Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2 : Семантический радикал




Анализ ассоциативной цепи.

 

Задание выполняется в парах. Первая часть выполняется так же, как и предыдущая. Экспериментатор называет слова из списка, фиксируя ответы и время реакции. Затем из ответов выбираются слова (до 5 слов), вызвавшие наибольшее торможение и вновь предъявляются испытуемому с инструкцией называть в течении 4 минут последовательно все другие слова, приходящие на ум. Ответы и время между словами фиксируются. При согласии испытуемого обсудите полученный материал.

Список слов:

А) роза, снег, нитка, нос, кровать, лестница, парус, башня, стекло, ребенок, рояль, конверт, боксер, игла, конфета, лампа, береза, болезнь, круг, сарай, суд, парад, мороз, артист, топор, ожидание, кружева, диван, палка, пропасть.

Б) волк, часы, семья, озеро, успех, скрепка, бинт, свидание, телефон, лето, церковь, девушка, утюг, бред, метла, ваза, поляна, дверь, удар, деньги, облако, арбуз, ревность, корова, лыжи, праздник, долг, медуза, тайна, мел.

В) машина, вечер, экзамен, бревно, страдание, боец, песок, надежда, тетрадь, краска, хлеб, договор, шнурок, кровь, мышь, труба, ключ, сирень, измена, столб, болото, ложка, стена, шуруп, обида, квадрат, закон, коза, спички, паркет.

Г) дождь, завтрак, письмо, перчатка, смех, норма, берег, революция, крыша, муха, костер, батарейка, блокнот, поцелуй, компьютер, букет, груша, страх, дорога, учитель, Китай, лиса, сон, булка, стон, фонтан, экстаз, крест, водка, кризис.

 

Литература по теме:

Леонтьев А.Н. Опыт структурного анализа ассоциативных рядов // Избранные психологические произведения. В 2-х т. Т. 2. - М., 1983. С.70.

Лурия А.Р Язык и сознание. М., 1979.

Люсин Д.В. Эмпирический анализ категоризации эмоций //Вопросы психологии. 1999. № 2. С. 50 - 60.

Мартинович Г.А. Опыт комплексного исследования данных ассоциативного эксперимента // Вопросы психологии. 1993. № 2. С. 93 - 100.

Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. М., МГУ, 1988. С.48

Слобин Д. Грин ДЖ. Психолингвистика. - М., 1976.

Супрун А.П., Клименко А.П., Титова Л.Н. Тестовые реминисценции в ассоциативном эксперименте // Материалы 5 всесоюзного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. - М., 1975.

Шмелев А.Г. Ассоциативный эксперимент в исследовании структуры лексической памяти // Общий практикум по психологии. Психологический эксперимент. - М., МГУ. 1985.

 

 

Одним из первых методов, позволявших изучать ассоциативные связи с опорой на измерение физиологических реакций является метод семантического радикала, берущий начало от описанной А.Р. Лурия в 1928 г. сопряженной моторной методики. В этой методике одновременно с речевым ответом испытуемому предлагается нажимать на пневматическую грушу. Характер нажатия регистрируется прибором, что позволяет установить связь моторной реакции с вербальным ответом. Такое сочетание вербального и моторного ответа резко повышало диагностические возможности метода. Как отмечал А.Р. Лурия, «... Прежде всего мы получаем полную возможность объективно отличить нормальную, индифферентную реакцию (хотя бы и несколько замедленную) от реакции аффективной, конфликтной, обнаруживающей следы некоторого возбуждения. Дело в том, что моторная реакция, сопряженная с нормальным ассоциативным процессом, протекает обычно совершенно правильно и представляет собой простой правильный нажим; моторика же аффективного процесса всегда дает нам признаки резкого возбуждения: кривая нажима становится конфликтной, изломанной, покрытой резкими дрожательными движениями. Наличие этих симптомов уже является достаточным признаком аффективности реакции» (Смирнов и др., 1996. С. 128 - 129).

Исследования, проведенные на убийцах показали, что при ответах на стимулы, связанные с предшествующим аффектом, отмечается значительное нарушение моторной реакции. В данной работе регистрировались принципиально разные показатели: речевая реакция испытуемого, полностью осознаваемая, хотя и не всегда контролируемая, и почти полностью не осознаваемая моторная реакция.

Метод семантического радикала относится к числу условно-рефлекторных методик, где критерием семантической близости исследуемых объектов является перенос (генерализация) условно-рефлекторной связи с одного стимула на другой, связанный с ним по смыслу. В исследовании А.Р. Лурия и О.С. Виноградовой испытуемому предъявлялся ряд понятий, относящихся к одной сфере - музыкальные инструменты. Предъявление понятий сопровождалось отрицательным подкреплением - ударом тока. Дальнейшее предъявление семантически связанных понятий вызывало оборонительную реакцию, а понятия, косвенно связанные с подкрепляемыми (соната, концерт и т.п.), вызывали ориентировочную реакцию. Слова, не связанные с исходными, не взывали ни какой реакции. Реакция регистрировалась с помощью плетизмографа - прибора, позволяющего фиксировать сжатие и расширение кровеносных сосудов мозга и конечностей (пальца руки). Оборонительная реакция связана со сжатием сосудов мозга и расширением сосудов периферии, а ориентировочная - с расширением сосудов мозга и сжатием сосудов конечностей. Анализ этих реакций давал возможность построить модель семантического поля исходных стимулов, причем сила и характер реакции (оборонительная или ориентировочная) позволяли выделить центр и периферию этого семантического поля. Установлено, что генерализация условно-оборонительной реакции в норме осуществляется по семантическим связям (скрипка - мандолина), а для умственно- отсталых - по фонетическим связям (скрипка - скрепка).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 835; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.