Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Налог на прибыль предприятий и организаций




Акцизы

Акцизы введены Законом РФ от 6 декабря 1991 г. Как и налог на добавленную стоимость, они имеют широкое распространение в странах с развитой рыночной экономикой. Такие платежи применялись и в СССР до налоговой реформы 1930 г.

Термин «акциз» происходит от латинского слова accedere (обрезать). Акциз, будучи косвенным налогом, имеет определенное сходство с налогом на добавленную стоимость, но отличается от него своей индивидуализированностью, привязкой к конкретным товарам. Например, в Германии подакцизными являются сигареты, пиво, соль, чай, уксус, игральные карты. В странах Запада под акцизы подпадают обычно товары массового внутреннего потребления.

По российскому Закону акцизы — это косвенные налоги, включаемые в цену товара и в результате этого фактически оплачиваемые покупателем, хотя юридически плательщиками в казну выступают организации, производящие и реализующие товары.

Закон РФ от 6 декабря 1991 г., установивший акцизы, действует в новой редакции, принятой Федеральным законом от 7 марта 1996 г., с последующими изменениями. Был уточнен круг плательщиков, перечень подакцизных товаров, объект налогообложения, порядок исчисления и уплаты налога, ставки акцизов за некоторыми исключениями установлены непосредственно законодательным актом (прежде установление всех их относилось к полномочиям Правительства РФ).

В законе дается конкретный перечень видов товаров (продукции), которые облагаются акцизами. Это спирт этиловый из всех видов сырья, спиртосодержащая продукция, алкогольная продукция, пиво, табачные изделия, ювелирные изделия, нефть, включая газовый конденсат, бензин автомобильный, легковые автомобили (за исключением автомобилей с ручным управлением, в том числе ввозимых на российскую территорию, реализуемых инвалидам в порядке, определяемом Правительством РФ), а также отдельные виды минерального сырья в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ.

Отдельные виды подакцизных товаров подлежат обязательной маркировке марками акцизного сбора установленного образца. На перечисленные товары акцизы распространяются и в тех случаях, когда они ввозятся на территорию РФ. Обложение акцизами при этом производится в соответствии с Законом об акцизах и таможенным законодательством РФ.

Плательщиками акцизов выступают организации, а также в соответствии с Законом РФ от 10 января 1997 г. и индивидуальные предприниматели. Последние условно именуются в Законе также организациями. Помимо российских, плательщиками акцизов могут быть иностранные и международные организации.

Объект налогообложения зависит от формы, в которой установлены ставки акцизов, от использованного сырья (давальческого или нет) и других факторов. Им может быть стоимость товаров или их объем в натуральном выражении.

По товарам, ввозимым на российскую территорию, объектом налогообложения является таможенная стоимость, увеличенная на сумму таможенной пошлины и таможенных сборов. При установлении специфических (твердых — с литра, штуки и т. п.) ставок акцизов объектом налогообложения является объем ввозимых на территорию Российской Федерации товаров в натуральном выражении.

Ставки акцизов являются едиными на всей территории Российской Федерации. Они распространяются и на подакцизные товары, ввозимые на российскую территорию. Однако по подакцизным видам минерального сырья утверждаются Правительством РФдифференцированные ставки в зависимости от горно-геологических и экономико-географических условий месторождений.

Ставки акцизов, кроме утверждаемых Правительством РФ, установлены в Законе в двух формах: 1) в процентах к стоимости товаров по отпускным ценам без учета акцизов; 2) в рублях за единицу измерения товаров.

Первые действуют в отношении ювелирных изделий (15%) и автомобилей легковых (10%).

В твердых суммах установлены ставки по другим подакцизным товарам: за разные виды алкогольной продукции за 1 литр от 3 до 60 руб.; за 1 литр пива 72 коп.; за табачные изделия за 1 кг или число штук сигарет, папирос и т.д. (168 руб. за 1 кг трубочного табака, 3 руб. 60 коп. за 1 штуку сигар, 7 руб. за 1000 штук сигарет без фильтра и т.д.); за 1 тонну бензина автомобильного от 350 до 450 руб.; за нефть (средневзвешенная ставка) — 55 руб. за 1 тонну. При пересмотре этих ставок должны вноситься соответствующие изменения в Закон об акцизах.

В целях обеспечения полноты сбора акцизов и предотвращения нелегального ввоза и реализации подакцизных товаров с 1 июля 1994 г. введен порядок взимания акцизов в форме продажи марок акцизного сбора и обязательная маркировка на алкогольную и табачную продукцию. С 1 января 1995 г. постановлением Правительства РФ запрещена реализация на территории Российской Федерации товаров, подлежащих маркировке, без наличия на них марок акцизного сбора. Принятый впоследствии Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» от 22 ноября 1995 г. установление акцизов на алкогольную продукцию определил как один из элементов государственного регулирования в отношении этой продукции. Согласно изменениям и дополнениям, внесенным в него Федеральным законом от 10 января 1997 г., обязательной маркировке марками акцизного сбора или специальными марками подлежит алкогольная продукция с содержанием алкоголя свыше 6 процентов. Кроме того, 8 января 1998 г. принят Федеральный закон «О сборах за выдачу лицензий на производство и оборот этилового спирта и алкогольной продукции».

Сроки уплаты. В Законе «Об акцизах» установлены сроки уплаты акцизов в зависимости от сроков реализации товаров (например, не позднее 30 числа месяца, следующего за отчетным месяцем, по товарам, реализованным с 1 по 15 число отчетного месяца).

По товарам, подлежащим обязательной маркировке марками акцизного сбора, плательщики вносят авансовый платеж в размере, установленном Правительством РФ.

Сумма акциза, подлежащего уплате по подакцизным товарам, происходящим и ввозимым с территории государств — участников СНГ, уменьшается на сумму акциза, уплаченного в стране происхождения.

Сумма акциза, подлежащая уплате, определяется плательщиком самостоятельно. При этом в расчетных и первичных учетных документах она выделяется отдельной строкой. Плательщики предоставляют налоговым органам по месту своего нахождения налоговый расчет (декларацию) по установленной форме не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным.

Контроль за исчислением и своевременным внесением акцизов в бюджет осуществляется налоговыми и таможенными органами в соответствии с их компетенцией.

 

 

Налог на прибыль предприятий и организаций установлен Законом РФ от 27 декабря 1991 г. и введен с 1992 г. взамен ранее действовавших платежей из прибыли государственных предприятий и налогов с колхозов, предприятий кооперативных и общественных организаций. Он отнесен к разряду федеральных налогов. Крупные поступления по этому налогу позволили использовать его в качестве регулирующего доходного источника в отношении бюджетов субъектов Российской Федерации в целях их сбалансированности. В таком качестве налог закреплен в Законе «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (п. 4 ст. 19).

С учетом изменений и дополнений Закон относит к плательщикам налога на прибыль:

а) предприятия и организации (в том числе бюджетные), являющиеся юридическими лицами по законодательству РФ, включая кредитные и страховые организации;

б) созданные на российской территории предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность;

в) филиалы и другие обособленные подразделения предприятий и организаций, включая филиалы кредитных и страховых организаций, за исключением филиалов (отделений) Сбербанка РФ, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий, корреспондентский) счет;

г) филиалы (территориальные банки) Сбербанка РФ, созданные в республиках, краях, областях, городах Москве и Санкт-Петербурге.

Перечисленные плательщики в дальнейшем именуются «предприятиями», а кредитные, страховые организации и их филиалы — соответственно банками и страховщиками при необходимости определения особенностей их налогообложения.

Для предприятий некоторых отраслей народного хозяйства, а именно: для предприятий, относящихся к основной деятельности железнодорожного транспорта и связи, а также объединений и предприятий по газификации и эксплуатации газового хозяйства, порядок уплаты налога на прибыль устанавливается особо Правительством РФ.

Предприятия любых организационно-правовых форм не являются плательщиками данного налога по прибыли от реализации ими сельскохозяйственной и охотохозяйственной продукции, а также произведенной и переработанной ими собственной сельскохозяйственной продукции (за исключением сельскохозяйственных предприятий индустриального типа, определяемых по перечню, утверждаемому законодательными органами субъектов Федерации). Однако названные предприятия уплачивают налог на прибыль, полученную от других видов деятельности.

Организации, занимающиеся игорным бизнесом, который подлежит особому налогообложению, вместе с тем должны уплачивать налог на прибыль, полученную от иных видов деятельности, на основании Федерального закона «О налоге на игорный бизнес» от 31 июля 1998г.

Объектом налогообложения является валовая прибыль предприятия, полученная от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов (включая земельные участки), иного имущества предприятия, и доходов от внереализационных операций, уменьшенная на сумму расходов по этим операциям.

Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции (без налога на добавленную стоимость и акцизов) и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции, в том числе на оплату труда. Перечень затрат, включаемых в себестоимость, и порядок формирования финансовых результатов, учитываемых при расчете налогооблагаемой прибыли, должен определяться особым федеральным законом. До его принятия следует руководствоваться ранее установленным порядком.

При определении прибыли от реализации основных фондов и иного имущества предприятия для целей налогообложения учитывается разница между продажной ценой и первоначальной или остаточной стоимостью этих фондов и имущества, увеличенной на индекс инфляции. Этот индекс исчисляется в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

При исчислении налогооблагаемой базы банков валовая прибыль уменьшается на сумму отчислений на формирование резервов под обесценение ценных бумаг и на возможные потери по ссудам.

Бюджетные учреждения и другие некоммерческие организации, имеющие доходы от предпринимательской деятельности, уплачивают налог с получаемой от такой деятельности суммы превышения доходов над расходами.

Закон предусматривает особенности определения налогооблагаемой прибыли иностранных юридических лиц: налогообложению подлежит лишь та часть прибыли, которая получена иностранным юридическим лицом в связи с деятельностью в Российской Федерации. В случаях, когда не ведется отдельного учета такой прибыли, она может быть определена на основе расчета, согласованного налогоплательщиком с налоговым органом, если же не представляется возможность прямо определить эту прибыль, то налоговый орган вправе рассчитывать ее на основании валового дохода или произведенных расходов, исходя из нормы рентабельности — 25 процентов.

Ставки налога. Установлены две раздельные ставки для зачисления в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ (с одной и той же суммы облагаемой налогом прибыли перечисленных предприятий). Федеральным законом от 31 марта 1999 г. их размер понижен и составляет: для зачисления в федеральный бюджет 11% (вместо 13%) и в бюджеты субъектов РФ — не свыше 19% (вместо 22%), а для предприятий от прибыли, полученной от посреднических операций и сделок, страховщиков, бирж, брокерских контор, банков, других кредитных организаций не свыше 27% (вместо 30%). Конкретные ставки налога в указанных пределах для зачисления в бюджеты субъектов РФ устанавливают законодательные органы соответствующих субъектов РФ.

По данному налогу предусмотрена широкая система льгот, имеющих стимулирующее, социальное и иное значение. Среди них следующие группы льгот.

2. Льготы для отдельных предприятий, нуждающихся в силу своих особенностей в финансовой поддержке. Это предприятия, не менее 50% общего числа работников которых составляют инвалиды и (или) пенсионеры. Для этих предприятий сумма налога понижается на 50%.

У предприятий, находящихся в собственности творческих союзов, из налогооблагаемой прибыли исключается сумма прибыли, направленная на осуществление уставной деятельности этих союзов.

Несколько льгот предусмотрено и для малых предприятий. Так, предприятия, получившие убыток в предыдущем году, за исключением убытков от операций с ценными бумагами, освобождаются от уплаты налога с той части прибыли, которая направляется на покрытие убытка в течение пяти лет. Не облагается налогом прибыль от вновь созданного производства на период его окупаемости (не свыше трех лет) и т.д.

3. Льготы для организаций, нуждающихся в финансовой поддержке в силу своего социального предназначения. Освобождены от налога на прибыль общественные организации инвалидов; специализированные протезно-ортопедические предприятия; прибыль от производства продукции традиционных народных, а также народных художественных промыслов, психиатрические, психоневрологические и противотуберкулезные учреждения; государственные и муниципальные музеи, библиотеки, театры и т.п.

Освобождены также религиозные объединения и находящиеся в их собственности предприятия от налога на прибыль от культовой деятельности, а также на прибыль, направляемую на осуществление религиозной деятельности этих объединений.

Законодательство устанавливает в определенных случаях условия и пределы предоставляемых льгот, а также общее ограничение по уменьшению сумм налога за счет льгот.

Состав налоговых льгот, как и ставки налога на прибыль, могут изменяться при утверждении федерального бюджета на предстоящий год.

Сроки уплаты. Предприятия, за исключением иностранных юридических лиц, уплачивают в бюджет в течение квартала авансовые взносы налога на прибыль (исходя из ее предполагаемой суммы) не позднее 15 числа каждого месяца равными долями в размере одной трети квартальной суммы.

Начиная с 1 января 1997 г. все предприятия, за некоторыми исключениями, имеют право перейти на ежемесячную уплату налога, исходя из фактически полученной прибыли за предшествующий месяц.

Иностранные организации уплачивают налог на прибыль в на-. логовом органе по месту их постановки на учет. Не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным, они должны представлять в этот налоговый орган отчет о деятельности в РФ и налоговую декларацию.

Закон предусматривает особенности уплаты налогов с отдельных видов доходов, которые взимаются с предприятий помимо налога на прибыль. В отношении них установлены особые ставки налога. К таким доходам отнесены следующие.

В размере 15% облагаются дивиденды, проценты, полученные по ценным бумагам, в том числе доходы, полученные по государственным ценным бумагам РФ и субъектов РФ, а также органов местного самоуправления; доходы от долевого участия в других предприятиях, созданных на территории Российской Федерации. При этом не взимается налог с доходов в виде дивидендов и доходов от долевого участия, выплачиваемых инвестором в соответствии с соглашением о разделе продукции за счет прибыли, полученной им при исполнении указанного соглашения.

В размере 70% облагаются доходы видеосалонов (видеопоказа) от проката носителей с видео- и аудиозаписями. Суммы налога с доходов, взимаемого по ставке 15%, зачисляются в федеральный бюджет, с других доходов — в бюджеты субъектов Федерации.

Установлены также ставки налогов, уплачиваемых иностранными юридическими лицами с доходов, не связанных с их деятельностью в Российской Федерации (от дивидендов, процентов, долевого участия в предприятиях с иностранными инвестициями, от использования авторских прав, лицензий и др.).

Если международным договором Российской Федерации или бывшего СССР установлены иные правила, чем в российском законодательстве о налоге на прибыль предприятий и организаций, то применяются правила международного договора. Но в договоры запрещается вносить оговорки, в соответствии с которыми предприятие или иностранное лицо берет на себя обязательство нести расходы по уплате налога других налогоплательщиков.

В целях устранения двойного налогообложения учитывается сумма налога на прибыль (доход), уплаченная российскими организациями за границей в соответствии с законодательством иностранных государств, однако только в пределах сумм налога, уплаченных с дохода от источников за пределами РФ.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 456; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.