Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подходы к социальному аудиту корпорации




 

Как мы уже выше отметили, в настоящее время не сложилось пока единого понимания социальной ответственности бизнеса. В общем смысле под корпоративной социальной ответственностью понимается философия поведения и концепция выстраивания деловым сообщен­ном, компаниями и отдельными представителями бизнеса своей деятельности, направленной на удовлетворение ожиданий заинтересован­ных сторон в целях устойчивого развития. Но корректного определения термина «корпоративная социальная ответственность» пока не сформулировано. Например, в 2004 г. по заказу Комитета по укреплению социальной ответственности бизнеса Общероссийской общественной орга­низацией «Деловая Россия», специалистами Консалтинговой группы «Управление PR» было проведено исследование «Социальная ответственность бизнеса: опыт России и Запада».

Цель исследования – определение границы и содержания понятия «социальная ответственность бизнеса» и «социальная отчетность» на Западе и в России, выявление мнения бизнеса, власти и СМИ от рос­сийской специфике этих понятий и о роли государства в развитии соци­альной ответственности, о готовности бизнеса к открытию информации и ведению социального отчета.

Полученные результаты исследования показали, что бизнес, и в определенной степени власть, понимают, что социальная ответствен­ность должна быть добровольной. Конечно, принудительная корпора­тивная социальная ответственность – это нонсенс. Одновременно биз­нес-сообщество признает, что без участия государства в деле развития корпоративной социальной ответственности не обойтись. Дело в том, что корпорации ждут от властных (государственных) структур определения рамок КСО. Нужно заметить, что в отличие от Запада, в России нет льгот для компаний, занимающихся благотворительностью. А это снижает объемы корпоративной филантропии. Кроме того, для бизнес-структур важно не только материальное, но и моральное поощрение за социально ответственное поведение.

Корпоративная социальная ответственность не предполагает же­стких мер. Это добровольная обязанность бизнесменов развивать свой бизнес в соответствии с потребностями общества, готовность вместе с властью делить всю полноту ответственности за социально-экономическое состояние и благополучие страны. При этом мы должны заметить, что социальная ответственность бизнеса имеет производ­ственный характер, т.к. зависит полностью от уровня и темпов эконо­мического роста и эффективности ведения бизнеса.

Существует понимание социальной ответственности бизнеса как благотворительности, но это этот вид ответственности не может быть доминирующим по определению и входит в структуру понятия «социальная ответственность бизнеса», но не является его синонимом.[67] К сожалению, к бизнесу подходят потребительски, считая, что он обязан осуществлять широкие социальные программы, забывая, что бизнес свободен от официальных обязательств перед обществом, кроме обязательства действовать в соответствии с законодательством страны (региона, муниципалитета) и решать основную задачу – получение макси­мальной прибыли.

Быть законопослушным в своей деятельности – это и есть ответ­ственность перед обществом. Известно, что некоторые предпринимате­ли уклоняются от исполнения законов, в частности, по части выплаты налогов, поэтому выполнение требований закона – это уже социально ответственное действие. Корпоративная социальная ответственность – это планомерная и ответственная работа по совмещению интересов компании и общества. Но при этом необходимо иметь в виду, что биз­нес способен успешно функционировать и иметь развитие только в ус­ловиях политической и социальной стабильности и, решая основную свою задачу – получение максимальной прибыли, должен иметь эконо­мическую ответственность за те негативные последствия, которые мо­гут возникнуть в результате его деятельности. В связи с этим, инвести­рование в социальные проекты кроме всего остального повышает кон­курентноспособность, эффективность и привлекательность корпорации.

Масштаб и охват корпоративной социальной политики зависит от конкретных целей, краткосрочных или долгосрочных, которые пресле­дует корпорация, а также от целого ряда внешних условий. Долгосроч­ные социальные программы – это не что иное, как корпоративные со­циальные инвестиции. Корпоративные социальные инвестиции это:

- материальные;

- технологические;

- управленческие;

- финансовые и иные ресурсы корпорации, которые направляются на реализацию социальных программ, осуществление которых в стратегическом отношении предполагает получение ею определенного эко­номического эффекта.

Весьма важным является обоснование проектов социального инвестирования, которое должно начинаться с общей характеристики кон­кретного региона[68]:

- сведений о географическом расположении и населении региона;

- крупных городах;

- экономических и технологических перспективах развития регионального развития;

- имеющихся производствах;

- происходящих социальных и миграционных процессах.

В различных исследованиях предлагаются самые разнообразные критерии оценки социальной ответственности бизнеса. В частности, в общепринятых стандартах GRI (General Repoting Initiative) выделяются три группы индикаторов, включающих как ключевые, так и дополнительные. Выделяют три группы критериев качественной оценки соци­альных инвестиций:

первая группа - институциональное оформление социальной политики, включающая наличие специального документа, в котором за­креплена социальная политика корпорации; наличие специального под­разделения, ответственного за реализацию социальных программ ком­пании и наличие коллективного договора как нормативной основы со­циальной политики компании;

вторая группа - система учета социальных мероприятий, прово­димых компанией, сюда входят: наличие ежегодных финансовых отчетов н соответствии с международными стандартами, внедрение международ­ных стандартов социальной отчетности, оценка эффективности осуществляемых социальных инвестиций, примеры социальных программ;

третья группа - комплексность осуществляемых социальных инвестиций, включающая развитие персонала, охрану здоровья и труда персонала, природоохранную деятельность и ресурсосбережение, доб­росовестность деловых контактов, развитие местного сообщества.

Современная социальная ориентированность рыночной экономи­ки предполагает создание условий для эффективного использования новых стимулов и механизмов экономического роста и обеспечение оп­ределенного уровня социальной защиты нуждающихся слоев населе­ния. В этой связи, возникают важные проблемы соединения сущност­ных принципов рыночной экономики с практикой разработки и реали­зации программ социально-экономического развития региона. Сло­жившаяся концепция сбалансированного социального, экономического и экологического развития региона, получившая широкое признание в настоящее время, предполагает приоритет достижения социальных це­лей над экономическими, признанием в качестве основных результи­рующих показателей регионального развития, уровень и качество жиз­ни населения.

Население региона (муниципалитета) является носителем соци­альных интересов, которые складываются. Безусловно, подавляющее количество экономистов, занимающихся региональными и муници­пальными проблемами, полагают, что основными стратегическими ори­ентирами являются качество и повышение уровня жизни населения. Социальные инвестиции – это долгосрочное вложение в качество жиз­ни населения. В этом контексте, целесообразно привести мнение фран­цузского экономиста первой половины XIX в. Фредерика Бастиа: «Вся разница между плохим и хорошим экономистами в следующем: один придерживается только следствия, которое видно, а другой принимает в расчет и то, что видно, и все те следствия, которые надо предви­деть».[69] По его мнению, плохой экономист преследует маленькое благо в настоящем, за которым следует великое зло в будущем, тогда как ис­тинный экономист имеет в виду великое благо в будущем, рискуя ма­леньким злом в настоящем.

Корпоративная социальная ответственность – это, безусловно, ве­ликое благо в будущем по Ф. Бастиа, которое принесет в перспективе необходимые экономические блага.

Во всем мире бизнес-структуры применяют в своей деятельности различные своды и правила, определяющие корпоративную социаль­ную ответственность, ведется постоянная работа по определению гра­ниц корпоративной социальной ответственности. Основные принципы чих границ разработаны Конференцией ООН по торговле и развитию, Международной организацией труда (МОТ), Организаци­ей экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), а также ООН.

Зарубежный опыт развития корпоративной социальной ответственности показывает, что ответственное социальное поведение по от­ношению к работникам корпорации проявляется в заключении трудовых договоров между работником и работодателем, в корпоративных фондах, помогающих решать социальные проблемы за счет бизнеса (спонсирование профессионального образования, пенсионных и страховых сфер для персонала). Примечателен, в рассматриваемом контексте, опыт зарубежных стран в оплате труда своих работников. Напри­мер, в Японии президент фирмы получает заработную плату не более чем в 5 раз выше заработной платы слесаря, врача, учителя. Кроме того, инешнее проявление социально ответственного поведения бизнеса вы­ражается в природоохранной и благотворительной деятельности. Аме­риканский журнал «Bisiness Ethics» публикует ежегодные индексы кор­поративной социальной ответственности компаний, которые улучшают их репутацию и влияют на стоимость их акций. Большинство амери­канских бизнесменов считает, что корпоративная репутация является нажной составляющей успеха и дает значительный процент рыночной капитализации компании.

Компании разрабатывают и реализуют различные социальные про­граммы, что позволяет обеспечивать их целевое финансирование, эко­номическое обоснование и контроль за выполнением этих программ.

Например, если в европейских странах корпоративная деятель­ность регулируется законами государств, и бизнес рассматривается как один из институтов с помощью которого исполняются принятые госу­дарством правила ведения своих дел, то в США подобное отношение к бизнесу неприемлемо, т.к. считается нарушением свободы развития бизнеса. В США ответственность перед акционерами и прибыльность – это главная цель корпоративной социальной ответственности.

Европейская же модель развития бизнеса включает как ответственность перед работниками, так и перед местным сообществом. На­пример, если в США благотворительность и ответственное социальное поведение поощряются налоговыми льготами и зачетами, которые за­креплены в законодательстве, то в странах Европы благотворитель­ность не так популярна, т.к. европейские корпорации несут более суще­ственное налоговое бремя. В частности, в Дании налоги доходят от 50 до 75%, но за счет них поддерживается достойная жизнь населения:

- бесплатное медицинское обслуживание;

- бесплатное образование;

- расходы на социальное развитие и др.

Поэтому своевременная и полная уплата налогов в европейских странах — это уже важный вклад в корпоративную социальную ответст­венность.

В развитых странах мира, особенно в США, весьма популярны различные социальные институты общественных фондов:

- пенсионного обеспечения работников компаний, т.е. выплата пенсий от компаний и фирм;

- выплат дополнительных пособий по безработице;

- выплат пособий по инвалидности;

- выплат пособий по болезни, в связи с временной нетрудоспо­собностью.

Эти фонды, безусловно, выполняют функцию по социальной от­ветственности общества перед населением. Например, в США сущест­вует около 200 тысяч различных планов и программ социальной защи­ты работающих, в том числе около 60 тысяч различных фондов пенси­онного обеспечения, которыми охвачена значительная часть населения (около 60 млн. рабочих и служащих компаний и фирм, около 75 млн. - планами страхования по болезни, планами выплат пенсий по инвалид­ности более 15 млн.; планами выплат дополнительных пособий по без­работице - свыше 6 млн).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 674; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.