Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебно-материальная база по основам безопасности жизнедеятельности 4 страница




 

 

Основные положения частной методики обучения

основам безопасности жизнедеятельности в школе

 

Глава VI Методика планирования и проведения занятий по формированию основ безопасности жизнедеятельности учащихся в начальной школе

Цели, задачи, ожидаемые результаты обучения основам безопасности жизнедеятельности в начальной школе

Несмотря на то, что в настоящее время систематическое получение знаний по основам обеспечения безопасности жизнедеятельности начинается лишь на основной ступени общего образования, формирование основных понятий, умений и навыков обеспечения безопасности учащихся в повседневной жизни, в школе, при проведении массовых мероприятий осуществляется уже в начальной школе в процессе преподавания интегрированного предмета «Окружающий мир», либо по решению педагогического совета образовательного учреждения за счет вариативной части Базисного учебного плана как самостоятельного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности». Отдельные актуальные вопросы безопасности жизнедеятельности могут изучаться факультативно за счет вариативной части базисного учебного плана. Выбор вопросов для изучения определяется администрацией общеобразовательных учреждений регионов самостоятельно.

Основными целями интеграции знаний по основам безопасности жизни в предметное содержание начальной школы являются:

воспитание у учащихся любви к природе и к своему Отечеству, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков;

развитие у детей чувства ответственности за свое поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих; стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного, культурного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе;

освоение знаний о здоровом образе жизни, об охране и укреплении здоровья, режиме дня, правилах гигиены, дорожной безопасности и противопожарной безопасности, безопасного поведения на улице и в быту, на водоемах.

Ожидаемыми результатами усвоения предметного содержания по основам безопасности жизнедеятельности в начальной школе являются:

Знания:

факторов здорового образа жизни и профилактических мер предупреждения заболеваний, вредных и полезных привычек; экологических проблем своей местности и пути их решения;

правил культурного поведения в школе, среди одноклассников, в общественных местах, в семье, в транспорте; правил безопасного перехода улиц, поведения у водоема, при встрече с опасными животными; правил безопасного поведения в природе в разные сезоны, экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой, правил личной гигиены;

способов сохранения и укрепления своего здоровья; сохранения чистоты воздуха, воды, плодородия почвы; сохранения исторической памяти;

Понимание того, что:

в окружающем мире огромное разнообразие живых организмов и каждый из них не только красив, но и полезен природе и человеку; среди растений, грибов, животных есть опасные для жизни человека;

человек красив своими душевными качествами, поведением, поступками, своим мастерством и своими творениями; красота человека несовместима с плохим отношением к окружающим людям, животным, к природе;

человек, преобразуя природу, изобретая новые строительные материалы, средства связи и передвижения, орудия труда, должен осознавать необходимость и важность бережного отношения к природе, старинным рукотворным объектам;

в окружающем нас мире «все связано со всем»; деятельность людей может нарушать природное равновесие; важность и необходимость бережного отношения к окружающей среде и собственного участия в сохранении красоты и гармонии природы;

наше Отечество имеет более чем тысячелетнюю историю; народы нашего многонационального государства прошли вместе трудный и славный путь его создания, отстояли независимость России; россияне могут гордиться нравственным наследием своих предков, памятниками истории и культуры, поэтами, писателями, художниками, композиторами, скульпторами, полководцами, путешественниками, космонавтами, снискавшими мировую славу и признание народов нашей планеты.

Умения:

объяснять взаимосвязи неживой и живой природы, человека и природы, человека и общества; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; влияние хозяйственной деятельности людей на окружающую среду и необходимость ее защиты;

приводить примеры природных и социальных явлений, негативных последствий деятельности людей; органов человеческого организма и их функций, полезных и вредных привычек, влияющих на собственное здоровье;

формулировать и обосновывать правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе, во время чрезвычайных погодных явлений, нравственного поведения в быту и обществе; факторы здорового образа жизни, правила личной гигиены;

наблюдать деятельность людей в разных сферах; природные явления, сезонные изменения в природе и систематически отражать их в дневнике наблюдений; исторические памятники, старинные дома, храмы, старинные предметы быта, посещая исторический центр родного города, исторический или краеведческий музей;

выполнять и фиксировать результаты проведенных наблюдений, опытов и практических работ, объяснять их цели, условия проведения, полученные выводы, устройство и назначение используемых приборов;

осуществлять поиск учебной информации, извлекая ее из рассказа учителя, рисунка, учебного, научно-популярного и художественного текстов, словаря, СМИ, видеофильма, диафильма, схемы, таблицы, диаграммы, наблюдений, эксперимента;

оценивать деятельность людей в различных сферах, поведение людей с точки зрения экологической грамотности, социальных и нравственных норм; свою деятельность (успех, неуспех, ошибки, умение сотрудничать, принимать мнения и варианты решения одноклассников), высказывая свои суждения, предположения, аргументы;

оценивать свою деятельность (успех, неуспех, ошибки, умение сотрудничать, принимать мнения и варианты решения одноклассников), высказывать свои суждения, предположения, аргументы.

Использование учащимися приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:

определения наиболее распространенных в своей местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; природных и социальных объектов, опасных природных явлений;

проведения наблюдений за объектами живой и неживой природы, городского хозяйства, экспонатами музеев, деятельностью людей в различных сферах, оценки положительного и отрицательного воздействия людей на окружающую среду;

осознания себя членом семьи, классного коллектива, горожанином, гражданином России;

определения местных климатических условий, опасных природных явлений; сезонных изменений в природе, характерных для данной местности, наиболее распространенных в своей местности растений, животных и их приспособляемости к смене сезонов; исторических памятников родного края; экологических проблем своего края и способов их решения;

освоения способов познания окружающего мира (метода наблюдения, опытно-экспериментального исследования), измерения величин с помощью приборов;

использования фенологических наблюдений, умения очищать воду, сохранять плодородие почвы, умения оказывать первую помощь себе и окружающим в своей практической и природоохранной деятельности;

овладения общими умениями, навыками, способами деятельности (работа с текстовой информацией, со схемами, таблицами, блок-схемами алгоритмов, работа со словарями, энциклопедиями и другой дополнительной литературой);

соблюдения правил личной гигиены и укрепления своего здоровья, безопасного и экологически грамотного поведения в природе, в быту, в обществе; необходимых мер в случае природных стихийных бедствий, профилактики простудных, инфекционных заболеваний и травматизма, нарушения осанки, зрения, слуха;

оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей.

 

Содержание занятий по основам безопасности жизнедеятельности для учащихся младшего школьного возраста

Содержание ОБЖ в начальной школе может быть раскрыто в следующих темах: безопасное поведение на улицах и дорогах; пожарная безопасность; безопасное поведение на воде, дома, в ситуациях криминогенного характера, на природе; основы здорового образа жизни, личной гигиены; вредные привычки, их влияние на здоровье; оказание первой медицинской помощи при порезах, ожогах, укусах насекомых, при отравлении пищевыми продуктами, газами.

При изучении этих тем у детей формируются, обогащаются и систематизируются представления о социальном и природном окружении с присущими им опасностями. Интеграция тем по основам безопасности жизнедеятельности в предметное содержание начальной школы способствует накоплению социально-нравственного жизненного опыта учащихся, усвоению правил безопасного поведения дома, на улице, в школе, общественных местах, на природе. Именно на этом этапе у детей воспитываются те качества личности, которые определяют их отношение к Отечеству, обществу, товарищам, самому себе. Задача учителя состоит в том, чтобы помочь ребенку осознать себя членом школьного коллектива, полноправным членом современного общества, воспитывать чувство ответственности за собственную жизнь и здоровье, и жизнь и здоровье окружающих.

Возрастные особенности детей младшего школьного возраста

Начальная школа - значительный этап в жизни ребенка, который связан с существенной перестройкой всей логики психологического развития, с формированием нового вида ведущей деятельности (от игры к учению), с обретением первой социально значимой роли - статуса ученика со своим кругом прав и обязанностей перед обществом. Именно в этом возрасте наиболее ярко проявляются у детей потребности в безопасности - в стабильности, уверенности, защищенности, свободы от страха, тревоги и хаоса, в порядке, законности и т.п. Выработка и закрепление у детей общего представления о том, что любая деятельность человека потенциально опасна, привитие знаний, элементарных навыков безопасного поведения дома, на улице, в школе, в природе происходит на уроках окружающего мира, часах общения, внеклассных мероприятиях. Главное - научить детей избегать необоснованного риска, замечать опасности и предотвращать их появление, а если беда случилась, не растеряться и действовать быстро и грамотно.

С момента поступления ребенка в школу учение становится для него ведущей деятельностью, во-первых, потому, что именно через учебную деятельность осуществляются основные отношения ребенка с обществом, и, во-вторых, именно в учебной деятельности осуществляется формирование как основных качеств личности ребенка школьного возраста, так и отдельных психических процессов.

Учебная деятельность целенаправленно и систематически регулируется и регламентируется требованиями извне, организуется учителем, который является руководителем этой деятельности. Именно от мастерства учителя зависит качество и эффективность усвоения программного материала.

При планировании занятий, выборе форм, методов и приемов обучения по основам безопасности жизнедеятельности в начальной школе, педагогу необходимо учитывать, что в младшем школьном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям.

В состав базиса личностной культуры включается произвольный план отношений ребенка в основных сферах действительности — природе, предметах, созданных руками человека, явлениях общественной жизни, наконец, явлениях собственной жизни и деятельности, в себе самом.

Базис личностной культуры - собственно человеческое начало в человеке, средоточие общечеловеческих ценностей (красота, добро, истина и др.) и средств жизнедеятельности (представления о действительности, способы активного воздействия на мир, проявления эмоционально-оценочного отношения к происходящему).

Становление базиса личностной культуры означает, что ребенок приобщается именно к общим, непреходящим человеческим ценностям, а не к тому, что может представляться ценным некоторому кругу людей, в некотором регионе и в некоторые моменты времени, приобщается к универсальным (всеобщим) средствам жизнедеятельности людей.

В результате приобретения начального опыта отношений к природе формируются начала экологического сознания.

Ребенок приобщения к широкому кругу общечеловеческих ценностей, среди которых выделяют следующие:

— познавательные ценности: ребенок - первооткрыватель, испытывает радость экспериментирования с объектами неживой природы, открывая новое в знакомом и знакомое в новом; вычленяя простейшие закономерности;

— ценности преобразования: возникновение стремления бережного отношения к природной среде, сохранению и умножению богатства природы;

— ценности переживания: таинственность, загадочность явлений природы увлекает ребенка, он проникается ее красотой, близостью ко всему живому, чувствует свою общность с предметами и явлениями окружающего мира и одушевляет их.

Начала духовности как свойства сознания формируются через отношение к «рукотворному миру», ценности:

— познавательные: у ребенка пробуждается потребность в новых знаниях, его собственный опыт расширяется за счет приобщения к тому, что неизвестно другим; перед ним приоткрывается значимость учения;

— ценности преобразования: возникает стремление самому сделать то, что доступно другому, и создать нечто новое, оригинальное;

— ценности переживания: ребенок проникается чувством красоты, совершенства созданных человеком вещей, творений искусства, как отмечают В.В.Давыдов, В.Т.Кудрявцев, Е.Е.Кравцова, у него возникает чувство уважения к мастерству.

Формирование начала нравственного сознания ребенка происходит через отношение к явлениям общественной жизни (отношение к другим людям), представленного следующими ценностями:

— познавательными: у ребенка появляется социальная ориентация на точку зрения другого человека, на его эмоциональное состояние, отношение к действию другого как поступку. Формируется интерес к событиям общественной жизни в стране, в родном городе. Складывается все более полное понимание коллективных взаимоотношений между сверстниками, развивается социальное мышление как мощный внутренний фактор произвольного поведения в социуме;

— ценностями преобразования: ребенок стремится воздействовать на окружающих, оказывать на них влияние, брать их под свою защиту и помогать им; передавать свои знания, опыт другому;

— ценностями переживания: ребенок замечает, что рядом с ним люди, такие же, как и он, и в то же время отличные от него; рождается чувство значимости другого, переживания приобретают личностную окрашенность; на основе сопереживания рождаются сочувствие и сорадость.

Отношение к самому себе формирует начало самосознания личности, представлено следующими ценностями:

— познавательными: открытие своего «я»; ребенок выделяет себя из мира. Он начинает сознавать, что не похож на других. В то же время возникает интерес к своей жизни (биографии) и жизни близких. Пробуждаются первые представления о Родине, о будущем, возникает отношение к жизни и смерти, к бессмертию;

— ценностями преобразования: на основе потребности в признании возникает стремление действовать, как все;

— ценностями переживания: чувство физической и психологической защищенности; полнота разнообразных чувств, раскованность, ощущение собственного тела и владение им; наслаждение игрой как проявлением духовных и физических сил.

 

Формы, методы, приемы обучения младших школьников основам безопасности жизнедеятельности на уроках и во внеурочное время

На основании вышесказанного, сама структура урока (учитывая природную любознательность детей младшего школьного возраста, наблюдательность, интерес к познанию самого себя, собственного «Я», познанию окружающего мира, желание играть), используемые методы должны способствовать развитию интереса, созданию положительных эмоций при освоении знаний, проявлению удовлетворения от познанного.

Для младшего школьника особенно актуальны следующие способы передачи своего отношения к полученной информации: движение (активное практическое действие, игра как реализация полученных знаний, рисунок) и слово (беседа, рассказ).

Поскольку преобладающий видом внимания младшего школьника в начале обучения является непроизвольное, а характер мыслительной деятельности наглядно-образный, урок должен быть не только содержательным, но и эмоционально-ярким, с частой сменой видов деятельности. Ведущие для данного возраста словесные методы обучения (рассказ, беседа, объяснение) необходимо сочетать с наглядными - видео-показом, демонстрацией, рассказ применять совместно с фронтальной беседой, беседу с решением ребусов или кроссвордов, выстраивание логических цепочек по иллюстрациям перевести в творческую работу – зарисовку, составление аппликации и т.д. Для поддержания интереса к учению и предмету необходимо переключать внимание учеников каждые 10 минут.

Созданию положительных эмоций на уроке, осмыслению и качественному усвоению изучаемого материала способствует применение проблемных и игровых методов обучения, таких как анализ конкретных ситуаций (АКС), сюжетные и ролевые игры.

Применение метода АКС в начальной школе имеет свою специфику, заключающуюся в выборе «сказочного» сюжета, поскольку дети данного возраста имеют очень ограниченный витагенный (жизненный опыт), а витагенная информация в основном получена ими из литературных источников. На знаково-символическом уровне ребенок впервые встречается с нравственной сферой. Он получает начальные представления о добре и зле, о возможном и запретном. Персонажи сказок, книг, мультфильмов рассказывают ему об этом. Теперь ребенок обладает «нравственной шкалой», которая позволяет ему оценивать поступки других, осознавать их как добрые или злые. В этой знаково-символической форме он начинает усваивать и нравственные нормы: что надо делать, чтобы быть добрым, честным, справедливым и т.д. Учитель на примере известных сказочных героев (Буратино, Колобка, семерых козлят, Красной Шапочки), задает вопрос детям: «Почему произошло несчастье?», тем самым стимулируя детей к анализу опасной ситуации и самостоятельному поиску правил безопасного поведения.

В младшем школьном возрасте особое значение приобретает игровая деятельность. Дидактическая игра является игровой формой обучения, в которой одновременно действуют два начала: учебное, познавательное и игровое, занимательное. Это обусловлено потребностью смягчения перехода от одной ведущей деятельности к другой, а также тем, что в процессе игры дети легче усваивают знания, получают представления об окружающей жизни. В отличие от учебных занятий, в дидактической игре учебные, познавательные задачи ставятся не прямо, когда педагог объясняет, учит, а косвенно — учащиеся овладевают знаниями, играя. Мотивом выполнения обучающей задачи в таких играх становится естественное стремление ребенка играть, выполнять определенные игровые действия.

В дидактической игре должны присутствовать следующие структурные компоненты: обучающая задача, игровое действие или игровой элемент и правила игры. Иногда выделяют еще содержание игры и ее окончание (заключение).

Формами реализации игрового действия могут выступать: 1) разнообразные игровые манипуляции с предметами 2) «зачин», который создает у детей игровое настроение (используется в виде сказки, песенки, рассказа, внесения волшебной игрушки, секретного письма); 3) осуществление поиска и находки нужной игрушки, предмета, числа, звука, слова; 4) загадывание и отгадывание загадок; 5) выполнение определенной роли; 6) соревнование (индивидуальное или коллективное); 7) особые игровые движения, имитация действий.

Успех в решении дидактической задачи достигается путем использования разнообразных игровых действий и, как правило, одним из них является соревнование. Желание детей достигнуть игровой цели, выиграть заставляет лучше воспринимать окружающее, наблюдать, обследовать предметы, сравнивать их, подмечать незначительные различия в их признаках (цвет, форма, величина, материал), подбирать и группировать предметы по общим признакам.

Обязательное выполнение правил требует от детей совместных или последовательных действий, сосредоточенности, самостоятельности. В дидактической игре совместно с усвоением знаний создаются условия для воспитания у ребят дружеских взаимоотношений, дисциплинированности, выдержки.

Чтобы игры полностью решали поставленные в них задачи, необходимо: объявить название игры; сообщить о расположении ее участников (сидя за столом, стоя у доски, групповые объединения) и порядке использования игрового материала; объяснение хода игры (игровых заданий); показ учителем выполнения отдельных действий; подведение итогов игры и объявление победителя.

Объявление игры может проходить в обычной форме, когда педагог произносит ее название и направляет внимание детей на имеющийся дидактический материал, объекты действительности. Учитель сам может не раскрывать игровые действия, а после постановки игровой задачи предложить детям подумать, как играть, что за чем выполнять. При этом поощряет инициативу детей, их находки, догадки.

Очень важно создать в игре условия для умственной активности всех детей. Например, в отдельных играх можно использовать мяч, который ведущий, стоящий в центре, посылает разным детям, стоящим по кругу, требуя ответа на поставленный вопрос (игры «Съедобное - несъедобное», «Продолжи рассказ», «Скажи наоборот»). С этой же целью применяется палочка-выручалочка. Хорошо, если сочетается умственная активность с двигательной (можно предложить детям имитировать полет и бег птицы, выполнять определенное число прыжков, хлопков и др.).

Без заранее установленных правил игровое действие развертывается стихийно и дидактические задачи могут остаться невыполненными. Поэтому правила игры задаются учителем до ее начала и носят обучающий и организующий характер. Вначале объясняется детям игровое задание, а потом способ его выполнения.

Обучающие правила направлены непосредственно на организацию познавательной деятельности ребят, раскрывают перед ними характер и способ выполнения игровых действий (рассмотреть предметы, сравнить их по отдельным признакам, проверить правильность ответа, проявив при этом находчивость, сообразительность).

Организующие правила определяют порядок выполнения игровых и реальных отношений.

Овладению игровыми действиями и правилами способствует адекватная оценка, даваемая педагогом участникам игры. Ориентирующая и стимулирующая функции такой оценки используются для выражения правильности выполнения ребенком задания, поощрения его усилий и достижений и содействуют перспективности в достижении игровой цели. Особенно важна ее роль при определении победителя в игре. По ходу игры дети получают фишки (жетоны) за каждый правильный ответ. В конце игры подсчитывается число фишек, полученных каждым участником. Считается победителем тот, кто получил больше фишек за правильные отпеты, и ему можно присвоить звание «умелого пешехода (водителя)», «знатока природы», «чистюли», вручить вымпел, медаль, флажок. В лице победителя ребята видят образец для подражания и в своих играх стремятся действовать так же. Лучше, если выигрывает не один ребенок, а вся команда (звено), каждый участник которой старается достигнуть лучших результатов для всей группы товарищей.

Заканчивая игру, учителю необходимо напоминать детям название игры, отдельные игровые правила. При повторном проведении игры ребята усваивают полный порядок, игровые правила и способы действий.

Необходимость повторности игры определяется и тем, что не все ее участники одинаково успешно овладевают всеми элементами дидактических игр до такой степени, чтобы они переходили в их самостоятельную деятельность.

Как правило, чтобы повысить активность детей в игре и сохранить к ней продолжительный интерес, при ее повторности дидактические и игровые задачи усложняются. Для этого педагогом используется внесение нового игрового материала, введение дополнительных ролей, замена наглядного дидактического материала на словесный и т. д.

Широко используются в самостоятельной деятельности детей настольно-печатные игры с правилами. Это игры типа лото, мозаика, домино, парные и разрезные картинки, кубики, и более сложные - игры-головоломки, кроссворды, ребусы. Предлагая эти игры впервые, учитель знакомит с их названием, выполнением игровых действий, закрепляет правила игры в совместной с детьми деятельности. Этим самым педагог дает образцы выполнения действий, указывает на неправильное выполнение их отдельными участниками, показывая при этом образцы контроля за действиями партнера. Такой настольный материал обладает большой наглядностью и красочностью, в процессе игры с которым ребенок может активно действовать, привлекать к совместным действиям сверстников.

Успех дидактических игр зависит во многом от правильного использования в них игрового оборудования, часть которого изготавливают сами дети, педагоги, старшие школьники. Это такие игровые атрибуты, как наборы предметных и сюжетных картинок, таблицы, природный материал (плоды, семена, листья и др.), предметы быта и т.п.

Ролевые, сюжетные, ситуационные игры («Я заболел гриппом», «Королева красоты») дают возможность не только закрепить полученные знания, но и отрабатывать отдельные умения и навыки. Разыгрывание сценок («Визит к стоматологу», «Ко мне подошел незнакомец», «Безопасный переход») способствует вовлечению детей в условную, увлекательно-развлекательную деятельность, обладающую большим внушающим воздействием. Задания творческого характера (изобразить путь из дома в школу и указать притаившиеся «опасности», составить свой распорядок дня, придумать рекламу лечебно-профилактической зубной пасты, телеинтервью по темам безопасного поведения в школе, на улице и т.д.) активизируют внутренние положительные стимулы и мотивы, интерес к познавательной деятельности, снимают напряжение, устраняет перегрузку.

Практика учителей начальной школы убедительно доказывает, что уже в 4 классе можно вводить проектную деятельность. Этот вид деятельности обеспечивает школьникам наиболее высокий уровень самостоятельности, они выступают в роли разработчиков и исполнителей проекта. Проектная деятельность в начальной школе – на только стимул к самостоятельному творческому выражению ребенка, но и способ совместной деятельности родителей и детей. В работе над проектом, родители знакомят своих детей с дополнительными источниками информации (СМИ, Интернет, энциклопедии, научно-популярные журналы), развивают умения обобщать и ситематизировать полученный материал, участвуют в создании оригинального решения проблемы и красочной презентации совместного труда.

С приходом в школу эмоции детей начинают определять не столько игра и общение в игровой деятельности, сколько процесс и результат учения (оценка учителем его успехов и неудач, оценка и связанное с ней отношение окружающих). Учебная деятельность стимулирует интерес к играм, требующим смекалки, включающим в себя элементы соревнования: игры с правилами, настольные, спортивные. Положительные чувства возникают теперь от решения интеллектуальной игровой задачи, в процессе спортивного соперничества. В связи с этим учителю необходимо создавать ситуации успеха, продумывать формы поощрения учащихся (например, за хорошо подготовленное домашнее задание ученику кроме оценки вручается звездочка или флажок, а за самостоятельно выполненное задание с использованием дополнительной литературы можно вручить эмблему (медаль) с изображением совы; за незнание ответа на вопрос не ставить оценку «2», а предложить различные варианты исправления ситуации и т.д.).

Помимо традиционных комбинированных уроков, значительное место в преподавании основ безопасности жизнедеятельности отводится экскурсиям: на промышленные предприятия, в лес, к водоемам, в город. В ходе экскурсий дети не только учатся наблюдать окружающую среду, но и познают правила безопасного поведения в ней. Поисковая деятельность ребенка, основанная на непосредственном наблюдении за явлениями ближнего окружения и использовании знакомых вещей и предметов, широко используемых в быту и на игровых площадках, позволяет увязывать содержание программы с собственным опытом ученика.

Особое значение в планировании и проведении занятий по обеспечению безопасности поведения учащихся в повседневной жизни, в школе, при проведении массовых мероприятий, приобретает организация педагогом внеклассной работы (познавательной, досуговой, спортивно-оздоровительной, трудовой, творческой), имеющей практическую направленность.

Познавательная деятельность детей предназначена для формирования у учащихся познавательного интереса, положительной мотивации на здоровьесбережение, совершенствование навыков сохранения и укрепления здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности (сюжетно-ролевые игры - «Путешествие в страну дорожных знаков», «Светофор», «Доктор Айболит», «Мойдодыр», «Отряд спасателей», викторина «В человеке должно быть все прекрасно», разработка и презентация проекта «Путь к собственному здоровью», турнир знатоков ОБЖ, деловые игры «Здоровое поколение», «Я выбираю жизнь», «Суд над сигаретой», «Этикет и мы» и т.д.).

Оздоровительно-спортивная деятельность детей необходима для их полноценного развития, осуществляется в экскурсиях на природу, в спортивных, подвижных играх, спартакиадах, походах и пр.

Трудовая деятельность отражает содержание различных видов труда: бытового, ручного, общественно полезного. Во внеклассной работе можно организовать регулярное проведение Дня чистоты, работу по облагораживанию пришкольного участка.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1207; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.063 сек.