Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проведение эксперимента. Исследование уровня притязаний детей школьного возраста




Исследование уровня притязаний детей школьного возраста

Приведем модификацию рассмотренной выше методики. Ее можно ис­пользовать для исследования уровня притязаний детей школьного возраста16.

Учащимся предлагается 11 заданий (каждый уровень трудности может Иметь несколько вариантов).


Инструкция. Перед вами карточки, на обороте которых написаны задания. Они располагаются по возрастающей трудности. Номера на кар­точках означают степень сложности заданий. На решение каждой отведено определенное время, которое вам не известно. Я слежу за ним с помощью секундомера. Если вы не уложитесь в определенное время, то я буду счи­тать, что задание не выполнено вами, и ставлю минус. Если укладываетесь в отведенное время, то ставлю плюс. Задание выбираете самостоятельно.

Экспериментатор может по своему усмотрению увеличивать или умень­шать отведенное время и таким образом произвольно оценивать выполне­ние задания как правильное или неправильное. Только после его оценки ученик должен выбрать другое задание. Число выборов целесообразно ограничить до пяти.

Вопросы каждого уровня оцениваются соответствующим количеством баллов. Вопросы I степени трудности оцениваются 1 баллом, II — 2 балла­ми, III— 3 баллами и т. д.

В качестве оценки уровня притязаний используется суммарное количе­ство выбранных баллов (14). Например, если в тесте испытуемому предос­тавляется 5 выборов и он в первый раз выбрал 4-ю, во второй — 5-ю, в тре­тий — 4-ю, в четвертый — 7-ю и в пятый — 6-ю карточки, то уровень его притязаний будет равен сумме: 4 + 5 + 4 + 7 + 6 = 26 баллами.

Таблица 7.8. Набор заданий для исследования уровня притязаний
Карточка Степень трудности Написать
  i три слова на букву «Н»
  II название четырех фруктов на букву «А»
  iii шесть имен на букву «П»
  IV название шести государств на букву «И». Пять станций метро на букву «П-
  V двадцать слов на букву «С»
  VI какие материки начинаются с буквы «А»
  VII название пяти государств на букву «М»
  VIII название пяти фильмов на букву «М»
  IX фамилии пяти известных отечественных киноактеров на букву «Л»
  X фамилии пяти известных русских художников на букву «К»
  XI фамилии композиторов и писателей на букву «К»

 

После успеха или неудачи (которые могут произвольно интерпретиро­ваться экспериментатором) происходит сдвиг в сторону либо положитель­ного направления, либо отрицательного направления. Среднее значение единичных сдвигов после успеха, показанных во всех тестах, принимается за меру сдвига после успеха. После неудачи испытуемые могут как пони­жать уровень притязаний, так и повышать его (т. е. если после неудачи вы­бирают более легкое задание, это означает понижение уровня притязаний)

Если же после неудачи ребенок повышает уровень притязаний, т. е. берет более сложное задание, то происходит отрицательный сдвиг. Среднее зна­чение единичных сдвигов после неудачи, показанных во всех тестах, при­нимается за меру сдвига после неудачи. Для каждой степени трудности да­ется несколько аналогичных заданий.

Выявление осознанности различных компонентов мотива*

Материал методики представляет собой бланк, на котором напечатаны два варианта заданий: вариант А — неоконченные предложения, вариант Б — вопросы-сюжеты.

Инструкция и опросный лист методики (вариант А)

Возьмите тетрадный листок и подпишите его, поставьте дату, возраст, пол. Ваша задача — поставить номер предложения и рядом с ним закончить пред­ложение в письменной форме, применив к себе услышанную ситуацию. Если в вашем опыте такой ситуации не было, то предположите, как бы вы поступили в данных условиях.

Затем зачитываются предложения:

1. Хотя я пою не очень хорошо, я согласился спеть на школьном вечере, потому что...

2. Хотя я не дружу с Петей, я согласился навестить его дома, когда он заболел, потому что...

3. Хотя я неважный спортсмен, я участвовал в соревнованиях, потому что...

4. Хотя на улице было холодно, я, несмотря на уговоры родителей, не надел шапку, потому что...

5. Несмотря на то, что вода в озере была холодной, я искупался, так как...

6. Несмотря на то, что я хотел спать, я продолжал решать задачку, пото­му что...

7. Я захотел пить и пошел на кухню, чтобы...

Инструкция и вопросы-сюжеты (вариант Б)

If

Сейчас вам будут предлагаться для обдумывания шесть различных жиз­ненных ситуаций. Представьте себя действующим лицом каждого сюжета и дайте ответы на обращенные к вам вопросы (в письменном виде на обо­ротной стороне листка).

Далее зачитываются сюжеты с вопросами:

' Методика разработана А. В. Ермолиным и Е. П. Ильиным.

1. Ты сидишь на уроке и пишешь. Твой сосед сзади решил поразвлечься и стал щекотать твою шею и за ухом. Наконец тебе это надоело, ты взял книжку и ударил его по голове. В этот момент оборачивается учительница и строго говорит: «Иванов, почему ты ударил Петрова?» Что ты ответишь?

2. На улице скользко. Ты подошел к старушке и помог ей дойти до мага­зина. Почему ты это сделал?

3. Девочка показала тебе язык, а ты в ответ на это назвал ее дурой. Учи­тельница услышала это и сделала тебе замечание.

Что ты скажешь учительнице в свое оправдание?

4. Ты сидишь на стадионе, где идут соревнования по бегу. Когда побежал твой одноклассник, ты стал кричать: «Леша, давай!» Зачем ты стал кричать?

5. Ты сидишь на концерте. Тебе не понравилось, как спел песню певец, и ты стал свистеть. На тебя осуждающе посмотрели рядом сидящие.

Что ты им ответишь в свое оправдание?

6. Ты не приготовил домашнее задание и, придя в класс, попросил со­седку по парте дать его списать. Та сказала: «Самому надо было делать». Ты обиделся и обругал ее. Твои товарищи стали укорять тебя. Что ты им ска­жешь в свое оправдание?

При опросе испытуемые дают самые разные ответы, затрагивающие раз­личные компоненты структуры мотива. В результате проведенного контент- анализа полученных ответов была сконструирована классификационная матрица, состоящая из четырех групп ответов.

1. Ответы, не затрагивающие структуру мотива:

□ ссылка на внешние обстоятельства (на улице было жарко, тепло, холодно; он мешает, отвлекает; он первый начал; попросили, зас­тавили, пригласили и т. д.); шифр — Вне;

□ обозначенные действия (я бы промолчал, ничего не ответил, изви­нился); шифр — Од;

2. Ответы, относящиеся к «потребностному блоку»:

□ потребности (хотел есть, пить; хотел показать, проверить себя): шифр — П;

□ влечения (влекло, манило, привлекало); шифр — Вл;

□ интересы (заинтересовало, было любопытно узнать; интересно): шифр — Ин;

□ долженствование, необходимость (надо получить зачет, отметку; дол­жен это сделать, было необходимо, не мог отказать); шифр — Д;

□ мотивационная установка (обещал, давно хотел; появился повод, это моя обязанность); шифр — My.

3. Ответы, относящиеся к «внутреннему фильтру»:

□ нравственный контроль (декларируемый) — нельзя отрываться от коллектива, не хотел подвести товарищей, переживаю (болею) ^ свою команду, старость надо уважать и т. д.: шифр — НКд;

□ нравственный контроль (недекларируемый) — поставил себя на его место; ему одному плохо, мог упасть; никто не хотел этого делать, а кому-то надо; должен же это кто-то сделать; он мой товарищ; шифр — НКн;

□ предпочтение по внешним признакам (некрасиво на мне смотрит­ся; мне так больше идет и т. д.); шифр — Пр внеш.;

□ внутреннее предпочтение (склонности) — мне нравится; я люблю это делать и т. д.; шифр — Пр внут.;

□ оценка психических (эмоциональных) состояний (надоело, скуч­но, страшно, боюсь и т. д.); шифр — Ос.;

□ оценка своих возможностей (я закаленный, сильный, смелый; я смогу это сделать; я это умею); мне не доставит это много хлопот; шифр — Ов;

□ оценка условий и предстоящих усилий, затрат энергии (привык; это не трудно; мне это не под силу, нет возможности, средств и т. д.); шифр — Оу;

□ прогнозирование последствий (могу получить двойку; завтра спро­сят; могу победить; это может привести к...); шифр — Пп.

4. Ответы, относящиеся к целевому блоку:

□ опредмеченные действия (налить воды, взять хлеб, включить свет, купить продукты, помочь сделать уроки и т. д.); шифр — Од;

□ процесс удовлетворения потребности (попить, поесть, отдохнуть, получить удовольствие и т. д.); шифр — ПУп;

□ потребностная (смысловая) цель (получить хорошую отметку, зас­лужить похвалу, утолить жажду, голод; доказать себе, что могу, и т. д.); шифр — Цп.

На основании этих категорий ответов полученные данные заносятся в матричную таблицу (табл. 7.9).

Таблица 7.9. Матпичняя тябпипя

Вне П Вл Ин Д My НКд НКн Пр внеш. Пр внут. Ос Ов Оу Пп Од ПУп Цп
+ ++     +       +     + +   +   -

 

Анализируя ответы каждого опрошенного, можно узнать, насколько пол­но он учитывает все обстоятельства (мотиваторы) или же ориентируется только на одно из них, склонен ли он больше ориентироваться в различных Предложенных ему ситуациях на внешние обстоятельства или на внутрен­ние факторы, насколько глубоко он пытается проникнуть в основание сво­их поступков и действий, т. е. насколько полно отражается в его сознании структура мотива, насколько обоснованно принимаются им решения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 548; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.