Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воспитание: сущность, концепции и принципы




Сущность воспитания взрослых. Теория воспитания взрослых — важнейший компонент андрагогики, исследующий закономерности, со­держание, методы, средства, условия воспитательной работы. Воспита­ние в целостном андрагогическом процессе выступает одновременно базисом и средством развития и обучения индивида. В то же время оно представляется вполне самостоятельной системой с соответствующими атрибутами — своими целями, содержанием, методами и пр.

Изменение условий и ритма жизни, научные и технические до­стижения и многое другое требуют от личности постоянного совер­шенствования. Вряд ли можно встретить человека, не испытывающего потребности в интеллектуальном, эстетическом, физическом, экономи­ческом, экологическом, правовом и других видах саморазвития на любом этапе жизни. При этом люди нуждаются не только в пополнении багажа знаний и умений, — с возрастом приходится пересматривать мировоззренческие, ценностные, потребностные и прочие установки, искать способы решения проблем взаимодействия, общения с коллегами или близкими. Все труднее человеку справляться с этим самостоятельно. Однако воспитанию взрослых не уделяется достаточного внимания ни со стороны государства, ни со стороны исследователей. Отечественная андрагогика не отреагировала на возникновение различного толка кур­сов самосовершенствования взрослых людей.

Воспитание связано с образованием, просвещением и самообразо­ванием людей. В обществе его реализуют разнообразные социальные институты: семья, государство, различного типа и уровня образова­тельные учреждения, общественно-правовые, международные объеди­нения (ООН, ЮНЕСКО и др.), территориальные, производствен­ные, общественно-политические, научно-культурные, религиозные, государственно-общественные, социально-благотворительные и иные объединения. Роль каждого из них в воспитании неравнозначна и к тому же исторически меняется в зависимости от особенностей конкретной социально-политической системы и государственной политики в сфере воспитания. Кроме того, она трансформируется по мере взросления ин­дивидуума. В современном обществе особенно велико воспитательное влияние на личность науки, культуры, средств массовой информации. Вместе с тем взаимосвязь между общественными институтами воспита­ния не имеет системного характера, и это делает воспитание дискретным в отличие от непрерывности социализации. Отсюда неоднозначность и противоречивость воспитывающих влияний на человека. Принци­пиально важно систематизировать и оптимизировать развивающее, обучающее и воспитывающее влияние этих социальных институтов на личность.

Действенность воспитания зависит от множественности воспиты­вающих влияний. Как культурно-общественное явление многофактор­ное воспитание включает широкий круг природных и общественных сфер в процесс активного созидания человека. Среди них наиболее значимы: природа, родной язык, общение (домашнее, семейное, внесемейное), культивируемые и значимые для человека формы деятельно­сти, искусство, литература, средства массовой информации, традиции, образ жизни, стремления самого человека, его ценности, жизненные смыслы, роли, отношение к себе, мировосприятие и т.д. Именно много­факторность воспитания требует отказа от жесткости формирующего воздействия на личность. Только сам человек может решать, что он принимает, а что нет.

В качестве исходного определения понятия «воспитание» можно принять предложенное ЮНЕСКО, где образование и воспитание рас­сматриваются как «осуществление процесса всестороннего развития человека, который протекает на протяжении всей его жизни и направлен на наиболее полное раскрытие его способностей в интеллектуальном, физическом, эмоциональном, моральном и духовном отношениях».

Пока систему воспитания взрослых трудно назвать сложившейся, речь может идти только о ее становлении. К элементам системы можно отнести цели, содержание, формы, методы, средства, стажеров, целевую группу и андрагогов. Однако четкость определения, обоснованность, не­обходимость и достаточность каждого элемента требуют специальных исследований.

Превращение внешних ценностей, установок, норм и правил в личностно значимые, внутренние, проявляющиеся в поведении индивида, составляет психологический механизм и сущность процесса воспитания. Поэтому центральная проблема воспитания — ориентация взрослой личности на самовоспитание. При определении путей воспитания и самовоспитания следует учитывать зрелость личностных установок. Поэтому так важно адекватно определить степень (уровень) зрелости личности, ее установки и качества. На этой основе строится процесс воспитания и самовоспитания. Воспитание, по сути, является одним из средств самовоспитания.

Воспитание рассматривается педагогами как функция человече­ского общества по передаче накопленных ценностей (знаний, морали, трудового опыта, опыта владения и увеличения материальных богатств и др.) и в организованных формах (система образования), и путем естественного усвоения в результате межпоколенных взаимодействий и влияния среды.

Акцентирование внимания педагогов на «целенаправленно органи­зованном взаимодействии» в процессе воспитания демонстрирует отказ от ранее практиковавшегося прямого воздействия, сопровождавшегося методами жесткого и прямого управления воспитанием личности (нака­зание, приказ и пр.). Если для педагогики отказ от прямого воздействия в пользу социального взаимодействия является шагом к гуманизации, то для андрагогики этого уже недостаточно. Недостаточно потому, что не всегда социальное взаимодействие в андрагогическом процессе может осуществляться в традиционном для педагогики понимании. Не всегда взрослый человек готов вступить в воспитывающее взаимодействие со специалистом, даже имеющим четкое представление о том, в чем и как обучающемуся можно помочь, обладающим соответствующими навы­ками и в совершенстве владеющим необходимыми методами. В арсенале андрагога должен быть широкий спектр методов и приемов. Далеко не последнюю роль должны играть методы не прямого социального влияния (обучающего, развивающего и воспитывающего). Кроме того, взрослая личность чаще всего не приемлет вторжения в свой внутренний мир. Пришло время целенаправленного влияния, весьма эффективного в плане перевода внешних воздействий во внутренний личностно зна­чимый мир.

В Педагогической энциклопедии (1993 г.) дается следующее определение влияния: «Влияние в воспитании, деятельность воспи­тателя в едином процессе социального взаимодействия, приводящая к изменению каких-либо аспектов индивидуальности воспитуемого, его поведения и сознания, форма осуществления функций педагога». В воспитывающем влиянии выделяют в качестве его основных спосо­бов: убеждение, внушение, заражение и подражание. Педагоги сводят педагогическое влияние к требованию и оценке (коллективным или индивидуальным). Наибольшим влиянием обладает референтная груп­па и самый авторитетный педагог. Влияние может быть направленным ( убеждение) и ненаправленным (подражание). Направленное влияние может быть прямым и косвенным. В педагогической деятельности различают влияние индивидуально-специфическое (передача еще не освоенных личностью образцов личностной активности, выражающих его уникальные личностные характеристики) и функционально-ролевое (связано с задаваемыми ролью способами возможного поведения). Приоритетность влияния в воспитании взрослых обусловлена предо­ставлением взрослой личности (как объекту-субьекту) права на выбор, а, следовательно, и принятия личной ответственности за последствия.

Воспитание взрослых является процессом и результатом соци­ализации личности — как неорганизованной, так и целенаправленно организованной и управляемой андрагогом, содействующим взрослой личности в самовоспитании.

Воспитание, с одной стороны, является целенаправленным, сис­тематичным и квалифицированным влиянием на личность, позволяю­щим предупредить ошибки, достичь намеченной цели, с другой — осно­вано на сознании человека, поэтому требует его активного участия. А это значит, что воспитание достаточно субъективный и «искусственный» процесс. Однако его слабости при грамотном профессиональном под­ходе можно превратить в сильные стороны. Обозначенные сущностные. характеристики воспитания отводят ему решающую роль в социализа­ции человека, поэтому не правы как те, кто считает его бессмысленным и бессильным, так и те, кто признает его единственно возможным сред­ством изменения человеческой натуры.

Воспитателъ-андрагог — лицо, организующее и управляющее про­цессом воспитания взрослой личности, помогающее ей и оказывающее воспитательное влияние. Суть деятельности воспитателя-андрагога за­ключается в переносе ответственности за результаты воспитательного процесса на саму взрослую личность.

Объектная роль «воспитанника» противоречит принципам гу­манистической андрагогики, ориентированной на взрослую личность как на субъект воспитательного процесса. В этой связи следует отдать предпочтение термину «стажер» — как личности, приобретающей стаж, опыт в определенном виде деятельности, практикующейся в ней.

Основа воспитания взрослых — активная и сознательная дея­тельность, наряду с наследственностью и воздействием среды. Это предопределяет требования, удовлетворение которых обеспечивает вос­питывающий эффект. Из всех видов деятельности (трудовой, учебной и пр.) надо выбирать в воспитательном процессе наиболее значимую, при этом не следует отвергать даже игровую деятельность — взрослые с удовольствием участвуют в играх. Все должно быть подчинено обе­спечению максимальной эффективности воспитывающего влияния.

Итак, ключевые понятия при организации воспитывающего влияния на взрослую личность: деятельность — активность — потреб­ности — мотивы.

Если педагогами процесс воспитания определяется как «процесс формирования и развития личности, включающий в себя как целена­правленное воздействие извне, так и самовоспитание личности», то процесс воспитания взрослого человека отличается, прежде всего, необ­ходимостью учета уже сформировавшихся понятий, ценностей и устано­вок. Поэтому основой воспитания становится не столько формирование, развитие и воздействие, сколько содействие в совершенствовании либо перестройке сформированных качеств, ценностей и пр.

Опорой андрагогу должно служить понимание движущих сил вос­питательного процесса. Движущей силой поведения и сознания людей является потребность, которая характеризуется функциональной или психологической нуждой в чем-либо, требующей удовлетворения. Не­посредственным детерминантом воспитывающей и самовоспитывающей деятельности является мотивация. Развитие мотивации происходит во взаимосвязи с развитием мировоззрения, общих, индивидуальных и специальных способностей и с осознанием личностью своего места в жизни.

Не менее значима для воспитания взрослых направленность лич­ности, которая отражает духовно-практическую сферу и обусловлена системой ее потребностей, мотивов, убеждений, идеалов, интересов.

При организации воспитательного процесса ориентиром андрагогу будут служить свойственные каждому индивиду кризисные моменты развития, которые либо дают толчок к дальнейшему развитию, либо отбрасывают его с ранее освоенной ступени развития. Движущей силой стадийного развития личности является сочетание трех переменных: объективной социальной позиции человека; жизненных смыслов чело­века, понимания им своих целей и задач; степени расхождения между первыми двумя переменными. Человек входит в кризисное состояние именно в случае дисбаланса между социальной позицией и значимыми для него жизненными смыслами. Выйти из кризиса ему поможет лишь обретение новых смыслов.

Цель воспитания — одна из наиболее сложных категорий. Она от­носится к сфере философских, политологических и психологических исследований ведущих ученых многих стран. Сложность заключается в бесконечности процесса становления и развития личности.

При выборе цели воспитания следует принять во внимание наиболее значимые характеристики личности, состояние научных исследований и общественного развития. Так, должны быть учтены закономерности физиологического созревания организма, психическое развитие человека, инновации в философии, психологии, педагогике и андрагогике, уровень общественной культуры, идеология, политика государства и многие другие факторы.

В отечественной педагогике в определении цели воспитания пе­решли от формирования всесторонне и гармонически развитой личности (1980-е гг.) к помощи личности в разностороннем развитии (см. Закон РФ «Об образовании» 1992 г.).

На этом поиск адекватной цели воспитания взрослой личности не остановился. Так, СИ. Змеев цель воспитания определяет как «форми­рование личности, активно, компетентно и эффективно участвующей в экономической, социальной и личной жизни». Тем самым в центр ста­вится не личность с ее индивидуальными потребностями, а обществен­ные интересы. Приведенная формулировка противоречит принципам гуманизации воспитания, нацеливает воспитателя на активное прямое воздействие на личность, на ее формирование. Кроме того, взрослой личности придается объектный статус, что чаще всего ею отвергается в пользу субъектного определения хода и результатов собственного процесса воспитания.

Современное решение проблем воспитания личности реализуется в личностно ориентированном подходе. Основные его элементы как со­временной государственной концепции воспитания прослеживаются в Законе РФ «Об образовании» и других нормативных источниках. Личностно ориентированный подход возводит личность в ранг си­стемообразующего элемента, самостоятельно определяющего цели собственного воспитания. При этом учитываются ее особенности и воз­можности. Личность привлекается к организации собственного процесса воспитания на всех его стадиях, начиная с подготовки и включая анализ достигнутого.

Личностно ориентированный подход учитывает базовое образова­ние и культуру личности как основы для дальнейшего ее развития, сти­мулирования саморазвития, помощи в жизненном самоопределении.

Цель воспитания взрослой личности — помощь в формировании самодостаточной, целостной личности.

Воспитательные задачи заключаются в помощи личности в осо­знании своих проблем и поиске путей их разрешения, формировании стремления к самосовершенствованию, анализе и создании необходи­мых условий как средства реализации ее жизненных целей с учетом общественных условий и задач, в разработке комплексной системы вос­питывающего влияния, содержание, формы, методы и средства которой адекватны поставленной цели.

Системность процесса воспитания взрослых требует выделения в нем последовательности действий (циклов). Ориентиром может служить следующий алгоритм: завоевать доверие, продемонстрировать необходимость изменения личности (перевоспитания), привить ей ответственность за себя, совместно сформулировать перспективные и ближние цели изменения личности, выработать критерии реализации запланированной цели, совместно разработать план работы (содержа­ние, методы' и формы), определить пути и средства его реализации, реализовать изменение личности, формируя навыки самовоспитания и саморазвития (сопровождается мониторингом), подвести итоги, оценить результаты, проанализировать достижения и ошибки, уста­новить обратную связь, закрепить полученные результаты, совместно сформулировав цели дальнейшего самовоспитания и саморазвития личности.

Содержательно воспитательный процесс должен включать озна­комление с общими нормами и требованиями поведения, формирование отношений к ним на основе осознанного овладения нормами и пра­вилами, формирование взглядов и убеждений посредством создания ситуаций, проявляющих позицию, формирование общей направлен­ности личности как устойчивой привычки поведения, становящейся нормой.

Современные концепции воспитания. Существует великое множе­ство концепций, построений и подходов, стремящихся к систематизации взглядов и пониманию явлений и процессов.

Авторитарные концепции нацеливают на руководство личностью,
формирование заданных обществом свойств. Именно данная модель
в советской педагогике служила базисом строительства коммунистической системы воспитания: формирование всесторонне и гармонично
развитой личности, гражданина-коллективиста, преданного идеалам
коммунизма, политически активного, патриота и интернационалиста,
по-коммунистически относящегося к труду. Данная научная система не
учитывала интересы индивида и отличалась жесткостью форм и методов
воспитания.

В противоположность авторитарным гуманистические концепции исходят из потребностей самой личности. Современная российская сис­тема образования восприняла данное направление. Крайнее развитие идеи — отказ от целей формирования личности, а предоставление ей информации, в рамках которой она делает выбор направления само­развития (философия экзистенциализма).

В основе отношений воспитателя-андрагога и личности лежат до­верие и уважение. Целью воспитательной деятельности должен стать не абстрактный социальный заказ, а программа развития конкретного индивидуума.

Важнейшим условием успешного самоопределения служит целе­направленное формирование или коррекция (реабилитация) самосо­знания личности. Таким образом, можно в качестве основных выделить следующие направления развития личности: развитие самосознания и потребности в самовоспитании, культура общения, культура здорового образа жизни, интеллектуальная культура, обучение и самообразование, культура досуга.

Воспитание взрослой личности должно строиться на качествен­но новом межличностном общении. Оно должно развивать интерес к самопознанию, психологическому (внутреннему) миру человека, его сознанию, потребностям и чувствам, взглядам и верованиям. Подобный тип общения предъявляет повышенные требования к андрагогу — его способности подавать пример гуманизма в общении и поступках. В ре­зультате должна быть сформирована способность уважать и считаться с неповторимыми индивидуальными особенностями другого челове­ка. Поскольку индивидуальность личности формируется в процессе общения, оно представляет собой одну из самых ярких и целостных форм самовыражения личности (интеллектуального, эмоционального, волевого).

Гуманистический подход подразумевает, что в результате взаимо­действия воспитателей и стажеров совершенствуются индивидуальные психические и физические задатки, складываются новые социальные отношения и качества личности, вырабатываются способы самостоя­тельной деятельности, стиль мышления, познания и общения, опреде­ляется личностный смысл жизни.

К недостаткам гуманистического подхода можно отнести осла­бление чувства социальной ответственности и целенаправленности взаимодействия. Не случайно многие педагоги на Западе, избегая край­ности технологизма и гуманизма, основывают воспитание на религиозной философии и морали. В частности, теория неотомизма ставит в качестве цели формирование богобоязненной личности, заботу о душе (главное) и теле на основе христианской этики.

Принципы воспитания взрослых. Сущность воспитания отра­жают принципы, цели и система организации. Принципы социали­стического воспитания были пронизаны явно выраженной партийно-идеологической направленностью. Сегодня социально-экономические и культурно-исторические реалии изменились, и упор делается не на воспитание в коллективе, а на социальное влияние посредством межлич­ностного и межгруппового взаимодействия с опорой на рекомендации социальной психологии. Ранее, как правило, все принципы воспитания были направлены на внешние факторы и явления и практически не за­трагивали саму личность: как работать с ней, как сделать так, чтобы она воспринимала воспитывающее влияние, какие должны быть способы и условия эффективного воспитывающего влияния и многое другое. Сегодня принципы воспитания взрослых должны учитывать, прежде всего, особенности взрослой личности.

Целенаправленность воспитывающего влияния. Принцип являет­ся ведущим и предполагает прогнозируемость и плановость процесса воспитания. При этом планирование должно быть перспективным и ориентированным на главную цель — настрой на постоянство и бес­прерывность процесса самосовершенствования. Кроме того, необходим мониторинг хода и результатов воспитывающего влияния.

Ориентация наличность как системообразующий компонент вос­питательной системы. Принцип гуманистический и личностно ори­ентированный, поскольку предполагает возведение личности во главу системы. Именно в соответствии с ее потребностями и возможностями задается цель воспитания. Взрослый человек вправе рассчитывать на то, чтобы с ним считались, на свое активное участие на всех этапах по­строения и реализации воспитательного влияния. Являясь объектом, он выступает также полноправным субъектом воспитательной системы.

Социальная направленность воспитания. Личность не может су­ществовать вне общества. Ее готовят для жизни в обществе и с его по­мощью. В воспитании взрослого человека как социального существа не­обходимо учитывать влияние (стихийное и организованное) социальной среды. Реализация воспитательного потенциала коллектива (группы) основана на социально-психологических и социально-андрагогических механизмах формирования межличностных, межгрупповых и внутри-групповых и прочих процессов. В более широком значении данный прин­цип предполагает ориентацию на требования общества, перспективы его развития. Принцип тесно связан с социальными целями воспитания, интегрирующими государственные и личностные потребности. Одна­ко не следует думать, что лидерство отдается социуму (государству), коллективу, социокультурной среде. Это не отвечает современным тенденциям в обществе, науке и производстве. Приоритет остается за личностью.

Опора на положительные качества личности. Принцип, основыва­ющийся на том, что в каждом человеке есть позитивное начало, по своей сути оптимистичен. Это — отправная точка любого воспитательного влияния и требует от андрагога веры в положительные результаты вос­питания, в стремление любого человека стать лучше. Для поддержания и развития этого стремления необходима адекватная система методов, средств воспитания и мотивации.

Гуманистичность воспитательного влияния. Принцип ориентирует на самобытность индивида, регламентирует доверительные и уважи­тельные отношения, основанные на авторитете андрагога, взаимном сотрудничестве, эмпатии, доброжелательности. Принцип предполагает создание благоприятного психологического климата и эмоционального фона.

Системность и целостность воспитательного влия ния. Необходи­мость использования данного принципа обусловлена многофакторно­стью процесса воспитания. Системность предполагает комплексный под­ход к многостороннему воспитательному процессу (целям, содержанию, методам и формам), учет интересов всех участников воспитательного процесса (стажера, группы и андрагога-воспитателя), а также внешних воздействий и сформированных внутренних структур личности (ценно­стей, потребностей, убеждений, идеалов, интересов). Однако для реали­зации этого принципа трудно создать действительно всеохватывающую систему, построенную на единстве и преемственности воспитательных процессов, на учете цикличности развития личности.

Учет индивидуальных особенностей личности. Принцип значим для педагогики, но еще более актуален в андрагогике. Для взрослых вариа­тивность сочетаний воздействий среды и личностных реакций настолько велика, что усредненный подход к личности может дать негативный результат. Принцип нацеливает на формирование индивидуальности как свойства личности, предопределяющее построение воспитательной системы — выбор средств и методов работы с конкретным индивиду­умом, изучение его самого и условий его жизнедеятельности. Поэтому так ценен мониторинг хода и результатов воспитательного влияния. Учет возрастных особенностей взрослых предопределяет специфику самого андрагогического воспитания.

Стимулирование активной деятельности и опора на позитив­ный опыт личности. Принцип определяет деятельность как наиболее эффективный способ и результат воспитательного влияния. Человек развивается в процессе активной самостоятельной деятельности. Вос­питание основано на оптимальном сочетании разных видов деятельно­сти. При этом андрагог должен стимулировать активность стажеров, их творческую свободу. Мощным воспитательным потенциалом обладает труд, поэтому он в обязательном порядке должен быть включен в вос­питательный процесс.

При работе со взрослыми нельзя не учитывать уже накопленный ими негативный опыт, который будет сдерживать позитивные преоб­разования в личности и в любой момент может «взорваться». Опыт, которым наделила личность жизнь, надо стараться превратить в основу дальнейшего развития.

Многофакторность и достаточность воспитательных влияний. Известно, что человек воспринимает все многообразие окружающих воздействий. При недостаточно полном их учете андрагогом решающий фактор может выпасть из его поля зрения. Кроме того, за взрослым человеком должно оставаться право выбора: чему следовать, от чего отказаться. Многофакторность позволяет эти условия реализовать. Вместе с тем не следует слишком увлекаться, в противном случае даже самые лучшие приемы могут дать отрицательный результат.

Ориентация на мотивационную сферу. Человеку необходима по­стоянная «настройка» на какое-либо действие. Таким настраивающим механизмом является личностная мотивация. Если она ослабла или утеряна, процесс воспитания будет малоэффективен. Принцип включает внутренние рычаги самовоспитания личности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 3467; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.