Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Изучение непроизвольного запоминания




Дошкольный возраст

Когнитивные процессы

И логического мышления

И концентрации внимания

И невербальной памяти

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ КОГНИТИВНОГО РАЗВИТИЯ

А. И. Вансовская, Ж. А. Балакшина, Т. В. Прохоренко

Изучение вербальной

Изучение устойчивости

Изучение образного



К числу основных когнитивных процессов относятся память, внимание, мышление.

Память — запоминание, сохранение, последующее воспроизведение индивидом его опыта.

Внимание — сосредоточение сознания на определенном объекте, обес­печивающее его особо ясное отражение.

Мышление есть опосредованное, обобщенное отражение действительно­сти человеком в ее существенных связях и отношениях.

Комплексное микровозрастное изучение характера когнитивных процес­сов в различные возрастные периоды жизни позволяет решать задачи, свя­занные с исследованием возрастных и индивидуальных особенностей де­тей и взрослых.

Многочисленные исследования отечественных психологов (Е. Ф. Рыбал­ко, А. В. Скрипенко, С. А. Лукомской, Е. И. Степанова, Л. А. Головей, Н. А. Грищенко, Л. Н. Кулешовой) указывают на сложный характер разви­тия когнитивных процессов в онтогенезе человека, выраженный как в про­явлении гетерохронности развития, так и в усилении взаимосвязи между различными компонентами процессов с возрастом.

Предлагаемые методы диагностики памяти, внимания, мышления по­зволяют выявить специфику возрастных изменений на каждом этапе он­тогенеза.

В дошкольном возрасте образуются два основных функциональных уров­ня памяти. К первичному уровню относится узнавание, которое в этом воз­расте продолжает интенсивно расти, и более сложный уровень — воспроиз­ведение. Теперь содержанием памяти является вербальный, осмысленный материал, а его механизмом — произвольное регулирование процесса запо­минания и воспроизведения.

В целом, в возрасте 4-5 лет ребенок удерживает в памяти 5-6 предметов или картинок из 10—15 предложенных, а в 6 лет — 7-8 предметов.

Для изучения непроизвольного характера запоминания в дошкольном возрасте используются следующие два методических приема. 1. В инструкции не дается установки на запоминание. Стимульньш материал. Набор из 10 картинок.


6. Санки. 7. Елка. 8. Чашка. 9. Часы. 10. Телевизор.
1. Рыба. 2. Ведро. 3. Кукла. 4. Молоток. 5. Портфель.

 


Процедура выполнения. Картинки предъявляются по одной (приблизи­тельно 1 картинка в секунду). Обследуемый должен воспроизвести весь на­бор картинок на вербальном уровне (назвать то, что нарисовано на картин­ках). Порядок воспроизведения не имеет значения. В протоколе фиксируется количество правильно воспроизведенных картинок.

Обработка результатов. За каждое правильно воспроизведенное назва­ние выставляется по 1 баллу.

Уровни оценки результатов:

1- й уровень — 10—9 правильных названий (баллов);

2- й уровень — 8—7;

3- йгуровень — 6-5;

4- й уровень — 4—3;

5- й уровень — 2 и менее.

2. Приготовьте набор из 16 картинок, изображающих знакомые предме­ты (гриб, лук, заяц, шары, собака, мыло, рыба, книга, щетка, коза, елка, петух, замок, пила, утюг, флаг).

Предложите ребенку познакомиться с интересными картинками: «Я сей­час тебе покажу картинки, а ты внимательно на них посмотри». Перед ре­бенком не ставится задача запомнить. Картинки предъявляются последо­вательно одна задругой, время показа — 5 с. После демонстрации картинок делается небольшая пауза, после чего ребенку неожиданно предлагается воспроизвести по памяти названия всех изображенных на картинках пред­метов: «Назови картинки, которые ты запомнил». Помогать ребенку в про­цессе воспроизведения не надо. Можно только стимулировать процесс при­поминания: «А какие ты еще помнишь картинки? Постарайся еще вспомнить». Зафиксируйте порядок воспроизведения картинок.

После того как убедитесь, что ребенок больше ничего не помнит, сме­шайте картинки с другими и предложите отобрать те, которые он рассмат­ривал (всего картинок должно быть не более 22). Зафиксируйте, какие кар­тинки ребенок узнал.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 631; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.