Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Самария, ок. 750—740 гг. до Р.Х




Пророк Осия

Откровение любви Божией.

В своих пророчествах Амос был не одинок: в Эфраиме появился проповедник, говоривший о близкой гибели Израиля. То был Осия, младший современник Амоса. Вероятно, он жил в Сама-рии и проповедовал в одном из ее святилищ; есть основания полагать, что он был священником. Религиозное состояние народа и богослужебная практика были ему хорошо известны. Но из того, что Осия говорит о пророках и священниках, можно заключить, что он принадлежал к тем людям, ко­торые осознали духовный кризис Израиля и не желали мириться с застоем и вырождением веры.

Осия смотрел на Синай как на верный ори­ентир в религиозной жизни народа. Он прове­рял Моисеевыми заповедями события своего вре­мени и должен был прийти к таким же печальным выводам, что и Амос. Однако Осия не стал лишь предсказателем мрачного конца, не был он похож и на надменного мудреца, который, подобно Ге­раклиту, бесстрастно судит о людских безумствах с высоты своего превосходства.

Осия временами готов кричать от терзающей его скорби; он охвачен горем, возмущением, стра­стной тоской по гармонии и миру.

Какие-то не совсем ясные для нас события в жизни Осии подготовили его душу к восприятию новых глубин богопознания.

Что же произошло с Осией? Он рассказы­вает о своей жизни довольно сбивчиво: в одном месте говорит, что женился на «блуднице», в дру­гом — о своей любви к неверной женщине. Вряд ли перед нами аллегория. По-видимому, и «блуд-ница», и «неверная жена» Осии — одно и то же реальное лицо.

 

Рис. 102

Сеятель

 

Для Сократа неудачный брак едва ли мог быть трагедией; и дело здесь не столько в лич­ном характере философа, сколько в том, что грек, как правило, не ждал от женщины духовной бли­зости и понимания.

Между тем в Израиле женщины не были безмолвными рабынями. Жены некоторых про­роков разделяли со своими мужьями их служе­ние. Поэтому нет ничего странного в том, что Осия искал в своей жене сочувствия и духовной бли­зости. Но вместо этого он нашел легкомыслие, равнодушие и грубость. Кажется, что на какое-то время между мужем и женой произошел полный разрыв. Согласно обычаю, Осия мог обратиться к суду, строго каравшему неверных жен, но лю­бовь не позволила ему сделать это; напротив, она в конце концов взяла верх над горечью измены, и Осия вернул жену в дом. Светлый эпилог Книги пророка Осии говорит о том, что сильное и чистое чувство победило после всех испытаний.

Нравственные страдания, через которые про­шел Осия, стали тем опытом для души, в резуль­тате которого раскрылся пророческий дар.

Для Осии религия — не столько долг или обязанность, сколько прежде всего любовь к Богу. У него, первого в Священном Писании, брак, лю­бовь мужа и жены становятся символом союза Бога с человеком. В браке есть и долг, и обязан­ности, но сущность его — в таинственном едине­нии двух существ. Такова и вера. В ее основе лежат не требования, а любовь: доверие, привязанность, неразрывные узы. Здесь Осия предвосхитил уже апостола Павла и Иоанна Бо­гослова.

Трагедия Израиля — в его измене любви Божией.

Но не только прямое отпадение в язычество составляет в глазах Осии измену народу Божия. Он видит ее в искажении самого почитания Ягве. В этом он целиком единодушен с Амосом, про­поведником религии Духа.

«Сделали себе литых кумиров, — ироничес­ки говорит пророк, — из своего серебра, по своим понятиям, изделие художника. Говорят им: прино­сите жертву! Человек, целуй тельцов!» (Ос 13:2).

Возмездие готовится руками самих грешни­ков, которые, «посеяв ветер, пожнут бурю» (Ос 8:7). Еще яснее, чем у Амоса, у Осии выражена мысль о том, что в самом отступничестве от Бога уже заложена кара. Не Бог-мститель явится с бичом для воздаяния, а сам грех обрушит его на преступника. Бог лишь создал такое положение вещей в мире, при котором наказание за грех неотвратимо.

Но в тот самый момент, когда приговор ка­жется уже готов, среди упреков, сетований и зло­вещих предсказаний неожиданно звучит голос Божий. И это уже не голос непреклонного Су­дии, а слова, исполненные бесконечной жалости и сострадания.

 

«Как предам Я тебя, Эфраим?

Отрекусь ли от тебя, Израиль?..

Повернулось во Мне сердце Мое,

Разгорелась во Мне жалость Моя».

(Ос 11:8)

Пророку, любовь которого преодолела все муки измены, явилась неугасимая любовь Божия. Он — возлюбленный. Он — всепрощающий:

 

«Он уязвил — и Он же исцелит,

Он ранил — Он же и перевяжет раны».

(Ос 6:1)

 

Отвергнутый и преданный людьми. Бог стра­дает. Вот непостижимая тайна, открывшаяся про­року Осии. Это страдание — боль неразделен­ной любви, оно свидетельствует о сокровенных узах, связующих творение и Творца.

Мы нужны Ему! Не чудо ли? В силах ли мы понять эту мысль?

«Божество не страдает, страдание есть при­знак несовершенства», — говорят в смущении фи­лософы. Нет, отвечает им пророк, есть Божествен­ное страдание. Бог страждет из-за нашего несовершенства.

Перед лицом страстей Господних преобра­жается человек. Уже не черви мы, попираемые ногами, не забытый островок мира, а дети Бо­жий, которых Неизреченный держит на руках, которых ОН с болью проводит через испыта­ния, чтобы обратить к раскаянию. Такими уви­дел людей Осия. Если Амос бросает грешни­ков в бездну ужаса, то Осия возносит кающихся к вратам Неба.

«Я — Бог, а не человек!» — говорит Ягве (Ос 1:9). Это звучит, как удар грома. Но при этом Непостижимый и Вечный, Он полон какой-то глубочайшей живой человечности. Он есть Правда, и поэтому — Судия, но Он же сострада­ет грешникам. Он же останавливает стрелы гне­ва; Его любовь сильнее закона воздаяния.

Пророк не только ясновидец любви, но и провозвестник свободы, которая раскрывается в том, что Всемогущий ждет обращения людей Своих.

В эпоху греческой тирании, основания Рима и ассирийских нашествий, в отблеске кровавого заката Израиля Осия, последний пророк Север- я ного царства, говорит о Боге, который есть Лю­бовь и ждет от человека ответной любви. И когда Сын Человеческий войдет под кровы отвержен­ных, презираемых и грешных, он напомнит закон­никам, кичившимся своим благочестием, эти вели­кие слова Осии: «Милосердия хочу Я, а не жертвы...» (Ос 6:6; ср. Мф 9:13; 12:7).

 

Рис. 103

Пророк Исайя. Г. Доре. Гравюра

 

Исайя и «бедняки Господни»




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 307; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.