Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ния речевых средств Умения пользоваться словом, речью. Они 2 страница




Прием установления психологического контакта. Психологи­ческий контакт — синхронность мыслей, намерений, довери­тельность отношений, содействие друг Другу в поисках истины, решении вопроса, проблемы. В отличие от дружбы, товарищест­ва он имеет временный характер и локален, ограничен конкрет­ным содержанием разговора (иногда только частью его). Его можно сравнить с ниточкой, временно протягивающейся между собеседниками. Найти такую «ниточку», «потянуть за нее» — важное условие достижения успеха в разговоре.

Правило последовательного психологического сближения. Надо упорно и последовательно приближаться к нужному результату разговора, устраняя на пути к нему одно препятствие за другим и расширяя область согласия (умножая и укрепляя связываю­щие «нити»). Это осуществляется формированием у партнера по общению:


11. Психологическая и педагогическая техника в профессиональной деятельности 409

• заинтересованности в положительном решении вопроса;

• уверенности, что инициатор общения относится к нему доброжелательно, готов учитывать его интерес и будет справедлив;

• готовности честно, справедливо, по деловому искать взаи­моприемлемые пути решения вопроса;

• эмоционально-уравновешенного психического состояния.

На пути к этому надо использовать не только слова, но воз­действовать на собеседника всем арсеналом речевых и нерече­вых средств, поведением, внешним видом, тоном. Обратить внимание на снятие у партнера по общению психологических барьеров недоверия, подозрительности, возможно враждебно­сти, отказаться от «обвинительного уклона». Установлению кон­такта благоприятствует разговор с глазу на глаз, отсутствие по­сторонних лиц, уютная обстановка, сокращение дистанции ме­жду разговаривающими (при необходимости до 30—50 см).

Правило демонстрации общности собеседников и формирования диады «Мы». Психологическому сближению способствуют оты­скивание и подчеркивание всего общего, сходства, сравнимости, что есть у собеседников: пола, возраста, места жительства, зем­лячества, элементов биографии (воспитание в семье без отца, служба в армии или на флоте, отсутствие родителей, воспитание в детском доме, временное проживание в прошлом в каком-то городе, районе, области, трагические, неприятные события или, наоборот, удачи и др.); увлечений, способов проведения досуга, культурных интересов, планов на будущее, занятий на садовом участке, отношений к спорту, увлечений автомобилями, мнения о прочтенных книгах, просмотренных фильмах и телепередачах и др.; понимания и отношения к разным событиям, происходя­щим в стране, тем или иным сообщениям средств массовой ин­формации; оценок людей, ценимых качеств их, наличие общих знакомых, встреч в разное время с кем-то и отношений к нему. Все это позволяет часто поизносить слова «мы с Вами» и надо на это не скупиться, подчеркивая близость и доверительный характер общения.

Правило посильного разрешения просьб собеседника. Хорошо, когда инициатору общения до или по ходу разговора удается выполнить высказанные собеседником просьбы. Тогда и тот психологически будет испытывать обязанность ответить добром на добро.


4*J 0' Раздел III. Психология и педагогика: профессионал

Правило «психологического поглаживания» представляет собой признание ведущим разговор положительных моментов в пове­лении собеседника, его личности, занимаемой позиции, словах, выражение понимания его. Оно способствует формированию у собеседника мнения о справедливом отношении к нему и пси­хологически обязывает его соглашаться с тем, что ему говорят. Число совпадающих мнений и оценок увеличивается.

Прием доказывания. Излагая свое мнение, надо быть всегда убедительным и заботиться о том, чтобы убедить собеседника.

Правило содержательной логичности. Общение строится пра­вильно, если его содержание логично и структурировано, т. е. склачывается из последовательных содержательных шагов, обоснованно перетекающих один в другой. При этом следует «идти от» собеседника: «как он будет понимать и воспринимать то, что я собираюсь говорить или спрашивать; что и как надо говорить, чтобы он понял меня».

Правило адаптации «словесной партитуры» речи к особенно­стям собеседника. Общее требование к словам и выражениям: четкость, ясность, понятность, но опять-таки — для собеседни­ка, с учетом его интеллектуального и культурного развития (не опускаясь до вульгарного жаргона, хотя иногда стоит показать, что он знаком вам).

Правило смысловой культуры заключается в стремлении и умении содержательно, логично, точно, четко, ясно выразить в словах свои мысли, чувства, отношения. Как верно говорят: «Словам должно быть тесно, а мыслям — просторно»; «Сорные мысли хуже сорных слов».

Правило соблюдения законов и норм формальной логики. Фор­мальная логика — учение об общих законах и требованиях к построению доказательств и опровержений. Основные требова­ния их воплощены в правилах тождества, непротиворечивости, аргументации, достаточного основания.

Правило риторичности1 реализуется применением двух групп способов: риторических (содержательно-логического доказыва­ния) и «спекулятивных» (использование словесных промахов и оговорок собеседника, ловля на слове, подача реплики в выгод­ный момент; доказательство от противного и показ ущербности

1 Риторика — наука об ораторском искусстве.


11. Психологическая и педагогическая техника в профессиональной деятельности 411

альтернативы, избегание слов, вопросов и рассуждений, вызы­вающих ненужные осложнения; способ «не давать козырей», способ «не в Ваших интересах...» и др.). Риторические способы составляют основу доказываний, но в сложных случаях допус­тимо использование и вторых, особенно когда собеседник не гнушается ничем.

Правило фактологической обоснованности. Факты — мать до­казательств. Особую доказательность имеют сопровождаемые речь цифры, фотографии, документальные и вещественные до­казательства (в отличие от слов они обладают особой психоло­гической убедительностью). Обоснование может строиться на приведении аналогичного случая. Хороши графические изобра­жения (китайская пословица гласит: «Одна картина лучше ты­сячи слов»).

Правило аксиоматичности1. Уместно и весомо звучат аргу­менты и обоснования, базирующиеся на неопровержимых исти­нах, положениях науки, закономерностях, знаниях, которые бы­ли приобретены собеседником при получении образования, вы­держках (цитатах) из авторитетных изданий, ссылках на законы, нормы морали.

Прием разрешения противоречий. В общении нередко случа­ется, что мнения собеседников расходятся, причем дело доходит до спора, даже конфликта. Это свидетельствует прежде всего о том, что предыдущие приемы были использованы не лучшим образом. Надо проявить самокритичность и в более совершен­ном виде повторить их, а также описываемые ниже.

Правило сдерживания эмоций. В атмосфере эмоций логиче­ские рассуждения и доводы утрачивают силу и ничего решить нельзя. Если собеседник очень взволнован, бывает полезно вы­ждать некоторое время и дать ему «разрядиться», «излить душу». Свои эмоции надо сдерживать, показывая пример собеседнику.

Правило озвучивания и последовательного рассмотрения разно­гласий. Бывает, что люди спорят, не разобравшись, что противо­речий по существу между ними нет, или не поняв в чем они. Поэтому стоит, не задерживаясь, как бы подводя промежуточ­ный итог, четко сформулировать, в чем заключаются нротиво-

1 От греч. axioma — положение, принимаемое без дополнительного доказатель­ства в силу ею очевидной правильности.


412 • Раздел III. Психология и педагогика: профессионал

рсчия. Если после этого подтвердится, что они есть, надо после­довательно рассмотреть каждое, оценив доводы «за» и «против».

Правило накопления согласий. Его рекомендовал еще древне­греческий философ Сократ (ок. 470—399 до н. э.). Основания его таковы: если человек изначально ответил «нет», то сказать потом «да» ему психологически трудно; если же человек не­сколько раз подряд сказал «да», то у него возникает установка сказать «да» в очередной раз. Поэтому согласие наращивается серией вопросов собеседнику, начиная с простых, безобидных, «нейтральных», на которые, кроме «да», никак ответить нельзя. Постепенно вопросы следует усложнять, приближаться к сути обсуждаемой проблемы, касаться и «болезненных» точек, но для начала не самых главных.

Правшю опровержения возражений. Надо признать право оп­понента на свое мнение и с чем-то соглашаться. Часть возраже­ний, особенно произнесенных сгоряча, оставить без опроверже­ний, не ввязываясь в дискуссию по мелочам и сохраняя досто­инство. Просить представлять убедительное обоснования возра­жениям. Особое внимание уделять наиболее уязвимым местам в возражениях. Прибегать к контрвопросам, бьющим по этим местам. Использовать довод «да, но», где «но» оказывается оче­видно опровергающим все, с чем можно было бы, не учитывая его, согласиться.

Правило отсрочки. Если цель в разговоре не достигнута, це­лесообразно перенести продолжение его на некоторое время. Констатировать перед этим вопросы, но которым достигнуто согласие и предложить подумать над неразрешенными. Бывает, что перенос необходим даже раньше, если эмоции слишком на­калились ив споре господствуют они, а не разум.

11.3. Техника выполнения основных педагогических действий

Техника педагогиче- Анализ - разложение целого на части. Он
ского анализа неразрывно связан с синтезом — уяснени-

ем того, как целое складывается из частей и как происходит их взаимодействие в рамках целого. Педагоги-


11. Психологическая и педагогическая техника в профессиональной деятельности 413

ческий анализметодологически и теоретически корректно осу­ществляемый процесс познания структуры и функционирования интересующего человека-практика педагогического объекта, явле­ния, проблемы.

Прием теоретико-методологического подхода к определению предмета и плана педагогического анализа. Всякий поиск эффек­тивен, если ведется с пониманием того, что искать, где искать, как искать. Педагогический анализ будет плодотворным, если его контуры строятся на приложении методологии и теории пе­дагогики, которые «высвечивают» и направления, и методы по­иска, и понимание обнаруживаемого.

Правило выявления связи испытываемой жизненной или про­фессиональной трудности с педагогикой. В образовательном уч­реждении особых затруднений в выявлении такой связи обычно не испытывается. Но в жизни и профессиональной деятельно­сти не все и не всегда понимают, что нередко причины проблем педагогические. Не поняв это, не обращаются к педагогической литературе за справкой, не используют возможностей педагоги­ческих знаний, принимают меры иной природы (чаще всего ад­министративные), т. е. пытаются устранить следствия, а не при­чины их. Это очень распространенная беда практики.

Чтобы обнаружить связь, надо поставить вопрос и ответить на него: не сказывается ли на возникшей проблеме собственная образованность, обученность, воспитанность, развитость или других людей, а также социально-педагогические влияния сре­ды? Положительный ответ означает, что существует педагогиче­ская проблема, в которой надо разобраться и решить ее.

Правило разработки гипотезы проблемы и ее решения. Раз­мышляя над проблемой, испытываемой трудностью, надо попы­таться предположить, какими конкретно педагогическими при­чинами они могут быть обусловлены: лежащими в сфере обра­зования, обучения, воспитания, развития или более частными -недостатками педагогической системы работы, осуществлением педагогического процесса, действием педагогических законо­мерностей, педагогических условий, социально-педагогических факторов, слабостью компонентов тех или иных педагогических свойств, профессионального мастерства, профессионально-педагогической подготовленности, ошибками в выборе и при­менении педагогических методов; педагогических технологий


4^ 4 • Раздел III. Психология и педагогика: профессионал

и пр. Очевидно, что обоснованные предположения можно сде­лать, лишь опираясь на знания методологии и теоретические положения педагогики. Обобщенная формулировка предполо­жений представляет собой гипотезу, которую надо проверить в последующих творческих поисках. Если она не подтвердится, формулируется новая и поиск продолжается.

Правило разработки плана педагогического анализа. Сделан­ные предположения кладутся в основу направлений последую­щего анализа, в четкие ответы на вопросы: что, где, когда изу­чить, какой фактический материал надо собрать и какими мето­дами, в какой последовательности действовать. Целесообразно зафиксировать план на бумаге, компьютере, подготовить мето­дики (анкеты, планы бесед, педагогических наблюдений и др.).

Прием системно-структурного1 анализа. Поскольку педаго­гическая реальность системна, то и понять ее можно лишь при системном подходе. Первым, но достаточно сложным и ответст­венным шагом на этом пути выступает уяснение структуры изу­чаемой проблемы.

Правило анализа микроструктуры проблемы. Выделенную для анализа педагогическую проблему надо раскрыть как относи­тельно самостоятельное явление педагогической реальности, но состоящее из элементов (компонентов).

Правило анализа макроструктуры педагогической проблемы. Любое педагогическое явление — элемент (компонент) более крупного, «погружено» в окружение, среду, выступающую усло­виями, которые бывают непосредственными (первичными, не­посредственного окружения) и опосредующими (вторичными, отдаленными). Важно понять эти условия, выделить характер­ные для них факторы (как это сделано в гл. 10 при рассмотре­нии экстремальных условий). Например, проблема повышения эффективности самостоятельной работы обучающегося, которая имеет свою структуру, складывающуюся из целей, задач, орга­низации, методики, обеспечения и др. В то же время успеш­ность самостоятельной работы зависит от условий, создаваемых и существующих в учебной группе, на факультете (первичные.

От лат. struktura — строение, расположение, комплекс частей.


11. Психологическая и педагогическая техника в профессиональной деятельности 415

непосредственные условия), в учебном заведении и даже за сте­нами его (вторичные, третичные, опосредующие условия).

Системно-структурный анализ — достаточно тонкая работа, в которой нельзя ничего ни убавить, ни прибавить, притягивать то, что не относится к изучаемой педагогической реальности, но и не упускать ничего. К примеру, если анализируется профес-сионально-педагогическая подготовленность специалиста, то ее внутренняя структура определяется, как это описано в §1.3. Макроструктура выявляется по ее месту в профессионализме специалиста, в личности вообще, ее опосредованности образо­ванностью, воспитанностью и развитостью его. Но если вклю­чить во внутреннюю структуру еще профессионально-психологическую подготовленность специалиста, а в макро­структуру — его семейное положение, то теоретически это будет некорректно, так как то и другое лежит за пределами изучаемых структур, не находится внутри них, хотя и может иметь какое-то соприкосновение с ними.

Правило детальной педагогической проработки структуры про­блемы. Обозначение педагогическими категориями и понятиями выделяемых структурных компонентов и связей задает после­дующее углубление в детали анализа. Чаще всего это связано с использованием категории «педагогическая система», обязы­вающей рассматривать все ее элементы. Если же анализируется локальная проблема — элемент педагогической системы (например, организация обучения сотрудников фирмы), то ее надо прослеживать как взаимосвязанную с другими элементами системы — целями, задачами, содержанием, формами и пр.

Прием содержательно-функционального анализа логично про­должает системно-структурный анализ, углубляет его, погружает в качественное изучение и оценку реального состояния каждого элемента и всей совокупности педагогических факторов, опре­деляющих проблему.

Правило педагогической идентификации реальностей проблемы. Надо проявить усилия, чтобы увидеть в анализируемой реально­сти элементы изучаемой педагогической структуры. Порой осу­ществляющий анализ затрудняется в этом и допускает промахи. Выглядит анекдотом (хотя такой случай имел место в действи­тельности), но один преподаватель так увидел причины разных недостатков: «Студент забыл дома конспект? Безответствен­ность! Не успел выполнить задание? Безответственности! Не ра-


416 Раздел III. Психология и педагогика: профессионал

зобрался в теории? Безответственность!». Очевидно, что причи­на каждого из обнаруженных недостатков своя.

Правило сбора, анализа и оценки фактов, характеризующих качественное состояние педагогической проблемы и ее составляю­щих. Чтобы исключить субъективность, произвол в оценках, как это проявилось в приведенном примере, надо собирать факты и все оценивать на основе комплекса фактов, собранных с помо­щью многих методов исследования, рекомендуемых педагоги­кой: скрупулезного анализа документов, проведения опросов и бесед, педагогических наблюдений и др.

Правило математического обсчета и графического отображе­ния собранного фактического материала. Верна в большинстве случаев оценка не единичного факта, а их статистически досто­верного множества. Необходимо накапливать факты, множить их, систематизировать, обсчитывать, исчислять средние величи­ны, проценты, коэффициенты, рекомендуемые статистикой, от­ражать результаты графически. Чем более содержательный ана­лиз, проводимый в ходе повседневной практической работы, приближается к требованиям научного, тем более достоверными станут оценки, выводы и действеннее принимаемые меры.

Правино оценки состояния компонентов педагогической реально­сти. Оценка — обязательный шаг на пути к завершению анализа. Удобно делать оценки по состаапенным графикам, менее удобно — по таблицам, очень трудно — по не систематизированному и не обсчитанному фактическому материалу. Оценка строится либо по фактическим показателям (например, успеваемости, посещаемо­сти, количеству учебных часов и пр.), либо в сравнении с совер­шенным состоянием по привычной пятибалльной системе, уров­ням (высокий, средний, низкий), процентам.

Правило прослеживания функциональных^ зависимостей. Вы­явив структуру и оценив предварительно качественные характе­ристики ее элементов, следует проследить, как же все это дейст­вует. Первый шаг функционального анализа — прослеживание взаимосвязей элементов педагогической системы: согласованно­сти целей, задач, содержания, методов и пр. Второй шаг — вы­явление образовательного, обучающего, воспитывающего и раз-

1 От лат. functio - исполнение, осуществление. Функция - роль, работа, про-явление свойств какого-либо элемента, объекта, системы, направление действия.


11. Психологическая и педагогическая техника в профессиональной деятельности 417

вивающего влияния элементов педагогической системы иссле­дуемого педагогического явления в том состоянии, в каком они находятся и взаимодействуют. Третий шаг — как функциониро­вание различных элементов педагогической системы (опять-таки в том состоянии, в каком они находятся) влияет на испы­тываемые трудности при решении жизненных и профессио­нальных задач.

Правило установления причинно-следственных зависимостей. Реализация описанных выше правил позволяет получить пред­ставление о роли педагогической реальности в трудностях, ис­пытываемых специалистом и выступающих в качестве пробле­мы. Возникает возможность для вынесения обоснованного за­ключения о том, выступает ли состояние педагогической ре­альности в качестве причины или одной из причин проблемы и надо ли улучшать это состояние. Оценка качества и функ­циональной роли отдельных педагогических элементов, их со­вокупностей, внешних условий дает основание для определе­ния их в качестве частных причин педагогической проблемы, требующей решения. Те,-что оцениваются как неполноценные, становятся объектами системного педагогического совершенст­вования.

Итоги педагогического анализа выступают основой для при­нятия педагогического решения. Техника принятия пе- Педагогическое решение представляет со-

дагогического решения бой поиск и выбор путей для достижения нужного педагогического результата. Оно имеет общие основы с принятием управленческих решений, рассмотренным в §10.3, но имеет и отличия. Выделение педагоги­ческой проблемы, ее изучение и onpedejienue цели решения ( желательного результата) — первое звено (этап, стадия) его подготовки и принятия.

Не все педагогические решения предваряются педагогиче­ским анализом, проводимым в полном объеме описанных выше приемов и правил. Но он должен быть таковым для принятия важных, ответственных, масштабных и рассчитанных на долго­временное действие решений. Более того, наиболее важные должны основываться на анализе, носящем характер научного исследования с соблюдением всех строгих требований к нему (см. гл. 3).


418 Раздел III. Психология и педагогика: профессионал

Педагогический анализ при подготовке решения — не обяза­тельно единоличный акт специалиста, учителя, преподавателя, руководителя. При подготовке многих решений следует с педа­гогическими целями привлекать и других сотрудников, исполь­зовать это как один из способов их обучения, воспитания и раз­вития в процессе профессиональной деятельности и управления. Кроме того, это имеет и психологический смысл: участвующие в подготовке решения начинают воспринимать решение как свое, а не как принудительно навязанное им «свыше», а поэтому с большей добросовестностью проводят его в жизнь.

Прием разработки вариантов педагогического решения и выбо­ра лучшего из них. Хорошее решение, как правило, — не то, ко­торое первым приходит в голову.

Правило разработки нескольких вариантов педагогического ре­шения. Надо принять лучшее решение, но чтобы это сделать, надо иметь из чего выбирать. Полезно вначале обозначить крайние варианты, например, самое радикальное решение и наименее радикальное, наиболее простое и наиболее сложное для выполнения. Затем сформулировать одно или несколько промежуточных.

Правило последовательной оценки сильных и слабых сторон каждого варианта решения. Варианты оцениваются по комплек­су педагогических критериев: своевременности, срочности, со­ответствия обстановке, объектам воздействий, субъектам его выполнения (их способностям и подготовленности к выполне­нию), законодательным и нормативным требованиям, образова­тельным, обучающим, воспитательным и развивающим досто­инствам, возможностям успешного проведения в жизнь (организационным, техническим, финансовым, кадровым и др.), отсутствию побочных отрицательных педагогических и психо­логических последствий, апробированное™ в опыте, по необхо­димости и иным. Возможно составление вспомогательных таб­личек: в левой части листа бумаги — «за», в правой — «против».

Правило выбора одного, лучшего, варианта педагогического ре­шения. Выбор — результат правильной оценки каждого варианта и их сопоставления.

Прием детальной проработки избранного варианта педагогиче­ского решения. При отборе варианты рассматриваются по основ­ным показателям, но для успеха нужно продумывание всех де­талей отобранного.


11. Психологическая и педагогическая техника в профессиональной деятельности 419

Правило четкого представления цели и задач принимаемого ре­шения. Как уже не раз отмечено выше, только отчетливое пред­ставление результата, который должен быть достигнут, приводит к максимально возможному успеху.

Правило проработки организации исполнения принятого педа­гогического решения предполагает продумывание и решение та­ких вопросов:

• кто из сотрудников наиболее подготовлен и может выпол­нить это решение наилучшим образом;

• кого из сотрудников можно и стоит привлечь к его выпол­нению, чтобы одновременно педагогически поработать с ними. Менее хлопотно давать поручения лучшим, но это неблагоприят­но скажется на всех членах коллектива. У лучших может возник­нуть недовольство, а слабо подготовленные и лентяи будут про­должать работать кое-как и не будут меняться к лучшему;

• какие формы педагогической работы надо провес™ с ото­бранными людьми перед началом действий — проверку подготов­ленности, инструктаж, разъяснения, дополнительные занятая, тре­наж, прикрепление опытного участника к малоопытному и др.;

• какую педагогическую работу, как проводить, какие мето­ды использовать в ходе действий: личный пример, показ, кон­троль, изучение людей в ходе работы и их отношения к ней, до­полнительные разъяснения, консультирование, внушение, требо­вание, анализ допущенных промахов и др.;

• какую педагогическую работу провести по окончании дей­ствий: поучительный разбор, постановку в пример успешных участников работы, помощь испытывающим трудности, работу с проявившими нерадивость, определение необходимости допол­нительных занятий с допускающими промахи и др.

Такова техника лишь самых основных психологических дей­ствий, которая в полном комплексе заслуживает специального изложения и изучения.

Вопросы и задания для самопроверки и размышлений

1. Что имеется в виду под психологической и педагогиче­ской техникой, из каких компонентов она складывается?


420 Раздел III. Психология и педагогика: профессионал

2. Дайте характеристику речевых средств.

3. В чем заключаются особенности техники использования неречевых средств?

4. Перечислите все психологические и педагогические дей­ствия. В чем их различия? Какие из них, на ваш взгляд, могут и должны выполняться в профессиональной дея­тельности, к которой вы готовитесь?

5. Назовите основные психологические приемы профессио­нального наблюдения.

6. Как можно обеспечить высокую чувствительность орга­нов чувств при профессиональном наблюдении?

7. Какие источники психологической информации о свой­ствах и качествах человека и как можно использовать при составлении его психологического портрета?

8. Перечислите основные психологические приемы обще­ния.

9. Какова техника психологического сближения собеседников и установления психологического контакта между ними?

10. Назовите основные приемы осуществления педагогиче­ского анализа. Какую роль играет каждый из них?

11. Как сделать так, чтобы педагогическое решение было максимально поучительно для тех сотрудников, которые привлекаются для его подготовки, принятия и организа­ции исполнения?

Литература

1. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение. — Минск, 2000.

2. Березовым Н.А. Проблемы педагогического общения. — Минск. 1989.

3. Вильсон Г., Макклафлин К. Язык жестов. — СПб., 2000.

4. Илларионов В.П. Переговоры с преступниками. — М., 1993.

5. Кан-Калик В.А. Грамматика общения. — М., 1995.

6. Карнеги Дейл. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на лю­дей, выступая публично. Как перестать беспокоиться и начать жить. - М., 1989.


11. Психологическая и педагогическая техника в профессиональной деятельности 421

7. Культура русской речи / Под ред. проф. М.К. Грудиной и проф. Е.Н. Ширяева. - М., 1998.

8. Куприянов В.В., Стовичек Г.В. Лицо человека. — М., 1988.

9. Лабунская В.А. Невербальное поведение (социально-перцептив­ный подход). — Ростов н/Д, 1986.

10. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. — М., 1999.

11. Леонтьев А.А. Психология общения. 3-е изд. — М., 1999.

12. Мицич Предраг. Как проводить деловые беседы. — М., 1987.

13. Натанзон Э.Ш. Приемы педагогического воздействия. 2-е изд. — М., 1972.

14. О' Коннор Джозеф, Гриндер Джон. Введение в нейролингвисти-ческое программирование: Пер. с англ. — Челябинск, 1997.

15. Основы педагогического мастерства/ Под ред. И.А. Зязюна. — М., 1989. Разд. П.

16. Педагогика/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, СП. Мищенко, Е.Н. Шия-нов. - М., 1997. Разд. IV.

17. Прутченков А. С. Методические разработки социально-психоло­гических тренингов. — М., 2000.

18. Психология и этика делового общения. 3-е изд. / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. - М., 2000.

19. Реан А.А., Коломииский #.^7. Социальная педагогическая психо­логия. — СПб., 1999. Разд. «Педагогическое общение».

20. Смит Мануэль Дж. Тренинг уверенности в себе. — СПб., 2000.

21. Столяренко A.M. Психологические приемы в работе юриста. — М., 1999.

22. Шепель В.М. Имиджелогия или секреты личного обаяния. — М., 1994.

23. Щекин Г.В. Визуальная психодиагностика и ее методы. — Киев, 1992.

-£>=-<2,


Оглавление

Предисловие 5

Раздел I. Психология и педагогика: основы 7
Глава 1. Психология и педагогика в жизни, деятельности,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 357; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.