Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура священных текстов индуизма




Священные тексты индуизма делятся на две большие группы: тексты откро­вения (шрути) и тексты предания (смрити).

Слово “шрути” означает “услышанное”. В соответствии с ин­дуистскими представлениями, откровение было получено древними мудрецами (риши), кото­рые своим чутким неземным слухом уловили некие божественные вибрации (шабда), поняли их и стали носителями высшего знания или ведения. Поэтому тексты откровения носят также название Веды. Тексты Вед многослойны и созда­вались в разные исторические эпохи. Древнейший слой Вед – Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа.

Следующим слоем ведической литературы являются брахманы, то есть тек­сты – комментарии Вед, подробно разбирающие технику совершения жертвопри­ношений, а также излагающие мифы, объясняющие те или иные ритуалы.

За брахманами следуют араньяки (дословно: “лесные”). Араньяки предна­значались для анахоретов – людей, удалившихся в леса на третьей ступени сво­его жизненного пути. Араньяки содержат наставления о совершении “внутренней жертвы” размышлени­ем и созерцанием. Заметное место в них занимают элементы религиозно-философских рассуждений.

Завершают ведический корпус Упанишады (буквально: “сидеть рядом с учителем и внимать его наставлениям”), произведения, составляющие завершаю­щий цикл канонического свода Вед, содержания которых посвящены размышле­ниям над проблемами мироздания и человеческого бытия. Именно в Упанишадах детально разработано представление о Брахмане и Атмане, там также содержатся доктрины кармы и сансары и формулируется принцип освобождения, достигае­мого через единение Атмана и Брахмана. С Упанишад началась индийская фило­софия. Первоначально Упанишады предназначались для санньясинов, т.е. людей, вступивших в последний этап жизненного пути. Позже Упанишады стали объек­том пристального изучения философов.

Упанишад очень много. Наиболее авторитетными для религиозной традиции считаются 108 Упанишад. Они создавались в течение очень длительного времени: если ранние упанишады датируются VIII – VII вв. до н.э., то поздние появлялись и на рубеже нашей эры и даже еще позднее. Наибольшее число Упанишад соз­дано, видимо, в середине I тыс. до н.э. Вместе с Араньяками Упанишады состав­ляют комплекс текстов, называемый Веданта, что буквально означает “конец вед”.

Все брахманы, араньяки и упанишады группируются по четырем самхитам и соотносятся с ними, образуя полный текст четырех Вед. В индуистской тради­ции Веды рассматриваются в качестве абсолютного религиозного автори­тета, что не мешает существованию различных, порой взаимоисключающих комментариев к этим текстам.

Тексты предания – смрити – обладают меньшей сакральностью, чем Веды. В отличие от Вед, они доступны представителям всех сословий, что способствовало огромному влиянию этих текстов на формирование не только элитарных, но и ни­зовых форм индуизма. Слово “смрити” буквально означает “запомненное”. К смрити в первую очередь относятся тексты индийских эпосовМахабхараты и Рамаяны. Следует отметить, что они (особенно Махабхарата) содержат в себе специфические тексты исключительно религиозно-философского характера. Важ­нейшим из них является Бхагавадгита (Песнь Господа), оказавшая огромное влияние на формирование индуизма и всей духовной культуры Индии.

В состав текстов смрити также входят пураны, тексты эпохи поздней древ­ности и раннего средневековья. Пураны представляют собой сочинения богослов­ского характера, в которых теологические и религиозно-философские идеи пере­плетаются с пере­сказом древних мифов, сюжетов из эпосов и наставлений куль­тового уровня индуизма. Кстати, большинство индийских мифов возникло из­вестно именно из текстов пуран. Основных пуран насчитывается 18. Пураны удо­стоверяют человека в сакральности описываемых в них древних событий. Пураны оказали огромное влияние на формирование средневекового и современного ин­дуизма, который может быть назван “пураническим” в том же смысле, в каком древней­ший индуизм (или протоиндуизм) называется “ведическим”.

Кроме эпосов и пуран в состав текстов предания входят также итихасы (“итихаса” – буквально – “именно так и было”) – исторические предания, утвер­ждающие абсолютную достоверность героических событий прошлого; дхарма-сутры – тексты, посвященные повседневным обязанностям человека во всех пе­риодах его жизни; а также другие произведения. Формально статус смрити значи­тельно ниже статуса шрути, но реальная роль священного предания в системе ин­дуизма всегда была поистине огромной.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1820; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.