Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возникновение христианства. Личность Иисуса Христа и его жизнеописание. 2 страница




Но дней за десять до Пасхи Иисус объявил ученикам, что намерен прибыть в Иерусалим раньше праздника. 31 марта 30 г. путники вошли в Вифанию – пред­местье Иерусалима, где был устроен праздник в честь прибытия Учителя. Когда миновала суббота, Иисус стал готовиться к вступлению в Иерусалим. Иисус вы­брал для этого ослика, животное, которое издавна было символом мира. Вместо седла на спину ослика положили одежды, и, сев на него, Иисус стал приближаться к въезду в Иерусалим. Он ехал безоружным, в окружении учеников. Народ встре­чал его радостными возгласами, прославлявшими его как Царя, потомка великого иудейского царя Давида.

Такого бурного проявления народной любви к Иисусу священники никак не ожидали. Однако, с каждым днем пребывания в Иерусалиме апостолы все яснее осознавали, что Мессия находится в Иерусалиме, как во враждебном лагере. Од­нако беда пришла не извне, а изнутри – из круга самих апостолов. Связана она с предательством Иуды Искариота.

Предательство Иуды:

Иуда Искариот ведал казной общины учеников Христа. Евангельский текст прямо обвиняет его в недобросовестном исполнении своих обязанностей. Почему Иуда совершил предательство? На этот вопрос за века истории возникло не­сколько различных ответов. Христианская традиция считает Иуду корыстолюб­цем, а, значит, в силу своей греховности доступным наущениям сатаны. Поводом к предательству, как повествуют Евангелия, стала сцена в доме одного из жителей Вифании – Симона прокаженного. Его жена Мария (которую в средние века като­лицизм отождествил с Марией Магдалиной) излила на тело Иисуса драгоценное и очень дорогое масло – нардовое миро. Апостолы возмутились: к чему такая трата?! Лучше было бы продать это миро, а деньги раздать беднякам. Но Иисус сказал, что нищих и бедняков апостолы будут иметь подле себя всегда, а Его же – не всегда, и поэтому, возлив на Иисуса миро, женщина символически подгото­вила Его к погребению. Однако Иуда был возмущен и обижен на Учителя больше других, поэтому его вера пошатнулась, и он решил предать Иисуса иерусалим­ским священникам для суда.

Иуда тайно проник во дворец первосвященника Каиафы. Он предложил иу­дейским властям свой план: схватить Иисуса ночью вне города, не привлекая внимания толпы. Чтобы в темноте стражники могли опознать Христа, Иуда обе­щал поцеловать Его, указав этим страже кто есть Иисус. Позже все именно так и произошло. Словосочетание «поцелуй Иуды» стало крылатым выражением, сим­волизируя высшую степень лицемерия и лжи. Иуде заплатили за предательство 30 серебряных монет – крылатые «тридцать серебряников».

 

Тайная вечеря (Пасха Нового Завета):

В ночь на Пасху – традиционный иудейский праздник – при совместной тра­пезе учеников и Иисуса, Он произнес молитву над пресным хлебом. «Это хлеб страдания, который ели отцы наши в земле Египетской», — это были традици­онные слова священной ветхозаветной трапезы. Однако, разламывая хлеб и раз­давая его ученикам, Иисус говорит: «Возьмите — это тело Мое, ломимое за вас. Это совершайте в воспоминание обо Мне». Затем Иисус взял в руки общую чашу с вином и сказал: «Пейте от нее все. Это есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая для прощения грехов... Совершайте это всегда в воспоминание обо Мне».

Так ветхозаветная Пасха превратилась в Пасху Нового Завета и обрела новый смысл: воспоминание об избавлении от Египетского рабства стало воспоми­нанием об избавлении от рабства греха, избавлении, которое получает чело­век, верующий в Иисуса Христа и соединяющийся с Ним в своей жизни. Важ­нейшим знаком этого соединения стало таинство хлебопреломления или бла­годарения (греч. Евхаристия).

Ночь в Гефсиманском саду:

После трапезы Иисус с учениками направился из города к Елеонской горе, в Гефсиманский сад. Войдя в ограду, ученики стали располагаться на отдых. Иисус отошел в сторону и, упав на колени, начал горячо молиться. В этой молитве Ии­сус просил Отца Небесного не подвергать Его мукам и смерти, если только это возможно. Однако, Он ни на минуту не поколебался в решимости «испить эту чашу до дна», если на то воля Отца Небесного. Он молился. Апостолы спали. А на улицах Иерусалима уже раздавались шаги стражи.

События развивались быстро: Иуда, как и обещал, поцеловал Иисуса, стража немедленно окружила Его. Симон-Петр пытался защитить Иисуса, выхватив меч, но Иисус остановил его. Кроме Петра никто из апостолов не был готов засту­питься за Христа. Некоторое время за конвоем Христа следовал апостол Марк – будущий евангелист, но вынужден был бежать, замеченный стражей.

Суд Каиафы над Иисусом:

7 апреля 30 г. Иисуса привели на суд к первосвященнику Каиафе. У Каиафы был собран совет, состоявший из двадцати трех человек. В него входили священ­ники со старейшинами. Судьба Иисуса была предрешена заранее при полном единодушии всей коллегии – Иисус должен умереть. Но этот совет не имел права казнить кого бы то ни было. Оставалось предать Иисуса в руки Понтия Пилата для суда по римским законам.

Суд прокуратора:

В тот же день Иисус предстал перед Понтием Пилатом. «Какое обвинение вы выставляете против этого человека?» — спросил Пилат священников. Когда он понял, что Иисус является в глазах священников проповедником ложных теорий, он посчитал смертную казнь слишком суровой карой и сказал: «Я не нахожу большой вины в этом Человеке». Иисуса он посчитал простым проповедником, едва ли опасным для римской власти. Тем не менее Пилат решил наказать Иисуса 39 ударами плетьми (по законам того времени это – максимальное количество ударов, которые способен выдержать человек. 40 ударов считались смертель­ными.) и затем отпустить, ради праздника Пасхи. Приказ был приведен в испол­нение.

Едва на помосте появился Иисус, жестоко избитый плетьми, толпа потребо­вала его казни и освобождения Вараввы – бунтовщика, известного и популярного в Иерусалиме. Обвинители Иисуса выдвинули новый, самый веский аргумент: «Он называл Себя Мессией— Царем. Если ты его отпустишь, ты не друг кесаря» - сообщили они Пилату. Пилат отлично уловил угрозу и понял, что речь идет о его собственном благополучии. Желая показать, что он действует не по закону, а в угоду просьбам, прокуратор велел принести воды и, как требовал восточный обычай, демонстративно умыл руки: «Не виновен я в крови Праведника». Осуж­денный на смерть Иисус был передан в руки солдат.

Голгофа:

По жестокому правилу осужденные сами несли перекладины крестов, на ко­торых их распинали. (Отсюда еще одно крылатое выражение: «нести свой крест»). Истерзанный плетьми Иисус шел медленно среди большой толпы людей, неся свой крест. Выйдя из города, повернули к холму, недалеко от стен, у дороги. За свою форму он получил название Голгофа — «Череп». На его вершине должны были поставить кресты. Римляне всегда распинали осужденных вдоль дорог или на других видных местах, чтобы их видом устрашить непокорных.

Солдаты сорвали с Иисуса одежду, оставив лишь набедренную повязку. Осужденного положили на крест. Послышался страшный стук молотков, кото­рыми в запястья рук и в ступни вгоняли огромные гвозди. Стоявшие рядом услы­шали слова Иисуса: «Отче, прости им, ибо не знают они, что делают» (см. Лк.23, 34). Вместе с Христом распяли двух разбойников. После того как кресты были подняты вертикально, конвою предстояло ждать последнего вздоха осуж­денных. Последние слова Иисуса были: «Отче, в руки Твои предаю дух Мой...» (Лк.23, 46).

V Распятие было одной из самых бесчеловечных казней, изобретен­ных древним миром. Осужденного нагим прибивали к столбу с перекладиной и оставляли на медленное умирание. Чтобы ускорить казнь, стража или палачи нередко перебивали распятому голени мечом, он лишался последней точки опоры и быстро задыхался. В день распятия Христа стражники, охраняв­шие Голгофу торопились закончить казнь до заката солнца, ибо наступала великая Пасха. Но Иоанн отмечает, что воины пере­били голени двум разбойникам, но Христа не коснулись – он был уже мертв. Страдания Христа на кресте длились около шести часов.

Погребение Иисуса:

Двое тайных учеников Иисуса, Иосиф и Никодим, богатые, уважаемые люди, получили у Пилата разрешение взять Тело Иисуса. При помощи слуг Тело сняли с креста и перенесли в соседний сад. Участок принадлежал Иосифу, который заго­товил здесь себе склеп. Усопшего завернули в погребальные пелены, внесли в пещеру и завалили вход круглой каменной плитой. Из близких учеников только две женщины присутствовали при этом.

Апостолы ничего не знали о месте погребения. Они страшились розыска и преследований. Еще больше их терзала мысль, что Тот, Кто свидетельствовал об истине и обещал привести их в Царство Божие, лежит теперь бездыханный. Зна­чит, Иисус не Тот, за Кого они Его принимали, не Мессия, Божий Посланник? Они мучились от неразрешимости этих вопросов. Однако, вскоре произошло чрезвычайное событие.

Воскресение Иисуса Христа:

Прошло две ночи и один день, ученицы Христа, полные скорби, пришли к его могиле, чтобы обмыть его тело и совершить все погребальные обряды. Но ка­мень, которым был закрыт вход в гробницу, был отвален, а сама гробница пуста. Женщины решили, что тело было похищено, но тут им является ангел и сообщает радостную весть: Христос воскрес!

Евангелие описывает несколько встреч с воскресшим Христом. Он являлся только тем, кто веровал и успел принять его раньше. В свидетельствах апостолов встреча с воскресшим Христом описывается как величайшее событие в их личной жизни, связанное с воскресением их веры, их любви к Нему и готовности выпол­нить его заветы.

Вознесение:

История земной жизни Иисуса Христа едва ли привела бы к рождению но­вой мировой религии, если бы не завершилась фактом, потрясшим на века весь мир. На 40-й день после кончины на кресте, уже неоднократно являвшись учени­кам, Христос повел их в Вифанию, на гору Елеонскую, и там он обратился к апо­столам с последними словами, в которых поведал им, что будут они Его свидете­лями повсюду на земле, а затем вознесся на небо.

УЧЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА

Иисус Христос называл Свое учение Радостной или Благой Вестью (греч. Евангелие). Он принес миру не новые философские доктрины и не познание тайн потустороннего. Он в корне изменил самое отношение людей к Богу.

Проповедь Иисуса обращена не к «массам», а к каждой отдельной лич­ности. В толпе духовный уровень людей снижается, они оказываются во власти стадных инстинктов. В каждом отдельном человеке заключен целый мир, беско­нечно ценный в глазах Божиих.

Из всех имен, которыми в Писании называется Творец, Иисус предпочитает слово Отец. От Христа люди узнают, что с Создателем Вселенной можно гово­рить один на один, как с любящим Отцом, Который ждет ответной любви. Ни храмовое действо, ни даже совместная молитва не могут заменить общения с Бо­гом наедине, сокровенной беседы с Отцом. В единственной молитве, которую дал Иисус ученикам, Он учит молиться простыми словами с любовью и доверием.

Заповедь любви:

Зло, с которым человек соприкасается теснее всего, живет в нем самом: склонность к насилию, слепая мятежность, ищущая самоутверждения за чужой счет и безграничного простора инстинктам. Это зло питается ощущением собст­венного «я» как единственного центра, имеющего ценность. Растворение "я" в стихии общества, в коллективе, казалось бы, ограничивает бунт индивида, но при этом нивелирует, стирает личность. Выход из тупика — в библейской заповеди, данной еще в Ветхом Завете, задолго до Иисуса Христа: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Лев. 19, 18; Мф.5, 43; 19, 19; 22, 39; Мк.12, 31; Лк.10, 27). Она призывает к борьбе против звериных эгоистических начал, к признанию ценности другого "я". Заповедь любви к ближнему конкретизируется Иисусом в простом правиле: "Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, посту­пайте и вы с ними" (Мф. 7, 12; Лк.6, 31).

А как должны поступать ученики Христовы, если сталкиваются с проступ­ками других людей? При виде слабостей ближнего человек должен не выносить ему приговор, а сострадать, памятуя о собственной греховности. «Не судите, — предостере­гает Иисус, — чтобы и вы не были судимы, ибо каким судом судите и какою мерою мерите, так будет отмерено и вам» (Мф. 7, 2; Мк. 4, 24; Лк. 6, 38).

Людям свойственно ненавидеть врагов, но ученики Иисуса Христа должны побеждать зло добром. Им следует бороться с мстительными чувствами. Мало того, они должны делать добро своим обидчикам. "Да будете сынами Отца ва­шего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных... Итак, будьте со­вершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5, 45; 5, 48).

Нагорная проповедь Иисуса Христа:

Нагорная проповедь Христа представляет собой собрание заповедей Нового Завета. В этих заповедях отражена система ценностей и нормы праведной жизни каждого христианина. В них существенно переосмыслены заповеди Ветхого За­вета – 10 заповедей, данных богом Яхве Моисею на горе Синай, а также сущест­венно расширено число заповедей в различных областях жизнедеятельности и мировосприятия человека. Наиболее важны из них так называемые «Заповеди блаженства»:

V Блаженны нищие духом, ибо их есть царствие небесное;

V Блаженны плачущие, ибо они утешатся;

V Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю;

V Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся;

V Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут;

V Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят;

V Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божьими;

V Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть царство Небесное;

V Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески злословить за Меня;

V Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

(Цитата по Евангелию от Матфея)

Старое и новое:

Для людей, слушающих Иисуса, было важным решить, как соотносится Его учение с древним Моисеевым Законом? Религиозные учители Израиля времен Иисуса, фарисеи и книжники, часто прибавляли к Закону сотни мелочных правил. Иисус, напротив, возвращал Ветхий Завет к его истокам - к Десяти заповедямСиная, подлинному Моисееву наследию, сохраненному пророками. Иисус углуб­ляет и дополняет этические требования Закона.

Законы Ветхого Завета и заповеди Христа:

ВЗ: «Не убивай, кто же убьет – подлежит суду.» Иисус: суду подлежит лю­бой гневающийся и оскорбляющий ближнего своего, его ждет геенна огненная.

ВЗ: «Не прелюбодействуй». Иисус: всякий, испытывающий вожделение к женщине – уже прелюбодействует с ней в своем сердце; а посему необходимо уничтожать органы тела, возбуждающие вожделение (вырвать глаз, отсечь руку), дабы потом все тело не горело в геенне огненной.

ВЗ: если разводишься с женой – дай ей разводную (обеспечь ее права). Ии­сус: любой, кто разводится (если только жена не прелюбодейка) – дает повод жене к прелюбодеянию, а также любой, кто женится на разведенной – прелюбо­дей.

ВЗ: «не нарушай клятву, а выполняй ее перед лицом Господа». Иисус: не клянись вовсе – лишь утверждай или отрицай («да, да или нет, нет – а другие слова – от лукавого»).

ВЗ: «око за око, зуб за зуб». Иисус: не противься злу! Просящему у тебя – дай!

ВЗ: «люби ближнего своего и ненавидь врага своего». Иисус: люби врагов, благословляй проклинающих тебя, молись за обижающих тебя; будь совершенен, как Отец Небесный.

Прочие заповеди:

V Не творите милостыни напоказ;

V Не молитесь напоказ;

V Не поститесь напоказ;

V Прощайте, и будете прощены;

V Не думайте о земных богатствах;

V Не служите двум господам;

V Не судите, да не судимы будете;

V Не позволяйте поругания святынь;

V Просите, и дано вам будет;

V Поступайте с людьми так, как бы вы хотели, чтобы они поступали с вами.

Земная жизнь и жизнь вечная:

Ветхозаветная религия очень долго она не находила ответа на вопрос о по­смертной участи человека. В Ветхом Завете было создано представление о Ше­оде, сумрачном царстве мертвых, Пре­исподней. Настоящее же «продолжение жизни» видели главным образом в потомках. Только в IV в. до Р.Х. появилась идея грядущего возрождения, воскресения всех людей, нового неба и земли, где будут царствовать правда и все злое будет побеждено. Иисус Христос полно­стью подтвердил веру в воскресение мертвых. Однако Евангелие учит не только о потустороннем, но и о том, как нам должно жить сегодня. Бессмертие, воскресение, Царство Божие, о которых говорит Евангелие, неотделимы от того, что совершается в этом мире. Если человек станет пренебрегать своим земным служением, это будет изменой его призванию. С другой стороны, тех, кто все силы отдает только материальному, ждет неминуемая катастрофа. Жизнь коротка и может оборваться в любой момент. И в любой момент человек может быть спрошен о том, как он прожил свою жизнь, на что употребил он данные ему спо­собности и таланты.

Царство Божие:

Иисус говорит о Царствии Божием, иногда называя его также Царством Не­бесным, как о Своем Царстве, Своем господстве в мире и в сердцах людей. Цар­ство Божие выше всего преходящего. Сокрушая власть зла, оно несет на землю законы Неба. Эту духовную реальность нельзя ставить в один ряд с каким-либо земным счастьем. Земное счастье хрупко, немного нужно, чтобы развеять его. Царство Божие — это жизнь в правде Божией, именно такая жизнь приносит че­ловеку наивысшее удовлетворение и счастье.

Кто же может проложить путь к Царству? Кто подведет к нему человека? Иисус. Он не только Пастырь; Он — Дверь, Врата, через которые входят люди в Царство Небесное. Так учил Он о Себе Самом. Он — Посредник, соединяющий Небо и землю. «Никто, — говорит Иисус, — не приходит к Отцу, как только че­рез Меня» (Ин. 14, 6).

Таким образом, Благая Весть Иисуса Христа есть весть о спасении от смерти, о приобщении мира к Божественной жизни как высшей его цели. Это Царство уже приходит в наш мир, если в душах людей воцаряется Гос­подь. Оно приносит вступающим в него не забытье, а светлое, радостное чув­ство близости Отца Небесного. Евангелие разрушило преграды, разделявшие людей. Каждый, становящийся христианином, при­обретает как бы второе гражданство, входит в народ, в котором «нет ни эллина, ни иудея... но все и во всем Христос» (Гал.З, 28; Кол.3, 11).

 

 

2. История раннего христианства: возникновение церкви, Вселенские соборы церкви, расколы внутри христианства.

В прощальной беседе с учениками Христос обещал им послать Святого Духа как Учителя и Руководителя. Святой Дух сошел на апостолов на 50 день после воскресения Христова. Это событие произошло в Иерусалиме и совпало с празд­нованием Пятидесятницы – 50-го дня после иудейской Пасхи. Когда – то в этот день бог через Моисея даровал евреям Закон на горе Синай.

Сошествие Святого Духа на собравшихся вместе апостолов было воспринято как явление языков пламени, которые как бы разделились и сошли на каждого из апостолов. Эти огненные языки Святого Духа позволили апостолам говорить на иных языках, поэтому их теперь стали понимать представители других народов. Ученики Христа составили новозаветную – христианскую церковь.

Слово «церковь» происходит от греческого «кириакос» — «дом Господень». Но в старославянском и русском текстах Священного Писания «церковь» соот­ветствует греческому слову «экклесия» — «собрание (призванных)». Избранность ветхозаветного Израиля унаследовала Христианская Церковь — новозаветный Израиль, новый народ Божий, перешагнувший через расовые, национально-куль­турные и государственные границы. Глава Христианской Церкви — Сам Христос.

Первыми распространителями христианства стали 12 апостолов Христа, они основали христианские общины. Самые известные из апостолов — Петр (счи­тающийся основателем христианской церкви), Павел (бывший ярый язычник, ко­торый не был прямым учеником Христа, но, уверовав в него, очень много сделал для разъяснения в своих проповедях учения Иисуса), Андрей (распространявший христианство в разных странах, в том числе в России, и по версии древнерусской летописи «Повести временных лет» основавший Киев).

Апостолы, по мнению христиан, несли не только истины учения Христа, но и благодать (по гр. харизма), т.е. особую божественную силу, которая передава­лась через специальный священнодейственный акт рукоположения в священство.

V В католичестве и православии носителями и передатчиками бла­годати являются священники (чем они и отличаются от мирян). Протестанты же считают, что благодать может сни­зойти на любого человека, и не признают в этом смысле при­оритета священников.

Богословы и теологи признают, что церковь является социальной организа­цией. Но главным в определении церкви для них является ее мистическая, таин­ственная природа. Христианское богословие утверждает, что церковь — это не историческая организация, а мистическое образование, земная, телесная форма существования Иисуса Христа. Как утверждает Крупнейший русский религиозный философ В. С. Соловьев: «Церковь есть тело Христово не в смысле метафоры, а в смысле метафизической формулы. Множественность отдельных людей, из которых слагается церковь, образует единую общность, в которой благодатно проявляется действие Духа Божия» (Соловьев В. С. Духовные ос­новы жизни. Собр. соч. 1903. Т. 3. С. 388). В связи с этим православные бого­словы и католические теологи стремятся подчеркнуть специфичность церкви, ее отличие от любых форм социальной организации. Церковь — «это не смертный, рассыпающийся на индивиды коллектив, а как бы живое существо, надмирной сверхчеловеческой природы, имеющее божественные свойства вечности, нераз­решимости, нетления, святости, непогрешимости», — утверждает православ­ный богослов А. В. Карташев (Карташев А. В. Православие — свет истинный опровержения безбожия. 1938. С. 205). С точки зрения католической теологии, церковь есть ни что иное, как выражение и обнаружение для людей таин­ства универсальной любви Отца, Сына и Святого Духа как чистого союза с ними человечества.

Таинственная, мистическая природа единения христиан с Богом отразилась в семи таинствах христианства, возникших в ходе начальной истории христи­анской церкви. Через эти таинства церковь выполняет и по сей день свою задачу воссоединения людей с Богом.

Христианские таинства:

1. Крещение. Крещение в христианстве берёт начало из обряда, исполненного Иоанном Крестителем над Иисусом в реке Иордан. Крещение принимается всеми христианскими конфессиями и означает для того, кого крестят, — кре­щаемого — вступление в Церковь. Крещение уже как таинство, а не как обряд установилось в апостольские времена, и тогда, как, впрочем, и сейчас, ему предшествовало наставление в вере. Взрослые верующие, готовившиеся при­нять крещение, назывались оглашенными или оглашаемыми. Они готовили себя к крещению молитвой и исповедью. Оглашаемые разделялись на три группы. Первая — «слушающие»; они получали право присутствовать в церкви, слушать Священное Писание и церковные настав­ления. Вторая группа оглашаемых — «те, кто преклоняет колени»; они могли присутствовать в храме на протяжении всей службы. Третью группу составляли «требующие», т. е. те, кто уже приготовился принять крещение. Только им доверялись важней­шие элементы христианского учения о Святой Троице и Церкви. Оглашение длилось от одного до трёх лет. Известны случаи, когда оглашенные откладывали совершение самого обряда до предсмертного часа, чтобы предстать перед Богом после смерти совершенно «чистыми». Однако подобная практика не поощрялась Церковью.

Обычно совершение таинства приурочивалось к празднику Пасхи или Пятиде­сятницы и заключалось в погружении в воду. По общему для Православной и Католической Церквей учению крещение есть таинство, в ходе которого кре­щаемый со словами: «Крещается во имя Отца и Сына и Святого Духа» — по­лучает Божию благодать и очищается от личных грехов, совершённых ранее, и от первородного греха, тяготеющего над всеми людьми до крещения. Это таинство совершается один раз и больше не повторяется на протяжении жизни. (Протестантство вкладывает в таинство крещения несколько иной смысл, поскольку считает, что прощение грехов и без того даровано христиа­нину Иисусом Христом.)

Вначале крещение проводилось на открытом воздухе, в ручьях и реках, позже — в специальных помещениях крещальнях или баптистериях. Крещение явля­ется одним из самых ярких моментов в жизни христианина.

2. Евхаристия (причащение). (греч. – «благодарение».) Во время этого таинства все христиане в храме съедают кусочек хлеба и выпивают немного вина, кото­рые символически олицетворяют соответственно тело и кровь Христа. Только через евхаристическое собрание можно объяснить само устройство ранней Церкви, жившей от одной евхаристической трапезы до другой. Богослужение было неотделимо от реальной помощи, заботы о неимущих братьях, вдовах, сиротах. Приходя для совершения евхаристии (первоначально просто в дом к кому-нибудь из членов общины), каждый приносил дары: хлеб и вино — для общей трапезы, деньги и вещи — для помощи неимущим.

Первой евхаристией считается Тайная Вечеря Иисуса Христа и его учеников. Затем с момента возникновения церкви она стала постоянно совершаемым та­инствам на всех собраниях членов христианских общин. Сейчас евхаристия является центром всего христианского богослужения: после того, как священ­ники церкви приносят благодарственную, умилостивительную и молитвенную жертву Богу за спасение всех людей, человек причащается (приобщается) к «телу и крови Христа», т.е. реально соединяется с Христом, освящая свою душу и свое тело. Евхаристия может совершаться только соборно. И лишь собравшись вместе для принесения Святых даров, община христиан становится Церковью.

(Для Православной и Католической Церквей — таинство, во время которого происходит пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христа. Для Про­тестантской Церкви евхаристия — только символический обряд, напоминаю­щий о Тайной Вечере и крестной жертве Христа. Через причащение хлебом и вином христиане получают возможность мистического общения с Богом.)

Крещение и евхаристия являются главными христианскими таинст­вами.

3. Покаяние. Или исповедь. Это устный рассказ священнику о своих грехах пе­ред Богом и получение прощения грехов от Христа через священника. Каждый священник обязан свято хранить тайну исповеди.

4. Миропомазание. Во время этого таинства происходит символическая передача христианину «даров Святого Духа» через помазание (смазывание) лба, глаз, ушей, рта, груди, рук и ног специальным ароматическим благовонием – миром. Данное таинство напоминает о сошествии Святого Духа на апостолов Христа после его вознесения. Миропомазание, как и крещение, совершается лишь од­нажды.

5. Елеосвящение (соборование). Помазание освященным древесным маслом – елеем – больного христианина с целью его выздоровления. Это таинство напо­минает христианину о чудодейственных исцелениях, когда-то осуществляв­шихся Иисусом Христом.

Перечисленные пять таинств являются обязательными для исполнения каждым христианином. Два остальных обязательными не являются:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 878; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 1.679 сек.