Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общее представление о педагогике как науке




Свое название педагогика получила от греческого слова «пай-дагогос» (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает «детовод-ство» или «дитяведение».

В Древней Греции эта функция осуществлялась непосредственно — педагогами первоначально называли рабов, сопровождавших детей сво­его господина в школу. Позже педагоги — это уже вольнонаемные люди, которые занимались наставлением, воспитанием и обучением детей. Кста­ти, на Руси (XII в.) первые учителя получили название «мастера». Это были свободные люди (дьячки или морские), которые у себя или на дому учащихся обучали детей чтению, письму, молитвам, как сказано в одном «Житии», «книги писати и учити ученики грамотные хитрости».

Нужно отметить, что каждый человек опытным путем приоб­ретает определенные знания в области воспитания, обучения и образования, устанавливает некоторые зависимости между раз­личными педагогическими явлениями. Так, уже первобытные люди обладали знаниями по воспитанию детей, которые передавали от одного поколения к другому в виде обычаев, традиций, игр, жи­тейских правил. Эти знания нашли отражение в поговорках и по­словицах, мифах и легендах, сказках и анекдотах (например: «По­вторение — мать учения», «Яблоко от яблоньки недалеко падает», «Век живи — век учись» и т.п.), составивших содержание народ­ной педагогики. Их роль чрезвычайно велика в жизни как обще­ства, отдельной семьи, так и конкретного человека. Они помога­ют ему вступать во взаимодействие с другими людьми, общаться с ними, заниматься самосовершенствованием, выполнять роди­тельские функции.

Народная педагогика, возникнув как ответ на объективную с°циальную потребность в воспитании, обусловленную развити­ем трудовой деятельности людей, конечно, не может заменить книги, школу, учителей, науки. Но она старше педагогической НаУКи, образования как социального института и первоначально сУЩествовала независимо от них.

Однако педагогическая наука в отличие от житейских знаний в области воспитания и обучения обобщает разрозненные факты, устанавливает причинные связи между явлениями. Она не столько описывает их, сколько объясняет, отвечает на вопрос: почему ц какие происходят изменения в развитии человека под влиянием обучения и воспитания? Эти знания необходимы, чтобы предви­деть и управлять процессом развития личности. В свое время вели­кий русский педагог К.Д. Ушинский предостерегал от эмпиризма в педагогике, педагогическую практику без теории он соотносил со знахарством в медицине.

Однако житейский педагогический опыт, несмотря на изуст­ную форму своего существования, не исчезал, а передавался из века в век, выдерживал испытания, менял ориентиры и ценнос­ти, но в целом сохранялся в виде педагогической культуры наро­да, его педагогической ментальности и сегодня составляет основу научного педагогического знания. Именно поэтому К. Д. Ушин­ский, выступая против эмпиризма в обучении и воспитании, не отождествлял его с народной педагогикой, а, напротив, утверж­дал, что, обращаясь к народности, воспитание всегда найдет от­вет и содействие в живом и сильном чувстве человека, которое действует гораздо сильнее убеждения. Если оно не хочет быть «бес­сильным, оно должно быть народным».

Для определения педагогики как науки важно установить гра­ницы ее предметной области или ответить на вопрос: что же она изучает? В свою очередь, ответ на этот вопрос предполагает ос­мысление ее объекта и предмета.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 365; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.