Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1.3. Гражданское правоотношение (общие положения)




Тема 1.2. Гражданское законодательство.

Учащимся необходимо изучить статьи 6, 7, 8, 100, 136 Конституции Республики Беларусь, определяющие компетенцию государства и государственных органов в области гражданского правотворчества, роль Президента Республики Беларусь, Парламента, Совета Министров и других государственных органов в этом процессе, вопросы делегирования компетенции, соотношение нормативных актов между собой. Особо следует изучить статью 3 Гражданского кодекса Республики Беларусь о гражданском законодательстве.

Следует обратить внимание на применение принципов права (ст. 2 Гражданского кодекса Республики Беларусь) в качестве норм права, процессы расширения сферы применения обычаев делового оборота, роли судебной практики в Республике Беларусь. Важно усвоить тенденцию развития современного общества в направлении применения в качестве юридически значимых требований нравственности, добросовестности, экономической разумности, а также других норм социального характера.

Важно усвоить влияние принципов международного права на национальное гражданское законодательство и практику его применения.

Для практического применения полученных знаний по теме необходимо научиться:

· определять компетенцию государственных органов в области гражданского правотворчества;

· использовать навыки общей теории права о процедуре принятия гражданского законодательства, о соотношении гражданско-правовых правил поведения между собой с точки зрения их юридической силы;

· уметь применять аналогию права и аналогию закона.

 

Литература [ 1; 8; 9 ]

 

Вопросы для самоконтроля.

1. Дайте определение понятия «гражданское законодательство».

2. Проведите соотношение между категориями «гражданское право» и «гражданское законодательство».

3. Какие нормативные правовые акты входят в состав гражданского законодательства Республики Беларусь?

4. Определите иерархическую соподчиненность актов гражданского законодательства.

5. Каковы особенности применения аналогии закона и аналогии права применительно к гражданско-правовым отношениям?

6. Каково значение судебной практики в применении и совершенствовании гражданского законодательства?

7. Каковы общие правила действия гражданско-правовых норм во времени, в пространстве и по кругу лиц?

 

При изучении этой темы следует обратить внимание на классическое определение гражданского правоотношения как урегулированного нормами гражданского права общественного отношения. Необходимо изучить классификацию гражданских правоотношений по различным основаниям, разобрать элементы гражданского правоотношения (субъект, объект и содержание). При изучении вопроса о субъектах и объектах гражданских правоотношений важно исходить из:

1) презумпции открытого перечня лиц, наделенных гражданской правоспособностью;

2) взаимосвязи их интересов и прав;

3) многозначного понятия «объекты правоотношений».

Литература [ 1; 8; 9 ]

 

Вопросы для самоконтроля.

1. Дайте определение и выделите специфические признаки гражданского правоотношения.

2. Какова структура гражданского правоотношения?

3. Дайте общую характеристику субъективного состава гражданского правоотношения.

4. Перечислите объекты гражданских правоотношений.

5. Раскройте понятия «субъективное гражданское право» и «гражданско-правовая обязанность».

6. Какие классификационные критерии деления гражданских правоотношений на виды являются наиболее распространенными?

 

Тема 1.4. Граждане (физические лица) как субъекты гражданского права.

Следует обратить внимание, что физические лица в современном гражданском праве имеют свою многомерную классификацию. Так, помимо известной триады «граждан, иностранцев и апатридов» сегодня широко используются понятия: «индивидуальный предприниматель без образования юридического лица», «фермер», «товарищ полный», «товарищ коммандитный», «беженец», «опекун», «наследодатель», «душеприказчик» и т.д. У каждого из них свой особый правовой статус, объем правоспособности, возможности участия в гражданском обороте.

Вопросы о дееспособности, месте жительства, признании граждан безвестно отсутствующими и объявлении умершими достаточно полно изложены в учебной литературе. Изучать их следует в строгом соответствии с нормами Гражданского кодекса Республики Беларусь.

Для приобретения практических навыков применения законодательства по теме необходимо основательно изучить специальные нормы о правоспособности и дееспособности различных категорий граждан. Кроме того, нужно внимательно изучить правила регистрации и осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности.

Литература [ 1; 8; 9; 10 ]

 

Вопросы для самоконтроля.

1. Проведите соотношение между категориями «физическое лицо» и «гражданин».

2. Что понимают под гражданской правоспособностью физического лица?

3. С каким моментом связывается возникновение гражданской правоспособности физического лица?

4. В какой момент прекращается правоспособность гражданина?

5. Дайте общую характеристику дееспособности граждан.

6. От каких факторов зависит объем гражданской дееспособности физических лиц?

7. С каким моментом связывается возникновение дееспособности в полном объеме?

8. Каково правовое положение граждан в возрасте до 14 лет?

9. Каково правовое положение граждан в возрасте от 14 до 18 лет?

10. Назовите основания признания гражданина ограниченно дееспособным.

11. Каковы последствия признания гражданина ограниченно дееспособным?

12. Каковы основания и последствия признания гражданина недееспособным?

13. Проведите разграничения между опекой и попечительством.

14. Раскройте условия и правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим.

15. Раскройте условия и правовые последствия объявления гражданина умершим.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 411; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.