Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проведение исследования. Цветовой тест отношений




Цветовой тест отношений

Цветовой тест отношений — это компактный невербальный диагности­ческий метод, отражающий как сознательный, так и частично неосознава­емый уровни отношений человека. Он опирается на концепцию отноше­ний В. Н. Мясищева, идеи Б. Г. Ананьева об образной природе психических структур любого уровня и представления А. Н. Леонтьева о чувственной ткани смысловых образований личности.

Методической основой данного теста является цветоассоциативный экспе­римент. Идея и процедуры эксперимента были разработаны А. М. Эткиндом. Он исходит из предположения о том, что существенные характеристики не­вербальных компонентов отношений к значимым другим и к самому себе от­ражаются в цветовых ассоциациях к ним. Цветовая сенсорика весьма тесно связана с эмоциональной жизнью личности. Эта связь, подтвержденная во многих экспериментально-психологических исследованиях, давно исполь­зуется в ряде психодиагностических методов.

Метод цветоассоциативного эксперимента отличается от других цветовых методов своеобразным способом извлечения реакций на цветовые стимулы и иной постановкой задачи тестового исследования. Все это позволяет счи­тать данный метод оригинальным средством личностного тестирования. Пси­ходиагностический метод цветоассоциативного исследования отношений личности был назван «цветовой тест отношений» (ЦТО).

Оборудование

В ЦТО используется набор цветов из восьми цветового теста М. Люшера. Этот набор отличается достаточной компактностью, удобен в применении. Обоснование возможности диагностики отношений испытуемых к значимым понятиям и людям с помощью ЦТО дается количественной оценкой, полу­ченной путем вычисления коэффициента корреляций между матрицей се­мантических расстояний цветов и стереотипов и матрицей средних рангов цветов в ассоциациях к этим же стереотипам. Вычисленный с учетом одного только фактора оценки, этот коэффициент равен 0,60, а с учетом всех трех факторов личностного дифференциала он оказался еще выше — 0,69 (в обо­их случаях р < 0,01). Это значит, что на первые места в ассоциативной рас­кладке выходят именно те цвета, которые сходны по своему значению с ассо­циируемым понятием. Все это подтверждает валидность цветовых ассоциаций как метода измерения эмоциональных значений на достаточно высоком уров­не достоверности.

1. Психолог в контакте с испытуемым составляет список лиц, представ­ляющих непосредственное окружение, а также список понятий, имеющих для него существенное значение. Конкретная форма списка зависит от кон­текста, личности и возраста. Для детей список понятий примерно таков: моя мать; отец; брат (сестра); дедушка (бабушка) либо другие лица, с которыми общается ребенок; моя учительница (воспитательница); мой друг; я сам; каким я хочу стать; мое настроение дома; мое настроение в детском саду (в школе) и т. д.

2. Перед испытуемым на белом фоне в случайном порядке раскладыва­ются цвета.

Инструкция. Подберите к каждому из людей и понятий, которые я буду зачитывать, подходящие цвета. Выбранные цвета могут повторяться.

В случае возникновения вопросов экспериментатор разъясняет, что цвета должны подбираться в соответствии с характером людей, а не по их внеш­нему виду (например, цвету одежды).

ЦТО имеет 2 варианта проведения, различающихся по способу извлече­ния цветовых ассоциаций. В кратком варианте ЦТО от испытуемого требу­ется подобрать к каждому понятию какой-нибудь 1 подходящий цвет. В пол­ном варианте испытуемый ранжирует все 8 цветов в порядке соответствия понятию, от «самого похожего, подходящего» до «самого непохожего, не­подходящего». Как показывает опыт, у большинства испытуемых достаточ­но подробные и надежные результаты дает краткий вариант ЦТО.

3. После завершения ассоциативной процедуры цвета ранжируются ис­пытуемым в порядке предпочтения, начиная с «самого» красивого, привле­кательного для глаза» и кончая «самым некрасивым, неприятным»




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 367; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.