Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности метеорол огических условий полетов в горных районах, над пустынями и большими водными пространствами




ОСОБЕ ННОСТИ МЕ ТЕ ОРОЛ ОГИЧЕС КИХ УСЛ ОВИЙ ПОЛЕТОВ В ВЫСОКИХ ШИРОТАХ

 

Территория, расположенная за полярным кругом в Северном полуш арии называется Арктикой, а в Южном – Ант арктикой. В Арктике располагаются зимние полюса холода над Якутией и Гренландией, минимальные температ уры над которыми д остигают -70°С (203К).

В глубине Ант арктики располагается абсолютный полюс холода планет ы с минимальными т емперат урами, близкими к -90°С (183К).

Для больш инства т еррит орий за полярным кругом характ ерны следующие географические и гидрометеорологические условия, кот орые оказывают существенное влияние на выполнение полетов:

− полярная ночь, которая обуславливает низкие температуры воздуха, и полярный день с незаходящим Солнцем продолжительност ью до 3…5 месяцев;

− полярные сияния, магнитные бури и другие геомагнитны е факторы, нарушающ ие радиосвязь;

− редкая метеорологическая и аэрологическая сет ь;

− очень малое количест во аэ родромов, которые расположены на большом уд алении др уг от друга, что зат рудняет выбор запасных для посад ки;


− резкое различие условий погоды на каждом аэродроме и в соседних районах из-за влияния мест ных особенност ей;

− от сутст вие ист очников пыли, чт о обусл авливает высокую прозрачность атмосферного воздуха (но хорошая видимость наблюдается редко из-за низкой облачност и, туманов, ды мок, метелей и других метеорологических и оптических явлений);

− сильные ветры, вызывающ ие метели и создающие снежные заносы и лед яные торосы,

часто исключающие взлет и посадку ВС;

− высокая повт оряемост ь задерживающих слоев (инверсий и изотермий), под которыми образуют ся дымки, туманы и низкая облачность, ухудшающ ие видимость;

− однообразная заснеженная или ледяная поверхность, крайне бед ная ориентирами.

Все э ти явления, как правило, затрудняют прост ранственную ориент ировку экипажей,

особ енно при полет ах на малых и предельно малых высотах.

В Арктике наиб олее благоприят ные условия погоды для полетов весной – с начала

марта до середины мая.

В Ант арктике сложные условия погоды для полет ов наблюдают ся на прот яжении всего года.

 

 

В горных районах, как правило, наблюдаются более сложные и опасные метеорологические условия, чем над равнинами. Сост ояние ат мосферы в горах обычно значительно от личается от стандартного, что существенно влияет на тягу д вигателей, длину разбега и пробега ВС, показания аэронавигационных приборов. Здесь наблюдает ся сильная динамическая и термическая т урбулентность, усиливается грозовая деятельность. Например, среднее годовое число дней с грозой в центральных равнинных районах Украины составляет

30, а в Карпатах достигает 40. При прохождении ат мосферных фронтов над горами облачные сист емы трансформируются. На наветренных склонах гор атмосферные фронты обостряются, зоны осадков увеличиваются, продолжит ельность осадков, их интенсивность и вероят ност ь обледенения в осадках возраст ает. На под ветренных склонах гор атмосферные фронты размываются, вследст вие фёновых процессов осадки ослабевают или прекращ аются совсем, а облачност ь разрушается. У след ующ их горных хреб тов она может восстанавливаться вновь. Кроме трансформации облачных систем, в горных районах возможно появление так называемы х роторных облаков и горных волн (см. главу 9). В вихрях с горизонтальной осью наблюдается падение давления, которое приводит к завыш ению показаний барометрического высотомера до 200 м и более. Следовательно, в районах с сильными ветрами, а тем более с роторными вихрями, истинная высот а может оказаться на 200 м меньш е, чем показывает высотомер, что небезопасно при преодолении вершин и хребт ов.

 

Над пустыня ми – районами с очень сух им и жарким климат ом в низких широтах – облака, как правило, отсутствуют. Это приводит к больш им суточным и год овым амплитудам темпер атуры и способст вует возникновению сильных местны х ветров. Метеорологические условия полетов зависят от времени года и суток.

В теплый период года преоблад ает сухая и ясная погода. Днем температура воздуха у поверхности земли может достигать 40…50°С в т ени. Подстилающая поверхность и поверхност ь предметов на земле может нагреваться д о 80…90°С. Перегрев приземного воздуха приводит к возникновению нижних миражей, при которых наземные ориентиры кажутся расположенными ниже, чем в реальности (под поверхностью). Эт и миражи усложняют ориентировку и затрудняют визуальный заход на посадку.


До полудня, как правило, безвет ренно, а после полудня ветер усиливает ся, что иногда приводит к пыльной или песчаной бур е.

При неуст ойчивой ст ратификации днем возникает т ермическая и динамическая т урбулент ность, сопровождающ аяся болтанкой. Могут образовываться смерчи и “сухопутные торнадо” с циркуляцией по т ипу волчка. В вечерние часы температура понижается, пост епенно ослабевает ветер, но видимость остает ся плохой из-за наличия в возд ухе большого количества взвешенных частиц пыли и песка.

Ночью т емперат ура резко падает, пыль оседает, и возд ух становится очень прозрачным. К утр у возникает глубокая приземная инверсия, иногда создаются условия для верхнего миража, при котором наземные ориентиры кажутся приподнятыми над землей. Видимость в э то время ухудшена за счет дымки или мглы, ветер практически отсутствует.

В холод ный период года при преобладающем антициклоническом характере погоды об разуется глубокая приземная инверсия, которая создает условия дл я возникновения сдвига вет ра за счет малых скорост ей в приземном слое и достаточно больших выше верхней границы инверсии. В ряде случаев на высот ах 200…300 м возникает, так называемое, низкотропосферное ст руйное течение со скоростью 20 м/с и более, протяженностью несколько сотен километров в длину и до 100 км в ш ирину. В дневное время при разрушении инверсии сдвиг ветра обычно исчезает. Как правило, инверсия вызывает и ухудшение видимости.

При прохождении циклонов погодные условия в пустынях резко усложняют ся. Д вижение атмосферны х фронтов обычно сопровождается пыльными бурями, а в теплом секторе циклонов образуются адвективно-радиационные туманы, иногда с моросью. Наиболее часто эт о наб людает ся в переходные сезоны года.

 

Над большими водными пространствами метеорологические условия полет ов зависят от аэросиноптической обстановки, от времени года, суток и ш ироты мест а. Как правило, в циклонических образованиях они сложные, а в антициклонических – проще. Л етом в высоких широтах на границе ледяных полей и открытой вод ы условия х арактеризуют ся частыми т уманами и низкой облачностью. Наиболее б лагоприят ные погодные условия в это время года наблюдаются в умеренных и низких широтах. Но при э том не исключена возможность вст речи с тропическими циклонами. Полеты д аже на периферии облачной системы таких циклонов крайне опасны из-за болтанки и частых грозовых разрядов.

В умеренных ш иротах даже зимой может наблюд аться кучево-дождевая облачность, из кот орой выпадают осадки в виде снега и снега с дождем, ух удшающие видимост ь до 1000 м и менее. В облаках наблюдаются сильная болт анка, обледенение и грозы. В отличие от континентальных районов грозы зд есь в холодный период бывают чаще, чем в т еплый.

Полеты на малых высот ах осложняются волнением (особенно при низкой облачности)

моря.

На больших высотах вблизи прибрежных областей континентов, где бывают

повышенные температурные контрасты, наблюдаются зоны струйных течений с характерной повышенной т урбулент ност ью.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 584; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.