КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Некоторые общие положения
1. Определенность высказываний. Высказывания по поводу деятельности, которые квалифицируются рассказчиком как возможные или вероятные, учитываются, если они подпадают под ту или иную категорию. Например: Возможно, он только что работал. 2. Альтернативность высказываний. Если дается еще не разрешенная альтернатива, то обе возможности учитываются как определенные. Пример: То ли он уверен, что справится, то ли сомневается (£ и £м). 3. Время действия. Безразлично, относится ли высказывание во времени к прошлому, настоящему или будущему. 4. Авторство высказываний. Ожидание успеха или неуспеха учитывается, когда речь идет о мыслях или высказываниях кого-либо из рассказа, а не об объективных констатациях. Пример: Он боится, что разорится (£м); Мне кажется, что он разорится (не £м). 5. Технические замечания. 1) Категории обоих ключей могут учитываться только один раз на каждый рассказ, даже если данная категория может быть отнесена к нескольким высказываниями в рассказе. 2) Противоположные категории обоих ключей, например £и £м, G^ иG~, могут учитываться в одном рассказе одновременно, за исключением оценочных категорий (рассказ в целом не может оцениваться как амбивалентный). 3) Если неясно, к какой категории относится высказывание и это невозможно разрешить при помощи ключа, то не учитывается ничего. Дополнительное замечание по содержанию рассказов. В ситуациях, связанных с обучением и оценкой, деятельность и потребности обучающего или оценивающего — преподавать, разъяснять, оказывать помощь и тому подобное — не анализируются, так как эти деятельности и потребности, как правило, вытекают из социальных отношений преподавателя и ученика, мастера и ученика и т. п.
Примеры: I. Картина 4 1. Что здесь происходит? Кто эти люди? / — Инженер пришел обсудить предложенный им проект с директором предприятия. В данный момент он у входа в его кабинет, но не решается войти, его одолевают сомнения. 2. Как возникла эта ситуация? Что произошло перед этим? Ем — Инженер долго и упорно разрабатывал проект, но сомневается в возможности его осуществления, ибо он требует много затрат. 3. Что думает каждый изображенный на картинке человек? Чего они хотят? В — Инженер надеется доказать рентабельность своего проекта. 4. Что произойдет дальше? Чем все закончится? L—Директор одобрит предложение инженера и вынесет ему благодарность. Итого:/, Ем, В, Ьи оценочная категория Тк И. Картина 2 1. Что здесь происходит? Кто эти люди? G~— Учитель географии вызвал ученика-двоечника, который опять не выучил урок. Ученик волнуется, нервничает, вся эта ситуация ему крайне неприятна. 2. Как возникла эта ситуация? Что произошло перед этим? Ученик вел себя, по-видимому, плохо, чем привлек внимание учителя. 3. Что думает каждый изображенный на картинке человек? Чего они хотят? Вм — Учитель хочет услышать от ученика правильный ответ на заданный вопрос. Ученик хочет во что бы то ни стало выкрутиться. /м — Он начинает говорить все, что помнит о географии вообще, сочиняет что-то, лишь бы не поставили двойку. 4. Что произойдет дальше? Чем все это закончится? М — Закончится тем, что учитель, разгневанный учеником, поставит ему единицу. Итого:G~, Вм, /, Ми оценочная категорияThm. После обработки всех рассказов суммируется количество категорий В, Е, /, L, (?и Thпо всем шести рассказам. Это показатель «надежды на успех» (НЕ). Затем суммируется количество категорий Вм, Ем, /м, G~, Т, Nhmпо всем шести рассказам. Это показатель «боязни неудачи» (FM). Сумма этих показателей (НЕ + FM) рассматривается как индекс суммарной мотивации достижения, их разность (НЕ — FM) — как показатель «чистой надежды», показывающий, какой из мотивов является преобладающим (знак «+» или «—») и в какой степени (абсолютная величина).
С практической точки зрения важным представляется следующее. В общем случае лица, характеризующиеся преобладанием мотива «надежда на успех», предпочитают выполнять задания, субъективно воспринимаемые как средние по своей трудности (так как в этом случае есть возможность продемонстрировать высокий уровень личных достижений), и успешно их выполняют. И наоборот, очень легкие или очень трудные задачи (соответственно с очень высокими или низкими вероятностями успеха) вызывают у них скуку и отвращение, что отрицательно сказывается на результатах выполнения таких заданий. Лица, характеризующиеся преобладанием мотива «боязнь неудачи», предпочитают задания либо с очень высокой, либо с очень низкой субъективной вероятностью успеха — в первом случае неудача почти невозможна, а во втором случае она не воспринимается как свидетельство личной некомпетентности. Положительная установка на выполнение таких заданий значительно повышает их результаты. Это важно учитывать при организации обучающего эксперимента, в ситуациях, включающих элементы познавательной деятельности.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 250; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |