Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психология группы 2 страница




заражения — неосознанной передачи мыслей, настроений и побуждений, состояния от одних членов группы другим;

внушения — некритического принятия частью членов группы информации и отношений большинства и другой части членов группы без их самостоятельного анализа, оценки, понимания;

убеждения — воздействия на сознание членов группы как мерами разъяснения, аргументации, доказательств, так и пове­дением в жизни (убеждение примером, на опыте), а также фак­том признания (принятия) отдельными членами группы пра­вильными каких-то взглядов, норм, поступков и другого, при­сущих большому числу других людей («Раз все считают так, то они, вероятно, правы, а я нет»);

подражания — осознанного или мало осознаваемого сле­дования чьему-то примеру в группе, образцу поведения. Счита­ется, что подражание выступает основным механизмом так на­зываемого научения, приобретения в опыте жизни (а не целена­правленного формирования) новых знаний, навыков, умений, привычек, форм поведения;

конформизма2 — тенденции части членов группы мало­осознанно подчинять свое поведение, мнение, оценки, выборы решений соответствующим групповым феноменам, не вступать в противоречие с ними. Людей, которые сохраняют собственное мнение в группе и занимают особую позицию, называют нон­конформистами;

группового давления -— механизм повышения силы группо­вого воздействия на отдельного человека. Если убеждает, требует Группа, то это воздействует на человека много сильнее, чем если

От лат. referens — сообщающий.

От лат. conformis - подобный, сообразный.



Раздел II. Психология и педагогика: личность, группа, общество


бы это делал кто-то один. Такое групповое давление может быть разовым, открытым, намеренным, организованным (например обсуждение группой поступка отдельного члена группы), но оно присутствует постоянно. Индивиду психологически трудно сделать что-то, что не согласуется с существующим в группе мнением и нормой поведения. Элемент силы механизма группового давления — страх перед возможными санкциями группы (осуждение, насмеш­ки, презрение, отторжение и др.);

массовой силы (фацилитации)1 способствования актив­ному проявлению своих желаний и возможностей членами группы при нахождении в составе группы. Этот механизм по­вышает (или, напротив, снижает, в зависимости от особенно­стей психологии группы) активность и производительность со­вместной деятельности, совершения поступков отдельными людьми. Учебный, трудовой или военный коллектив, охвачен­ный энтузиазмом, творит чудеса, а охваченный конфликтами, раздорами, унынием, безразличием, паникой, резко бессилен и непроизводителен. Другой факт: подростки в подавляющем большинстве случаев совершают правонарушения в составе группы и очень редко — в одиночку.

Чем более привлекательна группа для какого-то ее члена, тем сильнее проявляются по отношению к нему механизмы подражания, заражения, внушения, убеждения. Действует и не всегда отчетливо осознаваемая необходимость сохранять единст­во и прочность группы, не допускать ее развала, не быть ис­ключенным из группы.

6.2. Социальная педагогика — педагогика среды

Предмет социальной Педагогика долгое время изучала только

деятельность специальных педагогических

педагогики

учреждений — дошкольных и школьных. хотя влияние внешкольных условий и факторов понималось давно. Ныне значительно обогатились социальные факторы, ин

1 От англ. fasilite помогать, облегчать, способспюиать.


б.Среда, группа, коллектив в психологии, педагогике и практике -\ 89

ституты и условия общества, которые усилили образовательное, воспитательное, обучающее, развивающее воздействие на лю­дей. Изучением педагогических влияний окружающей среды на человека, возможностей принятия их во внимание и путей усо­вершенствования при целенаправленном решении педагогиче­ских задач занимается особая отрасль педагогической науки, именуемая социальной педагогикой.

К важнейшим реальностям, образующим среду и оказывающим социально-педагогическое влияние на людей, относятся:

• государственное устройство общества, его экономическая система и их состояние;

• деятельность органов государственного и муниципального управления и их работников;

• уровень культуры, нравственности, образованности, об­щественного сознания, жизни населения и отдельных граждан, социального обеспечения и защиты;

• жизнь, деятельность, история, социально-демографические, национально-этнические и социально-психологические особенно­сти, социальные ожидания различных социальных групп населе­ния, их взаимоотношения, народные обычаи («обычай старше за­кона») и традиции (в совокупности — «народная педагогика»);

• состояние законности, правопорядка и правовая культура населения;

• особенности и деятельность различных общностей: офи­циальных (трудовые, воинские и служебные коллективы, обще­ственные организации, партии и пр.) и неофициальных (бытовые, молодежные, по интересам, криминальные и др.);

• труд, стиль и методы управления в учреждениях, органи­зациях и па производстве;

• деятельность средств массовой коммуникации, субъектов культуры и искусства;

• семья, быт, досуг;

• события и уроки жизни и др.

Классификация соци- Социально-педагогическая реальность пред-
ально-педагогических стает прежде всего в качестве совокупности
факторов социально-педагогических факторов.

По педагогической п р и -роде различают факторы:



Раздел II. Психология и педагогика: личность, группа, общество


собственно-педагогические: состояние системы образова-ния в городе, районе, области, где проживают ланные юноша, девушка, постановка воспитательной работы, уровень проведе­ния занятий, личные качества и мастерство учителей, пример родителей и применяемые ими методы работы с детьми, обес­печенность учебной литературой и т.п.;

педагогически значимые: экономические, материальные, жилищные, бытовые, управленческие, информационные, гео­графические, социальные, политические, этнические и другие, характерные для окружения, атмосферы, условий жизни, учебы, труда, досуга людей. Не педагогические по своей природе, они, тем не менее, сказываются на их взглядах, убеждениях, отноше­ниях, устремлениях, навыках, привычках, качествах и др.

По источнику происхождения и м а с ш табу влияния факторы делятся на:

федеральные, порожденные особенностями, присущими в целом российской жизни: это государственное устройство и дея­тельность государственных органов, тип и состояние экономи­ческих отношений, меры, предпринимаемые государством по вопросам образования, воспитания, работы с молодежью, дея­тельность основных телевизионных каналов и др.;

региональные, связанные с особенностями действия ана­логичных федеральным факторов, а также иных, но присущих отдельным регионам России (областям, республикам, районам, городам, селам): деятельность местных органов власти, эконо­мическое положение в регионе, состояние системы образования в нем, уровень культуры населения, его национальный состав и особенности образа жизни и др.;

групповые, присущие группам людей, среди которых живет, с которыми учится, трудится, проводит досуг данный человек:

межличностные — факторы, действующие в паре: учитель — ученик, отец — сын, два друга и др.

Ныне можно говорить и о международных социально-педаго­гических факторах, которые стали весьма ощутимы в жизни российских граждан, и можно ожидать дальнейшего повышения их роли. Это, в частности, обусловлено и принципом интегра­ции нашего образования в мировую систему образования, зако­нодательно признанным для отечественного образования, нали­чием международных правовых документов, подписанных и


«Среда, группа, коллектив в психологии, педагогике и практике



Россией (Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Деклара­ция прав ребенка 1959 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г. и др.), укрепление международных связей, развитие меж-(дународных средств связи, информации, туризма, взаимного обмена, торговли, культуры, образования и др.

Иногда по признаку близости — отда­ленности к конкретному человеку, группе социатьно-педагогические факторы делятся на:

• факторы микросреды — непосредственного, ближайшего окружения. Ближайший коллектив называется первичным кол­лективом (например, студенческая группа, бригада, экипаж);

мезосреды1 более отдаленной, находящейся за предела­ми непосредственного окружения, среды, которой часто бывает вторичный коллектив (например, коллектив образовательного учреждения, завода, эскадрильи);

макросреды2 условия жизни в обществе, государстве, большом регионе.

Наиболее действенно педагогическое влияние непосредствен­
ного окружения человека и кроме того оно больше поддается це­
ленаправленным педагогическим усовершенствованиям силами
рамой личности и педагога, а поэтому требует особого внимания.
Характеристика соци- Социально-педагогические влияния объек-
ально-педагогических тивны, сильны и избежать их влияний не­
влияний возможно. Основной механизм их — меха­
низм научения,
т. е. непроизвольного появле­
ния педагогических результатов в опыте жизни человека под влия­
нием окружающей среды.
Выше уже отмечена широта образова­
тельных, воспитательных, обучающих и развивающих влияний
среды на него. Особенно податлива социально-педагогическим
влияниям воспитанность человека.

Сила социально-педагогических влиянии определяется их:

• постоянством, непрерывностью,

• непосредственностью, близостью к каждому человеку,

• значимостью непосредственных обстоятельств жизни и Деятельности,

От греч. mesos средний, промежуточный. От греч. makros — большой, длинный.



Раздел II. Психология и педагогика: личность, группа, общество


действенностью убеждения на опыте,

• превращением хотя бы части их в управляемые воздейст­вия, целенаправленно используемые в педагогических целях.

Педагогическая слабость социально-педагогических влияний — в их стихийности, неуправляемости, частом несовпадении с це­ленаправленно организуемыми педагогическими воздействиями, нередко — в их антипедагогическом характере. Развитие средств массовой коммуникации, связи, информации, телевидения, ви­деотехники, музыкальной продукции, Интернета, переезды лю­дей на большие расстояния, выезды за рубеж приблизили соци­ально-педагогические факторы федерального и даже межлуна-родного уровня к каждому человеку. Произошло вторжение на­прямую этих новаций в макросреде в микросреду, в жизнь практически каждого человека с малого возраста, в каждые лом, квартиру, быт, досуг. Мы столкнулись с отчетливо выраженной исторической тенденцией, имеющей огромное социально-педагогическое значение, которая чуть ли не решающим обра­зом, как эпидемия, сказывается на воспитании и развитии це­лых поколений. Это новый педагогический феномен, требую­щий радикальных решений, но пока еще должным образом не оцененный не только у нас, но и в мире.

Задача общества, всех его структур, граждан с активной жиз­ненной позицией — взять под контроль максимум до сих пор не управляемых или мало управляемых социально-педагогических влияний, совершенствовать социально-педагогические факторы, особенно в непосредственном окружении молодого поколения, идущего на смену старшему, прежде всего максимально устра­нить или ослабить антипедагогические влияния.

6.3. Психологический и педагогический потенциалы групп и коллективов

Коллектив — высший уровень Психология группы, как и психоло-
социально-психологического гия личности, возникает, изменяет-
развития группы ся, развивается, может деформиро-

ваться, деградировать. Это относится к отдельным социально-психологическим явлениям в ней и ко всей психологии группы-


В.Среда, группа, коллектив в психологии, педагогике и практике



В психологической динамике группы., начиная с момента ее возникновения, обычно:

• обнаруживаются признаки взаимоотношений, мнений, на­строений и других социально-психологических явлений;

• происходит столкновение появляющихся мнений, жела­ний, намерений, действий у части членов, которое завершается выработкой обших, компромиссных взглядов и подходов либо возникновением конфликтов и противоборств, даже расколом и выходом из группы части се членов;

• выдвигаются дилеры — наиболее активные, с харизматиче­скими1 признаками личности, инициативно собирающие едино­мышленников, становящиеся центрами психологического притя­жения других. Они проявляют себя как стихийно выдвигающиеся руководители. Если в группе есть официально назначенный ру­ководитель, то между ним и лидером (лидерами) возникает либо взаимопонимание и сотрудничество, либо конкурентная борьба за влияние в группе. Если в стихийно сложившейся группе воз­никает несколько лидеров, то между ними происходит обычно психологическая борьба за руководство группой, приводящая к возникновению микрогрупп, каждая из которых идет за своим лидером;

• со временем положение в группе относительно стабилизи­руется. Страсти на время утихают, психологические столкнове­ния и конфликты приводят к выработке согласия, установлению норм отношений и повеления, появлению групповых обычаев и традиций, устоявшейся психологической атмосфере, ее жизни и функционированию;

• возникшая относительная стабильность не бесконечна. Она может быть нарушена внешними и внутренними причинами. Могут измениться окружающая группу среда, условия в общест­ве, требующие и определенных перемен в группе, которые из-за самоуспокоенности руководителей, лидеров зачастую не проис-

1 Харизматическая личность — личность с выраженными чертами необычности, привлекательности, активности, организаторских способностей, притягательно­сти для других.

7 Псичотгня и педагогика



Раздел II. Психология и педагогика: личность, группа, общество


ходят или задерживаются, что вызывает недовольство членов группы. Нередко бывает, что в группе есть некая «психоло­гическая червоточинка» — загнанное на периферию сознания частичное несогласие, сделанная частью членов группы уступка во имя единства группы в начале ее существования. Она живет в глубине сознания, медленно, но верно подтачивает настроение сделавших уступку людей, подпитывается вольно или невольно подмечаемыми ими фактами жизни, которые подтверждают (или им кажется, что подтверждают) верность их прежнего мнения, оценок и предложений. Организация вертикали управления группой, особенно если она недемократична да еще реализуется субъектом управления с авторитарным стилем, содержит еще од­ну «психологическую червоточинку» — скрытое до поры до вре­мени недовольство членов группы неравенством положения в группе, распределением прав, обязанностей, свобод, льгот, дохо­дов. В длительно существующей группе появляются и новые чле­ны, порой не чувствующие ответственности за ранее достигнутые соглашения в группе, недовольные сложившимся положением дел и более радикально настроенные на перемены. Короче гово­ря, за внешним благополучием в сложившейся и тем более дли­тельно существующей группе любого вида и масштаба существу­ют причины, требующие постоянного слежения за ее психологи­ей и подвижками в ней, а также адекватного руководства, глав­ным образом ориентированного на предупреждение и устранение внутренних противоречий в психологии группы и недовольств ее членов, поддержание и укрепление ее сплоченности и здоровой атмосферы.

Оценка качественного состояния психологии групп, социально-психологических явлений и процессов в ней базируется на соотне­сении обнаруживаемого с идеальными (желательными) характе­ристиками, выражающими степень цивилизованности, социаль­ной благоприятности, соответствия здоровым интересам людей и потребностям их индивидуального развития и развития обще­ства. Степень соответствия различается по у р о в н ю со­циально-психологического разви-т и я психологии группы и социально-психологических явле­ний в ней. Есть три уровня:


б.Среда, группа, коллектив в психологии, педагогике и практике



низкий — практически полное несоответствие желаемому И потребному,

средний,

высокий — совпадающее или максимально близкое к идеалу, требованию состояние психологии группы.

Каждому из них свойственны особое содержание, качество психологии коллектива и ее компонентов. Для высокого уровня социально-психологического развития группы характерны дело­вая активность и острая психологическая нацеленность на каче­ственное решение главной задачи, ради которой создана и су­ществует она сама. Группа сплочена, в ней здоровые (в соци­альном и психологическом плане) общественное мнение, на­строения, традиции и обычаи, нормы поведения, взаимоотно­шения, отношения коллективизма (в поведении реализуется по­нимание членами группы совпадения личных целей и интересов ]С целями и интересами всей группы и большинства других ее членов, за рубежом это часто называют корпоративностью), долга и ответственности перед ними, солидарности, взаимной благожелательной требовательности, сотрудничества, уважения, товарищества, поддержки, помощи. Чувство чести группы, со­блюдение чести, доброго имени, авторитета в психологии такой группы — не фикции, а действенные регуляторы поведения ее членов.

В группе низкого уровня социально-психологического развития наблюдаются разобщенность, конфликты, раздоры, склоки, факты нарушений дисциплины, моральных и даже правовых норм, работа не спорится, слабо развиты чувства групповой и личной ответствен­ности, чувство чести группы в ее психологии отсутствует.

Среднему уровню социально-психологического развития группы свойственны промежуточные между высшим и низшим уровнями характеристики, смешение явлений, присущих и пер­вому, и второму.

Группу людей, занимающуюся общественно и личностно зна­чимой деятельностью, отличающуюся высоким уровнем социаль­но-психологического развития, благоприятной для решаемых задач и ее членов социально-психологической атмосферой, принято на-

7-



Раздел II. Психология и педагогика: личность, группа, общество


зывать коллективом. В психологии коллектива реализуются все потенциальные возможности, заложенные в психологии любой группы, для успешной жизни, деятельности и личностного роста человека1. Нахождение человека в коллективе — это на­хождение в максимально благоприятной для него социально-психологической микросреде. Поэтому вся работа с группой должна быть ориентирована на психологическое превращение ее в коллектив.

Оценка уровня социально-психологического развития лю­бой группы (групп)2, в которой находится человек и которая оказывает на него влияние, имеет практическое значение. Она позволяет понять, каково это влияние, насколько оно соответ­ствует его личным потребностям в цивилизованной, полной самореализации и самоутверждения жизни. На ее основе бази­руются и решения, например, о выводе данного человека из-под влияния низко развитой группы, переключение его на дея­тельность в другой группе, выборе путей работы с данной группой по повышению уровня ее социально-психологического развития.

1 Криминальные группы, которые могут отличаться ВЫСОКОЙ организованно­
стью, сплоченностью, единством действий, тем не менее, не относятся к кол­
лективам, так как: а) они заняты не общественно полезной, а антиобщественной
деятельностью, б) воздействие их на своих членов ведет не к цивилизованному
личностному росту и самоутверждению, а к деградации, к выключению из свя­
зей гуманного, морального, демократического, правовою общества. Они на­
правлены в сторону, противоположную имеющимся возможностям и тенденци­
ям достойного развития общества и человека.

2 Нередко, особенно в разговорном языке, любые организованные группы назы­
вают коллективами: «коллектив предприятия», «коллектив учреждения»,
«коллектив школы», «коллектив класса» и др. В них действительно есть один
важный признак коллектива — общественно полезная деятельность. Однако им
часто не присущи другие психологические признаки коллектива: сплоченность.
коллективизм, здоровая морально-психологическая атмосфера И взаимоотноше­
ния, полная реализация потенциала благоприятного влияния на своих членов.
Запретить так говорить и пользоваться точно научными понятиями в массовой
разговорной практике невозможно. Но применяя слово коллектив, например, к
персоналу цеха, адвокатской конторы, научной лаборатории, фирмы и др., надо
не забывать, что в социально-психологическом смысле это далеко не всегда
подлинный коллектив. Правильнее выражаться так: «Это коллектив низкого
(среднего) уровня социально-психологического развития». «Это подлинный кол­
лектив».


к.Среда, группа, коллектив в психологии, педагогике и практике



Работа по повышению и реализации психологического потен­циала группы и превращению ее в коллектив базируется на пол­ном учете и совершенствовании основных факторов, оказы­вающих непосредственное влияние на психологию группы (рис. 6.1).



 


Рис. 6.1. Основные факторы, оказывающие непосредственное влияние на психологию группы


Проблема коллектива в педагогике

Если поляризовать имеющиеся в педагоги­ке подходы к пониманию главного носите­ля и источника педагогических влияний и воздействий, формирующих личность человека, то выделяются два. Первый (именуемый иногда «парной педагогикой») призна­ет в качестве такового только учителя, воспитателя и связи меж­ду ним и формирующимся человеком. Второй (именуемый в Противовес «коллективной педагогикой») считает решающими влияния жизни, среды, коллектива. Преобладают же подходы, ориентированные на сочетание того и другого.

С вступлением нашей страны на демократический путь раз­вития наметились определенный пересмотр и коррекция сло­жившихся в педагогике представлений об основных факторах Целенаправленного формирования личности. Ярые критики «антидемократизма» формирования часто критикуют и педаго-



Раздел II. Психология и педагогика: личность, группа, общество


гическую теорию коллектива, опирающуюся в значительной степени на опыт А.С. Макаренко1. При этом нередко использу­ются «грязные технологии», почерпнутые, вероятно, из дурных примеров политической жизни: А.С. Макаренко приписываются утверждения, которых он не делал, чтобы легче их «опровергать». Критики умалчивают, что он не создавал общей теории воспитания, применимой везде, а занимался перевоспи­танием беспризорных детей и малолетних правонарушителей. То, что его общие идеи о роли коллектива были расценены пе­дагогической общественностью как применимые и в других дет­ских и взрослых коллективах, — не его вина.

Кроме того, предметом его творческих поисков был только коллектив, а не все проблемы воспитания, лишь одна группа закономерностей, нашедшая отражение только в одном педаго­гическом принципе — воспитание в коллективе и через коллектив. У него нет теоретических обоснований того, что коллектив — все, а личность — ничто. Он рассматривал этот вопрос в единстве, как организацию жизни коллектива ради воспитания личности, как обязательный путь в ряду других. Главным интересом его были не вопросы идеологии и содержания воспитания, а техно­логия, методика воспитания в коллективе. Конечно, у него бы­ли какие-то промахи, обусловленные временем, когда он жил и творил, а также преувеличения, свойственные почти каждому увлеченному своей проблемой исследователю.

С позиций сегодняшнего дня, зарядившись высокомерием и конъюнктурной установкой «разнести», можно уверенно крити­ковать и Аристотеля, Демокрита, Ломоносова, Гегеля, Менде­леева, Павлова и других великих ученых за то, что они что-то в свое время не учли, не поняли, недооценили, переоценили, что-то не так сказали. Верно говорят, что можно так надергать цита-

1 Вот мнение одного из современных авторов: Макаренко «...страшен тем. что та­лантлив. Тем. что стал певцом не внешней диктатуры, а глубоко внутренней, когда насилие с радостью принимается теми, на которых оно направлено. Макаренко соз­дан набор примитивных догм, которые легко вкладывались в сознание учительства: для коллектива, через коллектив, в коллективе! Школа — завод! Мажор! Нам нет дела до личности! Совесть, гармоничное развитие, сострадание — буржуазные кате­гории. Мы создаем педагогику параллельного действия, а это значит, плевать на страдания каждого отдельного человека, лишь бы коллектив в фанфарном марте топал к начертанным победам! Макаренкошцина исчерпала себя!»


в.Среда, группа, коллектив в психологии, педагогике и практике



ты из Евангелия, что и святой покажется сатаной. Людей пра­вильно оценивать не по тому, что они не сделали, а по тому, 'что сделали. Значимость людей определяется тем, что в свое, давно прошедшее, время при значительно более низком, чем сейчас, уровне науки и богатства знаний, они возвысились над временем, опередили его, ускорили его бег, а часть их идей не потеряла своего значения поныне.

Не тенденциозность, не нигилизм, а разумная, взвешенная оценка педагогического наследия, в том числе и работ А.С. Макаренко, нужны сейчас. Надо не начинать все с начала, не следовать исторически не оправдавшему себя лозунгу «мы все разрушим, а затем...», но продолжать, творчески используя race лучшее из прошлого. Тем более, что педагогическая теория (коллектива в том виде, в каком она вошла в современность, это уже результат труда многих педагогов.

Современное развитие социально-педагогических знаний подтверждает значимость непосредственного окружения, среды, возможностей первичного коллектива в формировании лично­сти. Никто не в силах отменить закономерное педагогическое влияние других людей, социальной среды на человека. Жить среди людей и не зависеть от них невозможно, как бы это ни нравилось кому-то. Доказательством этому служат не только положения самой педагогики, но и данные психологии, соци-|альной психологии, социологии и весь опыт жизни людей. По­пытки некоторых «новаторов» изобразить дело так, что свобод­ное развитие личности — это развитие, которое зависит только ют самой личности и больше ни от кого, — не более чем анти­научная фантазия, конъюнктурное подлаживание под модные политические идеи, рецидив политизации педагогики, имею­щие, к счастью, как болезнь роста, преходящее значение.

Некоторые критики теории коллектива не приемлют коллек­тивизм как качество современной личности, понимая его как [нечто противоположное индивидуальности. В действительности рут допускается путаница (если не сознательное искажение). Коллективизм — это умение человека понимать интересы дру­гих людей, согласовывать с ними свои, действовать, не нанося им ущерба, уважать их права и свободы. Противоположное ему качество — не индивидуальность, а индивидуализм - - забота только о себе, пренебрежение к интересам, правам и свободам



Раздел II. Психология и педагогика: личность, группа, общество


другого человека. Свобода, понимаемая как игнорирование ра­зума, как сплошное удовольствие и «расслабление» неизвестно после каких трудов, как удовлетворение низменных страстей, как жизнь сегодняшним днем без перспективы — иллюзорная свобода. О какой свободе и индивидуальности может идти речь, например, в буйствах фанатов футбольной команды, вольностях новомодных течений в одежде и прическе, которые ничем иным, как вызовом и пренебрежением мнением других, не яв­ляются, в привязанности любителей оглушающих и душеопус-тошающих звуков металлического рока или жизни наркоманов? Каждый из них, думая, что он свободен, в действительности лишен свободы начисто. Он вовлечен в поток страстей опреде­ленной группы и безвольно увлекаем им. Он в полном психо­логическом и поведенческом плену и не смеет разорвать его пут из-за страха быть осмеянным, униженным, а то и подвергнутым физической расправе. Вот несколько мнений выдающихся и бесспорно умных людей:

М.М. Пришвин: Индивидуализм есть подчеркнутая слабость. Тацит: Лишь глупцы называют своеволие свободой. Квинтилиан: Свобода и распущенность — понятие одно другому совершенно противоположные. Клаудиус: Свобода заключается в праве делать все, что не вр е-дит другим Ф.Н. Глинка: Кто истинно свободен? — Тот, кто не раболепствует собственным страстям.

Выше уже отмечено, что успех в любом деле все больше за­висит от умения человека учитывать и использовать связи и за­висимости, от умелого партнерства и сотрудничества. Воспитать индивидуалиста, человека, живущего только для себя, пони­мающего свободу как своеволие, вседозволенность, наплева­тельское отношение к другим, поведение — как порывы, дви­жимые только желаниями, — значит направить вектор педаго­гики противоположно вектору развития человечества и всех сфер современного общества, смотреть назад, а не вперед, не идти в ногу с исторической необходимостью и неизбежностью. Формирование коллективизма кроме того в наибольшей степени соответствует традиционной российской педагогике и нацио-




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 379; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.072 сек.