Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

II. КРИВЫЕ БЕЗРАЗЛИЧИЯ ИЛИ ПРЕДПОЧТЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ





Доверь свою работу кандидату наук!
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь

 

 

Вырабатывая свою потребительскую стратегию, потребитель оценивает полезность не отдельных благ, а их совокупностей, то есть потребительских наборов.

Потребитель не может однозначно указать, насколько один товар

(хлеб) полезнее другого (молока). Скорее всего потребителю легче оценить, насколько первый потребительский набор (предположим, 2 батона хлеба и 2 пакета молока) для него полезнее второго набора (состоящего из 1 батона хлеба и 1 пакета молока). Ему не требуется знать абсолютную величину полезности каждого набора или каждого товара в конкретном наборе. Он должен только ранжировать множество потребительских наборов. Порядок предпочтения разных наборов может быть выражен семейством кривых, называемых кривыми безразличия. Каждая кривая безразличия представляет собой различные комбинации товаров, имеющие равную полезность для потребителя. Но кривая не содержит информации о количестве полезности. Если не принимать во внимание рыночные цены и доход потребителя, ему безразлично, какой конкретно набор товаров он выбирает из наборов с одинаковой полезностью.

Потребительские наборы одинаковой полезности располагаются на одной кривой безразличия. Потребительские наборы разной полезности - на других кривых безразличия. Несколько кривых безразличия, характеризующих различную величину совокупной полезности для покупателей, представляют карту безразличия.

В случае, когда набор состоит из двух товаров Х и У, семейство кривых безразличия, или карту безразличия, можно изобразить на плоскости.



 

y

 

 

Ay .A

U3

By .B U2

1U


 

х и у – количества двух благ; U1,U2,U3 – кривые безразличия

 


xA xB x

 

Рис. 4.3. Кривые безразличия

 

Если взять любую кривую безразличия, то каждая её точка отразит определенный набор потребительских товаров Х и У. Для некоторой группы субъектов наборы А (хА и уА) и В (хВ и уВ) имеют одинаковую полезность. Наборы, расположенные на второй кривой представляют большую полезность.



Кривые безразличия обладают следующими свойствами:

1) они никогда не пересекаются, т.к. являются геометрическим местом точек разной полезности;

2) имеют отрицательный наклон, т.к. уменьшение количества одного товара должно сопровождаться увеличением количества другого товара для сохранения общей полезности набора благ;

3) выпуклы к началу координат; наклон кривой уменьшается по мере продвижения вправо и вниз – это значит, что отношение предельной полезности товара Х к предельной полезности товара У уменьшается

(МUХ/МUУ↓);

4) чем дальше от начала координат отстоит кривая безразличия, тем большую полезность наборов товаров она характеризует.

Особые случаи конфигурации кривых безразличия:


 

 

Взаимозаменяемые товары

(зеленый и синий карандаши)

Два товара рассматриваются как один товар и кривая безразличия превращается в прямую.

 

 

у


 

 

Взаимодополняемые товары (чай и сахар)

Каждому уровню удовлетворения потребителя соответствует одна комбинация товаров Х и У. Кривая безразличия принимает форму прямого угла.


у

 

 

х х

 

Двигаясь по кривой безразличия от одного набора к другому,


 

 

потребитель замещает один товар другим. Для отражения этого процесса используется показатель предельной нормы замещения, который показывает, от какого количества товара У необходимо отказаться для того, чтобы получить дополнительную единицу товара Х:

s


MRSxy


∆Υ

= ∆Χ


Геометрически она есть касательная к кривой безразличия в данной точке. Значение предельной нормы замещения по абсолютной величине равно тангенсу угла наклона касательной.

При замещении товара У товаром Х предельная норма замещения убывает tgα>tgβ (см.Рис.3). Уменьшающийся наклон кривой безразличия свидетельствует о том, что готовность потребителя к замещению товара У товаром Х уменьшается по мере перемещения вниз по кривой. На смену закона убывания предельной полезности пришел закон убывания предельной нормы замещения в потреблении.

Предельная норма замещения равна отношению предельных

MRSxy = ΧMU полезностей замещаемых товаров:

ΥMU

 

 

III. БЮДЖЕТНАЯ ЛИНИЯ И БЮДЖЕТНОЕ

ОГРАНИЧЕНИЕ. РАВНОВЕСИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ

Будущий покупатель появляется на рынке, имея в голове упорядоченную последовательность потребительских наборов (первый лучше второго, второй лучше третьего и т.д.). Более того, субъект при желании способен изменить количества входящих в набор благ без ущерба для своего благосостояния, т.е. в пределах определенной полезности, задаваемой кривой безразличия.

Теперь потребитель должен совместить свои потребности с рыночными ценами и доходом. При этом потребитель будет стремиться получить максимум полезности. Это будет оптимальное положение или равновесие в потреблении.

На фиксированный размер дохода потребитель может приобрести различные комбинации товаров. Эти комбинации можно представить либо в таблице, либо графически (график называется бюджетной линией).

Бюджетная линия показывает различные комбинации благ, которые может купить потребитель при фиксированной величине денежного дохода и ценах этих благ при условии полного расходования имеющегося дохода. Функция бюджетной линии: I=Px⋅X+Py⋅Y, где I – доход потребителя, Px и Py – цены товаров Х и У; X,Y – количества товаров Х и У.

Построим бюджетную линию. Пусть доход потребителя равен 12руб., Px=1руб., Py=1,5руб.


 

 

Если весь доход тратится на покупку товара У, сколько единиц товара

У можно купить? 12 (руб.) : 1,5 (руб.) = 8 (шт.)

Если весь доход тратится на покупку товара Х, сколько единиц Х можно купить? 12 (руб.) : 1 (руб.) = 12 (шт.)

Строим график, у которого точка на оси абсцисс имеет значение 12, на оси ординат – значение 8.


 

 

Единицы продукта У

(цена 1,5 руб.)


 

 

Единицы продукта Х

(цена=1 руб.)




Таблица 4.2.

Суммарный расход (долл.)

 

 

12+0=12

9+3=12

6+6=12

3+9=12

0+12=12


y

 

2 4 6 8 10 12 x

Рис.4.4. Бюджетная линия

 

График называется бюджетной линией. Он показывает различные комбинации двух товаров с учетом их цен, которые могут быть куплены на фиксированную величину денежного дохода. Наклон бюджетной линии зависит от отношения цены товара Х к цене товара У, т.е. определяется следующей записью РХ/РУ=1/1,5=2/3. Это означает, что при перемещении вниз по бюджетной прямой следует отказаться от двух У (по цене 1,5 руб.) для приобретения трех Х (по 1 руб.). Это свидетельствует о наклоне, равном

2/3.

Бюджетная линия – это геометрическое место точек равных расходов, или всех наборов из двух товаров, стоимость которых равна доходу. Линия бюджета является бюджетным ограничителем, т.е. все покупки возможны в пределах бюджетного пространства.

Расположение бюджетной линии зависит от величины денежного дохода – от так называемого бюджетного ограничения. Увеличение денежного дохода приводит к перемещению бюджетной линии вправо; уменьшение денежного дохода перемещает её влево параллельно самой себе

(см.Рис.4.5).


 

 

у у


 

 

BL1

 

 

BL3

 

 


 

 

ВL2

х


 

 

BL1

 

 

BL3

 


 

 

ВL2

х


Рис.4.5. Изменение положения бюджетной линии при росте и падении дохода либо при одинаковом изменении цен на оба товара


 

Рис.4.6. Изменение положения бюджетной линии при падении и росте цены на товар Х

 


 

Изменение цен товаров также приводит к перемещению бюджетной линии. Снижение цен обоих товаров эквивалентно увеличению реального дохода и перемещает график вправо (Рис.4.5). В случае изменения соотношения рыночных цен наклон линии бюджета будет другим. При снижении цены на Х потребитель сможет его купить больше, поэтому бюджетная линия по оси абсцисс переместится веером вправо. При повышении цены на Х потребитель, наоборот, сможет купить меньше этого товара, поэтому бюджетная линия нижним концом уйдет влево.

Бюджетная линия показывает, что доступно покупателю, кривые безразличия – что предпочитает покупатель. Их совмещение определяет равновесное положение покупателя.

y


 

8 BL

K M


 

 

Равновесное положение потребителя достигается в

 


6 . .

.E

 

 

 


U4

U3

.Z U1

U2

 


точке Е, в которой бюджетная линия касается наиболее высокой из всех достижимых кривой


2 4 6 8 10 12

 

Рис.4.7. Равновесие потребителя


x безразличия.

 

 


 

В этом случае потребитель, имеющий доход в 12 руб., купит 4 единицы товара У по цене 1,5 руб. и 6 единиц товара Х по 1 руб. Точки К и Z представляют тоже возможное решение для потребителя с точки зрения дохода, но удовлетворенность потребителя будет ниже, чем в точке Е. В точке касания наклон кривой безразличия совпадает с наклоном бюджетной линии. Поскольку наклон кривой безразличия отражает предельную норму замещения (MRS), а наклон бюджетной линии равен Рх/Ру, то оптимальное или равновесное положение достигается при условии, что MRS=Px/Py.


 

 

Условием равновесия в потреблении является равенство предельной


MU Χ = P

нормы замещения благ отношению их цен

Χ

MU Υ PΥ


 

или равенство

 


отношений предельных полезностей товаров на единицу их цен

MU Χ = MU

Υ .

ΧP PΥ

Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой




Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1210; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.