Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обогащение античного идеала воспитания в эпоху Возрождения и Реформации. 3 страница




В отличие от гуманистов Возрождения, выдвинувших много продуктивных идей и создавших отдельные очаги просвещения нового типа, Мартин Лютер связал необходимость широкомасштабной реформы образования с радикальными изменениями в обществе и церкви. Это способствовало претворению многих его идей по обновлению массовой школы в практику.

Последователи Лютера Филипп Меланхтон и Иоганн Штурм в 20- 30 гг. XVI века создали тип школы, ставшей основой для классической гимназии. В целом Реформация способствовала утверждению на Западе педагогических идеалов, направленность которых существенно отличалась от устремления гуманистов Возрождения. На смену идеальному образу гармонически развитой, преданной общечеловеческому делу личности, пришёл деловой человек - прагматик, сочетающий христианскую добродетель со служением собственным интересам. Педагогические идеалы Реформации уже в XVI в. реализовывались через достаточно широкую школьную сеть. Это были так называемые латинские (городские) школы, обучение в которых, как правило, продолжалось три года.

Значительно большее внимание развитию образования в это же время стала уделять и католическая церковь, пытавшаяся превратить школу в один из действенных инструментов политики Контрреформации. Католическая реакция, будучи направлена как против реформаторских религиозных течений, так и против антропоориентированной культуры гуманистов Возрождения, стремилась поставить себе на службу новейшие достижения педагогики того времени. Это нашло яркое выражение у иезуитов, создавших особый тип школ, которые получили широкое распространение в последующие столетия и оказали значительное влияние на развитие теории и практики западного образования.

Общество Иисуса было создано бывшим испанским офицером Игнатием Лойолой в 1534 году. В воспитании, наряду с проповедью и исповедью, иезуиты видели важное средство влияния на умы и других людей. Уже в 1551 г. они открыли первую школу в Вене, а к концу XVI в. насчитывалось более 300 колледжей (коллегиумов) иезуитов. Иезуиты сумели достаточно быстро занять влиятельные позиции во многих европейских университетах.

Всё образование в школах иезуитов было направлено на воспитание ревностных католиков. Высоко оценивая свободные искусства и естественные науки, приготавливающие ум к усвоению божественного слова, иезуиты обязывали наставников использовать воспитательный потенциал этих наук для познания своего творца. Образование в школах основывалось на изучении латинского языка, который требовалось не просто выучить, а научиться свободно применять в диалектических диспутах и сочинении текстов. Говорить и писать на родном языке категорически запрещалось. Изучался также древнегреческий язык. Всё образование строилось на изучении строго отобранных текстов и от учеников требовалось строго следовать предлагаемым образцам.

В школах иезуитов широко использовался принцип состязательности в целях развития познавательных интересов учащихся. Система поощрений и наказаний строго регламентировала жизнь воспитанников и способствовала установлению строгой дисциплины и надзора. Иезуиты культивировали в школах систему слежки, доносов, манипулировали человеческими страстями. Они стремились придать своим питомцам внешний лоск, привить хорошие манеры, требовали соблюдать правила этикета. Большое внимание они уделяли личной гигиене, гимнастике как средству укрепления тела и здоровья.

Иезуитские школы пользовались большой популярностью. С их помощью католическая реакция боролась с реформаторскими идеалами и гуманистическими настроениями, получавшими всё большее распространение в условиях развития буржуазных отношений и накопления научного знания.

Таким образом, педагогические идеалы в культуре Древнего Востока складывались под влиянием различных идейных и духовных оснований. При определённых различиях педагогические установки были связаны со стремлением приспособить человека посредством воспитания к существующим общественным порядкам, заставить принять его традиционный уклад жизни.

В античном мире сложился идеал гармонически развитой личности.

В средневековой педагогике главное внимание уделялось духовной сущности человека, воспитанию добродетелей, подготовке человека для жизни «в Боге».

Идеологией Возрождения становится гуманизм, утверждающий ценность и самобытную неповторимость человека, его права на свободное развитие.

 

Литература

1. Антология педагогической мысли христианского Средневековья [Текст]: в 2 т./ сост. В.Г. Безрогов, О.И. Варьяш.-М.: АО «Аспект Пресс», 1994.

2. Аристотель. Этика. [Текст] / Перевод Н.В. Брагинской, Т.А. Миллер.- М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. -492 с.

3. Корнетов Г.Б. Очерки истории педагогической мысли и образования за рубежом с древнейших времён до начала XIX столетия [Текст] - М.: АСОУ, Золотая буква, 2006. - 246 с.

4. Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль [Текст].- М.: Правда, 1981.- 560 с.

5. История образования и педагогической мысли в эпоху Древности, Средневековья и Возрождения [Текст] / под ред. Т.Н. Матулис.- М., 2004.

6. Образ человека в зеркале гуманизма: мыслители и педагоги эпохи Возрождения о формировании личности [Текст] (XIV-XVII вв.) / сост. Н.В. Ревякина, О.Ф. Кудрявцев. - М., 1999.

7. История педагогики и образования: от зарождения воспитания в первобытном обществе до концаXX века [Текст]: учеб. пособие /под ред. А.И. Пискунова.- 2-е изд.,испр. и доп.- М.: ТЦ Сфера, 2001. - Главы 2-6.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 434; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.