Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философская антропология. Проблема сущности человека в истории философии




Сознание и бессознательное. Философия психоанализа

Место бессознательного в структуре сознания. Бессознательное как совокупность психических проявлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и не поддающихся, по крайней мере, в данный момент, контролю со стороны сознания.

Философия психоанализа о природе бессознательного. З.Фрейд о структуре человеческого сознания («Оно-Я-Сверх Я»). Механизмы взаимодействия всей структуры сознания: «либидо», «табу», «сублимация». «Эрос» и «танатос» в качестве основополагающих устремлений человеческого существа.

Учение о коллективном бессознательном К. Г. Юнга и понятие «архетипов».

Учение фрейдомарксизма (Г.Маркузе) об «одномерном человеке» и теоретическое обоснование «сексуальной революции».

Э.Фромм о равнозначности сексуального и социального начала в человеке.

Философская антропология в системе различных наук о человеке: биологии, социологии, истории, педагогики, психологии и т.д. Основные проблемы антропологии: 1) проблема антропосоциогенеза; 2) проблема смысла человеческого существования; 3) проблема свободы и необходимости в человеческих действиях; 4) биосоциальные, психологические и духовные основания бытия человека; 5) противоречивость существования человека. Философская антропология – направление, занимающееся изучением человека, его сущности.

Проблема сущности человека в истории философии. К осмоцентрический образ человека в античной философии. Христианская философия о теоцентричной сущности человеческого бытия - проблема тела, души, духа. Человеческое существо между Богом и дьяволом. Антропоцентризм, витализм, гуманизм философии Возрождения и Нового времени. Проблемы рационального (И.Кант, Г.Гегель) и иррационального (А.Шопенгауэр, Ф.Ницше) начала человека в немецкой философии Х1Х в. Сущность человеческого бытия в философии марксизма.

Философские учения ХХ века о природе человека. З. Фрейд: модель человека представляет собой структурно организованное единство «Я», «сверх-Я» и «Оно», где «Оно» — область бессознательных влечений, «сверх-Я» — совокупность нормативов должного поведения, а «Я» — область постоянного напряжения и переживания. «Я» находится между молотом и наковальней, между вожделением базисного «Оно» и строгостью надстроечного «сверх-Я». Последнее к тому же выступает в двух ипостасях, как «голос совести» и «чувство вины».

Неофрейдизм (Э.Фромм) оказался более оптимистичен, чем классический психоанализ. Конфликтной ситуации отчасти можно избежать, избрав смысл жизни с ориентацией на «быть».

В.Франкл полагает, Чтобы избежать схемы либо-либо, человек сам должен обрести свой смысл жизни. Это вдвойне необходимо, когда человек разорвал естественные связи с природой. Природа больше не диктует, что человек должен делать, а сам он не знает, чего ему надо.

Оригинальный подход к проблеме человека демонстрирует философская антропология М. Шеллера и Г. Плеснера. С их точки зрения природа человека эксцентрическая. Человек потерял свою самость и в силу этого «приговорен» к вечному поиску самого себя.

Развивая идеи философской антропология, Э. Фромм отмечает, что поскольку человек вышел из мира природы, то ему в этот мир уже дорога закрыта. Остается двигаться только вперед, преодолевая неопределенность и храня надежду обрести гармонию с миром природы и миром общества, реализовать оптимальное отношение в системе «микрокосмос и макрокосмос». А первый президент Римского клуба Аурелио Печчеи добавит: «...создавая условия постепенного и целенаправленного изменения природы человека, как предпосылки предотвращения глобальной экологической катастрофы».

Общие черты философской антропологии:

Во-первых, человек сохраняет свою загадку, инициируя множество версий. Хотя концепция эволюции человека от животного состояния до существа с претензией осуществить особое предназначение в мире кажется предпочтительней.

Во-вторых, вся история человечества прямо и косвенно свидетельствует, что человек существо пограничное. Он рожден природой. Своим становлением обязан обществу, развитием — только себе.

В-третьих, склонность человека к подражанию в условиях эксцентрической природы имела далеко идущие последствия. Она изменила сам способ его существования и осуществления.

В-четвертых, человек — единственное существо, способное выйти за свои пределы, взглянуть на себя со стороны, осуществить самоанализ и отредактировать свое поведение. Он в состоянии оттолкнуться от реального сущего, спроектировать идеальное должное своего «Я» и осуществить этот проект в практике своей жизнедеятельности, заявив о себе как субъект и объект, режиссер и актер, архитектор и судья.

В-пятых, отличительной чертой человека являются его сущностные силы, его социальность и способность к целесообразной деятельности. Но главное качество человека — его человеческое: стыд и совесть; сострадание как солидарность, но не жалость; благоговение перед природой, перед жизнью.

В-шестых, человек как некая целостность, открытая миру, включает такие компоненты, как уровень природного (биологического); уровень духовного; уровень социального (общественного); уровень родового (общечеловеческого) и уровень космического. Природное начало представлено конкретным состоянием организма с присущими ему задатками. Духовное начало представлено рефлексией» способностью к сознанию, соотнесению знания о себе и знания о мире. Социальное начало определяется той системой общественных отношений, в которую включается человек. Родовое начало обусловлено общечеловеческим генофондом и информационной памятью прошлых поколений. Космическое начало представлено теми циклами и ритмами, которым следует Земля, Галактика, Вселенная и... человек.

Все пять начал в своем единстве и создают неповторимую индивидуальность человека, где переплавляются внутренние задатки и внешние факторы, где формируются его сущностные силы: воля, чувства, интеллект.

В-седьмых, как свидетельствует история, быть человеком никогда не было легко. Он подобен образу мифической птицы Феникс, которая сжигает себя, чтобы возродиться вновь из пепла, той же птицей и уже другой.(Кальной).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1096; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.