Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы корпоративной социальной ответственности для повышения эффективности жизнедеятельности моногородов




 

Как мы уже выше отмечали: бизнес для моногородов (внутри са­мих моногородов) свою социальную ответственность может эффектив­но осуществлять только во взаимодействии с властными органами (фе­деральными, региональными, муниципальными).

При этом федеральные власти финансируют конкретные инвести­ционные проекты, способствующие созданию новых наукоемких рабо­чих мест и диверсифицирующие экономику моногородов.

Региональные органы берут на себя всю инфраструктуру, в особен­ности – транспортную. При этом уделяется особое внимание транспорт­ному сообщению моногородов с другими частями, центром, региона.

Муниципальные органы власти создают разветвленную систему услуг (привлекая для этого бизнес), увеличивают долю перерабаты­вающих производств, осуществляют финансирование объектов соци­альной инфраструктуры, развивают для этого малое предприниматель­ство, определяют риперные точки экономического и социального развития (роста).

В этом направлении муниципальные органы власти осуществляют такие направления деятельности:

- создают систему гарантий для инвестиционной работы;

- определяют четкие процедуры для открытия новых предприятий разных форм собственности;

- устанавливают понятные правила землепользования, отвода зе­мельных участков под строительство;

- ведут объективную ценовую политику на товары и услуги;

- решают вопросы установления налоговых льгот;

- разрабатывают и претворяют в жизнь особую программу повышения привлекательности (имиджа) моногорода;

- формируют банк данных, раскрывающих инвестиционный и инновационный потенциал;

- осуществляют информационную поддержку проектов и т.п.

Бизнес-структуры в лице корпораций (самих градообразующих предприятий) должны искать, в первую очередь, пути повышения ин новационной активности, определить источники инвестиций, обосно вать возможности реструктуризации предприятия и решать проблемы для внедрения новых технологий.

Руководители бизнеса не могут игнорировать положения «Мани­феста о моральном кодексе менеджера», принятого мировой бизнес-элитой в 1973 г. в Давосе, где записано: «Профессиональной задачей руководства предприятия является служение заказчикам, сотрудникам, инвесторам и обществу». «Прибыль предприятия является необходи­мым средством, но не конечной целью руководства предприятия».

Социальная ответственность бизнеса, по отношению к моногоро­дам, должна учитывать, что существует мировой термин «импринтинг» (англ. imprinting), который широко используется в биологии и демографии, означающий феномен территориального закрепления лю­бого живого существа (в том числе и человека) к конкретному месту, где он родился и провел детство. Эта местность становится «малой Ро­диной» для человека и его сюда будет тянуть всю жизнь. Импринтинг наиболее характерен для жителей малых городов, в том числе моно­профильных, т.к. крупные города (особенно столичные) равнодушны и даже безжалостны к прошлому, малым формам и структурам обеспече­ния жизни человека.

Бизнес, осуществляя корпоративную социальную ответствен­ность, должен учитывать, что главный ресурс моногородов – это не ма­териальные активы градообразующего предприятия, а наличное насе пение. К сожалению, в настоящее время не только в городах, но и в стране в целом нет четкой методологии активизации этого ресурса, рас­крытия его потенциала. Корпоративные программы социальной ответ­ственности должны учитывать необходимость активизации именно людских ресурсов в моногородах:

1. Людей дорабочего возраста (0-15 лет): в домохозяйствах, до­школьных и школьных учебных заведениях;

2. Рабочего возраста (16-59 лет): на рабочих местах предприятий, фирм;

3. Послерабочего возраста (более 60 лет): в домохозяйствах, сове­тах ветеранов, различных организациях, где продолжают трудиться люди послерабочего возраста.

Но важной задачей при этом является активизация в первую оче­редь наиболее креативных групп населения, из отмеченных нами выше. Корпоративная социальная ответственность должна быть ориентирова­на на поиск креативных людей в первых двух группах: дорабочий и ра­бочий возраст.

Одно из направлений, которое может реализовать корпоративная социальная ответственность в моногородах – это принять участие в формировании концепции гражданского общества моногорода. Про­блема формирования гражданского общества обширна и многогранна. Она в себя включает различные аспекты построения взаимоотношений в человеческом сообществе, начиная с правовых и заканчивая нравст­венно-этическими. Существуют разные определения понятия «граж­данское общество», но, представляется, что наиболее удачным может быть следующее: «Гражданское общество представляет собой форму горизонтальной интеграции человеческого сообщества, которая позво­ляет обеспечивать раскрытие способностей и реализацию постоянно изменяющихся потребностей людей с помощью социальных инстру­ментов фиксации и взаимного признания естественным образом возни­кающих у них прав и обязанностей».[94]

При этом необходимо уделять внимание таким сторонам развития гражданского общества в моногородах:

- администрациям местных сообществ разрабатывать отдельные программы развития относительной экономической самостоятельности граждан: индивидуальной трудовой занятости, малого бизнеса и др.;

- властным органам местных сообществ ориентировать бизнес-структуры на вовлечение граждан в социально-трудовые отношения;

- создавать различные социальные институты общественных организаций по направлениям жизнедеятельности в моногородах;

- предпринимательскому сообществу моногородов рекомендовав осуществление социальной ответственности по развитию общественной активности граждан.

Таким образом, моногорода – это городские поселения, в экономике которых доминирует одна отрасль или градообразующее предпрпятие. В своем масштабном стремлении к индустриализации и урбанизации советские плановики создавали моногорода, выбирая для предпрп ятий «рациональное» место расположения, в противовес тому, что они считали «хаотичной» и «расточительной» практикой капиталистической экономики. После Второй мировой войны в России, в рамках плановой системы, быстро росли населенные пункты, причем многие из них создавались в географически неблагоприятных районах на севере и востоке центральной части России. Основным принципом, положенным в оснону создания моногородов, было территориальное разделение труда, которое предполагает максимальную региональную специализацию определен­ных видов производств в рамках изолированной национальной экономики. Базовая логика представляла собой совокупность оборонных, стратегических, политических, бюрократических и экономических соображе­ний. Большинство моногородов имеют узкую и негибкую структуру эко­номики, для которой характерны устаревший физический капитал, вет­хая инфраструктура и немобильное население.

По этой причине одному государству, без социальной поддержки бизнеса, с проблемой моногородов не справиться. Сложность для биз­неса при этом – невыгодное с точки зрения рынка расположение пред­приятий, которые, как правило, производят неконкурентоспособную продукцию. А у правительства нет достаточных бюджетных средств, чтобы перевести их в более подходящее место и оснастить современ­ными технологиями для производства надлежащего ассортимента про­дукции. Поэтому в моногородах необходимы нетрадиционные формы и методы корпоративной социальной ответственности, которые могут решать их социально-экономические проблемы, повышать уровень эко­номической занятости населения и улучшению его эмоционально-психологического состояния.


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 828; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.