Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Католицизм. Зомбарт является превержепцем концепции церковно-религиозногоуча­стия в образовании капиталистического духа и капитализма




Религия

Зомбарт является превержепцем концепции церковно-религиозного уча­стия в образовании капиталистического духа и капитализма. Она базируется на одной из основных особенностей европейской народной души — ее силь­ной религиозной потребности. Зомбарт рассматривает различное (способ­ствующее или задерживающе) влияние на развитие капиталистического духа трех религиозных систем — католицизма, протестантизма и иудаизма.

Католическая религия, по Зомбарту, является основой всей западной культуры, которая сложилась в «единую христианскую культуру». Сильное основное религиозное настроение держалось в широких массах католиков всех стран и проникало в недра деловой жизни: кто бога не боится, того следует считать дурным во всем. В pai шюю эпоху капитализма религия име­ла выдающееся значение для жизненного устройства. Этому способствует обязательная тайная («ушная») исповедь, распространение многочислен­ных морально-богословских книг решений, в которых для различных жиз­ненных обстоятельств, хозяйственных дел устанавливались и казуистичес­ки разъяснялись соответствующие церковному учению правила поведения (12, 176). Таким образом, религиозное настроение «существенно связвыва-ло», смягчало предпринимательство pat {некапиталистической эпохи: «купцы и промышленники в XVIII столетии все также благочестивы» (12, 175).


Зомбарт подчеркивает, что все жизненные отношения получали свое религиозное освящение в том смысле, что оно частью задерживало их раз­витие, а частью способствовало. Во-первых, тесная связь церковно-рели-гиозных тенденций с наиболее сильными элементами государства, в од­ном случае, способствует развитию коммерческого духа (Флоренция). В другом — поддержание «вечных войн против неверных» сохраняло господ­ство рыцарско-религиозного идеала, который сплетал феодализм и фана­тизм в жизнепонимание, наименьшим образом соответствовавшее капи­талистическому духу (Испания). Национальным героем Испании стал наи­менее капиталистический тип в мировой истории — последний странству­ющий рыцарь, привлекательный и симпатичный (подчас жалкий) Дон-Кихот (12, 181).

Во-вторых, папы, с их финансовым хозяйством, оказали оживляющее воздействие на капиталистический дух. Создавая (XVII в.) мощную, охва­тывающую весь культурный мир налоговую систему, римская курия ини­циирует выделение крупного купечества и могущественных международ­ных банкиров. Этим она способствует образованию капиталистической си­стемы хозяйства, а тем самым (косвенно) и возникновению капиталисти­ческого духа.

В-третьих, это влияние самой католической церкви своим учением, мас­совым следованием религиозным заповедям на ускорение образования ка­питалистического духа (12, 182). Зомбарт особо подчеркивает значение ре­лигиозной системы — учения Фомы Аквинского, которая, начиная с XIV столения, господствует над офицальным (т. е. несектантским) католичеством. По мнению Зомбарта, в нем соединились о одно целое два составных эле­мента христианской религии: религия любви и милосердия Павла и Августи­на и религия Закона. Устранение дуализма Закона (внутримирская этика) и Евангелия (надмирская этика) способствует единению естественного зако­на с разумной целью христианского нравственного закона.

По Зомбарту, основная идея Закона у Фомы Аквинского — это рацио­нализация жизни: вечный божественный закон мира и природы, закон ра­зума, — имеет задачей устранение и упорядочение чувственности, аффек­тов и страстей в направлении к цели разума. «Грехом в человеческой дея­тельности является то, что обращается против порядка разума» (12, 183). Внутри естественного, сотворенного, похотливого мира как бы строится свободно рожденный, нравственный, разумный мир. Действительное сред­ство побудить человека к поведению, согласному с разумом, — страх бо­жий: он побуждает в человеке стремление к. рационализации и методизации жизни.

Данная идея рационализма должна оказывать существенное содействие развитию капиталистического образа мыслей, которые сами по себе явля­ются рациональными, направленными к цели. Зомбарт подчеркивает, что «идея наживы наряду с экономическим рационализмом означает ведь, в сущности, не что иное, как применение жизненных правил, вообще пред­писывающихся религией, к сфере хозяйственной жизни» (12, 183). Рацио­нально устроенный душевный механизм приходит на место природной, естественной инстинктивной жизни. Как искусное создание экономичес-


кий рационализм нашел могучую поддержку в вероучении католической церкви.

Росту капиталистического духа способствуют следующие дисциплини­рующие природное существо человека добродетели, о которых заботилась христианская этика:

— подавление эротических влечений, с которыми связаны расточитель­
ность, сладострастие, роскошь, мотовство, и проповедь целомудренной и
умеренной жизни верующих: живущий воздержано должен быть и более
энергичным предпринимателем;

— благоупорядоченный образ жизни: экономии•# отношении всякого
добра и имущества приучает и к упорядоченной1 Мещанской жизни;

 

- правильная любовь к богатству, упорядочение домашнего хозяйства
— прихода и расхода (расточитель любит деньги слишком слабо, а скупой
слишком сильно): требование бережливости содержит рекомендацию при­
ходного (мещанского) хозяйства и осуждение расходного (сеньориально­
го) хозяйства;

- проклятие праздности как «начала всех грехов»: созерцать бога при­
званы лишь немногие, а масса людская существует для того, чтобы делать
повседневную работу;

— пробуждение совести, осуждение всех бесчестных уловок при ведении
торговли как греха: побуждение ведущих торговлю к солидному ведению
дела — благоприличию, честности или почтенности.

Церковные учителя, превознося подобные добродетели и воспитывая своих современников в духе христианской нравственности, оказывали прак­тическое влияние на развитие хорошего и удачливого капиталистического предпринимателя. В раннюю эпоху и до конца этого периода капитализм подвержен смягчающему влиянию католического учения, оказывающего существенно связывающее влияние на хозяйственную жизнь, ограничи­вая стремление к наживе, злоупотребления богатством (12, 211).

Затрагивая проблему богатства и бедности, Зомбарт отмечает, что иде­ал бедности раннего христианства исчез вполне и совершенно. Для всяко­го верующего должна быть возможность подняться выше своим трудом, следовательно, также и разбогатеть. Стремление к наживе, накоплению капитала находится в границах разума человека и зависит от обладания им выдающимися качествами (добродетелями), направленными на выбор средств в коммерции и других великих делах. Оценка сообразно размеру одаренности освобождает путь капиталистическим предпринимателям для их восхождения в общественном положении.

Для благочестивого христианина безразлично, беден он или богат, — важно только употребление богатства или бедности: мудрый бежит не от них самих по себе, но лишь от злоупотребления ими (12,188). Богатство и бедность в одинаковой мере изволение божие: в бедности он хочет воспи­тать терпение, в богатстве — дать знамение своей милости или дать воз­можность доброго употребления своего богатства (долг доброго употреб­ления). Благочестивый христианин не должен также прилепляться к богат­ству своим сердцем, не должен и употреблять его как средство ко греху. Целью богатства никогда, конечно, не может быть само богатство. Оно


должно всегда рассматриваться только как средство служения человеку и через человека — богу. Человек есть ближайшая, Бог — отдаленная цель.

Католическое церковно-нравствепное учение, осуждая безграничное стремление к наживе, хотело влиять не столько на размер наживы, сколь­ко на умонаправления капиталистического предпринимателя. В качестве примера безусловной политики по отношению к капитализму, Зомбарт приводит каноническое учение о ростовщичестве: «запрет роста», означа­ющий, что «не должно препятствовать деньгам обращаться в капитал» (12, 190). Данный запрет базируется на принципиальном различении денежной ссуды и помещения кавщтала и объявляет наживу от первой (ростовщиче­ство) недопустимой, а от'второго — дозволенной. В форме ссуды деньги не приносят плодов. В качестве капитала они плодотворны, так как обладают способностью творческого участия в предприятии. Тем самым церковный авторитет всячески пытается возбудить предприимчивость и капиталисти­ческий дух: энергичное предпринимательство угодно Богу.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 562; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.