Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные направления развития региональной системы дополнительного образования детей




Цель и основные задачи современной политики Тамбовской области в сфере дополнительного образования детей

Главная цель политики Тамбовской области в системе дополнительного образования детей на период 2010-2014 годы - развитие системы дополнительного образования детей, отвечающей требованиям инновационного развития, в образовательных учреждениях разных типов независимо от ведомственной принадлежности для повышения благосостояния жителей области, для обеспечения занятости обучающихся во второй половине дня в педагогически организованном культурно-образовательном пространстве.

В соответствии с поставленной целью необходимо выполнить следующие задачи: повысить эффективность, доступность, востребованность и качество образовательных услуг в системе дополнительного образования детей для населения области; консолидировать ресурсы государственных, общественных организаций и бизнеса для развития системы дополнительного образования детей; обеспечить доступность ресурсов области для всех категорий детей, их эффективное использование для обеспечения педагогически целесообразной занятости детей во второй половине дня.

Направление 1. Развитие многовариантной сети дополнительного образования

Доступность дополнительного образования детей - неотъемлемая часть и важный фактор обеспечения социальной целостности и стабильности культурно-образовательного пространства области. Для обеспечения государственных гарантий доступности этого вида образования необходимо сохранить приоритет его бесплатности, равного доступа всех детей к дополнительному образованию. Предназначение системы дополнительного образования - быть привлекательной и востребованной для населения области - достижимо только при обеспечении многообразия видов деятельности, мобильного реагирования на запросы потенциальных заказчиков. Предстоит расширить возможности получения дополнительного образования детьми из сельских малочисленных школ, детьми из социально-уязвимых групп населения: выходцами из социально неблагополучных и малообеспеченных слоев, мигрантами, детьми с ограниченными возможностями развития, сиротами и оставшимися без попечения родителей, оказавшимися в сложной жизненной ситуации. В федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения предлагается новая структура базисного учебного (образовательного) плана, в состав которого в качестве компонента включена внеурочная деятельность. При этом установлено соотношение частей основной образовательной программы с выделением инвариантной и вариативной частей, что позволяет значительно расширить права участников образовательного процесса по удовлетворению их образовательных запросов, в том числе региональных, местных, этнокультурных, конфессиональных и др. Организация внеурочной деятельности будет осуществляться через систему клубов, секций, студий и кружков, общественно-полезную деятельность, реализацию широкого спектра образовательных программ. Школами широко будут использоваться ресурсы учреждений дополнительного образования, культуры и спорта. В период каникул будут использоваться возможности профильных лагерей, тематических смен, летних школ, созданных на базе учреждений общего и дополнительного образования. Занятия по программам дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях могут проводиться не только учителями данного учреждения, но и другими преподавателями, в том числе педагогами учреждений дополнительного образования и людьми, не имеющими базового педагогического образования.

Задачи: разработка и реализация системы мер по обеспечению территориальной (транспортной), содержательной, финансовой доступности дополнительного образования для всех категорий детей области; модернизация сети учреждений дополнительного образования детей с учетом обеспечения охвата различных групп детей с определенными образовательными потребностями (дети с ограниченными возможностями здоровья и др.); формирование устойчивой мотивации к занятиям творчеством, сознательному выбору будущей профессии; создание условий для свободного выбора каждым ребёнком направления и вида деятельности, профиля программы и времени её освоения, педагога; развитие дополнительного образования на базе общеобразовательных учреждений; открытие и функционирование областных экспериментальных площадок по отработке вариативных моделей развития учреждений дополнительного образования детей; организация сетевого взаимодействия учреждений дополнительного образования со школами, учреждениями спорта, культуры и искусства, науки, учреждениями профессионального образования, предприятиями и учреждениями.

 

 

Показатели результативности: количество сохраненных качественно работающих учреждений дополнительного образования; доля общеобразовательных учреждений, реализующих программы дополнительного образования; доля учреждений культуры и искусства, физической культуры и спорта и др., на базе которых реализуются программы дополнительного образования детей; доля учреждений дополнительного образования, которые включены в сетевое взаимодействие с другими учреждениями и организациями; соотношение выявленных и решенных проблем доступности дополнительного образования; доля детей социально-уязвимых групп населения, включенных в систему дополнительного образования; доля социальных партнеров, включенных в решение вопросов обеспечения доступности детям дополнительного образования.

Направление 2. Модернизация программ дополнительного образования детей

Для наиболее полного удовлетворения социальных и образовательных запросов детей необходимо постоянно повышать качество дополнительного образования. Дополнительное образование детей должно проходить в максимально комфортных, благоприятных для развития личности условиях. Это требует не только постоянного совершенствования образовательного процесса, но и существенного обновления его содержания в соответствии с социокультурным, экономическим и политическим развитием Тамбовской области, России, с изменениями, происходящими в мире, а также развитием теории и практики организации дополнительного образования детей. Приоритетными направлениями развития личности должны стать духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное. В каждом образовательном учреждении будут разработаны и реализованы программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся, формирования ценности здоровья и здорового образа жизни школьника. Учреждения спорта с учетом местных условий и интересов обучающихся должны обеспечить доступность, качество и безопасность занятий по различным видам спорта как на базе детских спортивных школ, так и общеобразовательных учреждений области. В свою очередь школы должны предоставить специалистам системы спорта спортивную базу учреждений, организовать максимальную загруженность спортивных залов, площадок, стадионов во второй половине дня. Учреждения сферы культуры должны обеспечить возможность приобщения детей к народным промыслам, хоровому пению, музыкальным инструментам, т.д., создавая и развивая эти виды дополнительных образовательных услуг, как на базе учреждений культуры, так и общеобразовательных школ. Систему дополнительного образования детей можно считать эффективно работающей, если дополнительные образовательные программы соответствуют интересам и потребностям школьников, помогают ребенку сформировать собственную ценностную и действенную позицию, стимулируют его самообразование и саморазвитие. Дополнительные образовательные программы нового поколения должны быть достаточно открытыми, отличаться содержательностью, вариативностью, гибкостью использования, позволять педагогу найти оптимальный вариант работы с той или иной группой детей или с отдельным ребенком. Обучение по данным программам должно носить опережающий, профессионально ориентированный характер.

Задачи: выявление социального заказа общества, родителей, детей на образовательные услуги, реализуемые в системе дополнительного образования детей; формирование единого программно-методического пространства дополнительного образования детей на основе интеграции программ учреждений разного профиля; расширение спектра программ практической направленности и обеспечивающих социальную успешность и личностный рост обучающихся; расширение возрастного диапазона программ (предшкольная подготовка для детей дошкольного возраста, профильное обучение в условиях сетевого взаимодействия учреждений для старшеклассников); широкое внедрение разноуровневых программ (общекультурного, углублённого, допрофессионалыюго уровней); создание условий для вовлечения в систему дополнительного образования детей и подростков, относящихся к числу социально неблагополучных, детей «группы риска»; разработка и реализация программ дистанционного дополнительного образования; экспериментальная проверка эффективности реализации программ нового поколения; организация общественно-профессиональной экспертизы программно-методического обеспечения, программ и проектов, реализуемых в системе дополнительного образования детей.

Показатели результативности: наличие системы выявления запроса населения на услуги в системе дополнительного образования; доля (количество) детей с ограниченными возможностями здоровья, включенных в систему дополнительного образования; доля (охват) детей и подростков, относящихся к числу социально неблагополучных, детей «группы риска», занимающихся в системе дополнительного образования; количество экспериментальных программ дополнительного образования детей нового поколения; количество реализуемых программ дистанционного дополнительного образования детей; доля детей, продолживших профессиональное обучение по профилю дополнительного образования.

Направление 3. Совершенствование ресурсного потенциала системы дополнительного образования детей

Развитие системы дополнительного образования детей зависит от успешности решения целого ряда задач организационного, кадрового, научного, программно-методического, материально-технического характера. В реальной практике развитие требует выделения специальных средств, которые обеспечивают решение названных групп задач этого вида образования. Успешность развития системы дополнительного образования детей определяется возможностью мобилизации всех видов ресурсов и обеспечения их целевого использования в интересах детей области. Следует использовать наиболее эффективные пути расходования средств, выделяемых на развитие системы дополнительного образования детей, создать систему адресной поддержки этого вида образования. Принципы формирования финансовых ресурсов развития дополнительного образования и требования к оценке эффективности используемых средств следует закрепить в соответствующих нормативных документах.

Задачи: 1. Развитие механизмов нормативного финансирования дополнительного образования детей, предполагающее: разработку и утверждение региональных нормативов ресурсного обеспечения дополнительного образования детей в соответствии с направленностью образовательных программ; разработку социально-экономических мер нормативного правового регулирования привлечения внебюджетных средств учреждениями дополнительного образования детей; разработку нормативов финансирования, направленных на сохранение и развитие кадрового потенциала системы дополнительного образования детей в условиях подушевого финансирования и сокращения контингента обучающихся, вызванного демографическим кризисом.

Показатели результативности: наличие нормативных документов, обеспечивающих рациональное финансирование системы дополнительного образования детей; увеличение доли привлеченных внебюджетных средств учреждениями дополнительного образования детей; степень обеспеченности учреждений дополнительного образования детей необходимым оборудованием; степень сохранения и развития кадрового потенциала системы дополнительного образования детей.

2. Обеспечение научно-методического сопровождения развития системы дополнительного образования детей, предполагающее: развитие методических служб, межведомственных методических объединений системы дополнительного образования, методических кадров; обновление содержания и форм методической работы; создание современных механизмов и форм научно-методического сопровождения учебно-воспитательного процесса в дополнительном образовании; создание многовариаптных учебно-методических комплексов вариативных программ, пособий, рекомендаций для организации дополнительного образования детей, обеспечивающих педагогам и родителям возможность разноуровневой работы с детьми, а также интеграцию основного и дополнительного образования; организацию и проведение конкурсов инновационных разработок в соответствии с концепцией развития системы дополнительного образования детей; расширение практики экспертной оценки реализуемых проектов и программ; дальнейшее внедрение в практику управления развитием системы дополнительного образования детей современных научных разработок, рекомендаций специалистов, отечественного и мирового опыта; создание системы научно-методического сопровождения инновационного развития системы дополнительного образования; изучение, обобщение и распространение инновационного опыта работы в области дополнительного образования детей.

Показатели результативности: количество действующих методических служб и методических объединений системы дополнительного образования, методических кадров; наличие многовариантных учебно-методических комплексов, обеспечивающих педагогам возможность разноуровневой работы с детьми, интеграцию основного и дополнительного образования; количество региональных экспериментальных площадок учреждений дополнительного образования детей; количество конкурсов инновационных разработок и участников в них; количество реализованных инновационных проектов; наличие системы научно-методического сопровождения инновационного развития системы дополнительного образования; доля учреждений дополнительного образования детей, включенных в развитие и распространение инновационного опыта работы.

3. Совершенствование информационного сопровождения образовательного процесса, предполагающее: создание системы информирования населения о возможностях их участия в реализации программ дополнительного образования детей; совершенствование информационной инфраструктуры дополнительного образования, позволяющей достигать новое качество образования; активное использование новых информационных технологий, включающих телекоммуникационные проекты и дистанционное обучение в учреждениях дополнительного образования детей; создание и обеспечение работы сайтов учреждений дополнительного образования детей.

Показатели результативности: количество компьютеров на одного педагога дополнительного образования и на одного ребенка; количество педагогов дополнительного образования, использующих современные информационно-коммуникационные технологии в своей практической деятельности; доля учреждений дополнительного образования детей, имеющих действующие сайты; положительная динамика количества публикаций в СМИ по проблемам дополнительного образования детей; количество реализуемых сетевых проектов.

4. Создание условий для развития профессиональной компетентности кадров, работающих в системе дополнительного образования, предполагающее: привлечение к реализации программ дополнительного образования на базе общеобразовательных учреждений, работников учреждений культуры и искусства, физической культуры и спорта, творческих, общественных, ветеранских организаций, родительской общественности, а также тех, кто профессионально владеет каким-либо интересным ремеслом и желает передать его секреты детям; формирование социального заказа на повышение квалификации педагогических, методических и управленческих кадров системы дополнительного образования детей, профессиональную переподготовку лиц, не имеющих базового педагогического образования; создание системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящих и педагогических кадров системы дополнительного образования и лиц, не имеющих базового педагогического образования, основанной на компетентностном подходе; развитие сетевого взаимодействия структур, занимающихся подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации кадров системы дополнительного образования детей; повышение социального статуса педагогических работников, работающих в системе дополнительного образования области.

Показатели результативности: наличие социального заказа на повышение квалификации кадров системы дополнительного образования детей; наличие межведомственной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящих и педагогических кадров, основанной на компетентностном подходе; доля специалистов, не имеющих базового педагогического образования, и привлеченных из других сфер, реализующих программы дополнительного образования детей; количество мероприятий, направленных на повышение социального статуса педагогических работников, работающих в системе дополнительного образования области.

Направление 4. Управление устойчивым развитием системы дополнительного образования детей

Устойчивое развитие системы дополнительного образования детей основано на идеях консолидации ресурсов, ответственного потребления, равноправия и справедливости, долгосрочной перспективы, взаимосвязанности социальных, экономических, экологических, культурных, политических и духовных аспектов. Управление призвано обеспечить устойчивость в процессе изменений в системе дополнительного образования. Это предполагает формирование политики в сфере дополнительного образования детей с привлечением экспертных сообществ, способных предложить и конструктивно обосновать последствия формирования той или иной политики, и создание эффективного механизма социального взаимодействия, который обеспечит возможность скоординированной реализации этой политики и ее оперативной коррекции по мере накопления опыта ее реализации. Для целенаправленного динамичного развития дополнительного образования детей в системе управления создается межведомственный Совет по развитию дополнительного образования детей, задачами которого являются определение приоритетных направлений развития, анализ долгосрочных перспектив и управление реализацией выбранной стратегии. Развитие межведомственного сотрудничества необходимо для обеспечения доступного и качественного образования. Развивать дополнительное образование детей необходимо с учетом модели территориальной системы образования. Необходимо минимизировать дублирование дополнительных образовательных программ, реализующихся в общеобразовательных учреждениях при наличии учреждений дополнительного образования разных ведомств. В городах, центрах муниципальных образований, крупных сельских поселениях координаторами развития системы дополнительного образования должны стать учреждения дополнительного образования различных ведомств. Они обеспечивают широкий спектр и качество профильных дополнительных образовательных услуг. Вместе с тем, в целях обеспечения доступности, приближении дополнительных образовательных услуг к их потребителям — детям учреждениям дополнительного образования детей целесообразно использовать базу общеобразовательных учреждений. В общеобразовательных учреждениях в условиях интеграции общего и дополнительного образования больше внимания должно уделяться реализации дополнительных образовательных программ интеллектуально-познавательной, культурологической, социально-педагогической, естественно-научной и других направленностей. Тем самым будет обеспечено максимальное удовлетворение интересов школьников. В поселениях сельской местности и муниципальных образованиях, в которых отсутствуют учреждения дополнительного образования детей, основным институтом предоставления дополнительных образовательных услуг должна стать школа (в том числе социокультурные комплексы). Вместе с тем, необходимо максимально использовать ресурсы учреждений культуры, спорта с целью привлечения специалистов данных ведомств для реализации дополнительных образовательных программ путем заключения договоров (соглашений) о совместной деятельности. Среди ведущих механизмов реализации данной задачи - программно-целевой подход в управлении, поддержка лидеров, активно участвующих в инновационной деятельности, целевое финансирование и повышение ответственности за эффективное использование выделенных средств, усиление общественно-государственого характера управления. Всё это требует совершенствования нормативно-правовой базы развития дополнительного образования детей. Требуется более активное привлечение ресурсов различных общественных организаций и бизнес-сообщества.

Задачи: 1. Совершенствование нормативной правовой базы развития системы дополнительного образования детей, предполагающее: развитие нормативной правовой базы системы дополнительного образования детей, приведение её в соответствие с изменениями в российском законодательстве; проведение общественно-профессиональной экспертизы нормативных правовых актов системы дополнительного образования детей; разработку и экспертизу целевых программ, проектов планов развития системы дополнительного образования на региональном, муниципальном уровнях и в образовательных учреждениях.

Показатели результативности: наличие пакета региональных и ведомственных документов, регулирующих эффективное функционирование и развитие системы дополнительного образования; доля принятых к реализации целевых программ, проектов планов развития системы дополнительного образования на всех уровнях.

2. Развитие государственно-общественного характера управления дополнительным образованием, включающее: развитие дополнительного образования детей как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики; создание и развитие в системе дополнительного образования управляющих советов и др. органов государственно-общественного управления; внедрение новейших технологий управления в исполнительных органах государственной власти и учреждениях дополнительного образования; усиление государственного и общественного контроля за качеством дополнительного образования детей; создание единого информационного пространства дополнительного образования региона; внедрение мониторинга общественного мнения по вопросам дополнительного образования детей.

Показатели результативности: доля учреждений дополнительного образования детей, имеющих попечительские, управляющие общественные советы; доля учреждений дополнительного образования детей, внедряющих современные технологии управления; наличие единого информационного пространства дополнительного образования Тамбовской области; наличие системы мониторинга общественного мнения по вопросам дополнительного образования детей; доля общественности (в том числе родительской), включенной в систему мониторинга качества дополнительного образования детей.

3. Развитие межведомственного характера системы дополнительного образования детей, предполагающее: достижение нового уровня взаимодействия учреждений образования, физической культуры и спорта, учреждений культуры и искусства, межведомственного взаимодействия органов управления и общественных организаций, семьи, средств массовой информации; создание межведомственной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящих и педагогических кадров; вовлечение родителей и широких кругов общественности в творческую деятельность с детьми на базе общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования детей, культуры, спорта и др. социальных институтов.

Показатели результативности: доля различных государственных и общественных структур, включенных в решение задач развития дополнительного образования детей; доля разнообразных учреждений области, реализующих программы дополнительного образования детей; доля программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящих и педагогических кадров системы дополнительного образования, реализуемых па межведомственной основе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1679; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.