Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Физическая культура как одна из форм общей культуры человеческого общества




ТУЛА 2006 год

КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

СПЕЦИФИКАЦИЯ

Юридические адреса и банковские реквизиты Сторон

Заключительные положения

10.1. Настоящий Договор составлен в 3 (трёх) экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, 2 (два) экземпляра Заказчику и 1 (один) экземпляр Поставщику.

Заказчик: Поставщик:
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Южный федеральный университет»  
344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Б.Садовая, 105/42 ИНН 6163027810 КПП 616301001    
  __________________ (___________________) М.П.     __________________ (_______________) М.П.

 

 

Контактное лицо от Заказчика:

 

Контактное лицо от Поставщика:

 

 

Приложение № 1

к Договору

от «___» ________________.

№______________________

Наименование товара, торговая марка, производитель   Функциональные и качественные характеристики, единица измерения характеристик Значение функциональных и качественных характеристик Ед. изм. Кол-во Цена за единицу (руб.) Общая стоимость (руб.)
               
               
               
               
ИТОГО: _________ (_________________) рубля 00 копеек, в т. ч. НДС в сумме: ________(________________________) рубля 00 копеек.
Заказчик: Поставщик:
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Южный федеральный университет»      
    ____________________(____________) М.П.     ____________________(____________) М.П.

 

«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

 

Обсуждено на заседании кафедры ЕНиГД

________________ 2006год

 

Конспекты лекций подготовлены на основе рекомендованной тематики теоретического раздела Примерной программы дисциплины «Физическая культура» и Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Кандидатом педагогических наук, доцентом Веселовым В. И.
ОГЛАВЛЕНИЕ

 

1. Тема №1. «Физическая культура в общекультурной и профессиональной

подготовке студентов»....... ……………………….................... 4

2. Тема №2. «Социально-биологические основы физической культуры».... 15

3. Тема №3. «. Основы здорового образа жизни. Здоровье человека и факторы, его определяющие................ …………........... 33

4. Тема №4. «Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности.»........ ……………….............. 45

5. Тема №5 «Основные виды, разновидности и функциональные особенности физической культуры»..................... ……………………............ 56

6. Тема №6 «Общая физическая подготовка в системе физического воспитания студентов»…………………………………………………………. 67

7. Тема №7 «Современный спорт и система спортивной подготовки»…….. 98

8. Тема №8. «Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями»………………………………………………………………… 113

9. Тема №9 «Особенности занятий и избранным видом спорта или системой физических упражнений»………………………………………………….….. 123

10. Тема №10 «Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями»………………………………………………………………… 133

11 Тема №11 «Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) студентов»……………………………………………………………………… 141

 

Тема 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов

Понятие «культура» (от лат. cultura - воспитание, образование, развитие почитание) означает исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях (A.M. Прохоров, 1980).

Для более углубленного понимания сущности культуры необходимо выделить ее наиболее характерные черты: во-первых, культура - это формирование человеком в процессе своего физического развития определенного стиля поведения путем усвоения разнообразных культурных ценностей. Данный фактор человека является решающим в отличие от животных.

Общую культуру личности определяют ряд признаков:

а) качество и разнообразие знаний, умений и навыков;

б) степень самосознания и самовоспитания;

в) степень взаимосвязи индивидуального и общественного в сознании человека;

г) характер отношения к людям, к окружающей природной культурной среде.

Совокупность данных признаков определяет уровень общей культур личности, способности быть творцом культуры. Во-вторых, культура - это процесс передачи накопленного опыта, арсенала знаний, умений, навыков г специфическим каналам в ходе исторического развития общества. В-третьи культура - это совокупность определенных ценностей, который принимаются, по крайней мере, большинством человеческого общества.

В процессе исторического развития общества сложились три тес? взаимосвязанные формы культуры: материальная, духовная и физическая (рис. 1).

 
 

 


Рис.1. Исторически сложившиеся формы культуры

Материальная культура общества - это, созданная всем разновидностями труда человека, окружающая его, искусственная среда. К е ценностям можно отнести здания, сооружения, инструменты, оборудование, транспорт, связь, различные технологии, сорта культурных растений, пород домашних животных и др.

Духовную культуру общества олицетворяют такие ценности, как экологическая, профессиональная, религиозная и другие виды морали и этики; гуманитарные, естественнонаучные, информационные и другие позитивные научные знания о мире; эстетически направленная культура в виде художественной литературы, изобразительного искусства, музыки, театра, кино, радио, телевидения и др. Эта форма общественной культуры проявляется в понимании человеком не только всей совокупности культурных ценностей, но и знании правил совместной жизнедеятельности, которые при систематическом выполнении становятся привычками социального поведения.

Физическая культура общества сформировалась в результате продолжительной деятельности человека в этой сфере. Ее ценностями являются:

теоретико-методические научные знания о закономерностях

психофизического совершенствования человека;

основные (различные по форме и содержанию физические упражнения) и вспомогательные средства (оздоровительные силы природы: солнце, воздух и вода, а также совокупность гигиенических факторов);

направления применения перечисленных знаний и средств в рамках различных видов и разновидностей физической культуры;

позитивные показатели, характеризующие степень сформированности

физической культуры людей: общий уровень психофизических кондиций, уровень спортивных достижений, размах спортивных

зрелищ и т.п.

Как уже говорилось ранее, все три формы общественной культуры имеют тесную взаимосвязь, в том числе по степени тождества составляющих их элементов. Так, отдельные элементы материальной культуры: спортивные сооружения, их оборудование, спортивный инвентарь, средства информации, приборы для нужд спортивной науки - являются неотъемлемой частью физической культуры. Взаимной основой духовной и физической культур являются важнейшие культурные ценности: научные знания, практические умения и навыки, этические привычки, эстетические вкусы и многое другое, что составляет общую культуру человека. Кроме того, степень успехов и достижений человека в сфере физической культуры зависит главным образом от него самого, поэтому процесс занятий физическими упражнениями вырабатывает в нем самостоятельность, инициативность, собранность, уверенность в своих силах, дисциплинированность и др. Важно, что эти личностные качества переносятся на все другие виды деятельности человека, становясь основой его духовной сферы. Такому человеку значительно легче справляться с возникающими кризисными ситуациями, достигать намеченных жизненных целей. Поэтому справедливо утверждение, что физическая культура преобразует как телесную, так и духовную сферы личности. И чем совершеннее становится человек, тем выше поднимается уровень культуры общества в целом.

В настоящее время, в период глубоких перемен в экономической и социальной сферах, государство, испытывая особенно острую необходимость в подобных людях, готово прикладывать значительные усилия к воспитательному процессу подрастающего поколения в различных образовательных учреждениях, в т.ч. и высших учебных заведениях. В частности, в Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» говорится: «...образовательные учреждения в соответствии со своими уставами, их руководители:

1. Обеспечивают высокий уровень проведения в режиме дня ежедневных учебных и внеучебных занятий, создают условия для того, чтобы каждый обучающийся мог выполнять установленные спортивные нормативы, изучать основы гигиены и поддерживать свой организм в хорошем состоянии.

2. Во всех образовательных учреждениях проводят на основе нормативов всероссийского комплекса «Физкультура и здоровье» многоразовые соревнования по циклам обучения, обеспечивают участие обучающихся в аналогичных ежегодных районных, городских, областных, краевых, республиканских спортивных соревнованиях.

3. По итогам учебного года в образовательных учреждениях всех уровней каждому обучающемуся выставляется оценка по его физической подготовленности, в выпускных классах (курсах) проводятся контрольные проверки» (ст. 14, п.5).

В настоящее время готовятся новые правовые акты для его практической реализации. В частности, разработаны отдельные федеральные законы «О детско-юношеском спорте» и «О студенческом спорте».

Но, к большому сожалению, подавляющее большинство наших сограждан не достаточно образованы в сфере физической культуры. В качестве примера можно констатировать, что они не обеспечивают себя необходимым объемом двигательной активности (не менее 5-6 часов в неделю), которая, наряду с пищей и сном, является насущной биологической потребностью. А ведь еще древнегреческий философ Аристотель писал: «Ничто так сильно не разрушает человека, как продолжительное бездействие». Факты свидетельствуют, что дефицит двигательной активности многократно увеличивает риск оказаться со временем во власти сердечно-сосудистых заболеваний, уровень смертности от которых в 2,5 раза превышает показатель смертности от онкологических заболеваний. Только 10 % выпускников образовательных школ признаны здоровыми, каждый третий призывник по состоянию здоровья не отвечает требованиям для службы в Вооруженных Силах.

Попадая на студенческую скамью, юноши и девушки вновь оказываются жертвами прогрессирующей из года в год учебно-производственной гипокинезии, негативные влияния которой на здоровье усугубляются отсутствием у более половины студентов активности в физкультурно-спортивной деятельности в свободное время. Между тем

выявлено, что объем двигательной активности в учебное время у студентов составляет 56-65 % от необходимого уровня.

Можно сделать вывод, что без сознательных усилий каждого молодого человека в повышении собственного уровня физической культуры любые шаги, предпринимаемые государством в этом направлении, будут малоэффективными. Только через осознание важности и значимости физической культуры в собственном психофизическом совершенствовании возможно повысить уровень физической культуры каждого человека и общества в целом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 1016; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.