Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Истинные причины




Резюме

А.Г. ШМЕЛЕВ

ТЕСТ КАК ОРУЖИЕ



Шмелев Александр Георгиевич доктор психологических наук, профессор факультета психологии МГУ им. М.В. Ломо­носова.

Работает научным руководителем в ЗЛО «Гуманитарные техно­логии». Член Российского психологического общества, член Европейской ассоциации прикладной психологии, член РОСРО (Российского общественного совета но развитию образования). Разработка программно-методических средств для образова­тельного, профессионального и психологического тестирова­ния в Центре тестирования ЗЛО «Гуманитарные технологии» отмечена Патентом на технологию тестирования «Телетестинг» (Роспатент, 1998, совместно с Л.Г. Серебряковым и Л.Г. Лари­оновым), а также сертификатом на оболочку тестирования MAINTEST в 2004 году. Контакты: [email protected]


Глубинную основу дискуссий вокруг тестов составляют научно-методический

кризис, незрелость профессионального сообщества и кризис кадровой политики

в нашей стране, В статье предлагается метафорическое сравнение теста

с оружием. Подобно оружию, тесты дают преимущество их обладателю

и могут нанести вред человеку. Метафора оружия позволяет попятно изложить

такие характеристики тестов, как надежность, валидностъ, достоверность.

Большая часть недоразумений, связанных с тестами, происходит от их

неквалифицированного использования.


В последние годы полемика во­круг метода тестов в нашей стране заметно оживилась. Можно даже выразиться так: обострилась. Это вызвано рядом обстоятельств, среди которых на поверхности лежит вне­дрение единого государственного экзамена (ЕГЭ) для выпускников


общеобразовательной школы и аби­туриентов (Болотов, 2002)'. В ре­зультате появления такого общего­сударственного проекта, как ЕГЭ, дискуссия по тестам выплеснулась в СМИ и стала объектом всевоз­можных рассуждений и домыслов со стороны непрофессионалов —


1 Автору -этих строк довелось разрабатывать по заказу Минобразования России в 2002-2003 гг. так называемый «Портал информационной поддержки ЕГЭ» (ем. адрес в Интер­нете: www.ege.ru). На этом портале ежегодно размещались репродукции свыше 300 статей по те­матике ЕГЭ, среди которых добрая половина содержала всегда остро дискуссионные доводы «за» или «против» самого метода тестирования в российском образовании.


Тест как оружие



 


лиц, не имеющих специальных зна­ний в области психологии и педаго­гики (прежде всего со стороны жур­налистов).

В глубинной основе дискуссии во­круг тестов, по моему убеждению, кроются другие, более глобальные причины:

а) научно-методический кризис;

б) незрелость профессионального
сообщества;

в) кризис кадровой политики
в стране.

Все три указанные причины тесно взаимодействуют друг с другом, так сказать, переплетены и взаимообус­ловлены.

На рубеже XX и XXI столетий в нашей стране обострился дефицит эффективных методов психологичес­кой и психолого-педагогической ди­агностики. Этот дефицит возник не вчера и даже не позавчера. Стало банальностью ссылаться на поста­новление ЦК ВКП(б) 1936 г. «О пе­дологических извращениях в системе Наркомпроса», которое затормози­ло развитие отечественных работ в области психологических измерений на полстолетия, но факт остается фактом: к концу XX века Россия ока­залась на задворках общемирового процесса развития тестологии, тесто­вых технологий, а главное — разви­тия тестологической культуры среди пользователей тестов. Об этом гово­рит фактическое отсутствие востре­бованных практикой оригинальных отечественных тестовых методик, удовлетворяющих всем психометри­ческим требованиям — репрезента­тивности, надежности, валидности,


достоверности (см.: Бодалев, Сто­лиц, 1988; Шмелев и др., 1996). Толь­ко в 1982 г. появилось первое серьез­ное переводное издание на русском языке — книга А. Анастази «Психо­логическое тестирование» (Анаста­зи, 1982). Однако как только запрет на тесты был снят, события стали повторяться в печальном соответст­вии с постановлением 1936 г. Это вы­разилось в том, что невзыскатель­ные, неосведомленные, а проще го­воря, невежественные практические работники уже в 80-е гг. немедленно кинулись тиражировать и использо­вать западные методики, не прошед­шие экспериментальной проверки в российских условиях. Возникла массовая практика применения тес­тов в нижних слоях государственной и социальной пирамиды (в профот­боре на массовые специальности, при проведении медико-психологи­ческих обследований населения и т. п.).

Наряду с этим в те же 80-е гг. на­блюдалась встречная тенденция — к отказу от применения метода тес­тов при отборе и аттестации влия­тельных служащих госаппарата, в частности, руководящих работни­ков силовых структур. Совсем недав­но в «Российской газете» была опуб­ликована статья М. Виноградова (Виноградов, 2003), в которой, ко­нечно, присутствует изрядный эле­мент драматизации и сверхполитиза­ции, но одновременно с этим и кон­статация определенных малоизвест­ных фактов — о том, какие причины привели к закрытию в 80-е гг. воз­главляемой М. Виноградовым лабо­ратории психофизиологических ис­следований в системе МВД. Не имея возможности ни подтвердить, ни оп-


 


 

 

 



 


ровергнуть сведения и оценки, дан­ные М. Виноградовым, я считаю тем не менее, что данная статья свиде­тельствует об объективной законо­мерности: тест как инструмент объ­ективного контроля уровня развития профессиональных качеств, и осо­бенно как инструмент выявления противопоказаний к работе, воспри­нимается коррумпированными высо­копоставленными лицами как угроза личной безопасности и устойчивости их положения во властной иерархии. По-видимому, так было и так будет во все времена. Недаром подногот­ная постановления 1936 г. также оку­тана слухами и догадками о том, что практика тестирования воспринима­лась как угроза личным интересам лиц, принадлежавших в то время к правящей верхушке.

В 90-е гг. прошлого века положе­ние усугубилось жесточайшим обще­системным и финансовым кризисом, в частности, кризисом финансирова­ния отечественной науки. Производ­ство отечественных тестов погибло, фактически не поднявшись из мла­денческой колыбели. Оказалось го­раздо выгоднее пользоваться краде­ными западными методиками, чем оригинальными отечественными, за которые отечественные специали­сты законно хотели получить ком­пенсацию вложенного квалифициро­ванного труда. Возникшую ситуа­цию можно в какой-то мере сравнить с вытеснением отечественных филь­мов из кинопроката, хотя уровень развития отечественной киноиндуст­рии был к тому времени гораздо вы­ше, чем уровень российской тестоло-гии. Неоправданные массовые тира­жи тестовых сборников (начиная с «Лучших психологических тестов»,


1992) не в последнюю очередь прово цировались потребностью научны; работников в элементарном выжива нии «любой ценой» — ценой копееч ных гонораров за разглашение про фессиональных секретов и публика^ цию сырых исследовательских вер­сий переводных методик, еще не под­готовленных для практического ис­пользования. Редкие попытки выст­раивания цивилизованных отноше­ний с западными производителями тестов сталкивались на внешнем рынке с несоразмерными (с курсом рубля) ценами на лицензии в долла­ровом выражении, тогда как на вну­треннем рынке такие попытки про­сто не могли выдержать конкурен­ции с пиратской практикой торговли краденой интеллектуальной собст­венностью (см. об этом мои заметки в «Психологической газете»: Шме­лев, 1996, 1999). В этих условиях не только разработка оригинальных те­стов, но и работа по серьезной пси­хометрической адаптации западных тестов — наиболее популярных в России — оказалась экономически невозможной.

Но означает ли перечисленное выше, что само понятие «тест» опять следует предать анафеме и снова пойти по тому же замкнутому кру­гу — с возвратом в 1930-е гг., по ко­торому мы (как страна, как гильдия профессионалов в области психоло­гии и педагогики) уже ходили? Увы, попытки такой огульной критики метода тестов и сейчас наблюдают­ся. К подобной критике прибегают отнюдь не только движимые так на­зываемым «гуманизмом» непрофес­сионалы, но и сами обладающие все­ми академическими регалиями уче­ные-психологи (Холодная, 1999).


Тест как оружие



 


По моему убеждению, чтобы ра­зорвать этот исторически порочный круг, надо прежде всего самим спе­циалистам глубже разобраться в по­нятии «тест», осознать статус этого инструмента познания в широком социальном контексте, границы и правила его использования — не во вред, а во благо людей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 358; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.