Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Связь слов в предложении




Слова в предложении связаны между собой по смыслу. Эта связь устанавливается вопросами. Вопросы помогают определить, с каким другим словом связано каждое слово в предложении.

У КОСТРА.

2. Федя несёт из леса хворост.
3. Ванюша смотрит на огонь.
4. Вася рассказывает товарищам о поездке в пионерский лагерь.

 

1. Кто? — Митя. Митя что делает? — Митя варит Что варит? — Варит картофель. В чём варит? — Варит в котелке. 2. Кто? — Федя. Что делает Федя? — Федя несёт.

Несёт что? — Несёт хворост. Откуда несёт? — Несёт из леса.

Упражнение 133. Укажите при помощи вопросов, какие слова связаны между собой по смыслу в 3-м и 4-м предложениях статьи "У костра".

Упражнение 134. Спишите и обозначьте дугами, как дано у образце, связь слов между собой по смыслу.
Ставьте от одного слова к другому вопросы.

Солнце золотило
золотило верхушки
верхушки деревьев.

2. Утренний ветерок веял прохладой.
3. Густой туман поднимался над рекой.
4. На траве серебрилась роса.
5. Звонко пели жаворонки.
6. Колхозники выехали в поле.

Упражнение 135. Из данных слов составьте предложения; слова, обозначающие действие предмета, придумайте сами по смыслу.

Мальчики, костёр, у ручья.
Наташа, бельё, речка.
Дедушка, пчельник, ульи.
Ваня, огород, грядки.
Дети, гора, салазки.
Листья, с деревьев, осенью.
Пастух, на лугу, стадо.
Пионеры, на лыжах, по лесу.
Школьники, на экскурсию, в музей.

Упражнение 136. При помощи вопросов установите, с каким другим словом связано каждое слово в данных предложениях.

1. Собака побежала по аллее сада. 2. Белка спрыгнула с дерева на землю. 3. Настя опустила письмо в почтовый ящик. 4. У стены стояла длинная скамейка. 5. Сегодня идёт мелкий дождь. 6. С поля приехал тракторист. 7. Сестра учится в медицинском институте. 8. Колхоз собрал богатый урожай.

Упражнение 137. Перепишите каждое предложение отдельно и дугами обозначьте, какие слова связаны между собой но смыслу.

Месяц тихо плыл над землёй.
В избах засветились яркие огоньки.
Стальная птица легко оторвалась от земли.
Плотники строили дом.
По реке плыл пароход.

Упражнение 138. Прочитайте и объясните какие слова с какими связаны в данных предложениях по смыслу. Выпишите слова парами и поставьте вопросы от одного слова к другому.

Золотые полосы протянулись по небу.
В оврагах клубятся пары.
Жаворонки звонко поют.
Подул предрассветный ветер.
Тихо всплывает багровое солнце.
Стадо потянулось из деревни.
Чибисы с криком вьются над болотом.

10. Нераспространённое предложение.

Дождь кончился. Выглянуло солнце. Трава высохла.
Запели птицы. Зажужжали насекомые.

Назовите в каждом предложении подлежащее и сказуемое.

Слова в предложении, отвечающие на какой-нибудь вопрос, называются членами предложения. Подлежащее и сказуемое называются главными членами предложения. Предложение, состоящее только из подлежащегои сказуемого, называется нераспространенным предложением.

 

Упражнение 139. Составьте и запишите простые нераспространенные предложения, в которых подлежащим были бы следующие слова:

1. Весна. Деревня. Улица. Дети. Берёзы. Скворец.
2. Вечер. Солнце. Заря. Туман. Роса. Стадо. Хозяйка. Звёзды.

Образец: Птицы поют.

Упражнение 140. Составьте по картинке несколько предложений из двух слов: подлежащего и сказуемого.

На какие вопросы отвечает подлежащее?
На какие вопросы отвечает сказуемое?

Упражнение 141. При списывании к данным подлежащим подберите сказуемые.

Почки..., листья..., цветы..., (распустились, набухли, развернулись).
Пчёлы..., бабочки..., муравьи... (ползут, жужжат, порхают).
Ласточки..., вороны..., грачи..., воробьи..., лягушки... (зачирикали, закричали, закаркали, заквакали, защебетали).

Упражнение 142. Прочитайте рассказ "Дедушка" и выпишите из него нераспространённые предложения.

ДЕДУШКА.

Настало лето. Дедушка повеселел. Манит его летом тенистый лес. Любит дедушка бродить по лесу. Все там ему нравятся. Птицы поют. Деревья шумят. Знает он, где какой гриб родится, где какая ягода растёт. Ещё до восхода солнца встанет дедушка, перекинет через плечо лукошко и зашагает к лесу.

Упражнение 143. Составьте нераспространённые предложения, в которых сказуемыми были бы следующие слова;

шумит, качаются, скрылось, полил.

Упражнение 144. Спишите и подчеркните в предложениях подлежащие.

Солнце село. Зажглись звёзды. Наступила ночь. Восходит луна. Вдали мелькают огоньки деревни. Подул лёгкий ветерок.

Упражнение 145. Спишите и подчеркните в предложениях сказуемые.

Настала осень. Над рекой стелется туман. Дует резкий ветер. Над садами кричат галки. Мокрый снег кружится в воздухе. Люди надели тёплую одежду.

Упражнение 146. Спишите и перед каждым подлежащим поставьте вопрос кто? или что?

Поднялась страшная вьюга. Деревья гнулись под тяжестью снега. С одной горы сорвалась огромная снежная глыба. Раздался сильный грохот. Глыба быстро неслась вниз.

Упражнение 147. Спишите и перед каждым сказуемым Поставьте по смыслу вопрос.

Пришли дети в лес. Иней посеребрил деревья. Вот стайка синиц разместилась на берёзе. Скачут по веткам зяблики. Белка сидит на ветке сосны. Издали доносится стук дятла.

Упражнение 148. Спишите и дугами соедините подлежащее и сказуемое в каждом предложении.

Ярко светит солнышко. Снег оседает. Ожили мухи за окном. Чернеет дорога. На вербе набухают почки. Воробьи занялись устройством гнёзд. На бугре у речки появилась первая проталинка.

Упражнение 149. Из каждого предложения данной статьи выпишите подлежащее вместе со сказуемым.

У ОЗЕРА.

Под горою раскинулось озеро. Падает роса на траву. В избах на берегу засветились огоньки. Рыбаки разожгли костер у самой воды. Вспорхнула испуганная пташка. Зазвенел от ветерка камыш. Рыбка всплеснулась в воде. Над озером встаёт белый туман. Даль темнеет.

11. Распространённое предложение.

Ученики сидят (где?) в классе.
Колхозник поехал (куда?) в город.
(Когда?) Сейчас мы читаем.
Я читаю (к а к?) вслух.
Учитель спрашивает (кого?) ученика.
Наступило (к а к о е?) жаркое лето.
Созрел (какой?) обильный урожай.

Как называются выделенные слова?
Какие члены предложения они поясняют?

В предложении, кроме подлежащего и сказуемого, бывают ещё другие слова, отвечающие на разные вопросы: где? куда? когда? как? кого? чего? чем? и другие. Слова эти называются второстепенными членами предложения. Предложение, в котором кроме подлежащего и сказуемого есть второстепенные члены, называется распространённым.

С гор (откуда бегут?) — второстепенный член
бегут (ручьи) —сказуемое
проворные (какие ручьи?) — второстепенный член
ручьи (бегут) —подлежащее

Упражнение 150. Прочитайте рассказ. Что значат выражения: Заря запылала пожаром и Воздух наливается мглою? Выпишите из рассказа сначала нераспространённые, а потом распространённые предложения.

ЛЕТНИЙ ВЕЧЕР.

Наступает вечер. Заря запылала пожаром и охватила полнеба. Солнце садится. От деревьев, от кустов, от высоких стогов сена побежали длинные тени. Солнце село. Звезда зажглась и дрожит в огнистом море заката. Отдельные тени исчезают. Воздух наливается мглою. Вон над чёрными кустами край неба смутно яснеет. Это восходит луна. А вон внизу, направо, уже мелькают огоньки деревни.

Упражнение 151. Данные нераспространённые предложения сделайте распространёнными при помощи вопросов.

Дровосек рубит (что? где? чем?)....
Волк утащил (откуда? кого? какого?)....
Рыбаки ловят (что? чем? где?)....
Стадо пасётся (где?)....
Ребята побежали (куда? с чем?)....

Упражнение 152. Распространите следующие предложения, добавляя новые слова, какие подойдут. Запишите эти предложения.

Туча пронеслась.Затих ветер. Повеселели деревья. Зазеленела трава. Запели птицы.

Упражнение 153. Разберите предложения; укажите в них главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены.

Наступило лето. Кончились учебные занятия. Пионеры выехали в лагерь. Он находится в живописной местности. Весело живут ребята. Целый день звучат громкие песни. Часто помогают пионеры соседнему совхозу.

Упражнение 154. Прочитайте предложения и поставьте вместо точек вопросы какой? какая? какое? какие? к второстепенным членам, поясняющим подлежащее.

1. У костра сидела (...) большая собака. 2. В вазе было (...) сладкое варенье. 3. В саду растёт (...) стройный тополь. 4. На берегу реки стояла (...) ветхая избушка. б. За деревней было (...) большое озеро. 6. В корзинке лежали (...) вкусные яблоки. 7. Прибыл (...) вечерний поезд. 8. В саду росла (...) высокая (...) густая трава. 9. На Красной площади колыхались (...) красные флаги. 10. На стене висит (...) красивая картина.

Упражнение 155. Прочитайте предложения и укажите второстепенные члены, поясняющие сказуемые и отвечающие на вопросы: кого? чего? кому? чему? что? кем? чем? о ком? о ч ё м?

1. Дети прочитали сказку о лисе. 2. Мама подарила Тане игрушку. 3. Двор покрылся снегом. 4. Пожарники залили огонь водой. 5. Товарищ принёс Коле книгу, 6. Дедушка работает сторожем. 7. Ученики писали сочинение о зиме. 8. Мастер починил станок.

Упражнение 156. Спишите предложения и ставьте вместо точек вопросы к второстепенным членам: где? куда? откуда? когда? как?

1. Лодку спустили (...) на реку. 2. Вася учится (...) отлично. 3. Орёл летает (...) быстро. 4. Птенчик упал (...) из гнезда. 5. Смуглый мальчик сидел (...) у окна. 6. Мы идём (...) в кино. 7. Отец приедет (...) завтра. 8. Серёжа выпустил чижа (...) на волю. 9. Дети возвратились (...) из школы.

Упражнение 157. Прочитайте и разберите данные предложения; укажите в них второстепенные члены, поясняющие подлежащее.

Юные натуралисты собираются на экскурсию.
Тёмные тучи заволокли небо.
Глухо стонет тёмный лес.
По оврагу вьется небольшой ручеёк.
У лесной опушки рссла стройная берёзка.
Задумчиво шумят могучие сосны.

Упражнение 158. Разберите данные предложения и укажите в них второстепенные члены, поясняющие сказуемое, а также относящиеся к другим второстепенным членам.

Старик ловил неводом рыбу. Народ идёт по широкой улице. Качусь я в санках по горе крутой. На солнце искрится снежок. Гурьбой ребятишки на речку бегут. В роще поют птицы.

Вопросы для повторения.

Какие члены предложения называются главными?
Какие члены предложения называются второстепенными?
Какие предложения называются нераспространёнными?
Какие предложения называются распространёнными?
На какие вопросы отвечает подлежащее? Приведите примеры.
На какие вопросы отвечает сказуемое? Приведите примеры.
На какие вопросы отвечают второстепенные члены предложения, поясняющие подлежащее? Приведите примеры.
На какие вопросы отвечают второстепенные члены предложения, поясняющие сказуемое? Приведите примеры.

12. Повторительные упражнения на пройденное
о распространённых и нераспространённых
предложениях.

Упражнение 159. Нераспространённые предложения сделайте распространёнными, добавив второстепенные члены.

Наступает весна. Солнце светит. Тает снег. Бегут ручьи. Зеленеет трава.

Упражнение 160. Распространите данные предложения и запишите их.

Взошло солнце. Блестит роса. Белеет туман. Идёт стадо. Трактор гудит. Звенят жаворонки. Мелькают ласточки.

Упражнение 161. Прочитайте и укажите, какие из данных предложений нерапространённые и какие распространённые; укажите в распространённых предложениях главные и второстепенные члены.

а) Настало утро. Пробудился бор. В золото оделись вершины снежных гор.
б) Ревела буря. Дождь шумел. Во мраке молнии блистали. Беспрерывно гром гремел. Ветры в дебрях бушевали.
в) Солнце заходит. Белеет туман над рекою. Медленно мгла покрывает окрестность.
г) Пришла зима. Ударили сильные морозы. Завыли метели.

Упражнение 162. Спишите рассказ и вставьте вместо вопросов в скобках недостающие второстепенные члены.

РЫБНАЯ ЛОВЛЯ.

Ребята пошли (куда?). Они взяли (что?). Вот каждый закинул (что?). Скоро у Пети поплавок погрузился (куда?). Петя быстро поднял (что?). Окунь блеснул (где?), но сорвался (с чего?) и упал (куда?).

Упражнение 163. Прочитайте предложения и ответьте. Какие члены предложения поясняют выделенные слова.

1. Я пишу новым пером.
2. Пошёл старик к синему морю.
3. Отец купил Васе новые коньки.
4. Ребята слепили снежную бабу.

Упражнение 164. Прочитайте предложения о весне в левом н правом столбиках. Какая между ними разница? Какие предложения полнее?

Светит солнышко.Травка блестит.Распускаются листочки.Зацветут цветы. Я пойду гулять. Птички поют.   На улице светит яркое солнышко.Зелёная травка блестит.На деревьях распускаются свежие листочки.Скоро зацветут красивые цветы.Я пойду гулять в поле и на луг.Там птички уже поют свои песни.

Грамматический разбор.

Мальчик ведет лошадь к водопою.

1. Определите, какое это предложение: нераспростронённое или распространённое?
2. Какие слова в данном предложении связаны по смыслу?
3. Найдите главные члены.
4.Что поясняют второстепенные члены: подлежащее или сказуемое?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 4358; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.