Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Иностранные граждане и лица без гражданства как субъекты административного права




Административно-правовой статус иностранцев включает в себя порядок въезда в страну, порядок пребывания и проживания в России, миграционный учет, порядок реализации прав и свобод, систему мер административного воздействия.

Правовое положение иностранных граждан регламентируется Конституцией

РФ, ФЗ от 15.08.1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию". ФЗ от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", ФЗ от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации".

Учитывая, что правовое положение лиц без гражданства по своему содержанию практически совпадает со статусом иностранных граждан, вполне правомерно использовать термин "иностранцы", подразумевая под ним как иностранных граждан, так и лиц без гражданства.

Иностранцы как субъекты административного права обладают соответствующим административно-правовым статусом, который позволяет им вступать в административно-правовые отношения, определяет их специфику в подобного рода отношениях, определяет возможность приобретать права и нести обязанности в сфере публичного управления. в Российской Федерации для иностранцев устанавливается национальный режим с отдельными элементами специального режима. Указанная особенность играет определяющую роль для характеристики административно-правового статуса иностранцев.

В свою очередь, административно-правовой статус иностранцев является комплексным образованием и имеет сложноорганизованную структуру, которую можно представить в виде отдельных самостоятельных элементов.

1.порядок въезда на территорию России. В настоящее время указанный порядок весьма детально регламентирован российским законодательством, в частности, Федеральным законом от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию". По общему правилу, иностранцы въезжают в страну при наличии визы по действительным документам, удостоверяющим их личность.

Составной частью порядка въезда иностранцев на территорию России является законодательное установление оснований, по которым въезд иностранцу может быть не разрешен или же однозначно не разрешается. В случае наличия таких оснований, как правило, обозначается срок, в течение которого действует ограничение, либо указываются обстоятельства, при наступлении которых ограничения на въезд снимаются.

Безусловно, порядок въезда на территорию России является узловым элементом административно-правового статуса иностранцев.

2. порядок их пребывания и проживания в России. Въехав на территорию страны, иностранцы подпадают под действие целого ряда российских законов, устанавливающих порядок пребывания иностранцев. Основным из таких законов является Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Данный Закон подразделяет всех иностранцев, находящихся на территории России, на три категории: временно пребывающие, временно проживающие, постоянно проживающие. В отношении каждой из перечисленных категорий иностранцев устанавливается перечень документов, дающих право на пребывание (проживание) в России, и сроки действия таких документов. Важное значение имеет законодательное закрепление оснований для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание, а также вида на жительство.

3. миграционный учет иностранцев, осуществляемый в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации". Миграционный учет представляет собой государственную деятельность по фиксации и обобщению сведений об иностранцах и об их перемещениях. Целями осуществления миграционного учета, в частности, являются: создание необходимых условий для реализации прав и свобод, а также исполнения обязанностей как российских граждан, так и иностранцев; формирование полной, достоверной, оперативной и актуальной информации о перемещениях иностранцев; защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов всех лиц, находящихся в России, обеспечение национальной и общественной безопасности; систематизация сведений об иностранцах, находящихся в России.

По общему правилу, миграционный учет иностранцев имеет уведомительный характер и включает в себя: регистрацию по месту жительства и учет по месту пребывания, а также фиксацию иных сведений, установленных законодательством; обработку, анализ, хранение, защиту и использование информации о количественных и качественных социально-экономических и иных характеристиках миграционных процессов; ведение государственной информационной системы миграционного учета.

4. порядок реализации ими отдельных прав и свобод на территории Российской Федерации. Большинством прав и свобод иностранцы пользуются на основе национального режима, т.е. в таком же объеме, как и российские граждане. Вместе с тем некоторыми правами и свободами иностранцы пользуются на основе созданного специально для них порядка, подразумевающего определенные ограничения. Так, например, иностранцы имеют право на свободу передвижения в личных или деловых целях в пределах страны на основании действительных документов, за исключением посещения территорий, организаций и объектов, для въезда на которые требуется специальное разрешение <4>. Особый порядок установлен и в отношении допуска иностранцев к государственной тайне <5>. Некоторые права и свободы вообще не предоставляются иностранцам: они не имеют права находиться на государственной гражданской и правоохранительной службе, на муниципальной службе, быть членом экипажа военного корабля Российской Федерации или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, быть командиром воздушного судна гражданской авиации, быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации <6>.

5. система мер административного воздействия, применяемых в отношении их в случае нарушения ими правил пребывания в Российской Федерации. В первую очередь необходимо отметить, что согласно КоАП РФ иностранцы являются специальными субъектами административной ответственности. Несмотря на то что по общему правилу они подлежат административной ответственности на общих основаниях, КоАП РФ устанавливает целый ряд составов правонарушений, которые могут быть совершены только иностранцами (например, нарушение правил въезда в страну или режима пребывания в стране) и за совершение которых, в частности, может применяться такой специфический вид административного наказания, как административное выдворение за пределы Российской Федерации. Административное выдворение является одной из форм административной высылки иностранцев и заключается в принудительном и контролируемом перемещении иностранцев через государственную границу за пределы Российской Федерации либо в контролируемом самостоятельном выезде иностранцев из России <8>.

Согласно ст. 2.6 КоАП РФ, иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях. Исключение составляют лишь иностранцы, пользующиеся иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации.

Отдельного внимания заслуживают еще две формы административной высылки иностранцев, применяемые вне рамок КоАП РФ: депортация и высылка в порядке реадмиссии. Эти формы внешне схожи, однако различны по своему содержанию и характеру. Депортация представляет собой принудительную высылку иностранца из России в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) на территории страны. Реадмиссия во многом сходна с депортацией, но при этом обладает существенными особенностями. Главным отличием реадмиссии от всех иных принудительных процедур, применяемых к иностранцам, является то, что иностранец, не имеющий законных оснований для пребывания на территории России либо въехавший с нарушением установленных правил, подлежит высылке в ту страну, с территории которой он въехал, а не в страну своего гражданства, как это практикуется при других формах административной высылки. Существенной особенностью реадмиссии является также и то, что для ее реализации необходимо наличие международного соглашения между двумя или несколькими государствами, предусматривающими возможность реадмиссионной высылки

Говоря о мерах административного воздействия, применяемых в отношении иностранцев, нельзя не упомянуть о такой мере, как принятие решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации. Такое решение может быть принято в отношении иностранцев, незаконно находящихся на территории страны либо которым не разрешен въезд в Россию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранцев, законно находящихся в России, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц.

 

11. Обращения граждан: понятие, виды, порядок рассмотрения.

Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

обращение гражданина - направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления;

2) предложение - рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;

3) заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;

4) жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц;

Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:

1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;

2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 227-ФЗ)

3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;

4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;

5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

2. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо по направленному в установленном порядке запросу государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, рассматривающих обращение, обязаны в течение 15 дней предоставлять документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения, за исключением документов и материалов, в которых содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, и для которых установлен особый порядок предоставления.

3. Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.

4. Ответ на обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, или в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении.

(часть 4 в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 227-ФЗ)

Сроки рассмотрения письменного обращения

1. Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

2. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 4076; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.128 сек.