Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психология группы 1 страница




Социальная психоло- Психологическая действительность, а вме-гия как отрасль психо- сте с тем и предмет психологической нау-логической науки ки, как отмечено уже в гл. 2, включают особую область психологических фактов, закономерностей и механизмов, которые присущи группам людей, поведению и состоянию человека, находящемуся в них и испыты­вающему их влияние и именуемых социально-психологическими. Исследованием этих явлений занимается особая отрасль психо­логической науки — социальная психология, находящаяся на сты­ке с социологией.

Предысторию социальной психологии можно проследить с работ Аристотеля (384—322 до н. э.), считавшего человека «социальным животным». Активное развитие социально-психологических взглядов началось в XIX в. под влиянием идей немецкого философа Георга Гегеля (1770—1831) о «мировом (абсолютном) духе», сверхиндивидуальном «объективном духе» (воплощенном в гражданском обществе, праве, нравственности, «духе народов», семье и пр.). Француз О. Конт (1798—1857) пи­сал о развитии психики человека в обществе, необходимости его изучения, исходя из социального окружения. М. Лацарус (1824—1903) и Г. Тард (1843—1904) исследовали «народную пси­хологию», Г. Лебон (1841 —1931) — «психологию масс», У. Мак-Даугалл (1871 — 1938) — «инстинкты социального поведения», а В. Вундт написал даже десятитомную «Психологию народов»-


р.Среда, группа, коллектив в психологии, педагогике и практике



1908 год — год опубликования книги «Введение в социальную (психологию», написанную Мак-Даугаллом, — принято считать годом рождения социальной психологии как науки.

В России развитие социальной психологии началось на ру­
беже XX в., но в годы сталинизма было приостановлено и по­
давлено диктатурой идеологического подхода. Знаменательный
отрезок ее развития — 60—90-е годы. Он связан с именами
Г.М. Андреевой, А.А. Бодалева, А. Г. Ковалева, Е.С. Кузьмина,
Б.Д. Парыгина, А.В. Петровского, АЛ. Свенцицкого, Е.В. Шороховой
и др. Потребности современного общества и жизни людей в нем
требуют активного использования данных социальной психологии,
а на рубеже XXI в. начинается новый этап ее научного развития.
Социально- Социально-психологические явления от-

психологическая личаются от индивидуальных прежде всего
реальность тем, что это явления в группах людей (от

пары до общества и даже человечества). 'Для них характерны свои феноменология, механизмы, законо­мерности, интегративность, в общем случае -- большая слож­ность, многообусловленность, менее заметные причинно-следственные зависимости, меньшая подвижность. Совокуп­ность социально-психологических явлений, присущих группам и их разновидности — большим общностям, образует психологию этих групп и общностей.

Психология группы — не просто сумма психик членов груп­пы. Ей свойственны все признаки качественно своеобразной пси-алогической системы, но более высокого уровня организации и динамики, чем индивидуальная психика. Она включает в себя пси­хику отдельных людей в качестве элементов. Не случайно ее на­зывают системой психологических систем, системой социально- психологических явлений, а порой даже «социальной психикой», «психикой групп».

По законам функционирования систем психология трупп и общностей обладает признаками целостности, а групповая ди­намика своеобразна и не идентична индивидуальной. У нее свои законы и механизмы, свое самодвижение объединенных в сис-тему социально-психологических явлений. Эта групповая сис­темность влияет на психику членов группы, как это всегда бывает с элементами любых систем. Психология человека в группе — это уже не полностью независимое явление. Подвергаясь влиянию



Раздел II. Психология и педагогика: личность, группа, общество


психологии группы, она обнаруживает определенные изменения в содержании и динамике. Мысли, отношения, переживания, желания, поступки человека в группе содержат признаки этих влияний. Они не всегда такие же, как у группы, но даже если они противоположны, то одна из причин этого — воздействие психологии группы.

«Ясно, что психика человека существует, так как у него есть мозг. Но группового мозга как материального субстрата нет», -возражают скептики. — «Как же могут существовать социально психологические явления, принадлежащие группе, а не отдель­ным людям?» Такое сомнение — продукт асистемного, механи­стического мышления, не понимающего, как разрозненные, пространственно разделенные элементы, подчиняясь некой объ­единяющей силе, могут становиться частью более крупной и сложной структуры, приобретающей системные свойства, не присущие элементам. При этом они не обязательно сливаются в плотный кусок вещества, а функционально, в своем движении, в изменениях начинают новое, системное существование. В ми­ре это происходит повсеместно. Напрашивается сравнение, на­пример, с листочком, попавшим вдруг в водоворот воды, но оно слишком примитивно. Другой пример: возникший смерч, в ко­тором множество пылевых частиц вдруг приобрело упорядочен­ное движение, превратившись в вихревой столб и управляясь неведомо откуда взявшимися силами. Еще пример: Солнечная система — не умозрительное, существующее только на бумаге, объединение некоторого количества планет, астероидов и комет, а сгусток их слаженного движения, маленькая функциональная целостность в бесконечных пространствах Вселенной, силы свя­зи которой (например, притяжения) не видны обычным глазом. Функциональные целостности часто обнаруживаются в соци­альных системах. Законы жизни и развития общества — не про­сто законы жизни отдельного человека. Законы мировой эконо­мики принуждают отдельные государства подчиняться им, а та­кие же законы в отдельном государстве «крутят» жизнью от­дельных граждан.

Примеры можно было бы продолжить, но ясно, что и сис­темность психологии групп и общностей - - не умозрительная


б.Среда, группа, коллектив в психологии, педагогике и практике



абстракция, а реальность. Проследим это для иллюстрации на взаимоотношениях двух человек. Кому они принадлежат: пер­вому или второму? Ответ «каждому из них» не точно отражает суть. Взаимоотношения — это связь двух людей. Как и всякая связь, взаимоотношения находятся между ними, включают их самих, и возникает более сложное, чем индивидуальная психи-ка, образование. А мода? Есть, конечно, ее носители — модни­ки. Но мода — социально-психологический феномен. Это явле­ние психологии общности с присущей ей силой, подчиняющей себе чуть ли не каждого человека. Еще одно социально-психологическое явление — обычай. Он живет в обществе, общности, группе, не принадлежа конкретно ни Иванову, ни Петрову. Нет закона более сильного, чем обычай. Попробуйте, например, пригласить на свой день рождения гостей, но кроме чая не предложить им ничего. 999 человек из тысячи этого на­верняка сделать не смогут и сила обычая гостеприимства при­нудит их поступить иначе.

Можно заключить, что социально-психологические феномены — это реальности массового, общественного сознания, психологии общества, общностей, групп людей. Они существуют не в умах теоретиков, не придуманы, а действительно влияют на индиви­дуальную психологию каждого человека. Хотя это влияние не столь прямолинейно, однозначно, как в химических, физиче­ских, технических системах, ибо психология человека — сама сложнейшая система с огромными возможностями внутреннего самодвижения и произвольного регулирования. Человеку по си-Лам (если они есть у данного индивида) избирать свою линию поведения и не оказаться захваченным социально-психоло­гическим влиянием моды, настроения какой-то группы людей, идеями какого-то общественного движения и др.

Классификация Мир социально-психологических явлений

столь же разнообразен, как и мир индиви-

социально _

психологических Дуальной психики, но первые более слож-
явлений ны, как и их закономерности, ибо принад-

лежат более сложной системности. Между ними есть не только различия, но и определенное сходство, так как их природа в основе одна — психологическая. Классифика­ция социально-психологических явлений чаще всего осуществ­ляется по двум основаниям: по носителям и по качественно-содержательным особенностям.



Раздел II. Психология и педагогика: личность, группа, общество


По носителям социально-психологические явле­ния бывают:

групповыми, принадлежащими микрогруппам — несколь­ким людям, малым группам, большим группам — общностям;

межгрупповыми, присущими двум или нескольким груп­пам и отношениям между ними;

личностно-групповыми, характеризующими психологию и связи между отдельным человеком и группой, например, препо­давателем и учебной группой, руководителем и персоналом уч­реждения, группой и отдельным ее членом (уважаемым лидером или, напротив, пренебрегаемым членом ее, изгоем);

межличностными, психологическими связями между от­дельными личностями;

личностными ~ социально-психологическими явлениями у отдельных личностей.

Рассматриваемые ниже явления могут принадлежать любому из этих носителей.

По качественно-содержательным особенностям социально-психологические явления делятся на: взаимоотношения, общение, взаимодействие и мас-совидные.

Взаимоотношенияпозиционно-психологические связи между людьми. Согласно философским и социологическим воззрени­ям именно социальные отношения и тип их лежат в основе общества и любой социальной организации, связывая или раз­деляя людей. По источнику возникновения и проявлению раз­личаются:

позиционные взаимоотношения (их еще называют статус­
ными, позиционно-ролевыми, диспозиционными). Их психо­
логия задается, говоря компьютерным языком, — «по умолча­
нию» различием или общностью социального положения
(имущественного, должностного, профессионального, ролевого,
образовательного, возрастного, этнически-национального и др.)-
Такова, например, психология взаимоотношения равных но
должности, руководителя и сотрудников, мужа и жены, родите­
ля и ребенка, богатого и бедного, инспектора дорожно-
патрульной службы и водителя автомобиля, студенческого и пе­
дагогического коллективов и пр.;


б.Среда, группа, коллектив в психологии, педагогике и практике -| уд

поведенческие взаимоотношения. Их психологические осо-
бенности возникают в опыте совместной жизни и деятельности

людей. Так. взаимоотношения двух только что познакомивших-

ся людей (например, студентов-первокурсников) не сохраняют­ся позиционно заданными, а могут перерасти в дружбу, любовь или ненависть, а поселившихся в новом доме двух семей — из изначально доброжелательных в конфликтные.

Общениеинформационно-контактная связь между людьми. Психологическая наполненность характеризуется тремя группа­ми (их называюг еще сторонами, функциями) психологических явлений:

коммуникативными — обмен информацией об опыте, по­нимании окружающего, отношении к происходящему в нем. намерениях и проявляемой активности;

интерактивными — воздействия друг на друга с помощью передаваемой информации и других средств общения;

перцептивными — взаимное непосредственное восприятие (социальное восприятие), изучение и оценка друг друга и реак­ций на сообщаемую информацию в процессе общения.

Общение сопутствует взаимоотношениям, испытывает их
влияние и в свою очередь насыщает их дополнительными пси­
хологическими характеристиками. Под влиянием общения и
опыта его возможно изменение взаимоотношений. Психологи­
ческие особенности придают общению цели и задачи, которые
решаются людьми, прибегающими к нему, а также используе-
мые средства общения. Последние бывают вербальны­
ми (знаковыми, словесными, речевыми) и н е в е р -
б а л ь н ы м и (неречевыми). К вербальным относятся сло-
ва, фразы, логика высказываний, звуковая инструментовка речи
(громкость, темп, дикция, произношение, тембр) и экспрессив­
ность — выразительность речи (тональность, эмоциональность,
образность, обороты, насыщенность выразительными словами,
оборотами речи, звуковыми включениями смех, вздохи

и пр.). Невербальные — сопутствующие речевому общению средства: мимика, жестика (жесты), таксика (прикосновения — рукопожатия, дотрагивания. объятия, поцелуи лица и руки, от-

талкивания), пантомимика (положение и движения тела — поза.

осанка, поклоны, снятие головного убора, походка, манера при­ближения к собеседнику), проксемика (расположение обшаю-



Раздел II. Психология и педагогика: личность, группа, общество


щихся относительно друг друга — расстояние и способ распо­ложения — оба сидят, один стоит, другой сидит и пр.). Все они несут в себе определенную информацию.

На психологии общения сказывается и социальное восприятие — восприятие человеком социальных объектов: других людей, групп, общества, явлений в них. Оно значительно сложнее вос­приятия других объектов и отличается большей субъективностью, пристрастностью, ролью внутренних, психологических условий (особенностей) воспринимающего. Ему свойствен механизм каузальной атрибуции (Г.М. Андреева) — объяснение человеком воспринимаемого на основе личных знаний, убеждений, устано­вок, опыта и пр., истолкование внутренне присущих другому че­ловеку психологических особенностей (качеств, взглядов, моти­вов, намерений и др.) по его внешним проявлениям. При этом обнаруживается ряд эффектов социального восприятия:

• первичности — важной роли первого впечатления о чело­веке или информации, полученной о нем от других людей до встречи с ним. Хотя, как говорят, «встречают по одежке — про­вожают по уму»;

• проецирования — приписывания другому собственных взглядов, отношений, целей, мотивов и пр. Неслучайна иронич­ная поговорка: «Каждый понимает в меру своей испорченности»;

• типологизации — подгонки оценки и понимания собесед­ника под определенный тип личности, известный воспринимаю­щему (реципиенту);

• целостности — нечто уже обнаруженное, определенным образом истолкованное и оцененное в собеседнике (поправив­шееся или не понравившееся) сказывается на его обшей оценке, а получаемая новая информация подгоняется пол нее (у «хорошего» все хорошо, у «плохого» — все плохо);

• инерции («ореола», стереотипности) — влияния уже сло­жившегося по опыту общения впечатления о человеке на все по­следующие контакты с ним. Мнение о человеке трудно меняется, даже когда новые факты противоречат ему.

Взаимодействие — поведенческая взаимосвязь между людьми. Собственные психологические характеристики определяются общ­ностью или различием преследуемых людьми целей и решаемых задач, установок, ценностей, применяемых средств, способов.


р.Среда, группа, коллектив в психологии, педагогике и практике



приемов, знаний, навыков, умений, привычек, понимания своих обязанностей и способов действий, процесса деятельности, ситуа-ций и др. Но на психологии взаимодействия очевидным образом сказываются особенности взаимоотношений и общения взаимо­действующих людей. Столь же очевидно, что взаимодействие, опыт его оказывает обратное влияние на эти социально-психологические феномены. Взаимодействие внешне обнаружива­ются в слаженных или, напротив, неорганизованных, беспорядоч­ных, разрозненных, суетливых, конфликтных и прочих действиях.

Человек по своему эволюционному происхождению — стад-ное существо. В историческом процессе создания и развития общественных отношений произошла социализация потребно­сти в согласовании своих действий с действиями других. Совре­менный уровень развития человеческих сообществ, разделение и кооперация труда в них расширили и упрочили зависимости каждого человека от способности и умения налаживать сотрудни­чество в процессе жизни и деятельности. Индивидуализм сегодня противоречит реалиям и тенденциям развития человечества.

Отношения, общение, взаимодействие могуг характеризоваться единством, согласием, доверием, сотрудничеством, взаимопомо-щью, уважительностью, вежливостью, доброжелательностью, дове-рительностью, терпимостью, дружбой, любовью и т.д. или проти­воположными психологическими характеристиками. Достижение положительных характеристик отношений, общения, взаимодейст­вия — в интересах подавляющего большинства людей и развития общества, создающего условия для их удоатетворения.

Массовидные социально-психологические явления — распро­страненные, одинаковые, охватывающие и связывающие психо­логически некоторое количество людей. Они в значительной степени — продукт описанных выше социально-психоло­гических явлений, преобладающих в группе, большой общно­сти, обществе. Это явления:

• преимущественно мотивационно-потребностного характе­ра: групповые цели, групповые потребности, групповые интере­сы, групповые чаяния и надежды, групповые стремления, груп­повые мотивы, групповые намерения;

• преимущественно познавательного характера: групповые Мнения, групповые взгляды, групповые убеждения, групповые

социальные восприятия, суеверия, предрассудки, слухи;



Раздел II. Психология и педагогика: личность, группа, общество


• преимущественно эмоционального характера: групповые настроения, групповые чувства и переживания, групповые соци­альные ожидания, групповые аффекты;

• преимущественно поведенческо-волевого характера: груп­повая активность (акции), групповые нормы, обычаи и тради­ции, мода, ажиотаж, паника.

Личностные социально-психологические явления, представляя собой достояние индивидуальной психики, тем не менее явля­ются отражением, «жизнью» в ней описанных выше социально-психодогических явлений. Принцип социальной обусловленно­сти психики, о котором сказано в гл. 2, данные о физиологии высшей нервной деятельности вскрывают важнейшую роль этих явлений в формировании особенностей психики каждого. Сего­дня это аксиома, аспекты которой рассматриваются уже больше обшей, а не социальной психологией.

Влияние социума на индивида не сводится к социально-психологическим аспектам в истории его жизни и достоянию биографии. Оно существует и в настоящей жизни каждого чело­века, обнаруживается в каждый се момент, в каждой ситуации. Это закономерно, так как внутренние психологические причи­ны действуют через внешние условия.

Один и тот же человек в разных социально-психологических условиях зачастую ведет себя не свойственным ему образом. Та­кие влияния и поведение выступают предметом особого интере­са современной социальной психологии.

Как отмечает известный социальный психолог Г.М. Андреева, важно понять поведение личности в конкретной группе, в ре­альном, существующем в данное время социальном окружении, как поведение взаимодействующего и общающегося субъекта1, как детерминируемое не только ранее сформированными свой­ствами, но и воздействием социально-психологического поля группы2.

1 Андреева Г.М. Социальная психология. — М.. 1994. — С.265—266.

2 Это стоит подчеркнуть и потому, что в ряде книг, с которыми, вероятно, бу­
дут знакомиться студенты, такой, специфичный для социальной психологии,
анализ подменяется рассмотрением личности в ставшем традиционным для об­
щей психологии ключе.


«.Среда, группа, коллектив в психологии, педагогике и практике



Социально-психологическая феноменология личности вы­ражена прежде всего в социально-психологических качествах — ее относительно устойчивых особенностях, обнаруживающихся при контактах с разнообразием социальной среды — другими людьми, группами, общественными явлениями. В социально-психоло­гической науке есть попытки выделить комплекс их. Обобщая имеющиеся данные, можно отнести к нему такие:

восприятие и понимание социального бытия (общества, групп, людей — их жизни, сущности, норм, действий и пр.);

социальные установки («аттитюды») личности (патриотизм, (гражданственность, правопослушность, чувство социальной от­ветственности, потребность в самореализации и самоутвержде­нии, социальные притязания);

социальная активность, реализуемые социальные роли (сын, дочь, |родитель, муж, жена, студент, член общественной организации, от­ветственный за что-то член группы, должностное лицо и пр.);

склонность, способность и подготовленность к совместной деятельности, труду;

коммуникативные способности и коммуникативная подго­товленность (подготовленность к общению);

социально-психологическая устойчивость (надежность про­явления типичных для личности социально-психологических особенностей в разных, в том числе критических, ситуациях);

«Я-концепция (образ)» (понимание себя, своей жизни, сво­его места в социуме и отношение к нему; стремление оставаться тем же или быть иным).

Содержательная сформированное^ соци­
ально-психологических качеств данного че­
ловека отражает, в чем индивидуально они
характерны. Так, по социальной активности
людей нередко делят на созидателей в жиз­
ни, потребителей и прожигателей. Примени­
тельно к «Я-концепции» ее конкретное содер­
жание можно по-житейски определить по
«формуле Л.Н. Толстого»: человек подобен дро­
би, числитель которой — что реально он из Л.Н.Толстой
себя представляет, а знаменатель — что он (1828—1910)
Думает о себе: чем больше знаменатель, тем меньше дробь. А в
Народе говорят: «Чем меньше ума, тем больше спеси», «Сверху



Раздел II. Психология и педагогика: личность, группа, общество


блестит, а в голове свистит». Реальные особенности «Я-концепции» существенно сказываются на поведении человека, работе над собой, успехах и неудачах в жизни.

Личностная социально-психологическая феноменология пред­ставлена и динамически: в виде социально-психологических процессов и состояний (или компонентов психических состояний), возни­кающих у человека при нахождении в группе и под ее атиянием мыслей, побуждений, эмоциональных переживаний и др. Разнообразие групп Категория группы - родовая. Любое объе- и их психологии динение людей в общем понимании

группа. В зависимости от масштаба группы различают психологию микрогрупп (части малой группы, обычно 2—3 человека), психологию малых групп, психологию больших группобщностей, психологию всего общества. Чтобы понять и охарак­теризовать психологию любой группы, надо ответить на три важнейших вопроса: 1) Какие, из социально-психологических явлений представлены и доминируют в ней? 2) Каковы их со­держательные, качественные особенности (мало, например, ска­зать, что в группе есть общее мнение; важно — каково оно, в чем заключается)? 3) Почему они такие, а не иные; в чем при­чины этого? Последний вопрос не менее важен, чем первые два. Ведь только поняв причины, можно глубоко разобраться в пси­хологии групп и (и это главное) найти способы влияния на них. Группы различаются не только по масштабу, но и по другим признакам:

• по р е а л ь н о с т и существования: ре­альные и условные (выделенные по учетным данным; например, группа граждан, состоящих в списках на улучшение жилплоща­ди, группа выплачивающих алименты и др. Члены таких групп обычно не находятся вместе, не знакомы, не общаются);

• по способу возникновения: офици­альные («формальные») и неофициальные («неформальные»). Первым придается официальный статус (предприятия, учрежде­ния и пр.), вторые возникают стихийно и не регистрируются (группа друзей, земляков, собравшихся в дискотеке, на стадио­не, игроки в карты, общественные формирования и др.);

• по длительности существования: долговременно существующие, молодые, только что организо­ванные и кратковременно существующие (например, группа граждан, ожидающих на остановке автобус);


В.Среда, группа, коллектив в психологии, педагогике и практике



• по степени контактности (плотности общения): контактные (тесного и постоянного общения), малокон-тактные (редкого общения), практически неконтактные (пример их — условные группы, население большого города как группа);

• по роду занятий: учебные, производственные, управленческие, военные, правоохранительные, спортивные, научные и др.

Организованные, занимающиеся единой деятельностью, с высоким уровнем социально-психологического развития груп-пы, оказывающие продолжительное влияние на развитие и по­ведение своих членов, именуются коллективами.

Каждую группу можно характеризовать по комплексу основа­
ний. Например, студенческая группа в вузе: реальная, официаль­
ная, организованная, молодая, контактная, молодежная, учебная.
Каждый классификационный признак определенным образом
отражает соответствующие особенности социально-психологи­
ческих явлений в группе. Психология особенно развита и дейст­
венна в контактных, долго существующих группах, коллективах.
Причинность социаль- Социально-психологические явления -
но-психологических 'продукт социальных факторов, совместной
явлений жизни, действия социально-психологи-

ческих механизмов, отношений, взаимо­действия и общения людей. Они имеют две группы детермини­рующих факторов.

Во-первых, они, как и явления индивидуальной психики, имеют отражательную природу, т. е. их возникновение и качест­венная определенность обусловлены объективными обстоятель­ствами жизнедеятельности конкретных групп людей. Почему, например, у некоторого количества людей возникает одинако­вое мнение по какому-то вопросу? Прежде всего потому, что эти люди находятся в одинаковых условиях — политических, социальных, материальных, организационных, бытовых, терри­ториальных и иных. У них схожие социальное положение, судь­ба, прошлое и будущее, цели и желания, проблемы и пр. Поче-му люди думают, переживают, хотят одного и того же? Потому что они живут в одинаковых духовных и материальных услови-ях. Почему одна группа думает и делает одно, а другая — дру­гое? Потому что условия у этих групп разные. Почему две груп-пы людей могут находиться в наряженных взаимоотношениях (например, руководители и подчиненные, чиновники и простые


186 Раздел II. Психология и педагогика: личность, группа, общество

граждане, богатые и бедные, местные жители и прибывшие в регион беженцы и др.)? Потому что члены каждой группы нахо­дится в одинаковых условиях, а разных групп — в разных.

Что надо сделать, чтобы сплотить людей, снять противоре­чия между группами? Прежде всего надо создать одинаковые условия, ликвидировать очевидные различия. Что надо сделать, чтобы разложить, например, группу с антиобщественной на­правленностью, обострить противоречия внутри ее? Надо соз­дать разные условия для разных членов группы (или микро-групп), усилить различия между ними, если они уже есть, по­мочь понять различия, показать откровенно и правдиво, что кто-то (например, лидер с его ближайшими помощниками) пользуется неосведомленностью группы, действует с корыстным расчетом и обманывает других.

Условия — объективные обстоятельства, совокупность факто­ров, находящих социально-психологическое отражение и форми­рующих психологию групп. Условия бывают двух видов: микроус­ловия (ближайшее окружение и его факторы, с которыми группа и ее члены находятся в непосредственном контакте) и макроусло­вия (общественные условия, которые отражаются и на состоянии микроусловий). Психологически более действенны микроусло­вия, а макро- — в той степени, в какой и как влияют на них.

Во-вторых, социально-психологические явления детермини­рованы связями между людьми, взаимоотношениями, общением, взаимодействием в группах в процессе совместной жизни и дея­тельности. Богатство и плотность контактов людей, обмен своими отношениями, информацией, мнениями, настроениями, намерениями, способами действий и пр., воздействие с помо­щью их друг на друга ускоряют возникновение и силу взаимных «притяжений» между людьми, социально-психологических фе­номенов, а в целом - признаков общности и обособление в группу с особой психологией.

В процессах интеграции, консолидации, группового психо­логического обособления, происходящих при контактах людей, действуют и особые социально-психологические механизмы, уско­ряющие и усиливающие эти процессы:

социального восприятия;

идентификации — психологического приобщения себя К группе, своих взглядов, отношений, интересов, целей и прочего к имеющимся у группы. Вхождение человека в группу вообше


ф.Среда, группа, коллектив в психологии, педагогике и практике



происходит из-за признания им се целей как значимых для себя и обеспечивающих достижение личных целей. Это инициирует возникновение чувства общности, подталкивает к сближению, приобщению к группе, способствует пониманию необходимости единообразия поведения как условия достижения и своих целей;

референтности1 осознаваемой или мало осознаваемой ориентации члена группы на цели, нормы, ценности, мнения группы или одной из ее микрогрупп при выборе своего отноше­ния к какому-то событию или объекту;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 401; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.