КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психология группы 1 страница
Социальная психоло- Психологическая действительность, а вме-гия как отрасль психо- сте с тем и предмет психологической нау-логической науки ки, как отмечено уже в гл. 2, включают особую область психологических фактов, закономерностей и механизмов, которые присущи группам людей, поведению и состоянию человека, находящемуся в них и испытывающему их влияние и именуемых социально-психологическими. Исследованием этих явлений занимается особая отрасль психологической науки — социальная психология, находящаяся на стыке с социологией. Предысторию социальной психологии можно проследить с работ Аристотеля (384—322 до н. э.), считавшего человека «социальным животным». Активное развитие социально-психологических взглядов началось в XIX в. под влиянием идей немецкого философа Георга Гегеля (1770—1831) о «мировом (абсолютном) духе», сверхиндивидуальном «объективном духе» (воплощенном в гражданском обществе, праве, нравственности, «духе народов», семье и пр.). Француз О. Конт (1798—1857) писал о развитии психики человека в обществе, необходимости его изучения, исходя из социального окружения. М. Лацарус (1824—1903) и Г. Тард (1843—1904) исследовали «народную психологию», Г. Лебон (1841 —1931) — «психологию масс», У. Мак-Даугалл (1871 — 1938) — «инстинкты социального поведения», а В. Вундт написал даже десятитомную «Психологию народов»- р.Среда, группа, коллектив в психологии, педагогике и практике 1908 год — год опубликования книги «Введение в социальную (психологию», написанную Мак-Даугаллом, — принято считать годом рождения социальной психологии как науки. В России развитие социальной психологии началось на ру психологическая личаются от индивидуальных прежде всего пары до общества и даже человечества). 'Для них характерны свои феноменология, механизмы, закономерности, интегративность, в общем случае -- большая сложность, многообусловленность, менее заметные причинно-следственные зависимости, меньшая подвижность. Совокупность социально-психологических явлений, присущих группам и их разновидности — большим общностям, образует психологию этих групп и общностей. Психология группы — не просто сумма психик членов группы. Ей свойственны все признаки качественно своеобразной пси-алогической системы, но более высокого уровня организации и динамики, чем индивидуальная психика. Она включает в себя психику отдельных людей в качестве элементов. Не случайно ее называют системой психологических систем, системой социально- психологических явлений, а порой даже «социальной психикой», «психикой групп». По законам функционирования систем психология трупп и общностей обладает признаками целостности, а групповая динамика своеобразна и не идентична индивидуальной. У нее свои законы и механизмы, свое самодвижение объединенных в сис-тему социально-психологических явлений. Эта групповая системность влияет на психику членов группы, как это всегда бывает с элементами любых систем. Психология человека в группе — это уже не полностью независимое явление. Подвергаясь влиянию Раздел II. Психология и педагогика: личность, группа, общество психологии группы, она обнаруживает определенные изменения в содержании и динамике. Мысли, отношения, переживания, желания, поступки человека в группе содержат признаки этих влияний. Они не всегда такие же, как у группы, но даже если они противоположны, то одна из причин этого — воздействие психологии группы. «Ясно, что психика человека существует, так как у него есть мозг. Но группового мозга как материального субстрата нет», -возражают скептики. — «Как же могут существовать социально психологические явления, принадлежащие группе, а не отдельным людям?» Такое сомнение — продукт асистемного, механистического мышления, не понимающего, как разрозненные, пространственно разделенные элементы, подчиняясь некой объединяющей силе, могут становиться частью более крупной и сложной структуры, приобретающей системные свойства, не присущие элементам. При этом они не обязательно сливаются в плотный кусок вещества, а функционально, в своем движении, в изменениях начинают новое, системное существование. В мире это происходит повсеместно. Напрашивается сравнение, например, с листочком, попавшим вдруг в водоворот воды, но оно слишком примитивно. Другой пример: возникший смерч, в котором множество пылевых частиц вдруг приобрело упорядоченное движение, превратившись в вихревой столб и управляясь неведомо откуда взявшимися силами. Еще пример: Солнечная система — не умозрительное, существующее только на бумаге, объединение некоторого количества планет, астероидов и комет, а сгусток их слаженного движения, маленькая функциональная целостность в бесконечных пространствах Вселенной, силы связи которой (например, притяжения) не видны обычным глазом. Функциональные целостности часто обнаруживаются в социальных системах. Законы жизни и развития общества — не просто законы жизни отдельного человека. Законы мировой экономики принуждают отдельные государства подчиняться им, а такие же законы в отдельном государстве «крутят» жизнью отдельных граждан. Примеры можно было бы продолжить, но ясно, что и системность психологии групп и общностей - - не умозрительная б.Среда, группа, коллектив в психологии, педагогике и практике абстракция, а реальность. Проследим это для иллюстрации на взаимоотношениях двух человек. Кому они принадлежат: первому или второму? Ответ «каждому из них» не точно отражает суть. Взаимоотношения — это связь двух людей. Как и всякая связь, взаимоотношения находятся между ними, включают их самих, и возникает более сложное, чем индивидуальная психи-ка, образование. А мода? Есть, конечно, ее носители — модники. Но мода — социально-психологический феномен. Это явление психологии общности с присущей ей силой, подчиняющей себе чуть ли не каждого человека. Еще одно социально-психологическое явление — обычай. Он живет в обществе, общности, группе, не принадлежа конкретно ни Иванову, ни Петрову. Нет закона более сильного, чем обычай. Попробуйте, например, пригласить на свой день рождения гостей, но кроме чая не предложить им ничего. 999 человек из тысячи этого наверняка сделать не смогут и сила обычая гостеприимства принудит их поступить иначе. Можно заключить, что социально-психологические феномены — это реальности массового, общественного сознания, психологии общества, общностей, групп людей. Они существуют не в умах теоретиков, не придуманы, а действительно влияют на индивидуальную психологию каждого человека. Хотя это влияние не столь прямолинейно, однозначно, как в химических, физических, технических системах, ибо психология человека — сама сложнейшая система с огромными возможностями внутреннего самодвижения и произвольного регулирования. Человеку по си-Лам (если они есть у данного индивида) избирать свою линию поведения и не оказаться захваченным социально-психологическим влиянием моды, настроения какой-то группы людей, идеями какого-то общественного движения и др. Классификация Мир социально-психологических явлений столь же разнообразен, как и мир индиви- социально _ психологических Дуальной психики, но первые более слож- лежат более сложной системности. Между ними есть не только различия, но и определенное сходство, так как их природа в основе одна — психологическая. Классификация социально-психологических явлений чаще всего осуществляется по двум основаниям: по носителям и по качественно-содержательным особенностям. Раздел II. Психология и педагогика: личность, группа, общество По носителям социально-психологические явления бывают: • групповыми, принадлежащими микрогруппам — нескольким людям, малым группам, большим группам — общностям; • межгрупповыми, присущими двум или нескольким группам и отношениям между ними; • личностно-групповыми, характеризующими психологию и связи между отдельным человеком и группой, например, преподавателем и учебной группой, руководителем и персоналом учреждения, группой и отдельным ее членом (уважаемым лидером или, напротив, пренебрегаемым членом ее, изгоем); • межличностными, психологическими связями между отдельными личностями; • личностными ~ социально-психологическими явлениями у отдельных личностей. Рассматриваемые ниже явления могут принадлежать любому из этих носителей. По качественно-содержательным особенностям социально-психологические явления делятся на: взаимоотношения, общение, взаимодействие и мас-совидные. Взаимоотношения — позиционно-психологические связи между людьми. Согласно философским и социологическим воззрениям именно социальные отношения и тип их лежат в основе общества и любой социальной организации, связывая или разделяя людей. По источнику возникновения и проявлению различаются: • позиционные взаимоотношения (их еще называют статус б.Среда, группа, коллектив в психологии, педагогике и практике -| уд • поведенческие взаимоотношения. Их психологические осо- людей. Так. взаимоотношения двух только что познакомивших- ся людей (например, студентов-первокурсников) не сохраняются позиционно заданными, а могут перерасти в дружбу, любовь или ненависть, а поселившихся в новом доме двух семей — из изначально доброжелательных в конфликтные. Общение — информационно-контактная связь между людьми. Психологическая наполненность характеризуется тремя группами (их называюг еще сторонами, функциями) психологических явлений: • коммуникативными — обмен информацией об опыте, понимании окружающего, отношении к происходящему в нем. намерениях и проявляемой активности; • интерактивными — воздействия друг на друга с помощью передаваемой информации и других средств общения; • перцептивными — взаимное непосредственное восприятие (социальное восприятие), изучение и оценка друг друга и реакций на сообщаемую информацию в процессе общения. Общение сопутствует взаимоотношениям, испытывает их и пр.). Невербальные — сопутствующие речевому общению средства: мимика, жестика (жесты), таксика (прикосновения — рукопожатия, дотрагивания. объятия, поцелуи лица и руки, от- талкивания), пантомимика (положение и движения тела — поза. осанка, поклоны, снятие головного убора, походка, манера приближения к собеседнику), проксемика (расположение обшаю- Раздел II. Психология и педагогика: личность, группа, общество щихся относительно друг друга — расстояние и способ расположения — оба сидят, один стоит, другой сидит и пр.). Все они несут в себе определенную информацию. На психологии общения сказывается и социальное восприятие — восприятие человеком социальных объектов: других людей, групп, общества, явлений в них. Оно значительно сложнее восприятия других объектов и отличается большей субъективностью, пристрастностью, ролью внутренних, психологических условий (особенностей) воспринимающего. Ему свойствен механизм каузальной атрибуции (Г.М. Андреева) — объяснение человеком воспринимаемого на основе личных знаний, убеждений, установок, опыта и пр., истолкование внутренне присущих другому человеку психологических особенностей (качеств, взглядов, мотивов, намерений и др.) по его внешним проявлениям. При этом обнаруживается ряд эффектов социального восприятия: • первичности — важной роли первого впечатления о человеке или информации, полученной о нем от других людей до встречи с ним. Хотя, как говорят, «встречают по одежке — провожают по уму»; • проецирования — приписывания другому собственных взглядов, отношений, целей, мотивов и пр. Неслучайна ироничная поговорка: «Каждый понимает в меру своей испорченности»; • типологизации — подгонки оценки и понимания собеседника под определенный тип личности, известный воспринимающему (реципиенту); • целостности — нечто уже обнаруженное, определенным образом истолкованное и оцененное в собеседнике (поправившееся или не понравившееся) сказывается на его обшей оценке, а получаемая новая информация подгоняется пол нее (у «хорошего» все хорошо, у «плохого» — все плохо); • инерции («ореола», стереотипности) — влияния уже сложившегося по опыту общения впечатления о человеке на все последующие контакты с ним. Мнение о человеке трудно меняется, даже когда новые факты противоречат ему. Взаимодействие — поведенческая взаимосвязь между людьми. Собственные психологические характеристики определяются общностью или различием преследуемых людьми целей и решаемых задач, установок, ценностей, применяемых средств, способов. р.Среда, группа, коллектив в психологии, педагогике и практике приемов, знаний, навыков, умений, привычек, понимания своих обязанностей и способов действий, процесса деятельности, ситуа-ций и др. Но на психологии взаимодействия очевидным образом сказываются особенности взаимоотношений и общения взаимодействующих людей. Столь же очевидно, что взаимодействие, опыт его оказывает обратное влияние на эти социально-психологические феномены. Взаимодействие внешне обнаруживаются в слаженных или, напротив, неорганизованных, беспорядочных, разрозненных, суетливых, конфликтных и прочих действиях. Человек по своему эволюционному происхождению — стад-ное существо. В историческом процессе создания и развития общественных отношений произошла социализация потребности в согласовании своих действий с действиями других. Современный уровень развития человеческих сообществ, разделение и кооперация труда в них расширили и упрочили зависимости каждого человека от способности и умения налаживать сотрудничество в процессе жизни и деятельности. Индивидуализм сегодня противоречит реалиям и тенденциям развития человечества. Отношения, общение, взаимодействие могуг характеризоваться единством, согласием, доверием, сотрудничеством, взаимопомо-щью, уважительностью, вежливостью, доброжелательностью, дове-рительностью, терпимостью, дружбой, любовью и т.д. или противоположными психологическими характеристиками. Достижение положительных характеристик отношений, общения, взаимодействия — в интересах подавляющего большинства людей и развития общества, создающего условия для их удоатетворения. Массовидные социально-психологические явления — распространенные, одинаковые, охватывающие и связывающие психологически некоторое количество людей. Они в значительной степени — продукт описанных выше социально-психологических явлений, преобладающих в группе, большой общности, обществе. Это явления: • преимущественно мотивационно-потребностного характера: групповые цели, групповые потребности, групповые интересы, групповые чаяния и надежды, групповые стремления, групповые мотивы, групповые намерения; • преимущественно познавательного характера: групповые Мнения, групповые взгляды, групповые убеждения, групповые социальные восприятия, суеверия, предрассудки, слухи; Раздел II. Психология и педагогика: личность, группа, общество • преимущественно эмоционального характера: групповые настроения, групповые чувства и переживания, групповые социальные ожидания, групповые аффекты; • преимущественно поведенческо-волевого характера: групповая активность (акции), групповые нормы, обычаи и традиции, мода, ажиотаж, паника. Личностные социально-психологические явления, представляя собой достояние индивидуальной психики, тем не менее являются отражением, «жизнью» в ней описанных выше социально-психодогических явлений. Принцип социальной обусловленности психики, о котором сказано в гл. 2, данные о физиологии высшей нервной деятельности вскрывают важнейшую роль этих явлений в формировании особенностей психики каждого. Сегодня это аксиома, аспекты которой рассматриваются уже больше обшей, а не социальной психологией. Влияние социума на индивида не сводится к социально-психологическим аспектам в истории его жизни и достоянию биографии. Оно существует и в настоящей жизни каждого человека, обнаруживается в каждый се момент, в каждой ситуации. Это закономерно, так как внутренние психологические причины действуют через внешние условия. Один и тот же человек в разных социально-психологических условиях зачастую ведет себя не свойственным ему образом. Такие влияния и поведение выступают предметом особого интереса современной социальной психологии. Как отмечает известный социальный психолог Г.М. Андреева, важно понять поведение личности в конкретной группе, в реальном, существующем в данное время социальном окружении, как поведение взаимодействующего и общающегося субъекта1, как детерминируемое не только ранее сформированными свойствами, но и воздействием социально-психологического поля группы2. 1 Андреева Г.М. Социальная психология. — М.. 1994. — С.265—266. 2 Это стоит подчеркнуть и потому, что в ряде книг, с которыми, вероятно, бу «.Среда, группа, коллектив в психологии, педагогике и практике Социально-психологическая феноменология личности выражена прежде всего в социально-психологических качествах — ее относительно устойчивых особенностях, обнаруживающихся при контактах с разнообразием социальной среды — другими людьми, группами, общественными явлениями. В социально-психологической науке есть попытки выделить комплекс их. Обобщая имеющиеся данные, можно отнести к нему такие: • восприятие и понимание социального бытия (общества, групп, людей — их жизни, сущности, норм, действий и пр.); • социальные установки («аттитюды») личности (патриотизм, (гражданственность, правопослушность, чувство социальной ответственности, потребность в самореализации и самоутверждении, социальные притязания); • социальная активность, реализуемые социальные роли (сын, дочь, |родитель, муж, жена, студент, член общественной организации, ответственный за что-то член группы, должностное лицо и пр.); • склонность, способность и подготовленность к совместной деятельности, труду; • коммуникативные способности и коммуникативная подготовленность (подготовленность к общению); • социально-психологическая устойчивость (надежность проявления типичных для личности социально-психологических особенностей в разных, в том числе критических, ситуациях); • «Я-концепция (образ)» (понимание себя, своей жизни, своего места в социуме и отношение к нему; стремление оставаться тем же или быть иным). Содержательная сформированное^ соци Раздел II. Психология и педагогика: личность, группа, общество блестит, а в голове свистит». Реальные особенности «Я-концепции» существенно сказываются на поведении человека, работе над собой, успехах и неудачах в жизни. Личностная социально-психологическая феноменология представлена и динамически: в виде социально-психологических процессов и состояний (или компонентов психических состояний), возникающих у человека при нахождении в группе и под ее атиянием мыслей, побуждений, эмоциональных переживаний и др. Разнообразие групп Категория группы - родовая. Любое объе- и их психологии динение людей в общем понимании группа. В зависимости от масштаба группы различают психологию микрогрупп (части малой группы, обычно 2—3 человека), психологию малых групп, психологию больших групп — общностей, психологию всего общества. Чтобы понять и охарактеризовать психологию любой группы, надо ответить на три важнейших вопроса: 1) Какие, из социально-психологических явлений представлены и доминируют в ней? 2) Каковы их содержательные, качественные особенности (мало, например, сказать, что в группе есть общее мнение; важно — каково оно, в чем заключается)? 3) Почему они такие, а не иные; в чем причины этого? Последний вопрос не менее важен, чем первые два. Ведь только поняв причины, можно глубоко разобраться в психологии групп и (и это главное) найти способы влияния на них. Группы различаются не только по масштабу, но и по другим признакам: • по р е а л ь н о с т и существования: реальные и условные (выделенные по учетным данным; например, группа граждан, состоящих в списках на улучшение жилплощади, группа выплачивающих алименты и др. Члены таких групп обычно не находятся вместе, не знакомы, не общаются); • по способу возникновения: официальные («формальные») и неофициальные («неформальные»). Первым придается официальный статус (предприятия, учреждения и пр.), вторые возникают стихийно и не регистрируются (группа друзей, земляков, собравшихся в дискотеке, на стадионе, игроки в карты, общественные формирования и др.); • по длительности существования: долговременно существующие, молодые, только что организованные и кратковременно существующие (например, группа граждан, ожидающих на остановке автобус); В.Среда, группа, коллектив в психологии, педагогике и практике • по степени контактности (плотности общения): контактные (тесного и постоянного общения), малокон-тактные (редкого общения), практически неконтактные (пример их — условные группы, население большого города как группа); • по роду занятий: учебные, производственные, управленческие, военные, правоохранительные, спортивные, научные и др. Организованные, занимающиеся единой деятельностью, с высоким уровнем социально-психологического развития груп-пы, оказывающие продолжительное влияние на развитие и поведение своих членов, именуются коллективами. Каждую группу можно характеризовать по комплексу основа ческих механизмов, отношений, взаимодействия и общения людей. Они имеют две группы детерминирующих факторов. Во-первых, они, как и явления индивидуальной психики, имеют отражательную природу, т. е. их возникновение и качественная определенность обусловлены объективными обстоятельствами жизнедеятельности конкретных групп людей. Почему, например, у некоторого количества людей возникает одинаковое мнение по какому-то вопросу? Прежде всего потому, что эти люди находятся в одинаковых условиях — политических, социальных, материальных, организационных, бытовых, территориальных и иных. У них схожие социальное положение, судьба, прошлое и будущее, цели и желания, проблемы и пр. Поче-му люди думают, переживают, хотят одного и того же? Потому что они живут в одинаковых духовных и материальных услови-ях. Почему одна группа думает и делает одно, а другая — другое? Потому что условия у этих групп разные. Почему две груп-пы людей могут находиться в наряженных взаимоотношениях (например, руководители и подчиненные, чиновники и простые 186 Раздел II. Психология и педагогика: личность, группа, общество граждане, богатые и бедные, местные жители и прибывшие в регион беженцы и др.)? Потому что члены каждой группы находится в одинаковых условиях, а разных групп — в разных. Что надо сделать, чтобы сплотить людей, снять противоречия между группами? Прежде всего надо создать одинаковые условия, ликвидировать очевидные различия. Что надо сделать, чтобы разложить, например, группу с антиобщественной направленностью, обострить противоречия внутри ее? Надо создать разные условия для разных членов группы (или микро-групп), усилить различия между ними, если они уже есть, помочь понять различия, показать откровенно и правдиво, что кто-то (например, лидер с его ближайшими помощниками) пользуется неосведомленностью группы, действует с корыстным расчетом и обманывает других. Условия — объективные обстоятельства, совокупность факторов, находящих социально-психологическое отражение и формирующих психологию групп. Условия бывают двух видов: микроусловия (ближайшее окружение и его факторы, с которыми группа и ее члены находятся в непосредственном контакте) и макроусловия (общественные условия, которые отражаются и на состоянии микроусловий). Психологически более действенны микроусловия, а макро- — в той степени, в какой и как влияют на них. Во-вторых, социально-психологические явления детерминированы связями между людьми, взаимоотношениями, общением, взаимодействием в группах в процессе совместной жизни и деятельности. Богатство и плотность контактов людей, обмен своими отношениями, информацией, мнениями, настроениями, намерениями, способами действий и пр., воздействие с помощью их друг на друга ускоряют возникновение и силу взаимных «притяжений» между людьми, социально-психологических феноменов, а в целом - признаков общности и обособление в группу с особой психологией. В процессах интеграции, консолидации, группового психологического обособления, происходящих при контактах людей, действуют и особые социально-психологические механизмы, ускоряющие и усиливающие эти процессы: • социального восприятия; • идентификации — психологического приобщения себя К группе, своих взглядов, отношений, интересов, целей и прочего к имеющимся у группы. Вхождение человека в группу вообше ф.Среда, группа, коллектив в психологии, педагогике и практике происходит из-за признания им се целей как значимых для себя и обеспечивающих достижение личных целей. Это инициирует возникновение чувства общности, подталкивает к сближению, приобщению к группе, способствует пониманию необходимости единообразия поведения как условия достижения и своих целей; • референтности1 — осознаваемой или мало осознаваемой ориентации члена группы на цели, нормы, ценности, мнения группы или одной из ее микрогрупп при выборе своего отношения к какому-то событию или объекту;
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 401; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |