Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность социализации и ее стадии




А

которые возникают и преодолеваются в процессе обучения и вос­питания, выступают движущими силами развития личности.

К таким противоречиям относятся:

противоречие между новыми потребностями, порождаемыми деятельностью, и возможностями их удовлетворения;

противоречие между возросшими физическими и духовными возможностями ребенка и старыми, ранее сложившимися форма­ми взаимоотношений и видами деятельности;

противоречие между растущими требованиями со стороны об­щества, группы взрослых и наличным уровнем развития лично­сти {В.А.Крутецкий).

Названные противоречия характерны для всех возрастов, но приобретают специфику в зависимости от возраста, в котором проявляются. Разрешение противоречий происходит через фор­мирование более высоких уровней деятельности. В результате ре­бенок переходит на более высокую ступень своего развития. По­требность удовлетворяется, противоречие снимается. Но удовлет­воренная потребность рождает новую потребность, более высокого порядка. Одно противоречие сменяется другим — развитие про­должается.

В процессе обучения и воспитания общие противоречия конк­ретизируются, приобретая более яркие формы. Это противоречия между требованиями к воспитанникам и их подготовленностью к восприятию и реализации этих требований; между воспитатель­ными воздействиями и «сопротивлением материала» (А. С. Мака­ренко). В педагогическом процессе проявляются также противоре­чия, связанные с условиями развития общества, и противоречия, возникающие как следствие недостатков воспитательной работы.

Взаимодействие человека с обществом обозначается понятием социализация, которое имеет междисциплинарный статус и ши­роко используется в педагогике. Однако его содержание не явля­ется стабильным и однозначным.

Понятие о социализации как процессе полной интеграции лично­сти в социальную систему, в ходе которого происходит ее приспособ­ление, сложилось в структурно-функциональном направлении аме­риканской социологии (Т.Парсонс, Р. Мертон). В традициях этой Школы социализация раскрывается через понятие «адаптация».

Понятие адаптация, являясь одним их центральных понятий биологии, означает приспособление живого организма к условиям сРеды. Это понятие было экстраполировано в обществознание и стало обозначать процесс приспособления человека к условиям с°Циальной среды. Так возникли понятия социальной и психи-Ческой адаптации, результатом которой является адаптированность

личности к различным социальным ситуациям, микро- и макро­группам.

С помощью понятия адаптации социализация рассматривается как процесс вхождения человека в социальную среду и ее при. способления к культурным, психологическим и социологическим факторам.

Иначе осмысливается сущность социализации в гуманистиче­ской психологии, представителями которой являются Г. Олпорт А. Маслоу, К. Роджерс и др. В ней социализация показана как про­цесс самоактуализации «Я-концепции», самореализации лично­стью своих потенций и творческих способностей, как процесс преодоления негативных влияний среды, мешающих ее самораз­витию и самоутверждению. Здесь субъект рассматривается как са­мостановящаяся и саморазвивающаяся система, как продукт са­мовоспитания.

Эти два подхода не противоречат один другому, определяя дву­сторонний характер социализации.

Общество с целью воспроизводства социальной системы, со­хранения своих социальных структур стремится сформировать со­циальные стереотипы и стандарты (групповые, классовые, этни­ческие, профессиональные и др.), образцы ролевого поведения. Чтобы не быть в оппозиции по отношению к обществу, личность усваивает этот социальный опыт путем вхождения в социальную среду, систему существующих социальных связей. Однако в силу своей природной активности личность сохраняет и развивает тен­денцию к автономии, независимости, свободе, формированию собственной позиции, неповторимой индивидуальности. Следстви­ем действия этой тенденции является развитие и преобразование не только самой личности, но и общества.

Итак, сущностный смысл социализации раскрывается на пе­ресечении таких ее процессов, как адаптация, интеграция, само­развитие и самореализация. Диалектическое их единство обеспе­чивает оптимальное развитие личности на протяжении всей жизни человека во взаимодействий с окружающей средой.

Социализация — это непрерывный процесс, длящийся в тече­ние всей жизни. Он распадается на этапы, каждый из которых «специализируется» на решении определенных задач, без прора­ботки которых последующий этап может не наступить, может быть искажен или заторможен. В отечественной науке при определений стадий (этапов) социализации исходят из того, что она более пр0' дуктивно осуществляется в трудовой деятельности. В зависимости от отношения к трудовой деятельности выделяются следующие е стадии:

дотрудовая, включающая весь период жизни человека до нач^ ла трудовой деятельности. Эта стадия, в свою очередь, разделяе ся на два более и менее самостоятельных периода: ранняя иИ

лизация, охватывающая время от рождения ребенка до поступле­ния его в школу; юношеская социализация, включающая обуче­ние в школе, техникуме, вузе и т.д.;

трудовая, охватывающая период зрелости человека. Однако де­мографические границы этой стадии определить трудно, так как она включает весь период трудовой деятельности человека;

послетрудовая, наступающая в пожилом возрасте в связи с пре­кращением трудовой деятельности.

Стадии социализации могут быть соотнесены с периодами со­циального развития личности, которые не обязательно совпадают с периодами психического развития человека. А.В.Петровский объясняет это тем, что процесс развития личности не может быть сведен к сумме уровней развития познавательных, эмоциональ­ных и волевых компонентов, характеризующих индивидуальность человека. Имея в виду это положение, он выделил три макрофазы социального развития личности на дотрудовой стадии социализа­ции: детство — адаптация индивида, выражающаяся в овладении нормами социальной жизни; отрочество — индивидуализация, выражающаяся в потребности индивида в максимальной персо-нализации, в потребности быть личностью; юность — интегра­ция, выражающаяся в приобретении черт и свойств личности, отвечающих необходимости и потребности группового и собствен­ного развития.

В процессе социализации личность примеривает на себя и вы­полняет различные роли, которые называются социальными. Че­рез роли личность имеет возможность проявить себя. По динамике выполняемых ролей можно получить представление о тех вхожде­ниях в социальный мир, которые были пройдены личностью. О достаточно хорошем уровне социализации свидетельствует спо­собность человека входить в различные социальные группы орга­нично, без демонстративное™ и без самоуничижения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 940; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.