Общество и культура как предметы философского анализа 301
двигается по кругу: рождение — жизнь — смерть. Благо- даря культуре, человек преодолевает природные границы своего существования, он становится бессмертным. С по- лучением бессмертия через культурные ценности человек получает возможность осмыслить свое историческое раз- витие В этом плане культура выполняет по отношению к человеческому бытию конструктивную функцию объек- тивации не только сиюминутных целей и стремлений че- ловека, но и его фундаментального призвания, связанного с формированием человека как универсального существа, утверждающего непреходящее, вечное. Субстанциональ- ный смысл человеческого существования раскрывается именно в этом аспекте культуры, которая выступает как основа развития человеческой индивидуальности, лично- сти, воплощающей общечеловеческие цели и устремле- ния, то есть всечеловеческий смысл. Тем самым, культура выступает не просто как процесс создания идей, вещей, знаков, символов, форм и образов поведения, но и как фор- ма самодетерминации человека, его самовоспроизводст- ва или творчества.
Все вышеизложенное позволяет нам сделать вывод, что — это связующее звено между природой и обществом. Она охватывает духовную и материальную сферу сущест- вования общества и выступает как форма проявления сво- боды и творчества, как средство самореализации и основ- ных ценностей человека.
Особенности западной и восточной культур Россия в диалоге культур
Философско-исторические исследования всегда имеют определенную практическую ориентацию. Постигая про- шлое, мы стремимся разобраться в настоящем, опреде- лить тенденции развития современного общества. В этом смысле особо важное, актуальное для нас значение приоб- ретает решение вопроса о соотношении западной и вос- точной культур и цивилизаций, а также месте России в диалоге этих культур. Эта проблема довольно часто под- нималась и прежде в работах философов и социологов. Сей- час она стала обсуждаться на страницах не только специа-
лизированной печати — монографиях, статьях, но и в еже- недельных и ежедневных журнальных и газетных мате- риалах, в политических дискуссиях и т. д. В 1992 г. журнал «Вопросы философии» провел «круглый стол» на тему «Россия и Запад: взаимодействие культур», на котором выступили с изложением своих позиций ведущие отечест- венные ученые, философы, историки, филологи, страно- веды и т. д. Используя материалы этой дискуссии, а также значительный, предшествующий ей материал отечествен- ной и мировой мысли, попробуем ответить на поставлен- ные вопросы.
Запад и Восток в данном контексте рассматриваются не как географические, а как геосоциокультурные поня- тия. Один из участников «круглого стола», В. С. Степин, от- мечал, что под термином «Запад» он понимает особый тип цивилизационного и культурного развития, который сформировался в Европе примерно в XV—XVII вв. Циви- лизацию этого типа можно было бы назвать техногенной. Ее характерные черты — это быстрое изменение техники и технологий, благодаря систематическому применению в производстве научных знаний. Следствием такого приме- нения являются научные, а затем и научно-технические революции, меняющие отношение человека к природе, и его место в системе производства. По мере развития техно- генной цивилизации происходит ускоряющееся обновле- ние той искусственно созданной человеком предметной среды, в которой непосредственно протекает его жизнеде- ятельность В свою очередь, это сопровождается возраста- ющей динамикой социальных связей, их относительно бы- строй трансформацией. Иногда на протяжении жизни од- ного-двух поколений происходит изменение образа жизни и формирование нового типа личности.
Предпосылки западной культуры закладывались еще в античности и средневековье. Основными вехами ее предыстории были следующие: опыт демократии антично- го полиса, становление в рамках его культуры различных философских систем и первых образцов теоретической на- уки, а затем — сформировавшаяся в эпоху европейского средневековья христианская традиция с ее представлени- ями о человеческой индивидуальности, концепцией мора- ли и пониманием человеческого разума как созданного, «по
Общество и культура как предметы философского анализа 303
образу и подобию Бога», и поэтому способного к рациональ- ному постижению смысла бытия. Синтез этих двух тради- ций в эпоху Возрождения был одним из истоков ценностей техногенной цивилизации. В эпоху Просвещения заверши- лось формирование мировоззренческих установок, опре- деливших последующее развитие техногенной цивилиза- ции. В системе этих установок формировалась особая цен- ность прогресса науки и техники, а также убеждение в принципиальной возможности рациональной организации социальных отношений. В социальном плане западная ци- вилизация отождествляется с эпохой становления и раз- вития капиталистических производственно-экономичес- ких отношений и буржуазно-демократических форм прав- ления, становления гражданского общества и правового господства. В технологическом плане — с индустриальным и постиндустриальным обществом.
Философыи социологи рассматривают мировоззрен- ческий, социальный и технологический аспекты культуры как единое целое, показывая их неразрывное единство и взаимодействие. Так, немецкий социолог и философ М. Ве- бер в своей знаменитой работе «Протестантская этика и дух капитализма» убедительно показал роль протес- тантской реформации и религиозного учения кальвиниз- ма в становлении рационалистического духа капитализма и других основных ценностных установок данного общест- ва. Результатом этого синтеза, по Веберу, явились следу- ющие основные ценности западной культуры: 1) динамизм, ориентация на новизну; 2) утверждение достоинства и ува - жения к человеческой личности; 3) индивидуализм, уста- новка на автономность личности; 4) рациональность; 5) иде- алы свободы, равенства, терпимости; 6) уважение к част- ной собственности.
Западному типу культуры в философии и социоло- гии противопостовляется восточный тип, получивший синтетическое название «традиционного общества». Гео- политически Восток связывается с культурами Древней Индии и Китая, Вавилона, Древнего Египта, национально- государственными образованиями мусульманского мира. Эти культуры были самобытными и, вместе с тем, харак- теризовались некоторыми общими чертами: они были ори- ентированы, прежде всего, на воспроизводство сложив-
шихся социальных структур, стабилизацию устоявшего- ся образа жизни, господствовавшего часто на протяжении многих столетий. Традиционные образцы поведения, ак- кумулирующие опыт предков, рассматривались как выс- шая ценность. Виды деятельности, их средства и цели ме- нялись очень медленно, столетиями воспроизводились в качестве устойчивых стереотипов. В духовной сфере гос- подствовали религиозно-мифологические представления и канонизировались стили мышления, научной рацио- нальности противопоставлялась нравственно-волевая ус- тановка на созерцательность, безмятежность, интуитив- но-мистическое слияние с бытием.
В мировоззренческом аспекте в восточных культу- рах отсутствует разделение мира на мир природы и соци- ума, естественный и сверхъестественный. Поэтому для восточного восприятия мира не характерно разделение мира на «одно и другое», ему более присущ синкретичес- кий подход «одно в другом» или «все во всем». Отсюда от- рицание индивидуалистического начала и ориентация на коллективизм. Автономия, свобода и достоинство челове- ческой личности чужды духу восточной культуры. В вос- точных мировоззренческих системах человек абсолютно несвободен, он предопределен либо космическим законом, либо Богом.
Отсюда проистекают политические и экономические модели устройства жизни «восточного человека». Восточ- ным людям чужд дух демократии, гражданского общества. Там исторически господствовали деспоты. Стремление при- вить нормы западной демократии на восточной почве дают очень своеобразные гибриды, и реализация этих устремле- ний связана с глубокими социальными катаклизмами.
Разумеется, все это, в определенном смысле, — умо- зрительные модели, реальная действительность никогда не давала таких чистых «идеальных типов». Тем более в со- временном мире, когда осуществляется такое тесное взаи- модействие всех сфер общественной жизни в различных странах и континентах, которое накладывает огромный от- печаток на взаимодействие и трансформацию культур.
Теперь, когда мы дали самую общую характеристику западному и восточному типу культуры, необходимо разо- браться, а к какой культуре больше всего тяготеет Россия?
Общество и культура как предметы философского анализа 305
1' фшюсофия
Перед философами и социологами уже давно стоит вопрос: как соотносятся в культуре России западное и восточное культурное наследие? Возможен ли и необхо- дим ли самобытный путь развития России? Ответы на эти вопросы давались зачастую противоположные. На этой почве шел идейный спор различных философско-идеоло- гических направлений, концентрированное теоретичес- кое оформление которых состоялось в середине XIX в. в виде идеологии западничества и славянофильства. Запад- ники, как уже упоминалось выше, не стремились подчер- кивать особенности российского культурного опыта и счи- тали, что Россия должна перенимать все лучшие достиже- ния западной культуры и образа жизни. Славянофилы отстаивали идею самобытности Российского пути разви- тия, связывая эту самобытность с приверженностью рус- ского народа православию. По их мнению, православие яви- лось источником ряда важнейших особенностей «русской души», русской культуры, важнейшими из которых явля- ются глубокая религиозность, повышенная эмоциональ- ность и связанные с ней коллективистские ценности, при- оритет коллективного начала над индивидуальным, при- верженность к самодержавию и т. д. (Подробнее см. тему «Русская религиозная философия середины XIX—XX вв.»). Вопрос о пути развития России, о своеобразии рос- сийской культуры еще большее значение приобрел для философов России, оказавшихся после Октябрьской рево- люции в эмиграции. В этот период на данную тему в раз- личных зарубежных изданиях было опубликовано не- сколько крупных работ ведущих русских мыслителей: Бердяева Н. А., Вышеславцева Б. П., Зеньковского В. В., Федотова Г. П., Флоровского Г. В., Сорокина П. А. Наиболее полно, с солидными философским и историко-фактологи- чес-ким обоснованием эта тема была подвергнута анализу в работе Н. А. Бердяева «Русская идея. Основные пробле- мы русской мысли XIX и начала XX века».
Н. А. Бердяев считает, что для определения нацио- нального типа, народной индивидуальности, невозможно дать строго научное определение. Тайна всякой индивиду- альности узнается лишь любовью и в ней всегда есть что- то непостижимое до конца, до последней глубины. И глав- ный вопрос состоит, по Бердяеву, не в том, что замыслил
Творец о России, а что представляет собой умопостижи- мый образ русского народа, его идея. Известный русский поэт Ф. И. Тютчев сказал: «Умом России не понять, арши- ном общим не измерить. У ней особенная стать, в Россию можно только верить». Поэтому, считает Бердяев, для по- стижения России нужно применить теологические добро- детели веры, надежды и любви.
Одной из важнейших характеристик русской народ- ной индивидуальности, по мнению Бердяева, является ее глубокая поляризованность и противоречивость. «Проти- воречивость и сложность русской души, — отмечает он, — может быть связана с тем, что в России сталкиваются и приходят во взаимодействие два потока мировой истории — Восток и Запад. Русский народ есть не чисто европей- ский и не чисто азиатский народ. Россия есть целая часть света, огромный Востоко-Запад, она соединяет два мира. И всегда в русской душе боролось два начала «восточное и западное» (Н. А. Бердяев. Русская идея. Основные пробле- мы русской мысли XIX и начала XX века // О России и русской философской культуре: Философы русского по- слеоктябрьского зарубежья. — М., 1990. — С. 44).
Н. А. Бердяев считает, что существует соответствие между необъятностью, безграничностью русской земли и русской души. В душе русского народа есть такая же не- объятность, безграничность, устремленность в бесконеч- ность, как и в русской равнине. Русский народ, утвержда- ет Бердяев, не был народом культуры, основанной на упо- рядоченных рациональных началах. Он был народом откровений и вдохновений. Два противоположных начала легли в основание русской души: языческая дионистичес- кая стихия и аскетически-монашеское православие. Эта двойственность пронизывает все основные характеристи- ки русского народа: деспотизм, гипертрофию государства и анархизм, вольность, жестокость, склонность к насилию и доброте, человечность, мягкость, обрядоверие и искание правды, индивидуализм, обостренное сознание личности и безличии, коллективизм, национализм, самопохвальство и универсализм, всечеловечность, эсхатологически-мис- сионерская религиозность и внешнее благочестие, иска- ние Бога и воинствующее безбожие, смирение и наглость, рабство и бунт. Эти противоречивые черты русского наци- Общество и культура как предметы философского анализа 307
опального характера и предопределили, по мнению Бер- дяева, сложность и катаклизмы российской истории.
Несколько иной характер носит решение темы о са- мобытных основах российской истории и культуры в ра- ботах представителей так называемого евразийского движения (П. А. Карсавина, Н. С. Трубецкого, Г. В. Норов- ского, П. П. Стучйнского и т. д.). Евразийство существовало как общественно-политическое и идейное течение русской эмигрантской интеллигенции с начала 20-х до конца 30-х годов XX в. Евразийство, как историко-культурная кон- цепция, рассматривает россию как Евразию — особый эт- нографический мир, занимающий срединное пространст- во азии и Европы, приблизительно очерчиваемый тремя равнинами — Восточно-Европейской, Западно-Сибирской и Туркестанской. Этому миру принадлежит и своя само- бытная культура, «равно отличная от европейских и ази- атских». Вместе с тем, евразийцы подчеркивали азиатский крен русской культуры, включая в эту культуру туранские народности, связывая преемством Русь с империей Чин- гиз-хана и заявляя, что «русская революция прорубила ок- но в Азию». Определенный интерес представляют взгляды евразийцев на перспективы России в развитии мировой ци- вилизации. Евразийцы считали, что после Октябрьской ре- вол"юции старая Россия со всей ее государственностью и укладом жизни потерпела крушение и канула в вечность. Мировая война и русская революция открывают собой но- вую эпоху. И эта эпоха характеризуется не только исчез- новением прошлой России, но и разложением Европы, все- объемлющим кризисом Запада. А Запад, по мнению евра- зийцев, полностью исчерпал свои духовно-исторические потенции и должен сойти на вторичную и периферийную роль в мировой истории. Будущее же в этой новой эпохе принадлежит обновленной России, а вместе с ней и всему православному миру. Здесь, как мы видим, евразийцы в значительной мере идут вслед за славянофилами.
Темы, поднятые в дискуссиях западников и славяно- филов Н. А. Бердяевым и евразийцами продолжают об- суждаться в современной российской философий. Для многих современных русских философов ясно, что разви- тие западной техногенной культуры и цивилизации при- вело человечество к глобальным проблемам и кризисам. В
связи с этим они ставят вопрос: можем ли мы восприни- мать образцы западного опыта как некоторый идеал или сами эти образцы должны быть подвергнуты критике? Возможно, человечество, для того, чтобы быжйть, должно встать на новый путь цивилизованного развития. А это мо- жет означать, что наступивший в россии глубокий кризис всех сфер общественной жизни и есть необходимый мо- мент, который может послужить толчком для создания этого нового типа цивилизованного развития. В российской культуре, в национальной российской традиции есть серь- езные основания для выработки такого пути развития, ос- новными ценностями которого явилась бы ориентация не на всевозрастающее материальное производство и потре- бительство, а на аскетическую умеренность, основанную на приоритете духовных ценностей. Холодному расчету, калькулйрованностй, рационализму должны противосто- ять теплота человеческих отношений и христианское са- мопожертвование, а индивидуализму — братская взаимо- помощь и коллективизм. Наряду с этими глубокими «ме- тафизическими» вопросами, стоят и более конкретные, связанные с социальной спецификой сегодняшней ситуа- ции в бывшем СССР. Каковы пути, каковы судьбы той це- лостности, той общности, которая раньше называлась Рос- сией, соберется ли она вновь или процесс ее распада нео- братим? Этот и другие вопросы предстоит решить как теоретически, так и практически не только нам, но и буду- щим поколениям народов некогда великой Российской им- перии.
Т""1 тема 17
1лобалъные проблемы современности
1/ Происхождение и сущность глобальных проблем 2/ Гуманизм как ценностная основа решения глобальных
проблем современности
3/ Космоцентрический взгляд на решение глобальных проблем человечества — «философия общего дела» Н. Ф. Федорова
Происхождение и сущность глобальных проблем В предыдущей теме были рассмотрены различные подхо- ды к проблеме единства развития человечества. Эти под- ходы в большей мере касаются анализа исторического про- шлого человечества. В отношении настоящего времени все большее количество философов, социологов, историков склоняется к мысли, что на современном этапе развития человечества формируется единая цивилизация на всей планете. Укоренение этой идеи в науке и общественном со- знании способствовало осознанию глобализации социаль- ных и культурных процессов в современном мире.
Что следует понимать под термином глобализация со- циальных и культурных процессов? Этимологический тер- мин «глобализация» связан с латинским термином «глобус» — то есть Земля, Земной шар и означает общепланетар- ный характер тех или иных процессов. Однако глобализа- ция процессов — это не только их повсеместность, не толь- ко то, что они охватывают весь земной шар. Глобализация связана, прежде всего, с интернационализацией всей обще- ственной деятельности на Земле. Эта интернационализа- ция означает, что в современную эпоху все человечество входит в единую систему социально-культурно-экономи- ческих, политических и иных связей, взаимодействий и от- ношений. Таким образом, в современную эпоху, по сравне- нию с прошлыми историческими эпохами, неизмеримо воз- росло общепланетарное единство человечества, которое представляет собой принципиально новую суперсистему, связанную общей судьбой и общей ответственностью. По-
этому, несмотря на разительные социально-культурные, экономические, политические контрасты различных реги- онов, государств и народов, ученые и философы считают правомерным говорить о становлении единой цивилизации и необходимости нового планетарного стиля мышления.
Такой глобалистский подход ярко обнаруживается в концепциях «постиндустриального общества», «технотрон- ной эры» американских социологов Д. Белла, 3. Бжезинского, А. Тоффлера и др. Эти концепции акцентируют внимание на том факте, что всякий технологический переворот приводит к глубоким изменениям не только в производительных силах общества, но и во всем образе жизни людей. Особенность же современного технологического переворота, связанного с ин- формацией общества, состоит в том, что он создает принци- пиально новые предпосылки для универсализации и глоба- лизации человеческого взаимодействия. Благодаря широ- кому развитию микроэлектроники, компьютеризации, развитию средств массовой информации и коммуникаций, углублению разделения труда и специализации, человече- ство объединяется в единую социокультурную целостность. Существование такого единства диктует свои требования к человечеству в целом, и к отдельной личности в частности. В этом обществе должна доминировать установка на информа- ционное обогащение, приобретение нового знания, овладе- вание им в процессе непрерывного образования, а также его технологическое и человеческое применение.
Чем выше уровень технологического производства и всей человеческой деятельности, тем выше должна быть степень развития самого человека, его взаимодействия с окружающей средой. Соответственно должна сформиро- ваться новая гуманистическая культура, в которой чело- век будет рассматриваться как самоцель общественного развития. Отсюда и новые требования к личности: в ней должны гармонически сочетаться высокая квалификация, виртуозное овладение техникой, предельная компетенция в своей специальности с социальной ответственностью и общечеловеческими нравственными ценностями.
Однако глобализация социальных, культурных, эконо- мических и политических процессов в современном мире, на- ряду с позитивными сторонами, породила ряд серьезных про- блем, которые получили название «глобальных проблем со-
Глобальные проблемы современности 311
временности»: экологических, демографических, политиче- ских и т. д. Все эти проблемы очень важны для настоящего и будущего человечества. Конкретный анализ каждой из них входит в компетенцию специальных наук: социологии, демо- графии и т. д. Философы же, по нашему мнению, концентри- руя внимание на мировоззренческих смысложизненных во- просах, рассматривают эти проблемы под углом зрения воз- можностей и перспектив выживания человечества. И в этом аспекте на передний план выходит экологическая проблема.
В чем сущность экологической проблемы? Обобщенно говоря, сущность экологической проблемы состоит в отчет- ливо обнаружившемся и углубляющемся противоречии между производительной деятельностью человечества и стабильностью природной среды его обитания. Как отмечал основатель международного исследовательского центра «Римского клуба», изучающего перспективы человечества перед лицом современных глобальных проблем, А. Печчеи: «Истинная проблема человеческого вида на данной ступени его эволюции состоит в том, что он оказался полностью не- способным в культурном отношении идти в ногу и полностью приспособиться к тем изменениям, которые сам внес в этот мир» (Печчеи А. Человеческие качества. — М., 1985. — С. 42).
Эти изменения являются плодом всей культурно-пре- образовательной и, прежде всего, производственной дея- тельности человека. Масса всех искусственно созданных че- ловеком неодушевленных предметов и живых организмов называется техномассой. Расчеты ученых показывают, что техномасса, производимая человечеством за один год, со- ставляет 10П — 1014, а биомасса, производимая на суше, 1021 Из этих расчетов следует, что уже сейчас человечество со- здало искусственную среду, которая в десять раз продук- тивнее естественной среды. Искусственная среда постепен- но и неотвратимо наступает на естественную и поглощает ее. И это один из важнейших факторов, обусловливающий по- становку перед человечеством экологической проблемы.
В этой связи особую остроту для людей приобретает проблема повсеместного распространения в окружающей среде производств и продукций, в первую очередь, их опас- ных, радиационных и токсичных видов. В год на каждого жи- теля Земли приходится более 20 тонн промышленных и дру- гих отходов. В атмосферу попадает более 200 миллионов тонн
окислов серы и азота и миллионы тонн углекислого газа, вы- брасываемого в атмосферу. И это уже в обозримом будущем может вызвать повышение температуры атмосферы, а вслед за этим — повышение уровня морей и затопление значи- тельных участков суши. В результате сотни миллионов лю- дей рискуют превратиться в «экологических беженцев».
Описание всех бед, угрожающих человечеству на данном этапе его развития, можно было бы продолжить до бесконечности. Для этого, к сожалению, накоплен огром- ный фактологический материал. Но нам, изучающим фи- лософию, необходимо все же не просто оперировать фак- тами, а опираться на определенные обобщающие выводы. А эти выводы таковы, что всякий биологический вид способен выжить в пределах достаточно узкой экологичес- кой ниши, то есть совокупности различных условий и фак- торов окружающей среды. Человек—это биологический вид, хотя и более универсальный, чем любой другой. Его биологи- ческая организация позволяет приспособиться к весьма ши- рокому кругу условий. Однако и его возможности далеко не безграничны. Существуют такие пороговые значения внеш- них условий, за пределами которых биологическая организа- ция не выдерживает, и человечеству угрожает гибель. В ус- ловиях современной техногенной цивилизации возможности приспособления человеческого организма к условиям жизни в окружающей среде близки к исчерпыванию. При этом сле- дует иметь в виду не только физические факторы, связанные с загрязнением среды обитания, но и психологические.
Глобальные проблемы современности и, прежде все- го, резкое обострение экологической проблемы, поставило перед человечеством задачу поиска новых путей разви- тия, перестройки своих отношений с окружающей средой. В конкретном социальном и экономическом плане этими проблемами занимаются как на национальном уровне, так и в рамках крупных международных исследовательских центров. Одним из таких ведущих центров является упо- минаемый выше «Римский клуб», объединяющий в своих рядах видных ученых, политиков, бизнесменов всего мира. По заказу «Римского клуба» были проведены широкомас- штабные исследования и построены глобальные модели развития кризисных тенденций во взаимоотношениях между человечеством и средой его обитания: «Мир-2»
Глобальные проблемы современности 313
Д. Форрестером(1971 г.), «Мир-3» Д. Медоузом(1978 г.), «Стратегия выживания» М. Месаровичем и Э. Пестелем и т. д. Авторы этих исследований исходят из предпосылки, что главной причиной экологического кризиса является научно-технический прогресс, ориентированный на безу- держный рост потребления. Отсюда следует вывод о том, что человечество должно предпринять ряд мер, направ- ленных на ограничение технико-экономического разви- тия, вплоть до нулевого прироста валового общественного богатства. Но из этой рекомендации следуют многие слож- ные социальные и демографические проблемы, которые неспособно решить современное мировое сообщество. В ча- стности, такая концепция неприемлема для «развиваю- щихся стран», поскольку прекращение экономического роста означает для них усугубление голода и нищеты, а значит, и развития социальных катаклизмов.
В данных исследованиях выражен конкретно-науч- ный, социологический и демографический подходы. Эти подходы, без сомнения, очень важные. Ибо без принятия конкретных мер человечество не может решить глобаль- ных проблем и выйти из наступившего кризиса. Однако в решении этих проблем нужна какая-то общая идея, мож- но сказать «философия преодоления кризиса». И филосо- фы ставят вопрос о необходимости изменения пути раз- вития современной цивилизации. Как отмечал видный ав- стрийский теолог, профессор Ч. Берг в своем докладе «Природа, человечество и Бог», прочитанном на конфе- ренции Всемирного Совета церквей (Женева, 1979г.) «Зем- ля не в состоянии давать пристанище такому типу общест- ва, которое мы строим на ее поверхности с помощью науки и техники». Мир, сравниваемый Бергом с печально извест- ным «Титаником», идет к катастрофе, неотвратимо при- ближается к «айсбергу», верхняя часть которого — это эко- логическая ситуация, безудержная экологическая экспан- сия, опрометчивая трата невозобновляемых ресурсов, а нижняя — социальные, политические и экономические по- трясения и духовное смятение относительно целей жизни. Из этого следует вывод—изменить курс современной тех- ногенной цивилизации, совершить коренной «поворот» в развитии современного общества. В чем же видется смысл этого поворота? Большинство мыслителей, придержива-
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление