КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Подходы к социальному аудиту корпорации
Как мы уже выше отметили, в настоящее время не сложилось пока единого понимания социальной ответственности бизнеса. В общем смысле под корпоративной социальной ответственностью понимается философия поведения и концепция выстраивания деловым сообщенном, компаниями и отдельными представителями бизнеса своей деятельности, направленной на удовлетворение ожиданий заинтересованных сторон в целях устойчивого развития. Но корректного определения термина «корпоративная социальная ответственность» пока не сформулировано. Например, в 2004 г. по заказу Комитета по укреплению социальной ответственности бизнеса Общероссийской общественной организацией «Деловая Россия», специалистами Консалтинговой группы «Управление PR» было проведено исследование «Социальная ответственность бизнеса: опыт России и Запада». Цель исследования – определение границы и содержания понятия «социальная ответственность бизнеса» и «социальная отчетность» на Западе и в России, выявление мнения бизнеса, власти и СМИ от российской специфике этих понятий и о роли государства в развитии социальной ответственности, о готовности бизнеса к открытию информации и ведению социального отчета. Полученные результаты исследования показали, что бизнес, и в определенной степени власть, понимают, что социальная ответственность должна быть добровольной. Конечно, принудительная корпоративная социальная ответственность – это нонсенс. Одновременно бизнес-сообщество признает, что без участия государства в деле развития корпоративной социальной ответственности не обойтись. Дело в том, что корпорации ждут от властных (государственных) структур определения рамок КСО. Нужно заметить, что в отличие от Запада, в России нет льгот для компаний, занимающихся благотворительностью. А это снижает объемы корпоративной филантропии. Кроме того, для бизнес-структур важно не только материальное, но и моральное поощрение за социально ответственное поведение.
Корпоративная социальная ответственность не предполагает жестких мер. Это добровольная обязанность бизнесменов развивать свой бизнес в соответствии с потребностями общества, готовность вместе с властью делить всю полноту ответственности за социально-экономическое состояние и благополучие страны. При этом мы должны заметить, что социальная ответственность бизнеса имеет производственный характер, т.к. зависит полностью от уровня и темпов экономического роста и эффективности ведения бизнеса. Существует понимание социальной ответственности бизнеса как благотворительности, но это этот вид ответственности не может быть доминирующим по определению и входит в структуру понятия «социальная ответственность бизнеса», но не является его синонимом.[67] К сожалению, к бизнесу подходят потребительски, считая, что он обязан осуществлять широкие социальные программы, забывая, что бизнес свободен от официальных обязательств перед обществом, кроме обязательства действовать в соответствии с законодательством страны (региона, муниципалитета) и решать основную задачу – получение максимальной прибыли. Быть законопослушным в своей деятельности – это и есть ответственность перед обществом. Известно, что некоторые предприниматели уклоняются от исполнения законов, в частности, по части выплаты налогов, поэтому выполнение требований закона – это уже социально ответственное действие. Корпоративная социальная ответственность – это планомерная и ответственная работа по совмещению интересов компании и общества. Но при этом необходимо иметь в виду, что бизнес способен успешно функционировать и иметь развитие только в условиях политической и социальной стабильности и, решая основную свою задачу – получение максимальной прибыли, должен иметь экономическую ответственность за те негативные последствия, которые могут возникнуть в результате его деятельности. В связи с этим, инвестирование в социальные проекты кроме всего остального повышает конкурентноспособность, эффективность и привлекательность корпорации.
Масштаб и охват корпоративной социальной политики зависит от конкретных целей, краткосрочных или долгосрочных, которые преследует корпорация, а также от целого ряда внешних условий. Долгосрочные социальные программы – это не что иное, как корпоративные социальные инвестиции. Корпоративные социальные инвестиции это: - материальные; - технологические; - управленческие; - финансовые и иные ресурсы корпорации, которые направляются на реализацию социальных программ, осуществление которых в стратегическом отношении предполагает получение ею определенного экономического эффекта. Весьма важным является обоснование проектов социального инвестирования, которое должно начинаться с общей характеристики конкретного региона[68]: - сведений о географическом расположении и населении региона; - крупных городах; - экономических и технологических перспективах развития регионального развития; - имеющихся производствах; - происходящих социальных и миграционных процессах. В различных исследованиях предлагаются самые разнообразные критерии оценки социальной ответственности бизнеса. В частности, в общепринятых стандартах GRI (General Repoting Initiative) выделяются три группы индикаторов, включающих как ключевые, так и дополнительные. Выделяют три группы критериев качественной оценки социальных инвестиций: первая группа - институциональное оформление социальной политики, включающая наличие специального документа, в котором закреплена социальная политика корпорации; наличие специального подразделения, ответственного за реализацию социальных программ компании и наличие коллективного договора как нормативной основы социальной политики компании;
вторая группа - система учета социальных мероприятий, проводимых компанией, сюда входят: наличие ежегодных финансовых отчетов н соответствии с международными стандартами, внедрение международных стандартов социальной отчетности, оценка эффективности осуществляемых социальных инвестиций, примеры социальных программ; третья группа - комплексность осуществляемых социальных инвестиций, включающая развитие персонала, охрану здоровья и труда персонала, природоохранную деятельность и ресурсосбережение, добросовестность деловых контактов, развитие местного сообщества. Современная социальная ориентированность рыночной экономики предполагает создание условий для эффективного использования новых стимулов и механизмов экономического роста и обеспечение определенного уровня социальной защиты нуждающихся слоев населения. В этой связи, возникают важные проблемы соединения сущностных принципов рыночной экономики с практикой разработки и реализации программ социально-экономического развития региона. Сложившаяся концепция сбалансированного социального, экономического и экологического развития региона, получившая широкое признание в настоящее время, предполагает приоритет достижения социальных целей над экономическими, признанием в качестве основных результирующих показателей регионального развития, уровень и качество жизни населения. Население региона (муниципалитета) является носителем социальных интересов, которые складываются. Безусловно, подавляющее количество экономистов, занимающихся региональными и муниципальными проблемами, полагают, что основными стратегическими ориентирами являются качество и повышение уровня жизни населения. Социальные инвестиции – это долгосрочное вложение в качество жизни населения. В этом контексте, целесообразно привести мнение французского экономиста первой половины XIX в. Фредерика Бастиа: «Вся разница между плохим и хорошим экономистами в следующем: один придерживается только следствия, которое видно, а другой принимает в расчет и то, что видно, и все те следствия, которые надо предвидеть».[69] По его мнению, плохой экономист преследует маленькое благо в настоящем, за которым следует великое зло в будущем, тогда как истинный экономист имеет в виду великое благо в будущем, рискуя маленьким злом в настоящем.
Корпоративная социальная ответственность – это, безусловно, великое благо в будущем по Ф. Бастиа, которое принесет в перспективе необходимые экономические блага. Во всем мире бизнес-структуры применяют в своей деятельности различные своды и правила, определяющие корпоративную социальную ответственность, ведется постоянная работа по определению границ корпоративной социальной ответственности. Основные принципы чих границ разработаны Конференцией ООН по торговле и развитию, Международной организацией труда (МОТ), Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), а также ООН. Зарубежный опыт развития корпоративной социальной ответственности показывает, что ответственное социальное поведение по отношению к работникам корпорации проявляется в заключении трудовых договоров между работником и работодателем, в корпоративных фондах, помогающих решать социальные проблемы за счет бизнеса (спонсирование профессионального образования, пенсионных и страховых сфер для персонала). Примечателен, в рассматриваемом контексте, опыт зарубежных стран в оплате труда своих работников. Например, в Японии президент фирмы получает заработную плату не более чем в 5 раз выше заработной платы слесаря, врача, учителя. Кроме того, инешнее проявление социально ответственного поведения бизнеса выражается в природоохранной и благотворительной деятельности. Американский журнал «Bisiness Ethics» публикует ежегодные индексы корпоративной социальной ответственности компаний, которые улучшают их репутацию и влияют на стоимость их акций. Большинство американских бизнесменов считает, что корпоративная репутация является нажной составляющей успеха и дает значительный процент рыночной капитализации компании. Компании разрабатывают и реализуют различные социальные программы, что позволяет обеспечивать их целевое финансирование, экономическое обоснование и контроль за выполнением этих программ. Например, если в европейских странах корпоративная деятельность регулируется законами государств, и бизнес рассматривается как один из институтов с помощью которого исполняются принятые государством правила ведения своих дел, то в США подобное отношение к бизнесу неприемлемо, т.к. считается нарушением свободы развития бизнеса. В США ответственность перед акционерами и прибыльность – это главная цель корпоративной социальной ответственности. Европейская же модель развития бизнеса включает как ответственность перед работниками, так и перед местным сообществом. Например, если в США благотворительность и ответственное социальное поведение поощряются налоговыми льготами и зачетами, которые закреплены в законодательстве, то в странах Европы благотворительность не так популярна, т.к. европейские корпорации несут более существенное налоговое бремя. В частности, в Дании налоги доходят от 50 до 75%, но за счет них поддерживается достойная жизнь населения: - бесплатное медицинское обслуживание; - бесплатное образование; - расходы на социальное развитие и др. Поэтому своевременная и полная уплата налогов в европейских странах — это уже важный вклад в корпоративную социальную ответственность. В развитых странах мира, особенно в США, весьма популярны различные социальные институты общественных фондов: - пенсионного обеспечения работников компаний, т.е. выплата пенсий от компаний и фирм; - выплат дополнительных пособий по безработице; - выплат пособий по инвалидности; - выплат пособий по болезни, в связи с временной нетрудоспособностью. Эти фонды, безусловно, выполняют функцию по социальной ответственности общества перед населением. Например, в США существует около 200 тысяч различных планов и программ социальной защиты работающих, в том числе около 60 тысяч различных фондов пенсионного обеспечения, которыми охвачена значительная часть населения (около 60 млн. рабочих и служащих компаний и фирм, около 75 млн. - планами страхования по болезни, планами выплат пенсий по инвалидности более 15 млн.; планами выплат дополнительных пособий по безработице - свыше 6 млн).
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 674; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |