Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЗЕНОН Элейский (ок. 490 — ок. 430 до н.э.) — древнегреческий философ, представитель элейской школы (6—5 вв. до н.э., г. Элея, Южная Италия). 3 страница




чиняющей сферы, который был рожден традиционной философией. В этой "децентрированной" целостности нет единой "точки отсчета", а следовательно иначе по­нимается образ, служащий символом Пути, который ве­дет к целостности. Линии, соединяющие между собой Бога, Мир и Человека, и линии, соединяющие между со­бой Творение, Откровение и Искупление, нельзя счи­тать чисто геометрическими. Пара наложенных друг на друга равносторонних треугольников обладает особой действительностью, чуждой геометрии именно потому, что треугольники обозначают процессы, происходящие во времени и идущие по Пути, который указан погру­женным в поток истории Откровением. Чтобы подчерк­нуть особенности получившейся гексаграммы (Звезды Давида — "З.И."), Розенцвейг называет ее не "геометри­ческой фигурой", а "гештальтом". Именно этот гештальт становится образом Пути к новому типу целостно­сти, т.е. к новому типу социокультурного единства, кото­рое, однако, находится "по ту сторону" Пути, и это — единство самого Бога, Его Истина. Более того, единство, как подчеркивает Розенцвейг, — это на самом деле дви­жение к единству, так что по-новому понятая целост­ность представляет собой не завершенный результат, а становление. То, что Бог пребывает в вечности, означа­ет, что Он грядет. Следовательно, вечность оказывается лишь моментом "исконной неподвижности", и для Бога вечность есть не что иное, как "увековечение". Вечность Человека является опосредованной и коренится в Творе­нии. Третья часть книги называется "Гештальт, или Веч­ный небесный мир", посвящена рассмотрению многооб­разных смысловых аспектов "гештальта" как Пути к Ис­куплению и имеет подзаголовок "Против тиранов!" ("in tyrannos!"). На титульном листе этой части изображена Звезда Давида. Изложение начинается с рассуждений о возможности искушать Бога и о сущности молитвы. Ро­зенцвейг заявляет, что Царство Небесное нельзя выну­дить прийти, оно растет в соответствии с собственными ритмами и закономерностями. Мечтатели, сектанты и прочие "тираны Царства Небесного" вместо того, чтобы попытаться ускорить его приход, на самом деле замед­ляют этот приход своим нетерпением, забеганием впе­ред и нелюбовью к ближнему. Все их действия оказыва­ются "несвоевременными", а потому препятствуют то­му, чтобы свободно наступил "решающий момент". Бо­гу нужно время для спасения Мира и Человека Не пото­му, что Он в нем действительно нуждается, а потому, что во времени нуждаются Человек и Мир. В этом свете рассматривается роль христианства в современном ми­ре. Розенцвейг довольно критически относится к осуще­ствленному историческим христианством социокуль­турному синтезу, т.е. указывает на недостатки получив­шейся в результате целостности. Особый интерес для

его имеет отношение становящейся христианской мысли к наследию античной философии. Итогом всего про­цесса взаимодействия христианства с античной культу­рой, прошедшего несколько этапов, стала, как указыва­ет Розенцвейг, "расщепленная" современная действи­тельность, в которой очень много самых настоящих язычников, живущих не верой, не любовью, а исключи­тельно надеждой. Однако парадоксальным следствием такого итога становится не основание новой Церкви, а обновление старых Церквей. В этом мире иудеи занима­ют особое место, и окончательное Искупление, согласно Розенцвейгу, возможно только в единстве Церкви и Си­нагоги. Ни Церковь, ни Синагога в отдельности не обла­дают полнотой истины, и только совместно они могут создать всеобъемлющее сообщество, Царство Небесное, т.е. подлинную целостность. Но до завершения этого процесса люди должны жить повседневной жизнью, по­лагаясь на веру, любовь и надежду. При этом иудаизм оказывается общиной Вечной Жизни, а христианство — общиной Вечного Пути. Иудеи уже по самому своему рождению пребывают рядом с Богом, а другие народы приходят к Богу только через посредство Мессии. Тем самым иудеи и христиане дополняют друг друга, и Цар­ство Небесное не может возникнуть без их постоянного сотрудничества, условием возможности которого оказы­вается диалог. Это — диалог в рамках партнерства как между двумя общинами, так и между отдельными хрис­тианами и иудеями. Поэтому для того, чтобы способст­вовать приходу Царства Небесного, иудею, считает Ро­зенцвейг, не нужно обращаться в христианство. Более того, реальное существование иудеев служит лучшим доказательством реальности истории самого христиан­ства. Иудаизм, засвидетельствованный Ветхим Заветом и продолжающий свидетельствовать о себе одним толь­ко существованием иудеев вопреки всем превратностям их судьбы, представляет собой, по Розенцвейгу, раска­ленное Ядро, испускающее невидимые лучи, которые в христианстве становятся видимыми и, превращаясь в пучок, прорезают ночь языческого "подземного мира". Символом этого Ядра и может служить "З.И.".

А.И. Пигалев, Л.В. Наместникова

ЗЕНОН Элейский (ок. 490 — ок. 430 до н.э.) — древнегреческий философ, представитель элейской школы (6—5 вв. до н.э., г. Элея, Южная Италия). Соглас­но ряду источников, родоначальником школы был Ксенофан, прибывший на склоне лет в Элею. По сведениям Диогена Лаэртия, 3. был учеником и приемным сыном Парменида. Как представитель указанной философской школы 3. отстаивал мысль о единстве и неподвижности истинно сущего бытия. Соответственно в теории позна-

ния 3. содержалось резкое противопоставление разум­ного знания знанию чувственному, основывалось оно на недоверии к той картине окружающего мира, которая доставлялась чувствами, и на основе убеждения в пре­восходстве ума над ощущениями. Только ум, считали элеаты (и 3.), ведет к достоверной и незыблемой истине. Но тем не менее, по мысли 3., даже недостоверные "мнения", добытые на основе чувств и ощущений, необ­ходимо знать. В рамках задачи отстоять от критиков воз­зрения Парменида 3. выдвинул 45 "доказательств" о едином, неразделимом и неизменном бытии (до нас до­шло 9). Отрицая в чувственном бытии всякую непре­рывность, 3. доказывал немыслимость последней вооб­ще, то есть немыслимости множественности и подвиж­ности (движения). Из немыслимости непрерывного чув­ственного бытия 3. выводил непрерывность уже как "предмет чистой мысли". По мнению ряда исследовате­лей, философский и логический метод 3. сходен с тем, что в математике называют "доказательством от против­ного". 3. принимает условно тезисы противника (что пространство может мыслится как пустота, как отдель­ное от наполняющего пространство вещества; что мыс­лимо существование множества вещей; что может быть мыслимо движение). Приняв их условно, 3. доказывает, что признание их ведет к противоречиям. Следователь­но, пустота, множественность и движение не мыслимы. Известно различное количество сочинений 3., но наибо­лее часто отмечаются четыре: "Споры", "Толкование Эмпедокла", "Против философов", "О природе". Чаще всего принято ссылаться на выдержки, содержащиеся в "Физике" Аристотеля и в комментариях к ней. Аристо­тель полагал, что 3. "выдумал диалектику" как искусст­во постижения истины посредством диалога или истол­кования противоположных мнений. Говорил о нем, как о мастере критического анализа принятых мнений или оп­ровержения тезиса противника путем "доведения до аб­сурда". Аргументы 3. были ориентированы на доказа­тельство наличия действительных противоречий в со­стоянии вещества, времени и пространства как состоя­щих из реально раздельных частей. Именно это и хотел опровергнуть 3. в положительном учении, которое он доказывал отрицательным путем. Платон называл 3. ловким изобретателем, "чье антилогичное искусство способно внушать слушателю, что одно и то же подоб­но и неподобно, одно и множественно, покоится и дви­жется". По мысли Гегеля, 3. "различает объективную и субъективную диалектику" и "зенонова диалектика ма­терии доныне не опровергнута". Логические парадоксы 3. традиционно называются "апориями" (древнегреч.: а — частица отрицания, porös — выход; aporia — безы­сходность, безвыходное положение, затруднение, недо-

умение) — термин, которым античные философы фик­сировали непостижимые для них противоречия в поня­тиях движения, времени и пространства и т.п. Наиболее известны дошедшие до наших времен апории 3. — "Ахилл и черепаха", "Стрела", "Стадий" или иначе "Ди­хотомия", "Движущиеся тела". 3. занимался установле­нием противоречий в области текущей множественнос­ти и полагал, что истина выявляется посредством спора или истолкования противоположных мнений. По поводу множественности 3. подчеркивал: если все состоит из многого, если сущее реально делится на части, то каж­дая из частей становится бесконечно малой и бесконеч­но большой. Имея вне себя бесконечное множество про­чих частей, она составляет бесконечно малую часть всего, а слагаясь сама из бесконечного множества час­тиц, будучи делима до бесконечности, она представляет величину бесконечно большую. Если признавать, что все частицы имеют величину и делимы, если призна­вать, что многое, то есть частицы всего не имеют ника­кой величины и не делимы, то выходит, что все оказыва­ется равным ничему. То, что не имеет величины, не мо­жет присоединиться к другому и его увеличить (нуль не есть слагаемое). Поэтому и все состоящее из недели­мых, лишенных величины, само не имеет величины, или материальное ничто. (Прокл указывал, что сочинения 3. содержат 40 аргументов против множества.) В "Дихото­мии", согласно Аристотелю, доказывается "несущество­вание движения на том основании, что перемещающее­ся тело должно прежде дойти до половины, чем до кон­ца". Тем самым 3. постулировал, что в применении к мо­менту времени нельзя говорить ни о движении, ни о по­кое. Эти понятия, по 3., имеют смысл лишь относитель­но промежутка времени, в течение которого тело может менять свое место — и тогда оно движется; либо же не менять его, — и тогда оно покоится. Немыслимость дви­жения одного отдельно взятого тела доказывается 3. в апории "Летящая стрела". Стрела летит, значит движет­ся в пространстве, но в то же время она в каждое мгно­вение полета занимает пространство равное собствен­ной длине, т.е. находится в покое. То есть пребывает в пределах части пространства, а значит в нем неподвиж­на. Таким образом все движение разлагается на момен­ты покоя, а значит представляет внутреннее противоре­чие, так как из ничего нельзя составить положительную величину. Выходит, по 3., что летящая стрела движется и не движется. Но движение не мыслится и как движе­ние двух тел относительно друг друга (см. апорию "Ахилл и черепаха"). По мысли 3., чтобы пройти изве­стное пространство, движущее тело должно вначале пе­рейти половину этого пространства, а для этого полови­ну этой половины и так до бесконечности, то есть тело

никогда не двинется с места. Именно на этом основании быстроногий Ахилл никогда не может догнать медли­тельную черепаху. Логические парадоксы 3. в опреде­ленном смысле не утратили актуальности и сегодня.

E.H. Вежновец




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 382; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.