КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Воспитание: сущность, концепции и принципыСущность воспитания взрослых. Теория воспитания взрослых — важнейший компонент андрагогики, исследующий закономерности, содержание, методы, средства, условия воспитательной работы. Воспитание в целостном андрагогическом процессе выступает одновременно базисом и средством развития и обучения индивида. В то же время оно представляется вполне самостоятельной системой с соответствующими атрибутами — своими целями, содержанием, методами и пр. Изменение условий и ритма жизни, научные и технические достижения и многое другое требуют от личности постоянного совершенствования. Вряд ли можно встретить человека, не испытывающего потребности в интеллектуальном, эстетическом, физическом, экономическом, экологическом, правовом и других видах саморазвития на любом этапе жизни. При этом люди нуждаются не только в пополнении багажа знаний и умений, — с возрастом приходится пересматривать мировоззренческие, ценностные, потребностные и прочие установки, искать способы решения проблем взаимодействия, общения с коллегами или близкими. Все труднее человеку справляться с этим самостоятельно. Однако воспитанию взрослых не уделяется достаточного внимания ни со стороны государства, ни со стороны исследователей. Отечественная андрагогика не отреагировала на возникновение различного толка курсов самосовершенствования взрослых людей. Воспитание связано с образованием, просвещением и самообразованием людей. В обществе его реализуют разнообразные социальные институты: семья, государство, различного типа и уровня образовательные учреждения, общественно-правовые, международные объединения (ООН, ЮНЕСКО и др.), территориальные, производственные, общественно-политические, научно-культурные, религиозные, государственно-общественные, социально-благотворительные и иные объединения. Роль каждого из них в воспитании неравнозначна и к тому же исторически меняется в зависимости от особенностей конкретной социально-политической системы и государственной политики в сфере воспитания. Кроме того, она трансформируется по мере взросления индивидуума. В современном обществе особенно велико воспитательное влияние на личность науки, культуры, средств массовой информации. Вместе с тем взаимосвязь между общественными институтами воспитания не имеет системного характера, и это делает воспитание дискретным в отличие от непрерывности социализации. Отсюда неоднозначность и противоречивость воспитывающих влияний на человека. Принципиально важно систематизировать и оптимизировать развивающее, обучающее и воспитывающее влияние этих социальных институтов на личность. Действенность воспитания зависит от множественности воспитывающих влияний. Как культурно-общественное явление многофакторное воспитание включает широкий круг природных и общественных сфер в процесс активного созидания человека. Среди них наиболее значимы: природа, родной язык, общение (домашнее, семейное, внесемейное), культивируемые и значимые для человека формы деятельности, искусство, литература, средства массовой информации, традиции, образ жизни, стремления самого человека, его ценности, жизненные смыслы, роли, отношение к себе, мировосприятие и т.д. Именно многофакторность воспитания требует отказа от жесткости формирующего воздействия на личность. Только сам человек может решать, что он принимает, а что нет. В качестве исходного определения понятия «воспитание» можно принять предложенное ЮНЕСКО, где образование и воспитание рассматриваются как «осуществление процесса всестороннего развития человека, который протекает на протяжении всей его жизни и направлен на наиболее полное раскрытие его способностей в интеллектуальном, физическом, эмоциональном, моральном и духовном отношениях». Пока систему воспитания взрослых трудно назвать сложившейся, речь может идти только о ее становлении. К элементам системы можно отнести цели, содержание, формы, методы, средства, стажеров, целевую группу и андрагогов. Однако четкость определения, обоснованность, необходимость и достаточность каждого элемента требуют специальных исследований. Превращение внешних ценностей, установок, норм и правил в личностно значимые, внутренние, проявляющиеся в поведении индивида, составляет психологический механизм и сущность процесса воспитания. Поэтому центральная проблема воспитания — ориентация взрослой личности на самовоспитание. При определении путей воспитания и самовоспитания следует учитывать зрелость личностных установок. Поэтому так важно адекватно определить степень (уровень) зрелости личности, ее установки и качества. На этой основе строится процесс воспитания и самовоспитания. Воспитание, по сути, является одним из средств самовоспитания. Воспитание рассматривается педагогами как функция человеческого общества по передаче накопленных ценностей (знаний, морали, трудового опыта, опыта владения и увеличения материальных богатств и др.) и в организованных формах (система образования), и путем естественного усвоения в результате межпоколенных взаимодействий и влияния среды. Акцентирование внимания педагогов на «целенаправленно организованном взаимодействии» в процессе воспитания демонстрирует отказ от ранее практиковавшегося прямого воздействия, сопровождавшегося методами жесткого и прямого управления воспитанием личности (наказание, приказ и пр.). Если для педагогики отказ от прямого воздействия в пользу социального взаимодействия является шагом к гуманизации, то для андрагогики этого уже недостаточно. Недостаточно потому, что не всегда социальное взаимодействие в андрагогическом процессе может осуществляться в традиционном для педагогики понимании. Не всегда взрослый человек готов вступить в воспитывающее взаимодействие со специалистом, даже имеющим четкое представление о том, в чем и как обучающемуся можно помочь, обладающим соответствующими навыками и в совершенстве владеющим необходимыми методами. В арсенале андрагога должен быть широкий спектр методов и приемов. Далеко не последнюю роль должны играть методы не прямого социального влияния (обучающего, развивающего и воспитывающего). Кроме того, взрослая личность чаще всего не приемлет вторжения в свой внутренний мир. Пришло время целенаправленного влияния, весьма эффективного в плане перевода внешних воздействий во внутренний личностно значимый мир. В Педагогической энциклопедии (1993 г.) дается следующее определение влияния: «Влияние в воспитании, деятельность воспитателя в едином процессе социального взаимодействия, приводящая к изменению каких-либо аспектов индивидуальности воспитуемого, его поведения и сознания, форма осуществления функций педагога». В воспитывающем влиянии выделяют в качестве его основных способов: убеждение, внушение, заражение и подражание. Педагоги сводят педагогическое влияние к требованию и оценке (коллективным или индивидуальным). Наибольшим влиянием обладает референтная группа и самый авторитетный педагог. Влияние может быть направленным ( убеждение) и ненаправленным (подражание). Направленное влияние может быть прямым и косвенным. В педагогической деятельности различают влияние индивидуально-специфическое (передача еще не освоенных личностью образцов личностной активности, выражающих его уникальные личностные характеристики) и функционально-ролевое (связано с задаваемыми ролью способами возможного поведения). Приоритетность влияния в воспитании взрослых обусловлена предоставлением взрослой личности (как объекту-субьекту) права на выбор, а, следовательно, и принятия личной ответственности за последствия. Воспитание взрослых является процессом и результатом социализации личности — как неорганизованной, так и целенаправленно организованной и управляемой андрагогом, содействующим взрослой личности в самовоспитании. Воспитание, с одной стороны, является целенаправленным, систематичным и квалифицированным влиянием на личность, позволяющим предупредить ошибки, достичь намеченной цели, с другой — основано на сознании человека, поэтому требует его активного участия. А это значит, что воспитание достаточно субъективный и «искусственный» процесс. Однако его слабости при грамотном профессиональном подходе можно превратить в сильные стороны. Обозначенные сущностные. характеристики воспитания отводят ему решающую роль в социализации человека, поэтому не правы как те, кто считает его бессмысленным и бессильным, так и те, кто признает его единственно возможным средством изменения человеческой натуры. Воспитателъ-андрагог — лицо, организующее и управляющее процессом воспитания взрослой личности, помогающее ей и оказывающее воспитательное влияние. Суть деятельности воспитателя-андрагога заключается в переносе ответственности за результаты воспитательного процесса на саму взрослую личность. Объектная роль «воспитанника» противоречит принципам гуманистической андрагогики, ориентированной на взрослую личность как на субъект воспитательного процесса. В этой связи следует отдать предпочтение термину «стажер» — как личности, приобретающей стаж, опыт в определенном виде деятельности, практикующейся в ней. Основа воспитания взрослых — активная и сознательная деятельность, наряду с наследственностью и воздействием среды. Это предопределяет требования, удовлетворение которых обеспечивает воспитывающий эффект. Из всех видов деятельности (трудовой, учебной и пр.) надо выбирать в воспитательном процессе наиболее значимую, при этом не следует отвергать даже игровую деятельность — взрослые с удовольствием участвуют в играх. Все должно быть подчинено обеспечению максимальной эффективности воспитывающего влияния. Итак, ключевые понятия при организации воспитывающего влияния на взрослую личность: деятельность — активность — потребности — мотивы. Если педагогами процесс воспитания определяется как «процесс формирования и развития личности, включающий в себя как целенаправленное воздействие извне, так и самовоспитание личности», то процесс воспитания взрослого человека отличается, прежде всего, необходимостью учета уже сформировавшихся понятий, ценностей и установок. Поэтому основой воспитания становится не столько формирование, развитие и воздействие, сколько содействие в совершенствовании либо перестройке сформированных качеств, ценностей и пр. Опорой андрагогу должно служить понимание движущих сил воспитательного процесса. Движущей силой поведения и сознания людей является потребность, которая характеризуется функциональной или психологической нуждой в чем-либо, требующей удовлетворения. Непосредственным детерминантом воспитывающей и самовоспитывающей деятельности является мотивация. Развитие мотивации происходит во взаимосвязи с развитием мировоззрения, общих, индивидуальных и специальных способностей и с осознанием личностью своего места в жизни. Не менее значима для воспитания взрослых направленность личности, которая отражает духовно-практическую сферу и обусловлена системой ее потребностей, мотивов, убеждений, идеалов, интересов. При организации воспитательного процесса ориентиром андрагогу будут служить свойственные каждому индивиду кризисные моменты развития, которые либо дают толчок к дальнейшему развитию, либо отбрасывают его с ранее освоенной ступени развития. Движущей силой стадийного развития личности является сочетание трех переменных: объективной социальной позиции человека; жизненных смыслов человека, понимания им своих целей и задач; степени расхождения между первыми двумя переменными. Человек входит в кризисное состояние именно в случае дисбаланса между социальной позицией и значимыми для него жизненными смыслами. Выйти из кризиса ему поможет лишь обретение новых смыслов. Цель воспитания — одна из наиболее сложных категорий. Она относится к сфере философских, политологических и психологических исследований ведущих ученых многих стран. Сложность заключается в бесконечности процесса становления и развития личности. При выборе цели воспитания следует принять во внимание наиболее значимые характеристики личности, состояние научных исследований и общественного развития. Так, должны быть учтены закономерности физиологического созревания организма, психическое развитие человека, инновации в философии, психологии, педагогике и андрагогике, уровень общественной культуры, идеология, политика государства и многие другие факторы. В отечественной педагогике в определении цели воспитания перешли от формирования всесторонне и гармонически развитой личности (1980-е гг.) к помощи личности в разностороннем развитии (см. Закон РФ «Об образовании» 1992 г.). На этом поиск адекватной цели воспитания взрослой личности не остановился. Так, СИ. Змеев цель воспитания определяет как «формирование личности, активно, компетентно и эффективно участвующей в экономической, социальной и личной жизни». Тем самым в центр ставится не личность с ее индивидуальными потребностями, а общественные интересы. Приведенная формулировка противоречит принципам гуманизации воспитания, нацеливает воспитателя на активное прямое воздействие на личность, на ее формирование. Кроме того, взрослой личности придается объектный статус, что чаще всего ею отвергается в пользу субъектного определения хода и результатов собственного процесса воспитания. Современное решение проблем воспитания личности реализуется в личностно ориентированном подходе. Основные его элементы как современной государственной концепции воспитания прослеживаются в Законе РФ «Об образовании» и других нормативных источниках. Личностно ориентированный подход возводит личность в ранг системообразующего элемента, самостоятельно определяющего цели собственного воспитания. При этом учитываются ее особенности и возможности. Личность привлекается к организации собственного процесса воспитания на всех его стадиях, начиная с подготовки и включая анализ достигнутого. Личностно ориентированный подход учитывает базовое образование и культуру личности как основы для дальнейшего ее развития, стимулирования саморазвития, помощи в жизненном самоопределении. Цель воспитания взрослой личности — помощь в формировании самодостаточной, целостной личности. Воспитательные задачи заключаются в помощи личности в осознании своих проблем и поиске путей их разрешения, формировании стремления к самосовершенствованию, анализе и создании необходимых условий как средства реализации ее жизненных целей с учетом общественных условий и задач, в разработке комплексной системы воспитывающего влияния, содержание, формы, методы и средства которой адекватны поставленной цели. Системность процесса воспитания взрослых требует выделения в нем последовательности действий (циклов). Ориентиром может служить следующий алгоритм: завоевать доверие, продемонстрировать необходимость изменения личности (перевоспитания), привить ей ответственность за себя, совместно сформулировать перспективные и ближние цели изменения личности, выработать критерии реализации запланированной цели, совместно разработать план работы (содержание, методы' и формы), определить пути и средства его реализации, реализовать изменение личности, формируя навыки самовоспитания и саморазвития (сопровождается мониторингом), подвести итоги, оценить результаты, проанализировать достижения и ошибки, установить обратную связь, закрепить полученные результаты, совместно сформулировав цели дальнейшего самовоспитания и саморазвития личности. Содержательно воспитательный процесс должен включать ознакомление с общими нормами и требованиями поведения, формирование отношений к ним на основе осознанного овладения нормами и правилами, формирование взглядов и убеждений посредством создания ситуаций, проявляющих позицию, формирование общей направленности личности как устойчивой привычки поведения, становящейся нормой. Современные концепции воспитания. Существует великое множество концепций, построений и подходов, стремящихся к систематизации взглядов и пониманию явлений и процессов. Авторитарные концепции нацеливают на руководство личностью, В противоположность авторитарным гуманистические концепции исходят из потребностей самой личности. Современная российская система образования восприняла данное направление. Крайнее развитие идеи — отказ от целей формирования личности, а предоставление ей информации, в рамках которой она делает выбор направления саморазвития (философия экзистенциализма). В основе отношений воспитателя-андрагога и личности лежат доверие и уважение. Целью воспитательной деятельности должен стать не абстрактный социальный заказ, а программа развития конкретного индивидуума. Важнейшим условием успешного самоопределения служит целенаправленное формирование или коррекция (реабилитация) самосознания личности. Таким образом, можно в качестве основных выделить следующие направления развития личности: развитие самосознания и потребности в самовоспитании, культура общения, культура здорового образа жизни, интеллектуальная культура, обучение и самообразование, культура досуга. Воспитание взрослой личности должно строиться на качественно новом межличностном общении. Оно должно развивать интерес к самопознанию, психологическому (внутреннему) миру человека, его сознанию, потребностям и чувствам, взглядам и верованиям. Подобный тип общения предъявляет повышенные требования к андрагогу — его способности подавать пример гуманизма в общении и поступках. В результате должна быть сформирована способность уважать и считаться с неповторимыми индивидуальными особенностями другого человека. Поскольку индивидуальность личности формируется в процессе общения, оно представляет собой одну из самых ярких и целостных форм самовыражения личности (интеллектуального, эмоционального, волевого). Гуманистический подход подразумевает, что в результате взаимодействия воспитателей и стажеров совершенствуются индивидуальные психические и физические задатки, складываются новые социальные отношения и качества личности, вырабатываются способы самостоятельной деятельности, стиль мышления, познания и общения, определяется личностный смысл жизни. К недостаткам гуманистического подхода можно отнести ослабление чувства социальной ответственности и целенаправленности взаимодействия. Не случайно многие педагоги на Западе, избегая крайности технологизма и гуманизма, основывают воспитание на религиозной философии и морали. В частности, теория неотомизма ставит в качестве цели формирование богобоязненной личности, заботу о душе (главное) и теле на основе христианской этики. Принципы воспитания взрослых. Сущность воспитания отражают принципы, цели и система организации. Принципы социалистического воспитания были пронизаны явно выраженной партийно-идеологической направленностью. Сегодня социально-экономические и культурно-исторические реалии изменились, и упор делается не на воспитание в коллективе, а на социальное влияние посредством межличностного и межгруппового взаимодействия с опорой на рекомендации социальной психологии. Ранее, как правило, все принципы воспитания были направлены на внешние факторы и явления и практически не затрагивали саму личность: как работать с ней, как сделать так, чтобы она воспринимала воспитывающее влияние, какие должны быть способы и условия эффективного воспитывающего влияния и многое другое. Сегодня принципы воспитания взрослых должны учитывать, прежде всего, особенности взрослой личности. Целенаправленность воспитывающего влияния. Принцип является ведущим и предполагает прогнозируемость и плановость процесса воспитания. При этом планирование должно быть перспективным и ориентированным на главную цель — настрой на постоянство и беспрерывность процесса самосовершенствования. Кроме того, необходим мониторинг хода и результатов воспитывающего влияния. Ориентация наличность как системообразующий компонент воспитательной системы. Принцип гуманистический и личностно ориентированный, поскольку предполагает возведение личности во главу системы. Именно в соответствии с ее потребностями и возможностями задается цель воспитания. Взрослый человек вправе рассчитывать на то, чтобы с ним считались, на свое активное участие на всех этапах построения и реализации воспитательного влияния. Являясь объектом, он выступает также полноправным субъектом воспитательной системы. Социальная направленность воспитания. Личность не может существовать вне общества. Ее готовят для жизни в обществе и с его помощью. В воспитании взрослого человека как социального существа необходимо учитывать влияние (стихийное и организованное) социальной среды. Реализация воспитательного потенциала коллектива (группы) основана на социально-психологических и социально-андрагогических механизмах формирования межличностных, межгрупповых и внутри-групповых и прочих процессов. В более широком значении данный принцип предполагает ориентацию на требования общества, перспективы его развития. Принцип тесно связан с социальными целями воспитания, интегрирующими государственные и личностные потребности. Однако не следует думать, что лидерство отдается социуму (государству), коллективу, социокультурной среде. Это не отвечает современным тенденциям в обществе, науке и производстве. Приоритет остается за личностью. Опора на положительные качества личности. Принцип, основывающийся на том, что в каждом человеке есть позитивное начало, по своей сути оптимистичен. Это — отправная точка любого воспитательного влияния и требует от андрагога веры в положительные результаты воспитания, в стремление любого человека стать лучше. Для поддержания и развития этого стремления необходима адекватная система методов, средств воспитания и мотивации. Гуманистичность воспитательного влияния. Принцип ориентирует на самобытность индивида, регламентирует доверительные и уважительные отношения, основанные на авторитете андрагога, взаимном сотрудничестве, эмпатии, доброжелательности. Принцип предполагает создание благоприятного психологического климата и эмоционального фона. Системность и целостность воспитательного влия ния. Необходимость использования данного принципа обусловлена многофакторностью процесса воспитания. Системность предполагает комплексный подход к многостороннему воспитательному процессу (целям, содержанию, методам и формам), учет интересов всех участников воспитательного процесса (стажера, группы и андрагога-воспитателя), а также внешних воздействий и сформированных внутренних структур личности (ценностей, потребностей, убеждений, идеалов, интересов). Однако для реализации этого принципа трудно создать действительно всеохватывающую систему, построенную на единстве и преемственности воспитательных процессов, на учете цикличности развития личности. Учет индивидуальных особенностей личности. Принцип значим для педагогики, но еще более актуален в андрагогике. Для взрослых вариативность сочетаний воздействий среды и личностных реакций настолько велика, что усредненный подход к личности может дать негативный результат. Принцип нацеливает на формирование индивидуальности как свойства личности, предопределяющее построение воспитательной системы — выбор средств и методов работы с конкретным индивидуумом, изучение его самого и условий его жизнедеятельности. Поэтому так ценен мониторинг хода и результатов воспитательного влияния. Учет возрастных особенностей взрослых предопределяет специфику самого андрагогического воспитания. Стимулирование активной деятельности и опора на позитивный опыт личности. Принцип определяет деятельность как наиболее эффективный способ и результат воспитательного влияния. Человек развивается в процессе активной самостоятельной деятельности. Воспитание основано на оптимальном сочетании разных видов деятельности. При этом андрагог должен стимулировать активность стажеров, их творческую свободу. Мощным воспитательным потенциалом обладает труд, поэтому он в обязательном порядке должен быть включен в воспитательный процесс. При работе со взрослыми нельзя не учитывать уже накопленный ими негативный опыт, который будет сдерживать позитивные преобразования в личности и в любой момент может «взорваться». Опыт, которым наделила личность жизнь, надо стараться превратить в основу дальнейшего развития. Многофакторность и достаточность воспитательных влияний. Известно, что человек воспринимает все многообразие окружающих воздействий. При недостаточно полном их учете андрагогом решающий фактор может выпасть из его поля зрения. Кроме того, за взрослым человеком должно оставаться право выбора: чему следовать, от чего отказаться. Многофакторность позволяет эти условия реализовать. Вместе с тем не следует слишком увлекаться, в противном случае даже самые лучшие приемы могут дать отрицательный результат. Ориентация на мотивационную сферу. Человеку необходима постоянная «настройка» на какое-либо действие. Таким настраивающим механизмом является личностная мотивация. Если она ослабла или утеряна, процесс воспитания будет малоэффективен. Принцип включает внутренние рычаги самовоспитания личности.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 3467; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |