Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Русская православная церковь в период формирования и укрепления централизованного государства 2 страница




Миссионерская деятельность русской православной церкви в первой по­ловине ХVIII в. проходила, в основном,вПоволжье. Результатом проповедей православных миссионеров было почти полное обращение в православие чу­вашей, мордвы, марийцев. Для устройства быта вновь крещё­ных была уст­роена “новокрещенская контора”, подчинявшаяся синоду. Татары крести­лись значительно меньше. Они имели уже более высокоразвитую культуру и религию, чем другие народы Поволжья. Насильственное насаждение христи­анства вызывало восстания татар и башкир и послужило причиной их актив­ного участия в крестьянской войне Емельяна Пугачёва.

Одновременно велась проповедь христианства средикалмыков. Крещё­ные калмыки переходили к оседлому образу жизни и переселялись в Россию, в основном, в район Киева. Калмыцкие ханы первоначально выражали недо­вольство уходом их подданных. В 1720 г. российское правительство заклю­чило с ханом Аюком договор, по которому за ка­ждого крещёного калмыка Аюк получал 30 рублей серебром. В 1724 г. внук Аюка Тай­шим сам принял крещение и приказал креститься кочевавшим с ним 5 тыс. калмыкам. К 1730 г. число крещёных калмыков достигло 20 тыс. Впоследствии миссия среди них стала менее успешной, так как устройство их быта было передано госу­дарственным органам, чиновники которых нередко допускали злоупотребле­ния. Результатом стало бегство кал­мыков за Урал и возвращение их к тради­ционной религии.

В Западной Сибири проповедь среди хантов и мансивёл митрополит то­больский Фи­ло­фей. Он крестил свыше 10 тыс. человек, построил 37 храмов. Его сподвижник – архи­ман­дрит Феофан дошёл с проповедью христианства до Камчатки, где основал Успенский мо­настырь. В 1728 г. там начала работу миссия во главе с архимандритомИоасафом. Мис­сионеры крестили около 10 тыс. камчадалов и построили три школы, где учили детей чте­нию, письму, рисованию, работе с различными инструментами. Митрополит тобольскийСильвестр, сменивший Филофея, действовал насильственными методами. В результате жалоб татар светским властям, он был переведён в Суздаль.

В Восточной Сибири для успешного распространения христианства в 1706 г. была созданаИркутскаяепархия. Её первым епископом стал Инно­кентий. Он проповедовал среди эвен­ков, якутов и бурят. Менее успешной в то время оказалась миссия среди чук­чей.

Со второй половины XVIII в. предпринимались попытки миссионерской деятельно­стина Кавказе. Во главе миссии стояли грузин - архимандритПла­тонирусскийпротоие­рейЛе­бедев. За 20 лет (1771-1791) миссии удалось крестить свыше 8 тыс. осетин. Благо­даря этому было положено препятствие распространению ислама, активно осуществляв­шемуся турецкими миссионе­рами на Северном Кавказе во внешнеполитических интересах Тур­ции.

С начала ХIХ в. начался новый этап миссионерской работы. Он был свя­зан с появле­нием в 1789 г. при Казанскойсеминарии отделения по изучению языков народов Повол­жья и Сибири. Такие же отделения появлялись в учеб­ных заведениях всех сибирских епархий. К началу ХIХ в. было подготовлено достаточно кадров, владеющих языками, из­дана церковная литература и поя­вились особые училища для инородцев. Изменились ме­тоды проповеди. Вме­сте с проповедниками к язычникам теперь шли учителя и медики, миссио­неры изучали верования разных народов и серьёзно готовились к дискуссии с ними, ища точки соприкосновения. Нередко проповедь и богослужение ве­лись на нацио­нальных языках, что привлекало язычников к христианству. Глубоким знатоком ламаизма был епископ иркутскийНил, проповедовавший христианство у бурят. Епископ камчат­скийИннокентий привлёк на свою сторону многих якутов тем, что вёл службу на их языке. Благодаря новым методам проповеди, удалось распространить христианство среди части кир­гизов и чукчей, и окрестить свыше 33 тыс.

За рубежом в Х1Х веке христианство распространилосьвЯпонии. Осно­вателем японской миссии был иеромонах Николай (Касаткин), духовник рус­ского консульства. Он перевёл на японский язык Евангелие и богослужебную литературу, крестил трёх знатных японцев, в том числе синтоистского жреца Сваабе. Они распространили христианство по стране. В 1869 г. миссия полу­чила поддержку российского правительства. Были открыты школы в Токио и Хакодате. В 1880 г. Николай был рукоположен в епископа японского и руко­по­ложил первых православных японцев в священников. Он управлял япон­ской епар­хией до 1912 г. и оставил добрую память.

 

 

6. Русская православная церковь в 1917 г. и в Советский период (1917 – 1990 гг.)

Русская православная церковь между февралём и октябрём 1917 г.

25 февраля 1917 г. император Николай II отрёкся от престола. К власти пришло Вре­менное правительство, образованное Государственной думой. Его отношение к церкви было отрицательным.

Новым обер-прокурором синода стал Н. В. Львов. Он по своему произ­волу увольнял архиереев, изменил состав синода, введя в него приходское духовенство, передал печат­ный орган синода – газету “Всероссийский Цер­ковно-Общественный Вестник” Петро­градской духовной академии, которая в то время считалась рассадником революционных идей в церкви.

По епархиям прокатилась волна съездов духовенства и мирян. Некото­рые архиереи, излишне строго относившиеся к своей пастве, были отправ­лены в отставку. Однако в большинствеепархий съезды выразили до­верие правящим архиереям. Особенно важное значение имело замещение Москов­ской и Петроградской кафедр сторонниками церковной традиции (митропо­лит Тихон в Москве и митрополитВениамин в Петрограде).

Все силы – как революционеры, так и сторонники традиции – стреми­лись закрепить свою точку зрения авторитетом поместного собора. 29 ап­реля 1917 г. синод создал совет по подготовке к собору и издал постановле­ние о начале выборов. От каждой епархии должно было быть избрано по два клирика (священника, дьякона или псаломщика) и три миря­нина. Кроме того, на соборе бронировались места для архиереев, членов совета по подго­товке к собору, представителей крупнейших храмов, монастырей, духовных учеб­ных за­ведений и т. д.

Собор открылся 15 августа 1917 г. в Москве. На первых заседаниях уча­стники собора приняли ряд обращений к народу, армии, правительству. Суть обращений касалась покая­ния в отступлении от патриотического и христиан­ского долга и возвращения к его испол­нению. Важнейшим решением первой сессии Собора, прошедшей с августа по октябрь 1917 г., было восстановле­ние патриаршества и избрание патриарха. Это решение вызвало бур­ные споры сторонников и противников. Обе стороны апеллировали к опыту цер­ковной истории. Сторонники указывали на положительную роль патриарше­ства в истории страны и тяготы, которые пришлось пережить церкви в сино­дальный период. Противники ссыла­лись на личные недостатки отдельных патриархов и обвиняли своих оппонентов в монар­хизме.

Всё же большинством голосов патриаршество было восстановлено, пат­риархом по жребию из трёх кандидатов был избран митрополитмосковский Тихон. По настоянию Собора патриарх назначил трёх архиереев, которые должны были принять патриарший престол, если Тихон не сможет исполнять обязанности патриарха по причине ареста или гибели.

Русская православная церковь в первые годы советской власти

Приход к власти большевиков в корне изменил положение церкви в го­сударстве. Од­ним из первых декретов советское правительство отделило церковь от государства. Цер­ковь потеряла права юридического лица. Теперь она не могла владеть имуществом, свя­щенники не могли преподавать в свет­ских учебных заведениях. Предмет “Закон Божий” был изъят из школьной программы. Государство провозгласило своё право пропагандиро­вать науч­ный атеизм, а пропаганда религии в любой форме была запрещена.

Согласно идеологии советского государства, духовенство считалоськонтрреволюци­он­ным элементом, поэтому с первых лет советской власти на церковь обрушились репрес­сии. Первые кровавые столкновения произошли при попытках верующих организовать крестные ходы за пределамицерков­ной ограды. В период красного террора, которым большевики ответили на покушения на некоторых вождей, представители духовенства наряду с пред­ставителями других, ранее господствовавших классов, были взяты в каче­стве заложников и расстреляны.

В 1921 г. в условиях голода во многих районах страны по инициативепатриарха был соз­дан комитет помощи голодающим (Помгол). Патриарх призвал глав всех христиан­ских конфессий помочь голодающим продоволь­ствием и финансами. Он благословил приходы и монастыри пожертвовать ценные вещи, не употребляющиеся при богослуже­нии. Совет­ское правитель­ство распустило Помгол и создало специальную комиссию по организации государственной помощи голодающим. Началась кампания по изъятию всех церковных ценностей, в том числеупотребляющихся при богослужении. Патриарх при­звал население “силой народного вопля” защитить храмы от святотатцев – похитителей святыни. По стране прокатилась волна кровавых столкновений. В их организации были обвинены свя­щенники и епископы, однако многие суды выносили приговоры лично про­тив патриарха Тихона, как главного организатора “преступлений”. По приговору Петро­градского суда в мае 1922 г.патриарх был признан виновным и приговорён к домаш­нему аресту. Он был помещён под стражу в Донской монастырь в Москве.

Невозможностью патриарха выполнять свои обязанности воспользова­лисьобнов­ленцы. Один из их лидеров – священник Александр Введенский с группой обновленцев предложил Тихону передать полномочия Высшему церковному управлению, во главе кото­рого он хотел видеть престарелого ми­трополита ярославского Агафангела. Патриарх, на­ходясь в сложном положе­нии, согласился. Различные группы обновленцев объединились в так назы­ваемую “Живую церковь” и объявили патриарха “лишённым сана”. В адрес высшего духовенства они высказывались исключительно негативно: назы­вали их “без­дельниками”, монархистами, требовали государственных ре­прессий против них.

Патриарх Тихон обратился к советскому руководству с заявлением о ло­яльности и призвал верующих не сопротивляться советской власти, которая как и любая власть, по словам патриарха, происходит от Бога. Он также зая­вил об отказе поддерживать какую-либо из контрреволюционныхгруппиро­вок. Это заявление вызвало резкое недовольство русских архиереев, оказав­шихся в эмиграции после гражданской войны. Их центром яв­лялся город СремскийКарловец, или Карловац (Сербия). Лидером их был митрополит харьковский Антоний. Они решительно отказались признавать советскую властьи выдвинули ряд других требований, выполнение которых могло бы вызвать уничтожение всей русской церкви. Патриарх Тихон отказался их вы­полнить. Эмигрировавшие архиереи прекратили общение с патриархом Ти­хоном и провозгласили образование русской православнойцеркви за гра­ни­цей. Во главе её встал Высший церковный совет под председательством ми­трополита Антония. Это событие получило название Карловацкого раскола.

В июне 1923 г. патриарх был освобождён из-под арестаивернулся к ис­полнению обязан­ностей. Он распустил Высшее церковное управление, объя­вил недействительными все его постановления, лишил сана епископа Анто­нина и священников Александра Вве­денского и Владимира Красницкого, восстановилпорядок в украинских епархиях. Там по инициативе национали­стического петлюровского правительства была сформирована неза­висимаяук­раинская православная церковь во главе со священником ВасилиемЛипков­ским, который провозгласил себя митрополитом, и рукоположил епи­скопов. Липковского поддержали 1 500 украинских приходов. Патриарх ввёл личное управление в украинской церкви. Лич­ным представителем (экзархом) патриарха был назначен архиепископ грод­ненский Ми­хаил. Ему подчини­лось значительное большинство приходов.

В апреле 1925 г. патриарх Тихон скончался. Перед смертью он обнаро­довал имена своих преемников – митрополитов смоленского Кирилла, яро­славского Агафангела и кру­тицкого Петра. Каждый следующий должен был принять престол в случае невозможности предыдущего сделать это. Полно­мочия местоблюстителя сохранялись до поместного со­бора. В силу обстоя­тельств местоблюстителем патриаршего престоластал митрополит Пётр. Он также назначил себе трёхпреемников. Первым из них стал митрополит ни­жего­родский Сергий.

В декабре 1925 г. митрополит Пётр был арестован. Митрополит Сергий приступил к исполнению обязанностей местоблюстителя. Он именовал себя во всех документах замес­тителем местоблюстителя патриаршего престола. В отношении советской власти он про­должил лояльнуюполитику, проводимую в последние годы патриархом Тихоном.

Несмотря на лояльность митрополита Сергия, гонения на церковьпро­должались. В 1928 – 1929 гг. возобновилась кампания закрытия храмов. В 1928 г. по стране было за­крыто 34 храма, в 1929 г. – 1 119. В 1932 г. активи­зировалась деятельность Союза воинст­вующих безбожников. Был принят пя­тилетний планликвидации религии (так назы­ваемая “безбожная пятилетка”), предусматривающий последовательное приня­тие таких мер, как уничтоже­ние храмов, запрет написания религиозных сочинений и изго­товление пред­метов культа, ссылки священников и активных верующих. На первом этапе осущест­вления этого плана намечалось ликвидировать русскую православ­ную церковь, на втором – все остальные вероисповедания.

Совет Народных Комиссаров принял ряд постановлений, ограничивших социальныевозможности церкви: запрет заниматься благотворительностью, произносить проповеди. Од­нако перепись населения 1937 г. показаланеэф­фективность идеологической борьбы про­тив религии. Верующими себя счи­тали две трети сельского и треть городского населения. Тем не менее, Союз воинствующих безбожников был распущен, его лидеры репрессиро­ваны, кампания закрытия храмов продолжилась, к концу 1939 г. в СССР осталось четыре действующих монастыря и чуть более 100 храмов.

Русская православная церковь в годы Великой Отечественной войны

22 июня 1941 г. нача­лась Великая Отечественная война. В первый жедень войны митрополит Сергий обра­тился к верующим с призывом сделатьвсё необходимое для победы над врагом. В храмах начался сбор средств на вооружение, подарки бойцам, помощь раненым и сиротам. На средства, соб­ранные церковью, были построены самолёты для эскадрильи “Александр Невский” и танковая колонна “Дмитрий Донской”.

На оккупированных территориях немецкие власти насаждалирасколы. Они поощ­ряли различные формы религии: как православие, так и суеверия. Православным еписко­пам запретили иметь какие-либо связи смосковским митрополитом. В Белоруссии они сменили руководителя церкви, назначив экзархом епископа Филофея. На Украине немцы поддержали сторонников самостоятельной церкви. Во главе её встал епископ Поликарп, формально сохранивший связи с Москвой, но не выполнивший ни одного постановления митрополита Сергия.

Военная опасность заставила советскую власть изменить отношениек церкви. Вновь начали открываться храмы, прекратилась деятельность Союза воинствующих безбожни­ков, представитель церкви – митрополит Николай вошёл в состав комиссии по расследо­ванию злодеяний фашистов. 4 сентября 1943 г. состоялась встреча митрополита СергиясИ.В. Сталиным, на которой было разрешено созвать архиерейский собор и вернуть из ссылки оставшихся в живых архиереев.

Архиерейский собор, состоявшийся 8 сентября 1943 г., утвердил митро­полита Сергия на посту патриарха. В стране начали открываться храмы (к 1949 г. их стало 14 500), мона­стыри (их число возросло до 69), духовные учебныезаведения (8 семинарий и 2 акаде­мии). Начал выходить “Журнал Московской патриархии”, были осуществлены издания Библии, молитвосло­вов и другой, необходимой для богослужения литературы. Прошло много ар­хиерейских рукоположений, пустующие кафедры были замещены. При СНК СССРбылсоздан Комитет по связям с православной церковью, во главе ко­торого встал Г.Г. Карпов. Был наведён порядоквепархиях, освобождённых от оккупации. Клир был очищен от пособников оккупантов. К русской пра­вославной церкви присоединились мно­гиесторонники заграничной церкви, обновленцы и григорьевцы, восстановились отноше­нияс грузинской право­славной церковью.

15 мая 1944 г. патриарх Сергий скончался. Согласно его завещанию, ме­стоблюстите­лем престола стал митрополит ленинградскийАлексий. Помест­ный соборрусской право­славной церкви, состоявшийся в феврале 1945 г., утвердил его в должности патриарха. Основным направлениемдеятельности патриарха Алексия I было развитие международ­ных связей с православными церквями. В 1945 г. русский патриарх Алексий впервые посетил Па­лестину. Русская православнаяцерковь начала играть важную роль в миротворческом движении.

Русская православная церковь в годы второй волны атеизма

В 1958 г. Н.С. Хрущёв объявил о начале новой кампании по борьбе с ре­лигиозными пережитками. Вновь начала выходить атеистическая литература, стали закрываться храмы(к 1965 г. из 14 500 храмов осталось 6 800), мона­стыри (из 69 монастырей осталось 16), духовные учебные заведения (оста­лось одна духовная академия из трёх и три семинарии из восьми). Несмотря на отсутствие в законодательстве дис­криминации в отношении верующих, на практике дискриминация проводилась. Верую­щим, и даже просто посещаю­щим храм людям грозили неприятности на работе или по месту учёбы (вплоть до увольнения или отчисления из учебного заведения), выселение, активные верующие нередко оказывались пациентамипсихиатрических кли­ник.

После смещения Н. С. Хрущёва в 1964 г., когда к власти пришёл Л.. Брежнев, сек­ретарём ЦК КПСС, ответственным за идеологию, стал М.. Су­слов. Он считал, что с ре­лигией нужно бороться, но так, чтобы не получать упрёков с запада. В этот период пере­стали закрыватьсяхрамы, но власти препятствовали их ремонту и любым действиям цер­ковных общин.

На международной арене религиозная жизнь в СССР выгляделавполне благопри­стойно. Русская православная церковь участвовала вмиротворче­ском движении. С 1961 г. её делегация во главе с епископом Никодимом уча­ствовала в работе Всемирногосовета церквей. Против показного благополу­чия, скрывающего бедственное положение церкви в СССР, протестовали церковные диссиденты. Наиболее активными среди них были свя­щенники Глеб Якунин и НиколайЭшлиман. В 1965 г. они направили патриарху Алек­сию и председателюПрезидиума Верховного Совета СССР Н.В. Подгорному послание с про­тестом против закрытия храмов и нарушения прав верующих и выражали осуждение по­зиции патриарха, который якобы попустительст­вует этому. В 1966 г. они опубликовали текст послания за рубежом. С тех пор проблема нарушения прав верующих в СССР стала одной из любимых тем антисоветской пропаганды.

В 1970 г. патриарх Алексий I умер. Местоблюстителем престола был на­значен ми­трополит Пимен. 30 мая 1971 г. открылся Поместный собор, утвер­дивший Пимена на по­сту патриарха. Важнейшим деянием Пимена, кроме ак­тивной международной деятельно­сти, было снятие со старообрядцев прокля­тий, наложенных в Поместными соборами 1656 и 1667 гг.

Русская православная церковь в период перестройки

1980-е годы для русской православной церкви прошли под знаком тыся­челетия Кре­щения Руси. В 1981 г. при патриархе была создана комиссия по подготовке юбилейных торжеств. Было подготовлено и издано несколько церковно-исторических сочинений, пе­реиздана Библия и молитвослов, ряд других духовных книг.

В 1985 г. к власти пришёл М.С. Горбачёв. При нём началась либерализа­ция полити­ческой системы страны. Подверглись осуждению черты тоталита­ризма, в том числе ре­прессии в отношении религии, изменилось отношение к религиозным организациям. Ты­сячелетие крещения Руси стало не только церковным, но и общенародным событием. Церкви начали возвращаться храмы (правда, в разрушенном виде), стали создаваться и регистрироваться новые церковные приходы. Значительно расширился выпуск духовной лите­ратуры, к нему подключились светские издательства. Светские руководители при­знали огромное нравст­венное влияние церкви. После смерти патриарха Пимена (3 мая 1990 г.), патриархом был избран митрополит ленинградский и новгородский Алексий II, который и возглавляет русскую православную цер­ковь по настоящее время.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 550; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.