Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Барические системы, условия пог оды и пол етов в них 1 страница




АТМОСФ ЕРНЫЕ ФРОНТЫ, ИХ КЛАССИФ ИКАЦИЯ, УС ЛОВИЯ ПОГОДЫ И ПОЛЕТОВ

ВОЗДУШНЫЕ МАССЫ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ, УСЛОВ ИЯ ПОГОД Ы И ПОЛЕТОВ

 

На картах погоды можно выделить большие районы, в кот орых наблюдаются относительно однородные метеорологические условия (температ ура, влажность, характ ер облачност и, горизонтальная видимость и др.) Такие б ольшие массы возд уха в тропосфере, однородные по распределению основных мет еорологических величин и явлений и перемещающиеся в одном из течений ОЦА, называются воздушными массами (В М). В горизонтальном направлении ВМ распространяют ся на тысячи километ ров. По вертикали они дост игают 1…2 км, иногда до т ропопаузы.


При длительном преб ывании над одним и тем же районом, кот орый называет ся очагом форм ирования, ВМ приобретают все свойства данной подстилающей поверхности. При перемещении из очагов формирования в д ругие районы ВМ постепенно изменяют свои свойства, такой процесс называет ся трансформацией ВМ. В каждый данный момент свойства ВМ определяются географическим положением очага ее формирования и теми изменениями (трансформацией), которы е произош ли в ней на пути перемещ ения.

ВМ могут классифицироваться как по термодинамическому, так и по географическому принципу.

Основой термодинамической классификации ВМ является степень их нагрет ости и

влагосодержание по сравнению с подстилающей поверхностью (ПП). По данной классификации ВМ могут быть теплые, холодные, нейт ральные, устойчивые (УВМ) и неуст ойчивые (НВМ).

 

Теплой ВМ называется в том случае, если она перемещается на более холодную подст илающ ую поверхность (ХПП). Ее перемещение вы зывает потепление, а сама она при э том ох лаждается. Вертикальные т емпературные градиенты в теплой ВМ малы.

 

Холодной ВМ называется в том сл учае, когд а ее т емпература оказывается ниже т емпературы подст илающ ей поверхности, на которую она перемещается. Ее приход в д анный район вызывает пох олод ание, а сама она пост епенно прогревается от подстилающей поверхности. Для данной ВМ характерны значит ельные верт икальные температ урные градиенты.

 

Нейтральной называется ВМ, которая в данном районе сох раняет свои основные свойства без существенных изменений.

По наличию или от сутст вию условий для развития конвекции ВМ подразделяются на

УВМ и НВМ.

 

Устойчивой воздушной м ассой называется такая ВМ, в которой нет условий для развития конвективных движений. Это теплая ВМ. Верт икальный температ урный градиент в ней обычно меньше или равен 0,5°С/100 м. Над конт инент ом наиболее благоприятное время года для образования УВМ - зима, время суток - ночь. Над морем – лето, день. Условия погоды и полет ов в УВМ зависят от степени влажности воздуха (рис. 8.4).

 

 

 

Рис. 8.4. Устойчив ая в оздушная масса


Если УВМ влажная (D td £ 4°C), т о теплый воздух, двигаясь по холодной подстилающей поверхност и, охлаждается. Это приводит к увеличению относит ельной влажности в нижних слоях и к понижению уровня конденсации. В результате чего часто образуются дымки, т уманы, а т акже низкие подинверсионные слоист ые и слоисто-кучевые облака. Нижняя граница облачност и располагает ся на высот е 100…200 м и ниже. Верхняя граница об лачности дост игает слоя инверсии (1000…1500 м). Из слоистых и слоисто- кучевых облаков выпадают осадки в виде мороси или мелких снежинок. При т емперат уре около нуля градусов на земле часто образуется гололед. Над слоистыми или слоисто- кучевыми других об лаков, как правило, не наб людается или имеется небольшая облачност ь среднего или верхнего ярусов.

 

Если УВМ сухая (D td > 4°С), т о облачность, как правило, не образует ся, но видимост ь в приземном слое будет ухудшена, т.к. пыль и дым остаются у поверхност и земли. Может наблюдат ься мгла, пыльная б уря, поземок (пыльный, песчаный, снежный), низовая метель (пыльная, песчаная, снежная).

При полетах во влажной УВМ взлет, посадка и визуальные полеты затрудняются или исключаются из-за низкой облачност и, туманов, моросящих осадков и гололеда. Полеты в облаках и т уманах при отрицат ельных температ урах сопровождаются обледенением воздушных судов, интенсивность которого зависит от водности облака и т емпературы воздух а, а т акже слабой, иногда умеренной, болтанкой, которая усиливается по мере приближения к слою инверсии.

В сухой УВМ наблюдаются относит ельно прост ые метеорологические условия.

Выш е 1000…1500 м полет ы в УВМ проходят в спокойных условиях при хорош ей видимости.

На картах погоды УВМ определяется по слоистым и слоист о-кучевым облакам,

моросящ им осадкам и т уманам. Если ВМ сухая и облачность не образуется - с учетом времени года, сут ок и характера подст илающ ей поверхност и.

 

Неустойчивой воздушной массой называется т акая ВМ, в ко торой наблюдаются благоприятные условия для развития конвект ивных д вижений. Это холодные ВМ, вертикальные температурные градиенты в них, как правило, более 0,7°С/100 м. Над континентом наиболее благоприятное время года для образования НВМ - лето, время сут ок - день. Над морем - наоборот (зима и ночь). Условия погоды и полетов зависят от ст епени влажности воздуха (рис. 8.5).

 

 

 

Рис. 8.5. Неустойчивая воздушная масса


Если НВМ влажная (D td £ 4°С, a ³ 13 г/м3), то летом над прогревшимся континентом в д невные часы образуют ся внут римассовые мощно-куч евы е и кучево-дождевые облака. К учево-дождевые облака сопровожд аются ливневыми осадками, грозами, шквалами и смерчами. При полетах в облаках наблюдаются сильное облед енение, сильная болт анка, э лектрические разряды. Максимальное развитие конвекции над континент ом наблюдается в послеполуденные часы, когда прогрев подстилающей поверхности достигает максимума.

Над водной поверхностью максимальное развитие всех конвективных явлений наблюдается ночью, так как верхние слои воздуха охлаждаются за счет излучения, а нижележащие слои, получая тепло от воды, охлаждаются значительно меньш е.

 

Если НВМ сухая, то может наблюдаться ясная погода или небольш ая (1…2 октанта)

кучевая облачность.

В НВМ взлет и посадка могут осложнят ься из-за явлений, связанных с кучево-дождевыми и мощно-кучевыми облаками, входить в кот орые руководящ ими документами запрещается. Эт о может быт ь усиление ветра, прохождение через район аэродрома грозовых очагов с ливневыми осадками в виде дождя, ух удшение вид имости в осадках д о 1 км и менее, понижение облачности до 200…300 м и ниже. Полет в НВМ характеризуется наличием сильной болтанки, вызываемой турбулентностью, кот орая может наблюдаться на малых, средних и больш их высотах как в облаках, так и в безоблачном небе. Большую опасность б олтанка представляет при полетах на высотах, близких к практ ическому потолку воздушного судна, она может привести к потере управляемости, к созданию критических перегрузок, к нарушению режима работы двигателей и к другим нежелательным последствиям.

На картах погоды НВМ определяются по кучевообразным облакам и ливневым осадкам, а если НВМ сухая и облачность не образует ся – с учет ом времени года, суток и х арактера подстилающей поверхности.

 

В основу географической кл ассификации ВМ положен принцип различного зонального положения очагов формирования ВМ. Согласно этой классификации различают аркт ический (в Южном полушарии антарктический), умеренный (воздух умеренных широт), тропический и экваториальный воздух – АВ, УВ, ТВ и ЭВ.

В зависимости от характера под стилающей поверхности в очаге формирования АВ, УВ и ТВ подразделяет ся на мор ской (М) и континентальный (К). Обычно для обозначения ВМ на синоптических картах используют их сокращенные названия: КАВ, МАВ, МУВ, КУВ, МТВ, КТВ, ЭВ.

 

Арктический воздух в зимнее время формируется над Полярным кругом, исключая Норвежское море и незамерзающую часть Баренцева моря, в летнее время – надо льдами Арктического бассейна.

 

Континентальный арктический воздух приходит в Европу с северо-восточными ветрами через Карское море и замерзающую часть Баренцева моря. Вследствие малой влажности и отсутствия пыли видимость в КАВ д остигает 50 км и более. Зимой в КАВ преобладает малооблачная погода с очень низкими температурами и морозными дымками в приземном слое. Весной, летом и осенью, перемещ аясь на конт инент, КАВ начинает прогреваться, но вследствие малого влагосодержания в нем образуется только небольш ая кучевая и высококучевая облачность. Куч евые облака обычно не перерастают в мощно-кучевые и кучево-дождевые облака. Поэтому выпадение ливневых осад ков в КАВ представляет собой д овольно ред кое явление.

 

Морской арктический воздух приходит в Европу с северо-западными вет рами через Норвежское мор е и западную част ь Баренцева моря. МАВ наиболее характерен для Запад ной Европы. В прогретом и увлажненном над морем МАВ развивается куч евообразная облачность, выпадают осадки ливневого х арактера, а в прибрежных районах Западной Европы и Скандинавии грозы отмечаются даже зимой.


Континентальный умеренный воздух формируется зимой между 65 и 40° с.ш., а летом - межд у 70 и 50° с.ш. Ег о свойства зависят от района формирования или от вида ВМ, которая трансформируется в КУВ. Так, например, если в КУВ трансформируется КАВ, то д ля него характерна малооблачная погода с хорошей видимостью. При формировании из МАВ или МУВ в КУВ наблюдает ся мощная кучевая или кучево-дождевая облачность с ливнями и грозами. Зимой КУВ является устойчивой воздушной массой. При формировании КУВ зимой из МАВ или МУВ в нем наб людает ся низкая слоистая облачность и рад иационные т уманы. В сл учае вт оржения К АВ в умеренны е широт ы зимой и его трансформации в КУВ наблюдается морозная погода, сопровождаемая радиационными дымками и т уманами.

 

Морск ой умеренный воздух распрост раняется на территорию Европы из районов Северной и Цент ральной частей Атлантики. На вост очную территорию России МУВ поступает с северо-западной части Тихого океана. В районах формирования МУВ в нижних слоях дост аточно увлажнен. При вторжении в теплое время года на теплый континент он прогревается, в нем развивает ся мощ ная кучевая и кучево-дождевая об лачность, выпадают ливневые дожд и, наблюдают ся грозы. В х олод ное время года теплый МУВ в приземном слое над выхоложенным континентом охлажд ается, и в эт ой ВМ об разуются низкие слоистые и слоисто-кучевые облака, густ ые дымки и адвективные туманы.

 

Морск ой тропический воздух формируется в субтропических широтах Атлантического, Тихого океанов и над Средиземным морем. МТВ сильно увлажнен и имеет высокие температ уры. Как зимой, так и летом его вторжение на конт инент характеризуется резким потеплением. В летнее время в МТВ наблюдаются мощные кучево-дождевые облака, сопровождающиеся сильными шквалами, грозами и ливневыми дожд ями, иногда с выпадением крупного града. В холод ное время года обр азуют ся плотны е слоист ые и слоисто-кучевые облака с моросящими осадками и адвект ивные т уманы.

 

Континентал ьный тропический воздух формируется над континентальными районами в субт ропиках и тропиках, от куда поступает в средние широты, принося с собой жаркую погоду. Летом он может формироваться и в умеренных широтах путем трансформации из МУВ при длит ельном прогреве возд уха в сухую безоблачную погоду. Летом КТВ может формироваться над степями и полупустынями Северного Кавказа, Нижнего Поволжья и Прикаспия, а также над Средней Азией. В теплое время года это неуст ойчивая воздушная масса, в холодное - уст ойчивая.

 

Экваториальный воздух формир уется в област и экватора. Сюда относят и воздух лет него муссона над северной част ью Инд ийского океана, территорией Китая и Приморского края России. Зимой муссонный возд ух характерен для южных районов Азии и прилегающих к ним областей Индийского океана. ЭВ сильно увлажнен. В районе формирования в нем могут наблюдат ься хорош о развитые по вертикали кучевые и кучево-дождевые обл ака, сопровождающиеся интенсивными ливнями и грозами. В умеренных широтах ЭВ, как правило, не наблюдается.

 

 

 

Атмосферным фронтом (АФ) называется раздел между двумя различными ВМ (рис. 8.6).

Переходная зона между ВМ у поверхности земли называется линией фронта. Ее

ширина дост игает нескольких десятков километров.

Переходная зона в пространстве называется фронтальной поверхностью. Ее толщина в нижней и сред ней т ропосфере достигает несколько сотен мет ров, а в верхней - 1...2 км. Фронтальная поверхность всегд а наклонена в ст орону холодного воздуха. Объясняется это тем, что давление в х олод ном воздухе с высотой убывает бы стрее, чем в т еплом, поэтому


менее плот ный теплый воздух натекает на более плотный холодный. Угол наклона фронтальной поверхности к горизонт у оч ень мал и составляет около одного град уса. Тангенс угла наклона колеблет ся от 1/50 до 1/300. Наиб олее част о он составляет 1/100. Это означает, чт о по мере удаления у земли от линии фронта в ст орону ХВ фронт альная поверхность будет повышаться примерно на 1 км на кажд ые 100 км расстояния. Величина угла наклона зависит от соотношения температ ур и скорости ветра в ВМ, лежащих по обе стороны АФ. Об ычно фронтальная поверхность пред ставляет соб ой слой инверсии и является задерживающим слоем.

 

 

Рис.8.6. Атмосферный фронт

 

Определение положения АФ осущ ествляется с использованием ряда признаков на картах погоды:

− линия фронта проходит вдоль оси барической ложбины;

− вдоль линии фронта наблюдает ся сх одимость воздушных потоков. При этом перед фронтом ветер дует параллельно фронту, а за фронтом - перпендикулярно. После прохождения фронт а ветер поворачивает по часовой ст релке;

− при переходе через линию фронт а наблюдаются заметные контрасты температуры

(D t > 5°С);

− при переходе через линию фронта изменяются значения точки росы, влагосодержания,

видимост и;

− с АФ связаны мощная облачность и осад ки. При этом кажд ому фронтальному раздел у соответствуют характерные для него облачные системы и зоны осадков: перед теплым фронтом наблюдается сист ема слоист ообразной облачност и (Ci, Cs, As, Ns, Fr nb) и ш ирокая зона об ложных осадков; для холодного фронта типичны кучевооб разные облака (чаще Cb) и ливневые осадки; для фронта окклюзии т ипичны многослойная облачность различных форм и расположение зон осадков по обе стороны от линии фронта;

− при переходе линии фронта происходит изменение барической тенденции: перед теплым фронтом наблюдает ся падение давления, за х олод ным фронтом - рост.

 

В ат мосфере пост оянно происх одят процессы образования и размы вания АФ

(фронтогенез и фронт олиз).

 

Основной причиной образования (фронтогенеза) АФ является сходимост ь ВМ. В местах вст речи ВМ, где об разуется зона с большими контраст ами температ уры, влажност и, д ругих метеорологических величин и явлений, и возникает АФ.

 

Размывание (фронтолиз) АФ происходит при условии длит ельного существования расходимости ВМ.


АФ различают по географическим признакам, их прот яженности, особенностям перемещения, вертикального и горизонтального строения и условий погоды.

 

По географическим признакам в связи с географической классификацией ВМ

различают следующие главные АФ:

− арктический фронт;

− полярный (умеренный) фронт;

− т ропический фронт.

Названия главных атмосферных фронтов получены по более холодной из двух возд уш ных масс, кот орые они разделяют:

 

 

 

По горизонтальной и вертикальной протяженности различают следующие фронт ы:

− основные (высокие);

− вторичные;

− верхние.

Основные АФ имеют большую горизонтальную (несколько тысяч километров) и вертикальную (несколько километров) прот яженность, обычно прослеживаются по всей тропосфере. Разделяют ВМ, существенно различающиеся по своим свойст вам. Контраст температ ур ы на приземной карте в зоне основны х фронтов обычно превышает 5°С.

Вторичные фронты являются разделами внутри одной и той же воздушной массы, но межд у различными по температ уре объемами (порциями) воздуха. Контраст температур обычно составляет несколько градусов. Горизонтальная прот яженность т аких фронтов не превышает несколько сот ен километ ров, по вертикали они достигают 3…5 км.

Верхние фронты образуются на некот орой высоте в т ропосфере. Они прослеживаются на картах барической топографии, но не выявляются на приземных картах погоды.

Высокие и верхние фронты образуют в верхней тропосфере широкую переходную зону, называемую высотной фронтальной зоной (ВФЗ) (рис. 8.7). Если эта зона имеет широтное расположение и большую протяженност ь, ее назы вают планет арной высотной фронт альной зоной (ПВФЗ).

 

 

 

Рис. 8.7. Высотная фронтальная зона:

а) одного атмосф ерного фронта; б) дв ух атмосферных ф ронтов


Иногд а два хорош о выраженных внизу фронта сливают ся в верхних слоях т ропосферы, об разуя одну широкую ВФЗ. ВФЗ характеризуется большими горизонт альными градиентами температуры. Обычно вдоль ВФЗ наблюдают ся струйные течения.

 

По особенностям перемещения, вертикального строения и условий погоды различают:

− прост ые фронт ы - т еплые, х олодные, стационарные (малоподвижные);

− сложные фронт ы или фронты окклюзии - теплые, холодные.

 

 
Теплым фронтом (ТФ) - называет ся такой ат мосферный фронт, который образует ся при д вижении т еплого воздуха в сторону отступающ его холодного воздуха. Средняя скорость его движения достигает 20…30 км/ч. На карт ах погоды наносит ся линией красного цвета или т аким орнаментом.

 

В холодное время года на ТФ (рис. 8.8) за счет восходящего скольжения теплого воздуха по холодному образует ся слоистообразная облачност ь.

 

 

 

 

Р ис. 8.8. Схема облачности теплого ф ронта в холодное время года

 

Облачност ь может быт ь сплош ной, но зачаст ую облака верхнего яруса отделены от слоисто- д ождевых и высоко-слоистых облаков безоблачной прослойкой. Из слоисто-дождевых и высоко-слоист ых облаков выпадают обложные осадки, ширина зоны которых д остигает

400…500 км (летом она не превышает 200…300 км т.к. осадки из высоко-слоистых об лаков испаряют ся и до земли не доходят). В зоне осадков образуются низкие разорванно-д ождевые об лака, а иногда и фронтальные т уманы, ширина зоны которых вдоль линии фронта д остигает 100…200 км. У земли при приближении ТФ от мечается падение давления, что приводит к усилению вет ра и возникновению общих метелей. Если т еплый воздух сухой, то об лачная система ТФ состоит только из облаков среднего и/или верхнего ярусов.

При полетах в облаках, осад ках и т уманах возможно обледенение возд уш ных суд ов, инт енсивност ь которого зависит от температуры воздуха и водност и облака. Наиболее интенсивным и опасным обледенение бывает при полетах в зоне переохлажденного (ледяного) д ождя.

При пробивании облачности сверху вниз или снизу вверх возможна элект ризация воздушного судна и поражение его разряд ом ст атического элект ричества.

В зоне осадков взлет, посадка и визуальные полеты затрудняются или исключают ся из-за низкой облачности и плохой видимости в осадках, т уманах и метелях.


В теплое врем я года (рис. 8.9), если т еплый возд ух являет ся МТВ или хорошо прогрет ым МУВ, на ТФ наряду со слоист ообразными облаками образуются кучево-дождевые облака и развивают ся грозы. Обычно э то бывает летом ночью или утр ом, реже - днем.

 

 

 

Рис. 8.9. Схема облачности теплого ф ронта в теплое время года

 

Развитие этих гроз обуславливает ся сильным ночны м радиационным выхолаживанием верхнего слоя фронтальной облачности () при относительно неизменных т емпературах в нижних слоях облаков (t 0). Это приводит к увеличению контраст а температ уры между нижним и верхним краем об лака, а, следовательно, к увеличению верт икального температ урного градиент а (рис. 8.10). Больш ие вертикальные температ урные градиенты являются причиной развития вертикальных токов внутри слоистообразных облаков. Эт и токи и приводят к образованию кучево-дождевых облаков, замаскированных слоисто- образными облаками т еплого фронт а. Нижняя граница кучево-дождевых облаков нах од ится на высот е 1,5…2 км, а верхняя граница может значительно выступать над облаками теплого фронт а.

 

 

Рис. 8.10. Условия возникнов ения вертикальных токов в облаках теплого фронта

 

Условия полетов в зоне теплого фронта лет ом осложняются сильным обледенением, сильной болтанкой и скрытыми (замаскированными) кучево-д ождевыми об лаками, в которых развивают ся грозы.


При полетах в зонах т еплых фронтов рекомендуется:

− пересекать фронт перпендикулярно к линии фронт а, используя при эт ом имеющиеся безоблачные прослойки;

− обнаруживать грозы по радиолокатору, т реску в телефонах (науш никах), “рысканию”

стрелки радиокомпаса, сильной болтанке;

− обходит ь грозы т олько на воздушных судах, оборудованных б ортовыми радиолокаторами, при этом расст ояние между краями засветок на экране радиолокатора должно бы ть не менее 50 км;

− помнить о сильном обледенении в слоисто-дождевых, высоко- слоистых облаках и

переохлажд енных осадках. Зимой из зоны обледенения уход ить вверх, в сторону более низких отрицательных т емператур, летом – вниз, в ст орону положительных температур;

− помнить, что предвестником приближения теплого фронт а (плохой погоды) являют ся перисты е облака.

 

Холодным фронтом (ХФ) называется т акой ат мосферный фронт, который образуется при движении холодного воздуха в сторону отступающ его т еплого воздуха. В зависимости от скорости движения различают ХФ 1-го род а и ХФ 2-го рода. На карт ах погоды ХФ наносят ся линией синего цвет а или таким орнамент ом .

 

ХФ 1-го рода - это медленно движущийся ХФ (рис. 8.11). Средняя скорость его д вижения сост авляет 30…40 км/ч.

 

 

 

Рис. 8.11. Схема облачности холодного фронта 1-го рода

 

Холодный воздух медленно подтекает под т еплы й воздух и вынуждает часть его двигаться вверх вертикально (вынужденная конвекция), а другую часть - путем восходящего скольжения. В результате э того в передней крутой части фронта образуются кучево-дождевые облака, кот орые сопровождаются ливневыми осадками, грозами, шквалами и смерчами, сильным об леденением и сильной болтанкой. К учево-д ождевые об лака располагаются вдоль линии фронта и занимают полосу шириной 40…60 км, развиваются в теплое время года до

8...10 км, а иногд а и до т ропопаузы, зимой – не превышают 4…5 км. Над верхней частью фронтальной поверхности образуются слоистообразные об лака, как на типичном теплом фронте. Ш ирина зоны об ложных осадков за линией фронт а дост игает 100...200 км летом и до

300 км зимой. В зоне осадков образуют ся низкие разорванно-дождевые облака и иногда т уманы. ХФ 1-го род а по характ еру облачности в холодное время напоминает ТФ, т олько все явления проходят в обратном порядке: сначала появляются низкие слоист о-дождевые и разорванно-дождевые облака, затем высоко-слоистые, перисто-слоистые и, наконец, перистые.


Условия полетов зимой т акие же, как и на т еплом фронте. Летом условия полетов определяются, в основном, наличием кучево-дождевых облаков, входит ь в которые руководящими документ ами запрещает ся.

 

Хф 2-го рода - это быст родвижущийся ХФ (р ис. 8.12). Средняя скорость его движения

40…60 км/ч, максимальная - 80…100 км/ч. Холодный воздух движется с большой скоростью, инт енсивно подтекает под теплый воздух и выт есняет весь теплый воздух вертикально вверх. В результ ате э того образуют ся к учево-дождевые облака, которые летом достигают т ропопаузы, а иногда и нижних слоев стратосферы. Зимой они не превышают

5…7 км. Ширина зоны об лачности и осад ков дост игает 40…60 км.

 

 

 

Рис. 8.12. Схема облачности холодного фронта 2-го рода

 

В теплое время года кучево-дождевые облака сопровождаются ливневыми осадками, часто с градом, шквалами, смерчами, грозами. В засушливых районах кучево-дожд евы е облака на ХФ 2-го род а не образуются, но часто наблюдаются пыльные б ури.

В холодное время года фронт проходит с резким усилением ветра, снежными

“зарядами”, иногда с грозами.

За фронтом сразу же наступает прояснение, но оно кратковременно, т ак как за основным фронтом часто движутся вторичные фронт ы или куч евообразные облака неустойчивой воздушной массы. Перед фронтом на удалении 80…200 км движутся высоко- кучевые чечевицеобразные или линзовидные облака (Ac lent), которые являются предвестниками приближения ХФ 2-го рода.

Условия полет ов в зоне фронта обуславливаются кучево-дождевыми облаками.

Особенно опасными такие фронты бывают лет ом днем в послеполуд енные часы (в часы максимального прогрева под стилающей поверхности).

На картах погоды холодные фронты 1-го и 2-го рода различают по облачным системам.

 

Фронты оккл юзии (Ф 0) - э то такие атмосферные фронты, кот орые образуются при слиянии теплых и холодных фронтов (рис. 8.13). На картах погоды наносятся линией коричневого цвета или таким орнаментом .


 

 

Рис.8.13. Процесс образования фронта окклюзии

 

 

Слияние фронтов происходит в связи с тем, что ХФ дв ижется значительно быстрее, чем ТФ. В момент слияния фронтов происходит сближение их облачных систем. Кучево-дождевые облака ХФ сливают ся со слоистообразными облаками ТФ и приобретают скрытый характ ер. Теплый воздух при эт ом отрывается от земли и выт есняет ся вверх, а его мест о занимают сомкнувшиеся массы холодного воздуха. В зависимости от соотношения температ ур холодного воздуха перед т еплым фронт ом и за холодным фронтом при слиянии могут образовываться фронты окклюзии по типу теплого фронта (ТФО) или по типу холодного фронта (ХФО).

 

Теплый фронт окклюзии - это такой фронт окклюзии у которого тыловой х олод ный воздух являет ся менее холодной возд ушной массой, чем передний холодный воздух (рис. 8.14).

 

 

 

 

Р ис. 8.14. Схема облачности теплого фронта окклюзии


При слиянии фронтов тыловой холодный воздух нат екает на передний более холодный воздух. Образуется сложная многоярусная система об лачности. Выше точки окклюзии располагаются вытесненные вверх сомкнувшиеся облака теплого и х олодного фронт ов. Ниже точки окклюзии, на самом ТФО, образуются слоисто-дождевые (иногда слоисто- кучевые) облака, под которыми в зоне обложных осадков образуются разорванно-дождевые облака и т уманы. При э том обложны е осадки чередуются с ливневыми (с преоб ладанием обложных). Вся зона осадков располагает ся впереди линии фронта и занимает полосу шириной 100…200 км летом и до 300 км зимой.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1503; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.17 сек.