Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стереотип русского в американском сознании




Механизмы формирования стереотипов связаны с особенностями человеческого мышления и психики. Сюда можно отнести склонность личности делать инференции на основе собственного культурного опыта. Например, согласно российским правилам дорожного движения, автомобили должны ездить по правой стороне дороги. Исходя из этой посылки мы полагаем, что именно движение по правой стороне улицы является нормой. Однако эти инференции становятся опасными в стране с левосторонним движением.

При оценке, классификации и категоризации поведения окружающих людей, как правило, используют эвристические подходы. Результатом могут стать неоправданные обобщения и формирование стереотипов. Ошибки в индуктивном мышлении приводят к логически неверным выводам:

- Многие американцы заботятся о своём здоровье.

- Многие американцы питаются в «Макдональдсе».

- Значит те, кто питается в «Макдональдсе», заботятся о своём здоровье.

Ещё одна возможная причина формирования стереотипов – ошибки в дедуктивном мышлении, например, при использовании силло-гизмов. Ниже пример показывает, что использование такого рода формул, в особенности содержащих слова все, всегда, никогда и т. д., может приводить к абсурдным результатам, а, следовательно, чревато коммуникативными сбоями:

- Все, кто много пьют – алкоголики.

- Русские много пьют.

- Значит, все русские – алкоголики.

Ещё один механизм формирования стереотипов – сведение воедино разнородных характеристик людей как обязательно сопутствую-щих друг другу. Это явление получило своё отражение в так называемой «теории имплицитной личности». Например, в американской культуре определение blond часто встречается в паре с dumb, poor - в сочетании с uneducated и stupid.

Стереотипы во взаимном восприятии русских и американцев годами определяли характер коммуникации между ними. Клиширо-ванные фразы типа «разбойничья сущность империализма», «прогнивший капиталистический строй со всеми его пороками», «волчьи повадки империализма» диктовали отношение советских граждан эпохи «холодной войны» к США. С другой стороны, целое поколение американцев было воспитано на характерных для средств массовой информации стереотипах, как, например, постоянно ассоциируемых с СССР образах: «the monster bear”, “the evil bear behind the next door».

В США русских изображали в виде жестоких шпионов, действующих против США (яркий пример - американские фильмы). Со-гласно данным американских исследователей о периоде «холодной войны» большинство американцев никогда лично не встречались с русскими, но как минимум раз в три недели русские персонажи появлялись на экранах американских телевизоров, причем мужчин показывали в три раза чаще, чем женщин, а детей и стариков не показывали вообще. Девять из десяти русских персонажей попадали в следующие категории: агенты КГБ, охранники, шпионы; диссиденты, дипломаты, танцоры балетных трупп, учёные.

В 70-80 гг. 20 в. русские женщины представлялись американцам либо в оранжевых жилетах во время ремонта дороги, либо в очередях (в кадр в основном попадали бабушки в платках). Свой вклад в создание собирательного образа русской женщины внесла и популярная в своё время телевизионная реклама, в которой толстая русская женщина несколько раз выходит в одном и том же платье, а голос за кадром объявляет: «Платье для работы, платье для прогулки, платье для пляжа», причём в последнем случае женщина появляется всё в том же платье, но с мячом. В результате в сознании американцев складывается образ России, по выражению М. Льюеллина: «a land of buxom women handling out vodka by the bucket load».

Исследование показывают, таким образом, что даже в данный момент американцы недостаточно информированы и их представление о русских довольно примитивно, например: «Русские едят блины, борщ, пьют водку», «Русские сильны в математике», «больше, чем американцы интересуются искусством», «любят свою родину и глубоко переживают её ошибки и беды». Многие американцы отмечают такие положительные характеристики: русские относятся с уважением к окружающим, очень спокойные, добрые, но иногда холодные; имеют сильный характер; русские студенты на занятиях всегда подготовлены, внимательны. С уважением относятся к окружающим, поддерживают тесные связи и отношения с семьёй, друзьями, заботятся о маленьких детях. В отношении к работе проявляется усердие, готовность сотрудничать с коллегами. Любят родину, готовы её защищать; гордятся родиной и очень озабочены её проблемами; гордятся достижениями своей страны; возмущаются коррупцией в политических кругах. Что касается умственных способностей: очень умные, больше ценят культуру, чем американцы. Основные ценности русского: христианские взгляды, семья, уважение собеседника.

Отрицательные характеристики русских: в поведении – скрытные, не говорят по-английски, болтливые и шумные; любят флиртовать. Некоторые американцы считают, что русские глупые, отвратительные и поверхностные, дешёвые и грубые. В отношении с членами семьи: не очень хорошие, не рассказывают о себе всем; ладят с соседями. В бизнесе не очень сильны. Родину или любят или ненавидят. Что касается умственных способностей и культурного уровня, считают, что русские или знают не очень много, или не знают ничего. Ценности составляют деньги, талоны на еду, секс. При описании одежды американцы указывают лишь на шерстяную одежду, шерстяную шляпу, длинное пальто, тесную одежду не по размеру, старомодный стиль (на 10 лет отстаём от США).

Русские глазами американцев: образованные, интеллектуальные; бедные; эмоциональные; страстные; религиозные; угнетённые; терпеливые; гордые; гостеприимные; трудолюбивые.

По мнению американцев, русские выглядят: серьёзными, грустными, свирепыми; угрожающими; голодными; несчастными; крупны-ми (даже женщины); усталыми; испуганными; бледными; замёрзшими; суровыми; напряжёнными, подозрительными.

Как считают многие американцы, русские любят: водку; жирную пищу; книги; американскую культуру; друзей; музыку; балет; искусство; культуру; войну; семью; холодную погоду.

Русские всегда носят сумки и авоськи; толкаются; хорошо выступают на Олимпийских играх; целуются в обе щеки; кричат; принима-ют жизнь такой, какая она есть; много работают; заботятся о своих семьях; хотят быть в центре внимания.

Русские никогда не веселятся; не носят обувь дома; не прекращают работать; не бывают оптимистичными; не ждут своей очереди; не строят планов на будущее; не улыбаются на улице; не совершают глупых поступков; не понимают американцев.

Совсем по-иному воспринимают русские самих себя. Они считают, что русские: простые; открытые; доверчивые; с широкой душой; слабовольные; отзывчивые; гостеприимные; щедрые; весёлые; ленивые; смекалистые; несобранные; терпеливые; умные.

По мнению русских, они выглядят добрыми, дружелюбными, умными, красивыми, весёлыми, простыми, озабоченными, открытыми, ранимыми, грустными, потерянными, загадочными.

Русские считают, что они любят пить водку; разговаривать с друзьями; петь песни; есть; отдыхать; танцевать; мечтать; делать глупости; любят гостей, философию, политику, детей, дачи, праздники, мороз.

Русские никогда не сдаются; не предают друзей; не скрывают своих чувств; не думают о будущем; не считают деньги; не отказываются от выпивки; не надеются на себя; не умеют наслаждаться жизнью; не мстят; не будут похожими на американцев.

Таким образом, из изложенного следует, какие стереотипы могут лечь в основу взаимовосприятия русских и американцев в процессе МК. Однако, несмотря на то, что стереотипизация может иметь отрицательное влияние на МК, отмечается также и положительное ее влияние, способствуя формированию обобщённых образов и понятий, помогая ориентироваться в незнакомом культурном пространстве и делая его более предсказуемым.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 741; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.