Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Прокурорский надзор как форма контроля за оперативно-розыскной деятельностью органов внутренних дел




Правовой основой такой формы контроля за осуществлением ОРД являются законодательные, межведомственный и ведомственные нормативные акты:

· ст.21 Федерального закона “Об оперативно-розыскной деятельности” от 12 августа 1995 г. (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральными законами от 18 июля 1997 г., от 21 июля 1998 г., от 5 января 1999 г.);

· Федеральный закон “О прокуратуре Российской Федерации” от 17 января 1992 г. (в редакции ФЗ от 17 ноября 1995 г.), далее - Закон о прокуратуре (см. Приложение 25);

· Приказ Генерального прокурора РФ “Об организации прокурорского надзора за расследованием и раскрытием преступлений” от 21 февраля 1995 г. № 10 (см. Приложение 26);

· Указание Генерального прокурора РФ “О порядке предоставления органами внутренних дел материалов для осуществления прокурорского надзора за исполнением Федерального закона “Об оперативно-розыскной деятельности” от 20 июля 1996 г. (см. Приложение 27);

· Приказ Генерального прокурора РФ “Об организации надзора за исполнением Федерального закона “Об оперативно-розыскной деятельности” от 9 августа 1996 г. № 48 (см. Приложение 28);

· Инструкция об организации делопроизводства в органах прокуратуры по документам оперативно-розыскной деятельности (см. Приложение 29).

Субъектами прокурорского надзора за ОРД являются: Генеральный прокурор РФ и уполномоченные им прокуроры. Генеральный прокурор РФ лично определяет своим приказом прокуроров, на которых возлагается надзор за исполнением законодательства, регулирующего оперативно-розыскную деятельность. Приказом Генерального прокурора от 9 августа 1996 г. № 48 эти функции возложены на прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и других специализированных прокуроров, прокуроров городов и районов, других территориальных, военных и специализированных прокуроров, а также выделенных для этих целей приказами прокуроров субъектов Российской Федерации уполномоченных прокуроров, в Генеральной прокуратуре РФ - на заместителей Генерального прокурора РФ, Главного военного прокурора и его заместителей, начальников управлений и отделов и их заместителей (старших помощников), старших прокуроров и прокуроров в соответствии с их функциональными обязанностями.

В соответствии со ст.29 Закона о прокуратуре и ч.2 приказа Генерального прокурора от 9 августа 1996 г. № 48 предметом прокурорского надзора в сфере оперативно-розыскной деятельности является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, исполнение органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, Конституции РФ, Федерального закона “Об оперативно-розыскной деятельности”, других законов, регламентирующих оперативно-розыскную деятельность, нормативных актов, принятых в их развитие, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

Анализ положений Федерального закона “О прокуратуре РФ”, Закона об ОРД и приказа Генерального прокурора от 9 августа 1996 г. позволяет к важнейшим элементам прокурорского надзора в области оперативно-розыскной деятельности отнести:

1) соблюдение законности и обоснованности:

· рассмотрения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях;

· проведения оперативно-розыскных мероприятий;

· заведения, ведения и прекращения дел оперативного учета;

· использования результатов оперативно-розыскной деятельности.

2) обеспечение социальной и правовой защиты должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также граждан, оказывающих им содействие.

3) защиту сведений об органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

По требованию прокуроров, уполномоченных на осуществление надзора за ОРД, руководители органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, представляют им оперативно-служебные документы, включающие в себя дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств, а также учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Перечень лиц, на которых возлагаются обязанности прокурорского надзора за исполнением закона при осуществлении ОРД, а также работников прокуратур, ведущих делопроизводство по документам такого надзора, утверждается приказом соответствующего прокурора. В установленном порядке работникам оформляются соответствующий допуск, являющийся формальным основанием для работы с документами, составляющими государственную тайну. Они предупреждают об уголовной ответственности за раглашение их содержания или утрату. При утечке информации проводится служебное расследование.

Копия приказа с перечнем указанных лиц (или выписка из него) направляется руководителям республиканских министерств, управлений, отделов органов, осуществляющих ОРД, в обязательном порядке. Отсутствие указанных документов может служить формальным основанием для отказа в предоставлении материалов оперативно-розыскной деятельности.

В предмет прокурорского надзора не входит проверка законности и обоснованности возбуждения органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, ходатайства о проведении оперативно-розыскного мероприятия, связанного с ограничением конституционных прав граждан, а также законности решения судьи по результатам рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав граждан при проведении оперативно-розыскных мероприятий. Коль скоро окончательное решение о проведении такого мероприятия является прерогативой суда, прокурор не должен предрешать его вывод и не может воспрепятствовать обращению органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в суд с соответствующим ходатайством. Сказанное распространяется также и на случаи, когда оперативно-розыскные мероприятия, связанные с ограничением конституционных прав граждан, проводятся до получения судебного решения (или без такового) в порядке, предусмотренном ч.3, 4 и 7 ст.8 Закона об ОРД.

Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью не ограничивается решениями о проведении и порядке проведения отдельных оперативно-розыскных мероприятий, поскольку оперативно-розыскная деятельность не исчерпывается их осуществлением. Прокурорский надзор распространяется также на решения о заведении и прекращении дел оперативного учета и иные решения, не связанные с тактикой осуществления оперативно-розыскных мероприятий.

Круг оперативно-служебных документов, представляемых уполномоченному прокурору по требованию (совместное Указание Генерального прокурора РФ от 29 июля 1996 г. и Министра внутренних дел РФ от 25 июля 1996 г. “О порядке представления органами внутренних дел материалов для осуществления прокурорского надзора за исполнением Федерального закона “Об оперативно-розыскной деятельности” руководителям органов, осуществляющих ОРД”, приказ Генерального прокурора РФ от 9 августа 1996 г.) расширен ст.1 Федерального закона “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об оперативно-розыскной деятельности” и включает в себя “дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств, а также учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативно-правовые акты”.

В то же время обращение прокуроров к нормативным актам соответствующих ведомств оправданно и необходимо в случаях, когда без этого не представляется возможным дать оценку законности оперативно-розыскных мероприятий, поскольку положения нормативных актов могут конкретизировать закон, определять механизмы его исполнения. Надлежит признать правильным сделанный в литературе вывод о том, что если регламентация порядка проведения оперативно-розыскного мероприятия предусмотрена исключительно ведомственными актами (например, применение специальных окрашивающих веществ), то этот порядок не входит в предмет прокурорского надзора[179].

Сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, и о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих ОРД, а также о лицах, оказывающих или оказывавших содействие этим органам на конфиденциальной основе, относятся к сведениям, составляющим государственную тайну, и могут предоставляться надзирающему прокурору как с письменного согласия указанных лиц (оформляется должностным лицом органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность), так и без согласия таких лиц (при наличии достаточных оснований для предъявления им обвинения в совершении преступления в ходе выполнения оперативных заданий)

Согласие на предоставление этих сведений прокурору оформляется документом произвольной формы (распиской, заявлением).

Требование уполномоченного прокурора о предоставлении ему оперативно-служебных документов, отражающих ход и результаты оперативно-розыскных мероприятий, может быть письменным или устным. Однако, если такие документы содержат сведения, отнесенные к государственной тайне, требование должно быть облечено в письменную форму.

Оперативно-розыскные документы истребуются прокурором в связи с поступившими в прокуратуру материалами, информацией и обращениями граждан, должностных лиц о нарушении законов при проведении оперативно-розыскных мероприятий и законности принимаемых при этом решений. Кроме того, прокуроры вправе по собственной инициативе выявлять нарушения прав и законных интересов юридических и физических лиц в ходе оперативно-розыскной деятельности.

Жалобы на нарушения прав и интересов указанных лиц должны рассматриваться в срок не позднее одного месяца. Жалобы на нарушения конституционных прав Генеральной прокуратуре рекомендуется рассматривать в пятидневный срок.

Прокурор дает на жалобу мотивированный ответ, а в случае отказа в удовлетворении жалобы лицу, обратившемуся с ней, должны быть разъяснены порядок обжалования прокурорского решения, а также право обращения в суд, если это предусмотрено законом.

Руководитель органа внутренних дел вправе не предоставлять прокурору оперативно-служебные документы, относящиеся к той части ОРД, которая не входит в предмет прокурорского надзора.

Вопрос об отнесении тех или иных служебных документов к содержащим государственную тайну, а также об ознакомлении с ними прокурора решает руководитель органа внутренних дел на основании положений Конституции РФ, Законом об ОРД, Законом о государственной тайне, другими законами Российской Федерации, ведомственными нормативными актами.

Периодичность проверки установленного порядка проведения оперативно-розыскных мероприятий и законности принимаемых при этом решений определяет Генеральный прокурор РФ, а также уполномоченные прокуроры. В то же время такая проверка проводится:

· по мере необходимости в связи с отсутствием положительных результатов по материалам розыска обвиняемых по уголовным делам, без вести пропавших лиц;

· при получении информации о ненадлежащем реагировании на поручения следователя, органа дознания и суда по уголовным делам, находящимся в их производстве, а также на указания прокурора;

· в других случаях с учетом состояния законности при осуществлении ОРД.

Внимание проверяющих прокуроров должно быть направлено на то, чтобы в ходе оперативно-розыскной деятельности проводились только те ОРМ, перечень которых установлен Законом об ОРД и может быть изменен и дополнен только Федеральным законом.

Опубликованные средствами массовой информации материалы о нарушении законов при проведении оперативно-розыскных мероприятий являются самостоятельным поводом для проверки прокурором указанных в публикации сведений (фактов).

Если прокурор располагает обоснованными сведениями об ограничении или нарушении в процессе оперативно-розыскной деятельности прав и законных интересов граждан, обязанность доказывания законности и обоснованности проведения оперативно-розыскных мероприятий возлагается на органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность. При непредоставлении убедительной информации, подтверждающей законность решения и порядка проведения мероприятия, прокурор вправе исходить из доказанности факта нарушения закона и прибегнуть к соответствующим мерам реагирования в отношении виновных должностных лиц.

В связи с этим надзирающие за осуществлением оперативно-розыскной деятельности прокуроры вправе:

· знакомиться с оперативно-служебными документами, отражающими в обобщенном виде ход и результаты ОРД (в т.ч. специально подготовленными по их требованию). Поскольку подразделения органов внутренних дел, осуществляющие ОРД, одновременно имеют право на проведение дознания, то прокурор вправе изучать уголовные дела и определять законность их возбуждения на основе оперативно-розыскной информации, а также законность осуществления по ним неотложных действий;

· определять законность отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовных дел, ранее возбужденных по оперативным материалам;

· знакомиться с оперативно-служебными документами на осуществление ОРМ, ограничивающих конституционные права и свободы человека и гражданина, а также материалами, мотивирующими необходимость проведения таких ОРМ;

· изучать оперативно-служебные документы, являющиеся основанием для проведения отдельных ОРМ, а также действий и операций, осуществляемых в рамках дел оперативного учета;

· изучать планы согласованных оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий, осуществляемых в ходе оперативного обеспечения предварительного или судебного следствия;

· рассматривать планы работы следственно-оперативных групп, а также непосредственно участвовать в планировании и осуществлении следственных действий, обеспечивающих реализацию оперативно-розыскных сведений в виде возбуждения уголовного дела (прежде всего в тех случаях, когда оно будет возбуждено следователем);

· определять законность использования результатов ОРД для проведения следственных действий;

· знакомиться с материалами проверок, официальных заявлений граждан в органы, осуществляющие ОРД, о преступлениях для проверки соблюдения сроков их рассмотрения;

· знакомиться с жалобами и заявлениями, поступившими в ОВД, касающимися нарушений, допущенных в процессе осуществления ОРД, и результатами их проверки;

· лично опрашивать лиц - объектов ОРД для выяснения их претензий к сотрудникам оперативных подразделений, осуществляющим ОРМ (в т.ч. ограничивающих их конституционные права); касающихся проведения следственных действий по уголовным делам, возбужденным по оперативно-розыскным материалам, в т.ч. задержанных (арестованных), подвергнутых различным мерам принудительного характера;

· истребовать от руководителей подразделений ОВД, осуществляющих ОРД, объяснения по поводу нарушений законности, выявленных в сфере оперативно-розыскной деятельности.

Проверка прокурором исполнения законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, отражается в самостоятельном надзорном производстве, в котором концентрируются поступившие в прокуратуру материалы, информация, жалобы, заявления граждан, справки, оперативно-служебные документы, представленные прокурору по его требованию. В связи с этим делопроизводство в органах прокуратуры должно быть организовано в соответствии с требованиями, установленными для работы с документами оперативно-розыскного характера (см. Приложение 30).

По результатам проверки соответствия деятельности органа внутренних дел, осуществляющего ОРД, требованиям, предусмотренным законодательными подзаконными и ведомственными правовыми актами Российской Федерации, прокурор вправе:

· дать указания об осуществлении ОРМ по уголовному делу, находящемуся у него в производстве;

· указать руководителю органа внутренних дел, подразделения (сотрудники) которого допустили нарушения законности при осуществлении ОРД, на прекращение действий, влекущих за собой такие последствия;

· обязать руководителя органа внутренних дел рассматривать вопрос о привлечении сотрудника оперативного подразделения, виновного в нарушении законности при осуществлении ОРД, к дисциплинарной ответственности;

· информировать вышестоящее руководство органов внутренних дел о фактах нарушения законности при осуществлении ОРД и указать на необходимость устранения обстоятельств, способствующих таким нарушениям;

· принять меры к восстановлению прав и законных интересов граждан, нарушенных в процессе или результате ОРД;

· привлечь виновных к ответственности.

Таким образом, осуществление прокурорского надзора и ведомственного контроля должно способствовать успешному выполнению задач, возложенных на органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, совершенствование форм их деятельности в борьбе с преступностью и обеспечению соблюдения законности.

Приложения

Приложение 1




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 887; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.088 сек.