - самодостаточность, такая степень уравновешения, которая минимизирует активность индивида.

Если сопоставить мистический буддизм и христианскую благодать, получается следующее:

- «Сейчас уже не я живу, а Христос живет во мне» (он есть я) - св. Павел;

- «Узнаешь, что ты и есть Будда» (я есть он) - «Трактат о медитации Амитабхи» (424 г. н. э.)

В первом случае «стакан наполовину пустой», во втором - наполовину полный, стоит ли ломать копья, тем более, в условиях свободы совести и вероисповедания? Каждый получает свой результат, если подлинный, то он один и тот же. Лживы «учителя», проповедующие свой личный путь, поскольку каждый человек неповторим.

Считается, что самореализация избавляет от страданий - это иллюзия, она их минимизирует и меняет отношение к ним, уводит из пространства фактов в «зазеркалье», создавая особый орган восприятия и коммуникации, не совпадающий с органами чувств, данными от природы. Обычно человек чувствует в одном мире, но мыслит в другом, этот разрыв непреодолим и порождает страдание, йога - один из наиболее эффективных способов наведения мостов между этими мирами.

Совершенство - понятие абстрактное, каждый вкладывает в него то, что знает, хочет и на что способен. В истории отечественной авиации был летчик-испытатель, который, один из немногих, умер своей смертью, причем - беспрецедентный случай!!! – семнадцать лет летал с одним глазом. Это Сергей Николаевич Анохин. Он во время испытательных полетов неоднократно попадал в критические ситуации, из которых выходил живым и здоровым - не считая глаза. Но самое интересное, что при последующем анализе этих ситуаций уже на земле не находилось даже теоретических возможностей спасения. А человек раз за разом из таких ситуаций выходил. На вопрос: как? – ответить не мог. Это, видимо, пример исключительной коммуникации той самой базы с телом.

И в завершение очерка о самьяме - три этюда. Первый – прозаический, из книги Л.В.Шапошниковой («Годы и дни Мадраса», с. 334):

«- Значит, вы здесь (в Пондишери - В.Б.) вполне счастливы?

- Да, да! - подтвердил Амбу. - Я чувствую себя счастливым и богатым уже потому, что могу делать других счастливыми, и приносить им радость. Каким образом вы приносите им радость?

- Вы знаете, - сказал Амбу, беря меня доверительно за руку, - гимнастика йоги приносит людям радость. Она делает ваше тело здоровым, подвижным и выносливым. А это всегда радостно сознавать. Человек, занимающийся такой гимнастикой, всегда сохраняет ровное, хорошее настроение, не раздражается, и относится к другим, даже малозначащим людям, как к своим друзьям».

Второй - поэтический:

«Месяц встал над готическим ельником, и поверх цепенеющих вод с мудрецом и голландским отшельником водит истина свой хоровод. Я в лицо загляну ей, но выстою, и тебя попытаюсь спасти, драгоценную хвою смолистую зажимая в горячей горсти».

Третий – философский: «Йога Патанджали формулирует методы достижения более глубоких функциональных уровней. Многие из нас проходят через жизнь с полузакрытыми глазами, с затемненным разумом и тяжелым сердцем, и даже те немногие, которые когда-то имели редкие моменты прозрения и пробуждения, снова быстро впадали в дремотное состояние. Приятно узнать, что древние мыслители призывали нас остаться наедине с самими собой, в молчании осознать возможности души и превратить то вспыхивающие, то угасающие моменты прозрения в равномерный свет, который мог бы осветить долгие годы нашей жизни» («Индийская философия», т. 2, с. 329).

 

Глава 15

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 500; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.078 сек.