Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды общения




Общение выполняет различные функции, основными из которых являются следующие: коммуникативная (обмен необходимой информацией), интерактивная (организации взаимодействия), перцептивная (установление взаимопонимания в процессе деятельности). Проблемы общения как особой формы взаимодействия людей рассматриваются в сфере различных наук – философии, культурологии, психологии, лингвистике, социологии и других. Мнение исследователей совпадает в определении общения как явления многогранного и неоднозначного. Разработаны различные классификации общения.

В лингвистике в основу классификации взяты различные параметры, в зависимости от которых и различаются виды общения:

Ø по виду деятельности человека – бытовое и деловое общение;

Ø по положению коммуникантов в пространстве – контактное и дистантное общение;

Ø по наличию или отсутствию опосредующего аппарата – непосредственное и опосредованное общение;

Ø по используемой форме языка – устное и письменное общение;

Ø по постоянству или изменчивости позиций («я говорящий» – «ты слушающий») – диалогическое и монологическое общение;

Ø по количеству коммуникантов – межличностное и массовое общение.

Наиболее распространенный вид общения в жизни человека – бытовое общение (обыденное). Основная форма коммуникации в межличностном общении – беседа, разговор. Межличностное общение всегда личностно-ориентированное. Здесь имеет место фатическое речевое поведение (ассоциативной способ общения), т.е. речевое поведение, направленное на то, чтобы высказаться и встретить понимание, на поддержание разговора; осуществляется обычно в виде обмена репликами, содержание которых ассоциативно связано друг с другом. Поддержание разговора может быть основной целью. Собеседники чаще всего пользуются правилами, которые определяются ими интуитивно. Это обмен мнениями и чувствами, часто нелогичный. Активно используются словотворчество и речевой автоматизм, что облегчает построение речи. Повседневная речь может принять форму разговора «кругами». «Говорить кругами» означает говорить без доказательств. Важнейшими характеристиками повседневной разговорной речи являются:

Ø персональность адресации, т.е. индивидуальное обращение собеседников друг к другу, учет взаимных интересов и возможностей понимания темы сообщения;

Ø спонтанность и непринужденность; условия непосредственного общения не позволяют заранее спланировать разговор, собеседники вынуждены мыслить и говорить одновременно.

Ø ситуативность; непосредственный контакт говорящих позволяет использовать мимику и жесты как способ восполнения неточности выражений, неизбежной в неформальной речи.

Ø эмоциональность; ситуативность, спонтанность и непринужденность речи в непосредственном общении усиливают ее эмоциональную окраску, выдвигают на первый план эмоционально-индивидуальное восприятие говорящими как темы разговора, так и собеседника.

Важнейшими функциями речи в межличностном общении являются эмотивная и конативная. Эмотивная функция речи – выражение в речи субъективного мира говорящего, его самооценки, переживаний, отношения к тому, о чем говорится. Конативная функция речи – выражение в речи говорящего установки на слушающего, стремление на него воздействовать, формировать определенный характер взаимоотношений.

Для бытового общения необходимы следующие условия: обоюдное желание вести разговор и удачно выбрать тему, которая была бы интересна для собеседников.

Деловое общение занимает значительное место в жизни людей. Деловое взаимодействие – это взаимодействие людей, которое подчинено решению конкретных задач (производственных, научных, коммерческих и т.д.). Цель делового взаимодействия выходит за пределы процесса общения. Межличностное взаимодействие в деловой среде предполагает выполнение следующих обязательных требований:

Ø четкое формулирование цели своего сообщения;

Ø сообщение должно быть понятным и доступным для восприятия;

Ø сообщения должны быть краткими и сжатыми, привлекающими внимание лишь к тем проблемам, которые касаются их непосредственно;

Ø следование правилам активного слушания, понимания и готовности к совместным действиям.

Деловое общение имеет некоторые особенности. Оно строится на партнерских отношениях, что предполагаетнеобходимость учитывать взаимные запросы и потребности участников, исходить из интересов дела, соблюдать принципы сотрудничества и взаимопонимания, повышающие деловую и творческую активность. Специфической особенностью делового общения является его регламентированность, т.е. подчиненность установленным правилам и ограничениям. Организация речевой коммуникации имеет свои особенности и закономерности. На начальном этапе организации речевой коммуникации необходимо ввести предмет сообщения (тему) и удерживать его в сознании слушающего. К коммуникативным аспектам разговора относятся приемы привлечения и удержания внимания слушателей, а также выбранный тон общения (дружеский, официальный и др.). Определенное значение имеет установление дистанции между говорящими. Правила речевой коммуникации включают в себя следующие принципы:

Ø принцип кооперации как требование к собеседникам действовать таким образом, который соответствовал бы принятой цели и направлению разговора.

Ø в принципе вежливости наличествуют такие ключевые моменты, как тактичность, одобрение, согласие, благожелательность, выраженные (или невыраженные) в речи, которые самым непосредственным образом и определяют характер социальных взаимоотношений.

Деловое общение можно условно разделить напрямое (непосредственный контакт) икосвенное (между партнерами существует пространственно-временная дистанция). Прямое деловое общение обладает большей результативностью, силой эмоционального воздействия и внушения, чем косвенное.

Деловое общение может осуществляться в различных стилях. Выделяют три основныхстиля общения[16]:

Ø ритуальный стиль, в соответствии с которым главной задачей партнеров является поддержание связи с социумом, подкрепление представления о себе как о члене общества. В ритуальном общении партнер – лишь необходимый атрибут, его индивидуальные особенности несущественны, в отличие от следования роли – социальной, профессиональной, личностной;

Ø манипулятивный стиль, при котором к партнеру относятся как к средству достижения внешних по отношению к нему целей. Огромное количество профессиональных задач предполагает именно манипулятивное общение. По сути, любое обучение, убеждение, управление всегда включает манипулятивное общение;

Ø гуманистический стиль, который направлен на совместное изменение представлений обоих партнеров, предполагает удовлетворение такой человеческой потребности, как потребность в понимании, сочувствии, сопереживании. Гуманистическое общение детерминируется не столько снаружи (целью, условиями, ситуацией, стереотипами), сколько изнутри (индивидуальностью, настроением, отношением к партнеру). В данном общении больше, чем в других видах, прослеживается зависимость от индивидуальности. Партнер воспринимается целостно, без разделения на нужные и ненужные функции, на важные и неважные в данный момент качества. Вместе с тем существуют ситуации, когда данное общение и даже его отдельные элементы неуместны.

Кроме того, каждому человеку присущ свой индивидуальный стиль, или модель поведения и общения, который накладывает характерный отпечаток на его действия в любых ситуациях. Индивидуальный стиль общения зависит от индивидуальных особенностей и личностных черт, жизненного опыта, отношения к людям, а также от характерного для данного общества вида общения.

Деловое общение реализуется в следующихосновных формах: деловая беседа; деловые переговоры; спор, дискуссия, полемика; деловое совещание; публичное выступление; телефонные разговоры; деловая переписка.

Деловая беседа – передача или обмен информацией и мнениями по определенным вопросам или проблемам. По итогам деловых бесед принятие решений, заключение сделок необязательно. Деловая беседа выполняет ряд функций, в том числе: взаимное общение работников из одной деловой сферы; совместный поиск, выдвижение и оперативная разработка рабочих идей и замыслов; контроль и координирование уже начатых деловых мероприятий; стимулирование деловой активности и пр. Деловая беседа может предварять переговоры или быть элементом переговорного процесса.

Деловые переговоры – основное средство согласованного принятия решений в процессе общения заинтересованных сторон. Деловые переговоры всегда имеют конкретную цель и направлены на заключение соглашений, сделок, контрактов.

Спор – столкновение мнений, разногласия по какому-либо вопросу, борьба, при которой каждая из сторон отстаивает свою точку зрения. Спор реализуется в форме диспута, полемики, дискуссии и пр.

Деловое совещание – способ открытого коллективного обсуждения проблем группой специалистов.

Публичное выступление – передача одним выступающим информации различного уровня широкой аудитории с соблюдением правил и принципов построения речи и ораторского искусства.

Деловая переписка – обобщенное название различных по содержанию документов, выделяемых в связи с особым способом передачи текста. Письма, исходящие из вышестоящих организаций, содержат, как правило, указания, уведомления, напоминания, разъяснения, запросы. Организации обмениваются письмами, содержащими просьбы, предложения, подтверждения, извещения, сообщения и пр. Переписка как вид делового общения делится на собственно деловую и частно-официальную. Деловое письмо – это корреспонденция, направленная от имени одной организации на имя другой. Она может быть адресована коллективу или одному человеку, выступающему в качестве юридического лица. К такой корреспонденции относятся коммерческие, дипломатические и др. письма. Частным официальным письмом является деловое послание, которое адресуется от имени частного лица организации частному лицу. Деловая переписка сохраняет и в настоящее время ряд этических и этикетных норм и правил, которые очеловечивают ее, ограничивая ее канцелярский характер.

Важную роль в общении между людьми играет этика. Этика включает в себя систему универсальных и специфических (для какой-либо профессиональной деятельности) нравственных требований и норм поведения, т.е. этика деловых отношений основывается на общих правилах поведения, выработанных людьми в процессе совместной жизнедеятельности. Естественно, что многие нормы взаимоотношений в деловой обстановке справедливы для повседневной жизни, и наоборот, практически все правила межличностных взаимоотношений находят свое отражение в служебной этике.

Взаимосвязь этики в широком смысле и деловой этики можно проследить на логической последовательности отдельных проблем восприятия людьми друг друга. Благоприятная основа для знакомства, для дальнейших взаимоотношений во многом закладывается в первые моменты встречи. Существенную роль при этом играет внешний облик человека, его соответствие ситуации, что демонстрирует уважительное отношение к другому. Важным в данном случае является этика приветствия, рукопожатия и представления человека человеку. Эти начальные нюансы взаимоотношений важны как в повседневной, так и в деловой жизни[17].

В работе американского социолога Л. Хосмера сформулированы современные этические принципы делового поведения, опирающиеся на аксиомы мировой философской мысли, прошедшие многовековую проверку теорией и практикой. Таких принципов и соответственно аксиом десять[18].

1. Никогда не делай того, что не в твоих долгосрочных интересах или интересах твоей компании (принцип основан на учении древнегреческих философов, в частности Протагора, о личных интересах, сочетающихся с интересами других людей, и различии между интересами долгосрочными и краткосрочными).

2. Никогда не делай того, о чем нельзя было бы сказать, что это действительно честное, открытое и истинное, о котором можно было бы с гордостью объявить на всю страну в прессе и по телевидению (принцип основан на взглядах Аристотеля и Платона о личных добродетелях — честности, открытости, умеренности и т.п.).

3. Никогда не делай того, что не есть добро, что не способствует формированию чувства локтя, так как все мы работаем на одну общую цель (принцип основан на заповедях всемирных религий (св. Августин), призывающих к добру и состраданию).

4. Никогда не делай того, что нарушает закон, ибо в законе представлены минимальные моральные нормы общества (принцип основан на учении Т. Гоббса и Дж. Локка о роли государства как арбитра в конкуренции между людьми за благо).

5. Никогда не делай того, что не ведет к большему благу, нежели вреду для общества, в котором ты живешь (принцип основан на этике утилитаризма о практической пользе нравственного поведения, разработанной И. Бентамом и Дж. С. Миллем).

6. Никогда не делай того, чего ты не желал бы рекомендовать делать другим, оказавшимся в похожей ситуации (принцип основан на категорическом императиве И. Канта, в котором декларируется знаменитое правило об универсальной, всеобщей норме).

7. Никогда не делай того, что ущемляет установленные права других (принцип основан на взглядах Ж.Ж. Руссо и Т. Джефферсона на права личности).

8. Всегда поступай так, чтобы максимизировать прибыль в рамках закона, требований рынка и с полным учетом затрат. Ибо максимальная прибыль при соблюдении этих условий свидетельствует о наибольшей эффективности производства (принцип основан на экономической теории А. Смита и учении В. Парето об оптимальной сделке).

9. Никогда не делай того, что могло бы повредить слабейшим в нашем обществе (принцип основан на правиле распределительной справедливости Ролса);

10. Никогда не делай того, что препятствовало бы праву другого человека на саморазвитие и самореализацию (принцип основан на теории Нозика о расширении степени свободы личности, необходимой для развития общества).

Не менее важную роль в общении играет этикет. Этикет – совокупность правил поведения, касающихся отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда). Это правила хорошего тона, принятые в конкретном обществе и устанавливающие нормы поведения и общения людей в определенных ситуациях. Правила общения имеют конкретно-исторический характер (изменяются в соответствии с социально-историческими и экономическими условиями), а также обладают национальной спецификой (могут существенно различаться в разных культурах).

Вежливое, уважительное отношение к окружающим, лежащее в основе этики, выражается не только жестами, мимикой, позой, определенными движениями тела, но и словесно. В речевой деятельности существует понятие «речевой этикет», представляющий собой систему речевых формул, которые служат для установления контакта между собеседниками и поддержания общения в нужной тональности. Формулы речевого этикета – это типовые готовые конструкции, которые регулярно употребляются при корректном общении. Такие формулы помогают организовать этикетные ситуации (приветствие, прощание, благодарность, извинение и др.) с учетом социальных, возрастных и психологических факторов, а также сферы общения.

Изменение речи в соответствии с условиями общения рассматривается как ее модуляция. Этикетная модуляция речи есть колебания речи в такт человеческим отношениям. Часто в соответствии с человеческими отношениями моделируется и содержание речи: формулируются темы, доказательства, доводы. Необходимо учитывать с кем и в какой ситуации мы вступаем в общение. В языке выработалось несколько стилей, есть различия в речи отдельных социальных групп, поэтому выбор стиля речи оказывается этикетным знаком.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1589; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.