Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2. Русские земли в IX – XV веках




Постиндустриальное

Индустриальное

Традиционное

Первобытное

Глобальные типы общества

переходное (варварство, земледельческая община)

переходное (модернизация, промышленный переворот)

переходное (постмодернизация, НТР, научно-инфоромационная революция)

4 вопрос. На лекции необходимо показать, что общество – это сложная саморазвивающаяся система, состоящая из взаимосвязанных подсистем – сфер общественной жизни (здесь уместна аналогия с человеческим организмом; кровеносной, нервной и прочими системами). На семинаре студенты должны усвоить структуру общества (знать сферы общественной жизни) и получить представление об их основных структурных компонентах. Это поможет им при изучении не только истории, но и культурологии, политологии и социологии.

 

5 вопрос. Одной из основных проблем современной исторической науки является соотношение между глобально-цивилизационным и локально-цивилизационным подходами к объяснению и пониманию истории. На семинаре при изучении этого вопроса можно ограничиться кратким обсуждением теории культурно-исторических типов (локальных цивилизаций) Н.Я. Данилевского. Можно также упомянуть о принципе дополнительности, принятом в современной философии и науке. Согласно ему, при описании сложных природных и общественных явлений допустимо и целесообразно одновременное использование несколько подходов или определений. Вопрос о специфике древнерусской цивилизации не нуждается в подробном рассмотрении на первом семинаре. Его можно лишь обозначить, с тем, чтобы вернуться к нему на последующих занятиях.

 

ПЛАН:

1. Древнерусское государство в IX-XII вв.

2. Удельная Русь в XII-XVвв.

 

На первый взгляд, данная тема не нуждается в особых теоретических или методических разъяснениях. В то же время, как показывает практика, усвоение материала по истории средних веков вызывает у студентов серьезные затруднения. С учетом небольшого количества часов, отводимых на первые семинары, важно добиться оптимального сочетания в освоении теоретических и эмпирических (включая событийные и образно-эмоциональные) аспектов темы. Последние хорошо реализуются через защиту рефератов. При подготовке рефератов студенты, оставаясь в рамках привычного для них событийно-хронологического подхода, в то же время вынуждены выходить на уровень УИРС. Большое значение в методическом плане имеет обсуждение первых рефератов, выявление типичных ошибок при их оформлении и защите.

При изучении материала темы в целом, на наш взгляд, следует избегать детализации. Так, хронологический ряд может быть ограничен следующими датами:

I – IX вв. (этногенез восточных славян, складывание предпосылок образования централизованного государства),
882 г. (объединение Новгородского и Киевского княжеств),
Х в. (походы Святослава),
988 г. (крещение Руси),
XI в. (правление Ярослава Мудрого, принятие Русской Правды),
XII-XV вв. (феодальная раздробленность),
1230-е гг. (нашествие Батыя),
1242 г. («Ледовое побоище»),
1380 г. (Куликовская битва),
1480 г. (конец ига и начало собственно российской истории).

 

В теоретическом плане необходимо добиться усвоения студентами основных характеристик традиционной цивилизации: господство традиций, сословность, внеэкономическое принуждение и др. При этом важно подчеркнуть специфику Руси, в частности, по сравнению с Европой (сохранение общины, коллективистская психология, высокая грамотность и др.).

Наиболее сложным, по нашему мнению, является вопрос о времени формирования древнерусской цивилизации. Традиционно оно связывается с IX или Х веками. Это представляется принципиально неверным, т.к. два важнейших признака цивилизации (города и государственность) на Руси присутствовали намного раньше (как минимум, с V в.). Открытым остается вопрос о времени появления письменности и некоторых других признаках цивилизации (классово-сословное деление, наличие законченной и оформленной мифологии и др.). Адекватно ответить на этот вопрос трудно ввиду отсутствия надежных письменных источников.

Так, с 50-х гг. ХХ в. ученые спорят о подлинности «Велесовой книги» – священных текстов новгородских волхвов IX в., которые дают широкое представление о верованиях и истории древних славян, их предков и других народов Европы и Азии со II тысячелетия до н. э. В последние годы опубликованы несколько полных переводов этого выдающегося памятника отечественной культуры [3]. По своей эпической масштабности, религиозно-ценностной глубине и поэтической выразительности он сопоставим с Ветхим Заветом или Ведами. Но и помимо «Велесовой книги» на сегодня достаточно данных, на основании которых восточных славян можно характеризовать как высокоорганизованное сообщество, жившее богатой духовной жизнью, имевшее устоявшуюся и глубоко проработанную мифологию и культ, письменность и другие элементы цивилизации, причем задолго до IX в.

Что касается Х в., то его следует считать временем не начала, а расцвета древнерусской цивилизации и осознанием ею совей роли в мировых событиях. Не случайно именно в это время происходит качественное обновление идеологии – переход от язычества к мировой религии.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 362; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.