Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Объем глав и параграфов должен быть структурирован




КУРСОВОЙ ИЛИ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

Программа – основной документ социологического исследования. Ее разработка обязательна. Она должна быть первым приложением в работе. Ее качество позволяет судить об исследовательской компетенции студента. (Вариант содержания и методики разработки программы социологического исследования см. приложение).

План-график составляется совместно с научным руководителем и утверждается им с учетом индивидуальных возможностей студента, сложности и степени научной разработанности проблемы.

В этом документе определяются основные этапы, виды работы и сроки их завершения, время консультаций, представления результатов для рецензирования на кафедру и другое.

Титульный лист включает наименование вуза; кафедры, где выполнена работа; название темы работы; фамилию, имя, отчество студента; специальность; форму обучения; фамилию, имя, отчество, ученое звание и должность научного руководителя; город и год выполнения работы.

Содержание - это рабочий документ, в котором детализируется исследовательская деятельность. Он может дополняться и корректироваться.

Он включает введение, основную часть (две-три главы по 2-3 параграфа), заключения, библиографического списка и приложений.

Оформление «содержания». Слово «содержание» записывают в виде заголовка симметрично тексту прописными буквами. В содержании работы указывается перечень всех глав и параграфов работы, а также номера страниц, с которых начинается каждый из них. Главы должны иметь порядковые номера, обозначенные римскими цифрами без точки. Слово «глава» не пишется. Параграфы должны иметь нумерацию в пределах каждой главы (например, 1.1; 1.2; 2.1;2.2). Точка после цифр не ставится.

Наименование глав записывают в виде заголовков прописными буквами симметрично относительно текста без подчеркивания. Наименование параграфов записывают в виде заголовков (с абзаца) строчными буквами (кроме первой прописной) также без подчеркивания.

Переносы слов в наименовании глав и параграфов не допускаются, точка в конце наименования не ставится.

Наименование глав и параграфов должно состоять из одного предложения. (Два и более не допускается).

Обзор заголовков глав и разделов уже должен характеризовать определенную логику, использованную в работе. Главное требование к научному тексту - последовательность и логичность изложения.

 

(равным по объему).

 

Введение - это пролог всего исследования, его модель; онопредставляет собой изложение всего научного аппарата, которым руководствуется исследователь, выполняя поисковую работу.

Во введении раскрываются:

- Актуальность темы исследования (здесь необходимо ответить на вопросы: «Почему эту тему необходимо исследовать?» «Какое значение она имеет для современной социальной практики?»). Ее правильное определение свидетельствует о глубоком проникновении автора в суть происходящих в обществе социальных процессов, его умении видеть в них системообразующие механизмы, широте знаний выпускника об объекте и предмете исследования.

Актуальность темы должна быть сформулирована кратко (0,5 страницы).

- Степень научной разработанности проблемы (Здесь необходимо представить труды авторов, исследовавших некоторые стороны этой заявленной в теме проблемы).

- Гипотеза. В основе развития всякого социального явления находится противоречие. Если правильно определить центральные силы, находящиеся в состоянии активизирующего процесс взаимодействия, описать, объяснить их суть, увидеть причину, предположить пути разрешения проблемы, то это и будет гипотеза. Ее правильное определение обеспечивает целенаправленность и логичность алгоритма научного поиска.

- Объект исследования. Объектом социологического исследования могут быть: личность, социальная группа, социальная организация, социальный институт, общество, социальные явления и процессы. Объект исследования должен быть представлен в теме.

- Предмет исследования. Это часть, грань, сторона объекта, раскрывающаяся в работе. Как правило, предмет исследования соответствует формулировке темы.

- Цель исследования. В цели заявляется на решение какой проблемы и на получение какого результата проводится исследование. По-сути – это научная задача. В зависимости от замысла исследования она может быть теоретической (например, разработка концепции), эмпирической (разработка путей разрешения социальной проблемы), комплексной.

Такая трактовка сущности цели согласуется с видами социологического исследования: научно-теоретическое (анализ социальных, социально-психологических закономерностей, принципов, методик, тенденций социальных процессов и т.п.); подготовки населения страны к обороне); прикладное (изучение путей совершенствования и развития конкретных социально-психологических явлений, объектов); комплексное (решает частично фундаментальные и прикладные задачи).

Как правило, работа является комплексным социологическим исследованием.

- Исследовательские задачи. Все должно быть подчинено достижению цели. Задачи - совокупность конкретных целевых установок на анализ и решение заявленной проблемы в ВКР. В теоретическом исследовании приоритет отдаётся научным задачам, в практическом прикладным задачам.

Задачи исследования должны быть представлены в названии параграфов. Количество параграфов обусловливает число формулируемых задач и наоборот (см. вариант введения приложение 4).

Задачи формулируются в редакции со словами: проанализировать, разработать, обобщить, выявить, доказать, внедрить, показать, выработать, изыскать, найти, изучить, определить, описать, установить, выяснить и т.д.

Исходя из логики социологического исследования решение заявленных задач в последующем, при написании заключения обусловливают написания соответствующих выводов, отражающих достижение цели и задач работы.

- Источниковая база. Это то, что используется в написании работы: нормативные правовые документы, научные труды отечественных и зарубежных ученых по решаемой в исследовании проблеме, материалы научных конференций, результаты социологических исследований, статистические данные Госкомстата России и другое.

- Теоретико-методологические основы исследования. В этом разделе указываются, какие используются общенаучные и частнонаучные методологии, концептуальные положения социологической науки, теории социального управления по исследуемой проблеме.

- Эмпирическая база. Это то, где и что исследуется. Например, вуз, школа, промышленное предприятие, административный орган управления и т.п. Если объект исследования - социальное явление, процесс, то, кроме вышеуказанного, это – например, нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие рассматриваемую сферу, статистические данные Госкомстата России и другие документы. В этой части введения можно заявлять выборочную совокупность, которая подлежит непосредственному эмпирическому исследованию.

- Методы исследования. Следует указывать как теоретические, так и эмпирические способы получения информации.

- Обеспеченность достоверности научных результатов, обоснованность теоретических положений, выводов и практических рекомендаций. Для социологического исследования этот раздел введения обязателен, т.к. его результаты должны использоваться для достижения конкретных целей социальной практики, для разработки управленческих решений.

Здесь следует указывать, что «достоверность» обеспечивается использованием отечественной и зарубежной источниковой базы, охватывающей различные области гуманитарных научных знаний; репрезентативностью выборки; применением совокупности исследовательских процедур, методов сбора, обработки и анализа исходных социологических данных, их вторичной обработкой с использованием математических методов и компьютерных программных продуктов и другое.

- Научная новизна результатов исследования. Этот раздел введения должен логично отражать названия параграфов, решаемые в исследовании задачи. Например, если в дипломной работе ставится задача, то по смыслу в ее решении должны быть применены новые знания, способы, технологии, специальные процедуры.

При формулировке новизны не следует применять таких словосочетаний как «впервые установлено», «впервые выявлено» и т.п., если они не обосновываются доказательной базой.

Более тактично, с научной точки зрения, заявлять новизну такими словосочетаниями: «систематизированы концепции…», «сформулировано новое определение», «выявлены и обоснованы новые социальные механизмы», «уточнено и дополнено содержание понятия», «разработана новая методика эмпирического исследования конкретного социального явления», «разработана и обоснована инновационная модель социального объекта», «выявлены пробелы в современном законодательстве» и т.п.

- Теоретическая значимость результатов исследования. Эту часть введения можно заявлять, например, так: «разработанный и обоснованный автором подход к исследованию … существенно дополняет предметную область и теорию социологии, и может быть использован при проведении других междисциплинарных исследований»; «уточненные понятия, категории … могут способствовать дальнейшему развитию теоретических знаний» и т.п.

Т.е., надо указывать на новые достижения, которые имеют значение для развития теоретических знаний по предмету исследования.

- Практическая значимость результатов работы. Здесь надо указать: где и как могут быть использованы полученные в исследовании результаты; какова будет их эффективность в решении социальных проблем.

- Апробация результатов исследования. В этой части введения следует указать: где обсуждались, представлялись результаты исследования, какие отзывы научного сообщества получены; где и как они используются или приняты к рассмотрению и внедрению в социальную практику.

Для подтверждения важности полученных результатов выпускник должен представить сведения (акты) о реализации предложенных рекомендаций.

- Положения, выносимые на защиту. Этот раздел введения очень важен, т.к. здесь в обобщенном виде представляются основные результаты проведенного исследования, за которые выпускнику можно присвоить специальность «социолог». Положения формулируются в виде определений. Логика их вынесения на защиту такова: для достижения цели исследования разрабатывается содержание, которое формулируется в виде параграфов; название параграфа обусловливает постановку и решение одной из задач выпускной квалификационной работы; в ходе решения задачи обнаруживаются новые варианты, способы, технологии, процедуры (т.е., элементы новизны); новое должно представляться к рассмотрению на заседании Государственной аттестационной комиссии, доказываться, обосновываться, что результаты исследования являются таковыми.

Таким образом, введение представляет собой краткую аннотацию всего исследования. По нему формируется первое впечатление о качестве работы и научной компетенции автора.

Основная часть работы состоит из теоретической и эмпирической глав (частей, разделов).

В теоретической главе раскрывается проблема, как она представлена в специальной литературе и ее гипотетическое решение.

В этой части работы должны быть:

- представлены основные теоретико-методологические основы исследования (труды отечественных и зарубежных автором по заявленной проблеме, их анализ, уточнение для решения исследовательских задач с учетом появления новых социально-экономических и других условий);

- проанализированы основные категории, понятия и проведена их интерпретация в контексте раскрытия проблемы исследования;

- определены основные системные показатели, которые станут предметом замеров, содержанием инструментария методов исследования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 908; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.