Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ИГРА — понятие, фиксирующее процессуальность, самодостаточную как в онтологическом 4 страница




пространство. И., по Кристевой, присутствует также и в семиотических коннотациях самого исследователя И., санкционирующих использование им тех или иных моделей и формализации. Избавиться от данных пред­посылок невозможно, но возможно их прояснение в ак­те саморефлексии. Эко рассматривал коммуникативные функции И., которая "предохраняет нас от рассмотре­ния семантических систем в целокупости их внутрен­них взаимоотношений" благодаря ограничению облас­ти возможных коннотаций. Идеологический субкод ис­ключает нежелательные подразумевания семантичес­кой системы. И. выступает означаемым данного рито­рического субкода, и идеологические контексты фор­мируются "склеротически отвердевшими сообщения­ми". Позже Эко описал И. как перекодирование пер­вичного кода, придающее сообщениям вторичные смыслы. Перекодирование у Эко суть интерпретативная модификация первичного кода, приводящая к не­стандартному употреблению прежнего правила и со­здающая новое правило. Например, риторические и иконологические правила наделяют макроскопические фрагменты первичных сообщений некоторым значени­ем, перекодируют их. Статус И. как воплощение связи дискурса с некоторой социальной топикой описывается в современной философии как ряд отношений правдо­подобия. ("Референциального" — в контексте отноше­ния с реальностями мира, "логического" — в плане со­ответствия жанровым и игровым закономерностям и т.д.) Нередко в рамки И. пытаются инкорпорировать чисто философские измерения (философию истории, местоположение в ней человека, сопряженные с ними оценочные суждения о возможных вариантах социаль­ного развития и желательного темпа последних). В этом контексте любая И., несущая в своей структуре некий идеал, противопоставленный наличной социаль­ной реальности, — утопична и эсхатологична. (Ср. у К.Манхейма: "в слове "идеология" имплицитно содер­жится понимание того, что в определенных ситуациях коллективное бессознательное определенных групп скрывает действительное состояние общества как от себя, так и от других и тем самым стабилизирует его".) В тоталитарных обществах И. трансформируется в го­сударственную религию с особыми догматами, свя­щенными книгами, апостолами, святыми, бого-человеками, литургией и т.д. Государство в этом случае вы­ступает идеократической системой, в границах которой верховный жрец, могущий толковать и трансформиро­вать постулаты И., выступает и высшим чиновником, и политическим лидером. (Бердяев именовал подобные общественные модели — "обратными теократиями".) Разрушение И. такого типа, неизбежное при переходе их на позиции терпимости и открытости к инаковым

духовным образованиям, представляется не менее бо­лезненной проблемой, чем даже процедуры передела собственности (ср. у Лебона: "нет ничего более разру­шительного, чем прах умерших богов"). Согласно Жижеку, "фундаментальное измерение" И. следующее: "идеология — это не просто "ложное сознание", иллю­зорная репрезентация действительности, скорее идео­логия есть сама эта действительность, которая уже должна пониматься как "идеологическая", — "идеоло­гической" является социальная действительность, само существование которой предполагает не-знание со сто­роны субъектов этой действительности, не-знание, ко­торое является сущностным для этой действительнос­ти. То есть такой социальный механизм, сам гомеостаз которого предполагает, что индивиды "не сознают, что они делают". "Идеологическое" не есть "ложное созна­ние" (социального) бытия, но само это бытие — в той мере, в какой это бытие имеет основание в "ложном со­знании". Пророчество Ницше о том, что в 20 в. борьба за мировое господство будет осуществляться от имени тех или иных философских принципов, полностью ре­ализовалось (ср. "Восток" и "Запад" как идеолого-политические образования) в виде несколько трансфор­мированном: философские идеи заместились полити­ко-идеологическими максимами. Результатом явилось крушение доверия людей к человеческой мысли как та­ковой — по Манхейму, это было, в первую очередь, обусловлено широким признанием того, что "мысль всех партий во все эпохи носит идеологический харак­тер".

A.A. Грицанов




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 371; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.