Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

A) Четыре современные парадигмы в теории фирмы




Предмет главного интереса Рациональность
неограниченная ограниченная
Обмен Ортодоксия рабочих материалов Теория трансакционных издержек
Производство Ортодоксия учебников Эволюционная теория

 

С. Уинтер использует термин «ортодоксия рабочих материалов»для обозначения новейших исследований, проведенных теоретиками, работающими в рамках модели оптимизирующего поведения и занимающихся в основном структурой взаимоотношений между действующими лицами, вовлеченными в фирму. Среди существенных вопросов, которым посвящены эти исследования, – проблемы побудительных мотивов, информации и контроля как в отношениях между владельцами фирмы и менеджерами, так и в отношениях между менеджерами и работниками. Многие из этих исследований проведены в рамках модели принципала–агента; критериями здесь служат равновесные состояния при отсутствии кооперации и субоптимальные результаты по причине несовершенной исполняемости контрактов. С. Уинтер включает сюда и теорию групповой (бригадной) организации.

Экономическая теория трансакционных издержек парадигма, открытая Р. Коузом в статье «Природа фирмы» и получившая широкое развитие в работах О. Уильямсона. Признается, что существуют разные пути организации трансакций (или разные «способы управления» трансакциями), они различаются по своим издержкам, что зависит от характеристик рассматриваемых трансакций. Прогресс в усилении операционального содержания моделей, созданных в рамках этой парадигмы, был достигнут не путем раз­вития техники непосредственного измерения трансакционных издержек, а путем выработки рабочих гипотез о том, где наибо­лее вероятны серьезные организационные проблемы, сопряжен­ные с трансакциями. С. Уинтер отмечает: «В сравнении с ортодоксией рабочих матери­алов, у экономической теории трансакционных издержек шире охват, и модели альтернативных способов организации, которы­ми занимается эта теория, ближе к тому, что наблюдается в реальном мире, нежели к гипотетическим способам организации, предлагаемым в рамках формальной схемы»7.

Эволюционная экономическая теория имеет такое же отношение к А. Алчияну и его работе «Неопределенность, эволюция и экономическая теория» (1950), как экономическая теория трансакционных издержек к Р. Коузу и «Природе фирмы». Эта теория подчеркивает неизбежность ошибочных решений в мире, где царит неопределенность, и заметную активную роль экономической среды как в выявлении ошибок, так и в их замалчивании. Соответственно объяснение того или иного положения дел носит эволюционистский характер: имело место некое предшествовавшее состояние, и наблюдаемое ныне положение дел отражает кумулятивный эффект законов изменения, действовавших в этом предшествовавшем состоянии. Подобно экономической теории трансакционных издержек, эволюционная экономическая теория обращает внимание на реализованное экономическое поведение, а не на гипотетические множества альтернативных вариантов. Главной проблемой теории фирмы здесь является осмысление взаимосвязанных поступательных процессов изменений в технологии и организации.

В ортодоксии рабочих материалов и в экономической теории трансакционных издержек на передний план выступает структурирование сделок (т.е. обмен), а производству и производственным издержкам отводится вспомогательная роль.

Теория трансакционных издержек в качестве поведенческой предпосылки рассматривает ограниченную рациональность, которой придерживается и эволюционная экономика. О. Уильямсон подчеркивает, что если признать экономическое поведение преднамеренно рациональным, то это придает анализу экономических институтов «ориентацию на минимизацию затрат». Аналогично в эволюционных моделях фирмы – это организации, стремящиеся извлечь прибыль. Иногда эти допущения можно выразить в рамках оптимизационной схемы, но строгая оптимизация неправомерна.

Легко понять, что стандартная теория О. Фавро есть ортодоксия учебников С. Уинтера и обе означают неоклассическую теорию фирмы. Расширенная стандартная теория совпадает с ортодоксией рабочих материалов и фактически относится к неоинституциональной экономике. Теория трансакционных издержек, включаемая в новую институциональную экономику, присутствует в обеих классификациях. Аналогично в этих классификациях рассматривается эволюционная экономическая теория. Нестандартные теории С. Уинтером не рассматриваются.

Более подробно остановимся на неоклассической теории фирмы, теории агентских отношений, теории трансакционных издержек и эволюционной теории применительно к фирме.

1.4. Неоклассическая теория фирмы.

Под фирмой в неоклассической теории понимается экономический субъект, который занимается производственной деятельностью и обладает хозяйственной самостоятельностью в принятии решений о том, что, как и в каких размерах производить, а также где, кому и по какой цене продавать продукцию. Системное описание фирмы здесь – это «черный ящик», входами для которого являются ресурсы производства, а выходами – его результаты в виде продукции. Фирмы характеризуются множествами производственных возможностей и производственными функциями, выражающими зависимость результатов производства от используемых ресурсов, обусловленную технологическими и организационно-экономическими факторами. Подобно потребителям, фирмы – единичные субъекты экономики, они экономически рациональны, максимизируют текущую прибыль или дисконтированную стоимость ожидаемых денежных доходов. Фирмы действуют на рын­ках однородных товаров, это рынки наличных производственных ресурсов или готовой продукции. Контрактные соглашения и другие виды институцио­нального оформления функционирования фирм предполагаются близкими к совершенным и свободными от издержек. Информация также полна и бесплатна. Внимание сосредоточено на вопросе о том, каким образом фирмы, направляемые рынком, принимают производственные решения, которые являются частью решения о глобальном размещении ресурсов. Речь идет о затратах и выпусках и их связи друг с другом, с заданной технологией и рыночными силами. Считается, что если фирма не стремится к максимизации прибыли, то она проиграет в конкурентной борьбе и будет вытеснена с рынка в ходе естественного отбора, реализуемого механизмом рыночной конкуренции.

В теории общего равновесия фирмы также представлены как множества производственных возможностей, к которым прилагается мотивация, связанная с извлечением прибыли. Эту мотивацию можно логически обосновывать тем, что она отражает единые для всех акционеров интересы, реализующиеся в условиях полных рынков, атомистической конкуренции и совершенных контрактов. Фирмам никакого логического обоснования не дается. Как и потребители, они выступают в роли первичных элементов теоретической системы.

Этот общий взгляд на фирму и ее поведение широко распространен в современной экономической теории и представлен в учебных курсах «экономикс». Однако в настоящее время базовая неоклассическая модель имеет ряд модификаций, анализирующих явления неценовой конкуренции, воздействие географического положения фирмы на цены продуктов и ресурсов, сезонных колебаний производства – на занятость, проблемы управле­ния запасами и т.д. Кроме максимизации прибыли известны другие целевые функции фирмы – максимизация продаж, общей выручки, дохода акционеров, различные аппроксимации функции полезности, стратегические цели и т.д. Все эти модификации явились реакциями на несоответствия между выводами неоклассической теории и реальной практикой фирм.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 941; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.