Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса. 2 страница




Полиэтничность российского социума обуславливает необходимость включения в число главных приоритетов образования (наряду с собственно образовательными целями) также и цели духовной консолидации многонационального народа России в единую политическую нацию. Обоснование цели, механизмов и направлений национальной образовательной политики Российской Федерации содержатся в «Концепции национальной образовательной политики Российской Федерации» (2007 год).

3. Новый этап в развитии отечественной школы и педагогики был положен Великой Октябрьской Социалистической революцией. Идеологическим основанием советской школы и педагогики становится марксизм-ленинизм и атеизм. Коммунистическая идеология утверждала абсолютное преимущество классовых ценностей перед общечеловеческими и национальными. Атеизм отвергал ценностные ориентиры религии (православия), положительную роль церкви и духовенства в истории российского государства.

Идейные основы построения школы нового типа и формирования личности были развиты В.И. Лениным на принципах марксистского учения. Воспитание нового человека В.И. Ленин рассматривал как важнейшее условие строительства коммунизма. Начиная с 90-х гг. XIX века он активно интересуется вопросами воспитания. В программе, принятой IIсъездом РСДРП, им были сформулированы требования пролетариата в области народного образования: равенство образования мужчин и женщин, обучение на родном языке, отделение церкви от государства и школы от церкви, бесплатное общее и профессиональное образование детей до 16 лет, а на VIII съезде партии в 1919 году - требование политехнического образования лиц обоего пола до 17 лет (всеобщее среднее образование), светское обучение.

Воспитание всесторонне развитых строителей коммунистического общества как педагогический идеал Советской России рассматривался вождём российского пролетариата и его единомышленниками как важнейшее звено в культурной революции.

Основатели новой школы стремились придать ей гуманистический и демократический характер. Предполагалось, что новая школа будет строить свою деятельность на использовании ценного предшествующего опыта. Однако на практике советская школа и педагогика отвергла ценный педагогический багаж, накопленный многовековой историей отечественной педагогической мысли и практики. Идеи воспитания любви к человеку, добродетели, истине и другие представлялись весьма туманными и абстрактными. В соответствии с идеологией того времени образовательный процесс был жёстко политизирован, классовые интересы стали приоритетными по отношению к интересам общественным и личным.

Модель человека нового типа и его воспитание была представлена В.И. Лениным в речи на IIIВсероссийском съезде Российского Коммунистического Союза молодёжи 2 октября 1920 года, известная под названием «Задачи союзов молодёжи». Учиться коммунизму, как важнейшая задача, предполагала усвоение пролетарской культуры, как результата развития знаний предшествующих веков, формирование сознательной дисциплины рабочих и крестьян, создание единой и сплочённой воли, воспитание солидарности и общественности в сознательном и дисциплинированном труде.

Важнейшей чертой коммуниста В.И. Ленин называл сформированность коммунистической морали, нравственности, как классового понятия.

Ленинские идеологические предпосылки воспитания обогащались в работах его соратников по партии: Н.К. Крупской, А.В. Луначарского, М.И. Калинина и определили методологию отечественной педагогической науки советского периода.

Н.К. Крупская стояла у истоков преобразований в области народного образования. Являясь зам. наркома просвещения, председателем Главполитпросвета, председателем научно-педагогической секции Государственного Учёного Совета (ГУСа), она занималась разработкой теоретических основ коммунистического воспитания, основ трудового воспитания и политехнического образования, деятельности детских и юношеских организаций, школьного самоуправления. Цели воспитания она выводила из целей рабочего класса: «Цель заключается в воспитании поколения, которое могло бы осуществить цели рабочего класса» - движение по пути социалистического строительства. Эти цели «ведут к расцвету личности каждого ребёнка, к расширению его кругозора, к углублению его сознания, к обогащению его переживаний»[5], к воспитанию коллективистов.

Отстаивая принцип антирелигиозного воспитания, она усматривала целевые установки школы в воспитании «подлинных безбожников, подлинных ленинцев», считая для этого необходимым развёртывание антирелигиозного воспитания в процессе изучения основ наук, особенно предметов естественно - научного и обществоведческого цикла, организации изб-читален, в деятельности детских и юношеских организаций, изучение антирелигиозной художественной литературы.

Коммунистические идеалы воспитания защищал и А.В. Луначарский: «идеал человека для марксиста есть человек труда, во всеоружии знаний своего века, соединяющий в себе вполне обученного рабочего и вместе с тем хозяина жизни»[6]. В вопросах антирелигиозного воспитания он поддерживал Н.К. Крупскую, отвергал идею божественного творения человека «не человек создан по образу божьему, а бог создан по образу человеческому», «человек несёт в себе свой собственный идеал»[7].

Проблема воспитательного идеала рассматривается во многих работах А.В. Луначарского. Так, в работе «Что такое образование?» он определяет идеал, как творение «прекрасного человека», «физического красавца». «Идеал человечности» предполагал воспитание в атмосфере братства, любви и помощи друг другу.

После революции А.В. Луначарский был назначен на должность наркома просвещения РСФСР и занимал её до 1929 года. Он был одним из авторов первых документов советской власти по организации народного образования, положивших начало истории советской школы.

Теоретической разработкой проблем организации школьного дела, образования, обучения и воспитания занимались педагоги, готовые сотрудничать с Наркомпросом на основе марксистско-ленинской идеологии. Большой вклад в разработку этих проблем внесли такие педагогические мыслители, как П.П. Блонский (1884-1941), С.Т. Щацкий (1878-1934), А.П. Пинкевич (1883-1939), А.Г. Калашников (1893-1962), М.М. Пистрак (1888-1940), М.В. Крупенина (1882-1950), В.Н. Шульгин (1894-1965), И.А. Каиров (1893-1978) и другие.

В своей научной деятельности П.П. Блонский уделил внимание конкретизации цели воспитания в советской школе - всестороннее развитие личности посредством соединения производительного труда с физическим развитием, умственным образованием и политехническим воспитанием. Основной целью трудового воспитания и политехнического образования он считал воспитание у подрастающего поколения правильного отношения к труду и привычку трудиться, формирование определённых моральных качеств. Подрастающее поколение должно знать основы современного производства и приобрести необходимые умения и навыки, которые потребуются для работы в области производства и руководства им.

П.П. Блонский много работал над научным определением основных педагогических категорий: воспитание, образование, обучение, развитие, подходя к ним с марксистских позиций. Существенный вклад он внёс в решение ряда психологических проблем: методов психологического исследования, интерпретации ряда психологических явлений (привычек, ассоциаций и др.), характеристике детских возрастов, акселерации развития.

П.П. Блонский, также как и другие члены научно-педагогической секции ГУСа, поддерживал и инициировал использование исследовательского подхода в школьном обучении, который был заимствован из американской педагогики, превратившись практически в универсальный принцип обучения. В связи с этим он критиковал классно-урочную форму обучения, предлагая использовать различные варианты студийной системы («Дальтон-план», «метод проектов»). Учащиеся организовывались в группы, которые работали по принципу разделения обязанностей при выполнении одного и того же задания. Занятия проходили не в классах, а в лабораториях без определённого расписания, но в присутствии учителя-руководителя, который давал необходимые инструкции по ходу работы группы. В таких формах организации обучения советские педагогики видели возможность укрепления связи школы с жизнью, с производством, развития индивидуальных возможностей учащихся, их самостоятельности, активности. Однако, как показала практика, всё это не способствовало повышению уровня общеобразовательной подготовки учащихся.

Педагогические взгляды П.П. Блонского представлены в одной из крупнейших его работ «Трудовая школа» (1919).

Педагогическую деятельность С.Т. Шацкий начал ещё в дореволюционный период. В 1919 году он создал 1 опытную станцию по народному образованию, включавшую сеть опытных учреждений - детские сады и школы I и II ступени, где проверялась система организации народного образования и принципы учебно-воспитательной работы, подготовка нового типа учителей. Ближайшую цель школы он видел в организации детской жизни сейчас, в каждый данный момент. На вопрос, что это реально означает, С.Т. Шацкий отвечал: организовать жизнь детей - значит заняться организацией их деятельности - труда физического, игры, искусства, деятельности умственной и социальной. Большую помощь в этом деле могут оказать школе пионеры и комсомольцы. Педагогический мыслитель считал, что детский коллектив и педагоги-воспитатели должны представлять собой единый коллектив. Подчёркивая определяющее значение детского коллектива и связи коллектива детей и педагогов с социальной средой, С.Т. Шацкий много внимания уделял общественно-полезной деятельности воспитанников опытной станции. Дети и подростки проводили массовую культурно-просветительную работу среди крестьян, участвовали в сельскохозяйственном труде.

Разрабатывая с В.Н. Шацкой принципы эстетического воспитания, С.Т. Шацкий указывал на значение в этом процессе освоения детьми эстетических начал в жизни и труде. Пение, музыка, рисование, художественная самодеятельность, в особенности спектакли, были составной частью учебно-воспитательной работы в руководимых С.Т. Шацким воспитательных учреждениях.

Значителен вклад С.Т. Шацкого и в разработку советской дидактики, он принимал участие в определении нового содержания образования.

Результаты в обучении и воспитании, по мнению С.Т. Шацкого, определяются учителем, его духовным обликом, знаниями, мастерством. Поэтому, важно готовить учителя к многообразной учебно-воспитательной работе, постоянному повышению его педагогической подготовки, которая должна проводиться в трёх направлениях: научно-исследовательском, курсовом и практическом.

С 1932 года С.Т. Шацкий руководил Центральной экспериментальной лабораторией Наркомпроса РСФСР, изучавшей опыт образцовых и опытных школ республики.

А.П. Пинкевич одним из первых учёных педагогов приступил к формированию теории советской педагогики, основы которой изложил в работах: «Педагогика» (1923), «Введение в педагогику» (1930). Цели воспитания он выводил из интересов революционного пролетариата. Педагогические усилия школы должны быть направлены, по его мнению, на воспитание человека сильного, здорового, активного, смелого, радостного, знакомого с достижениями современной науки, техники, искусства, связанным с современностью и преданным делу трудящихся коммунистом-борцом.

В своих трудах по педагогике А.П. Пинкевич разрабатывал вопросы развития ребёнка, развития его восприятий и представлений, памяти, воображения, мышления, широко используя при этом данные педагогической психологии и экспериментальных материалов педагогики. Он также разрабатывал и некоторые вопросы дидактики советской школы.

Один из активных советских педагогов 20-30-х годов М.М. Пистрак в своей научной деятельности главное внимание уделял методологическим проблемам педагогики, вопросам трудового воспитания и политехнического обучения, самоуправления учащихся. Его основные научные труды: «Школа-коммуна Наркомпроса. Из опыта московской опытно-показательной школы-коммуны им. П.Н. Лепешинского» (1924), «Насущные проблемы современной школы» (1925), «Материалы по самоуправлению учащихся» (1922), «Политехнизм в школе» (1926), «Педагогика» (1934) и другие.

Развивая идеи трудового политехнического обучения, М.М. Пистрак был горячим сторонником связи школы с крупным производством, не отрицал ни одной доступной детям формы трудовой деятельности, в том числе посильного бытового самообслуживания.

В школе-коммуне им. П.Н. Лепешинского применялся и так называемый обслуживающий труд: делопроизводство, счетоводство, статистика, культпросветработа и др. Но основным видом труда школьников М.М. Пистрак считал труд на фабрике, на заводе (в городской школе) и сельскохозяйственный труд (в сельской школе). Только непосредственное участие в производительном труде, плечо к плечу с взрослыми рабочими и рабочими-подростками, не в качестве зрителя или экскурсанта, а работника, пробующего собственными руками почувствовать фабричный труд, может вызвать, по мнение М.М. Пистрака, нужные для социального воспитания эмоции. В своей книге «Очерки политехнической школы» он дал характеристику главных отраслей производства, с которыми в теории и на практике должны знакомиться школьники. Для изучения каждой их ведущих отраслей производства М.М. Пистрак разработал подробную программу (вопросы теории и практики).

М.М. Пистрак написал учебник по педагогике для пединститутов, в котором определял различие между школьной педагогикой и педагогикой взрослых, подробно характеризовал методы педагогики как науки, указывал на роль педагогического эксперимента.

Нужно отметить, что интересные педагогические поиски 20-х годов, как и в последующие периоды существования советской школы, были жёстко ограничены идеологическими установками, преследующими цель формирования типа личности, отвечающей потребностям социалистического общества.

Одним из выдающихся педагогов советского периода, чья деятельность и наследие которого до сих пор вызывает разноречивую оценку, был А.С. Макаренко (1888-1939). В 1920 году он создал и возглавил трудовую колонию для несовершеннолетних правонарушителей, где на практике осуществил разработанную им, теоретически обоснованную теорию трудового детского коллектива как средства формирования человека. В «Педагогической поэме» (1933 год) он в яркой художественной форме рассказал о своём опыте перевоспитания малолетних правонарушителей в детской колонии им. М. Горького. В этой и других работах («Цель воспитания», «Проблемы воспитания в советской школе», «Воля, мужество, целеустремлённость») он рассмотрел вопросы строения коллектива, самоуправления, дисциплины, режима, перспективы, стиля работы коллектива; обосновал принципы, содержание и методику организации целостного воспитательного процесса.

Формулируя цель воспитания, он подчёркивал, что школа должна выпускать целеустремлённых и энергичных людей, способных в каждый момент своей жизни найти правильный критерий для оценки личного поступка и поступков своих товарищей. С другой стороны, цель воспитания, по А.С. Макаренко, - это «программа человеческой личности, программа человеческого характера», под которой он понимал всё содержание личности: характер внешних проявлений, внутренней убеждённости, политическое воспитание, знания, воспитание советского гражданина. Новаторство А.С. Макаренко проявилось в том, что он считал необходимым наряду с общей, стандартной программой воспитания, иметь индивидуальный корректив к ней, позволяющей воспитателю раскрыть индивидуальную прелесть, своеобразие, особую красоту каждой личности.

Важнейшим средством воспитания личности он считал коллектив, в котором цели общества и цели личности должны взаимодействовать и гармонизировать. Школа должна быть единым детским коллективом, руководящим воспитанием детей, и отдельный член этого коллектива должен чувствовать свою зависимость от него, быть предан интересам коллектива, отстаивать эти интересы и дорожить ими.

Воспитательная система должна строиться на положенных в её основание принципах, взаимосвязь которых образует целостность всей системы. К важнейшим из них Макаренко относил: единство детского и педагогического коллективов, отказ педсовета от права законодательства, самоуправление воспитанников, принцип параллельного действии, движения коллектива, перспективных линий, требования к воспитаннику и уважение к нему. Особое место он отводил традиции, как механизму укрепления внутриколлективных отношений. Символика и атрибутика (строй, оркестр знамя, форма одежды), эстетика обстановки, одежды являлись важными факторами воспитания, создавая мажорный стиль, тон отношений, делая притягательной жизнь в детском коллективе. Другим фактором воспитания педагогический мыслитель называл труд. В руководимых им воспитательных учреждениях была реализована идея соединения обучения с производительным трудом. Труд в коллективе Макаренко рассматривал как важнейшее условие и средство разностороннего развития детей и подростков, формированиях их мировоззрения, нравственного, и эстетического воспитания. Он подчёркивал, что труд, не имеющий в виду создание ценностей, не является положительным элементом воспитания; труд учебный тоже должен исходить из представления о ценностях, которые он может создать.

Свой взгляд был у Макаренко на проблему наказаний. Не отрицая необходимости наказаний, он полагал, что оно должно способствовать защищённости личности от насилия и несправедливости, укреплять ценности и нормы жизни в коллективе. Наказания всегда должны отражать справедливые требования коллектива ко всем участникам педагогического процесса.

Интересны взгляды А.С. Макаренко на проблемы семейного воспитания, изложенные им в «Книге для родителей».

Педагогические идеи А.С. Макаренко во многом определили направления педагогических поисков советских исследователей в сторону проблем малых групп, коллективов и механизма их воздействия на личность.

С опытом А.С. Макаренко перекликается опыт известного советского педагога 20 - 30-х годов В.Н. Сорока-Росинского, ярко освещённый в книге Белых и Пантелеева «Республика ШКИД (школа им. Достоевского)».

В годы Великой Отечественной войны, наряду с проблемами военно-патриотического и трудового воспитания, усилилось внимание к вопросам совершенствования учебно-воспитательного процесса в целом, повышения качества обучения основам наук. Были изданы труды по вопросам дидактики (Б.П. Есипов, П.Н Груздева, М.А. Данилов и другие).

В 40 - 50-х годах стала особенно активно исследоваться проблема нравственного воспитания школьников. Вышел в свет обобщающий труд Н.И. Болдырева «Воспитание коммунистической морали у школьников» (1952 год), в котором освещены вопросы нравственного воспитания: особенность коммунистической морали, задачи, принципы, содержание и методы нравственного воспитания. В этот же период появилось много публикаций по вопросам коммунистического воспитания (книги, брошюры, статьи). Журнал «Советская педагогика» регулярно помещал на своих страницах статьи, посвящённые отдельным направлениям коммунистического воспитания (И.А. Каиров, Н.К. Гончаров, Н.И. Болдырев, Э.И. Моносзон, И.Ф. Свадковский и другие).

В.П. Потёмкин (1878-1946) - с 1940 года нарком просвещения РСФСР, и с 1943 года одновременно президент АПН РСФСР. Под его руководством Наркомпрос провёл значительную работу по сохранению школьной сети и контингента учащихся в годы Великой Отечественной войны, осуществлению мероприятий, связанных с введением в стране всеобщего обязательного семилетнего образования, развитием школ рабочей и сельской молодёжи.

В работах В.П. Потёмкина подчёркивается значение качества общего и политехнического образования в решении социально-экономических задач советского общества, в развитии его духовной культуры, необходимость связи образования и воспитания с жизнью, трудом народа, включение молодёжи в социальную жизнь, в систему общественных отношений.

И.А. Каиров (1893-1978) - с 1946 года и в течение 20 лет бессменный президент Академии Педагогических наук РСФСР. Он один из первых пропагандистов педагогических идей А.С. Макаренко. Вместе с профессором С.М. Ривесом он организовал педагогическую лабораторию при 349 средней школе Москвы, где разрабатывал вопросы творческого применения воспитательной системы А.С. Макаренко.

В его педагогическом творчестве значительное место занимают проблемы воспитания школьников в духе социалистического гуманизма (коммунистическое отношение к труду, людям труда, к общественному богатству, к своим обязанностям в коллективе).

По учебникам педагогики, созданным под его руководством, училось несколько поколений советских учителей.

Ф.Ф. Королёв (1898-1971) - теоретик и историк советской педагогики, действительный член АПН СССР (с 1965 года). Он автор работ по методологическим проблемам, теории воспитания, детского коммунистического движения. В его научной работе большое место занимает изучение ленинского наследия по вопросам всестороннего развития личности.

Н.К. Гончаров (1902-1979) - теоретик и историк советской педагогики, действительный член АПН СССР (с 1955 года). В капитальном труде «Основы педагогики» он рассмотрел важнейшие методологические вопросы советской педагогической науки, дал анализ становления педагогики в античном мире, рассмотрел педагогические системы Я.А. Коменского, Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо, К. Гельвеция, И. Канта, великих русских мыслителей и педагогов Н.Г. Чернышевского. К.Д. Ушинского.

Его работы оказали влияние на развитие советской педагогической мысли в 40-60 годы.

Н.И. Болдырев ( 1902-1981 ) -доктор педагогических наук, профессор, один из ведущих специалистов в области нравственного воспитания учащихся и в вопросах воспитательной деятельности классного руководителя. Многие его книги были настольными, широко использовались в школьной практике советского периода: «Воспитание коммунистической морали у школьников»(1952), «Методика воспитательной работы в школе» (1974), «Классный руководитель» (1978) и другие.

Большую практическую помощь школьным работникам оказала книга Н.И. Болдырева «Методика воспитательной работы в школе» (1974). В ней рассмотрены основные направления воспитательной работы школы; проблема всестороннего развития личности как основная цель коммунистического воспитания; объективные и субъективные факторы формирования и развития личности; процесс воспитания и его особенности; принципы и методы коммунистического воспитания; методика организации жизни и деятельности учащихся; учёт и оценка результатов воспитания.

Н.И. Болдырев - один из авторов «Примерного содержания воспитания школьников» - модели воспитательной работы школы советского периода, а также учебного пособия для вузов «Педагогика» (1968). В течение многих лет он руководил аспирантами, исследовавшими вопросы коммунистического воспитания в советской школе. Его работы известны и в других странах мира.

Большой вклад в педагогическую теорию внёс учёный-педагог и талантливый практик В.А. Сухомлинский (1918-1970). Член-корреспондент АПН СССР с 1957 года, заслуженный учитель школы УССР, Герой Социалистического Труда.

В 1948 он назначается директором Павлышской средней школы, которой руководит до конца своей жизни. Область его научно-педагогических интересов включает широкий круг вопросов: формирование коммунистических убеждений школьников, воспитание сознательного отношения к труду и выбору профессии, формирование духовного мира детей, воспитание коллективизма у школьников, воспитательные возможности семьи и другие. Широкую известность получили его труды: «Воспитание коллективизма у школьников», «Воспитание личности в советской школе», «Духовный мир школьника», «Сердце отдаю детям», «Мудрая власть коллектива», «Рождение гражданина».

Творчески используя в своей теории и практике наследие А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский во многом по-новому решал вопросы воспитания и обучения подрастающего поколения, закладывая основы педагогического мышления нового типа.

По мнению В.А. Сухомлинского, в основе организационно-педагогической деятельности должно лежать представление об идеале. Воспитатель должен чётко представлять себе конечный результат своей деятельности. «Наш идеал, - писал В.А. Сухомлинский,- чтобы из школы вышли в жизнь люди с гражданской сознательностью, цельным мировоззрением, готовые проявлять мужество в противостоянии злу»[8]. Нужно иметь в виду, что педагогическое мировоззрение В.А. Сухомлинского формировалось в лоне коммунистической идеологии, на методологических ориентирах марксистско-ленинской философии, что отразилось и на определении им сущности многих педагогических понятий. С другой стороны, анализ его педагогического наследия позволяет увидеть ростки будущей гуманистической педагогики, в которой утверждается ценность человека, его неповторимого внутреннего мира, его индивидуального развития. В педагогике Сухомлинского эти гуманистические вестники связаны с требованием развития богатства человеческой природы в гармоническом единстве её составляющих.

Разворачивая содержание педагогического идеала, педагогический мыслитель в качестве важнейшей задачи школы определял воспитание благородных чувств: «Высокие благородные чувства - это прежде всего любовь к Родине, к людям, к труду, к культуре, уважение человеческого достоинства каждого своего соотечественника и каждого на земле, чувство дружбы, товарищества и братства к трудящимся, радость познания и преобразования мира, бескорыстное наслаждение культурными богатствами, созданными человечеством»[9].

Организационно-педагогическая система, разработанная педагогическим мыслителем, выводила учащихся на такой уровень взаимоотношений, который формирует подлинный долг, совесть, сознательность, ответственность, человечность, любовь к людям, гражданственность.

В центр образовательной деятельности В.А. Сухомлинский ставит личность ребёнка в её сложной диалектике взаимоотношений с коллективов, меняющимися духовно-нравственными потребностями.

Сущность гармонического развития личности В.А. Сухомлинский видит в неразрывной связи трудового, нравственного, эстетического, интеллектуального, физического воспитания.

Развивая идеи А.С. Макаренко о коллективе как условии и основной форме организации жизни и воспитания, В.А. Сухомлинский подчёркивал значение первичного классного коллектива, установление правильных взаимоотношений между учениками и коллективом класса. Хорошие первичные коллективы являются фундаментом общешкольного коллектива. Подчёркивая воспитательное значение детского коллектива, В.А. Сухомлинский писал: «Исключительную роль в формировании подрастающего человека играет школьный коллектив. Именно он является основной социальной средой, в которой воспитываются потребности, раскрываются задатки, формируются способности личности. В школьном коллективе, с его многогранными отношениями, благодаря общей деятельности его членов обеспечивается всестороннее развитие личности, надлежащая подготовка детей и молодёжи к производительному труду, к активному участию в общественной жизни, к защите Родины»[10].

В Павлышской школе формой организации разновозрастного коллектива были трудовые отряды и сельскохозяйственные бригады, предметные, технические, краеведческие и другие кружки, объединявшие школьников не по возрасту, а по единству интересов, самодеятельные художественные коллективы, группы по месту жительства, создававшиеся на время школьных каникул.

Коллектив, с другой стороны, немыслим без индивидуального развития каждой личности с её особым и неповторимым духовным миром. В.А. Сухомлинский в своей практической работе исходил из того, что школа и учителя обязаны помочь школьнику раскрыть свои способности и дарования, так планировать жизнь коллектива, чтобы полнее раскрылись природные наклонности детей. Коллектив создаётся совместным трудом школьников, в процессе которого они обогащают друг друга.

Подчёркивая определяющую роль социальной среды, В.А. Сухомлинский указывает и на активную роль самой личности, которую она играет и в жизни коллектива, и в формировании собственной сущности. От «воспитания отдельного гражданина - к коллективу и от коллектива - к отдельной личности» - таково главное содержание и смысл всей организационно-педагогической деятельности Павлышской средней школы.

Высшим нравственным принципом, долгом и обязанностью школьников перед обществом для В.А. Сухомлинского выступал труд. Найти, открыть, утвердить в человеке его трудовое призвание, добиться, чтобы каждый стал настоящим мастером в каком-либо деле, чтобы трудовое начало навсегда вошло в духовную жизнь и стало самым сильным эмоциональным стимулом деятельности, было важнейшей задачей педагога. В практике работы руководимой им школы использовались разнообразные формы трудовой деятельности: детская и юношеская секции охраны природы, кружковая работа, школьные мастерские, совместные бригады из взрослых и подростков и другие.

В.А. Сухомлинский неоднократно отмечал плодотворное взаимовлияние физического и умственного труда: умный, образованный, культурный человек любой труд делает творческим, более радостным. Очень важным моментом в системе трудового воспитания В.А. Сухомлинского является и положение о том, что труд позволяет наиболее полно и ярко раскрыть природные задатки и склонности ребёнка. Труд в коллективе - это не только воздействие человека на природу, на окружающий мир, но и взаимодействие сердец, мыслей, убеждений, переживаний. Педагог стремился к тому, чтобы дети видели в труде источник радости,и он вызывал у них глубокие эстетические переживания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 698; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.