Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тематический план практических занятий




У 91

 

 

 


Настоящие методические материалы адресованы студентам Тольяттинского государственного университета, изучающим курс “Культурология”. В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования Российской Федерации “Культурология” является обязательной дисциплиной общегуманитарного цикла высших учебных заведений: 151001 “Технология машиностроения”;151002 “Металлорежущие станки и комплексы” и др.;190601 “ Автомобили и автомобильное хозяйство” идр.;140501 “Двигатели внутреннего сгорания”; 280102 “Безопасность технологических процессов”; и др.

Учебно-методическое пособие предназначено для работы студентов под руководством преподавателя на семинарских занятиях.

 

Введение.

Культурология - сравнительно молодая научная и учебная дисциплина, находящаяся на стадии своего формирования. Тем не менее, не вызывает сомнений необходимость ее изучения на всех факультетах высших учебных заведений. От понимания проблем культурологии во многом зависит как мировоззрение и общий уровень культуры, так и практическая деятельность будущих специалистов, их ориентация в современном мире, способность адаптироваться к быстрым изменениям фактически во всех сферах жизни. Поскольку культура выявляет свои особенности в различных исторических условиях по-разному, но в целом представляет собой единую реальность символического бытия человека, в курсе культурологии должен быть осуществлен синтез историко-культурного и философско-теоретического подходов. Кроме этого, содержание учебного курса основывается на привлечении и теоретической проработке материалов по культурной антропологии, истории культуры, мифологии, религиоведения, психологии, искусствоведения, философии культуры, философии науки и техники, а также других смежных дисциплин. При изложении культурологии, особенно в условиях современной техногенной цивилизации, невозможно абстрагироваться от технической составляющей культуры. Техника, понятая в расширенном значении как совокупность средств для достижения любых целей, имеет огромное значение в культурной жизни человечества, постоянно присутствует в социально-исторических процессах и во многом определяет культурное развитие и цивилизационные процессы на всех исторических этапах и во всех географических oрегионах. Немаловажным для усвоения культурологии является выявление культурно-исторических связей техники с другими сферами культурного бытия человечества: религией, наукой, искусством.

"Культурология" - наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающая культуру как сложную целостность, развивающуюся по объективным законам, как специфическую функцию и модальность человеческого бытия. Культурология описывает, классифицирует и объясняет феномен культуры в совокупности его ценностно-смысловых, нормативно-регулятивных и знаково-коммуникативных характеристик. По мнению выдающихся отечественных и зарубежных специалистов, культурология - это весьма авторитетная и одновременно сложная отрасль современного научного знания, требующая, с одной стороны, серьезной общегуманитарной подготовки каждого студента (это то, что на обыденном уровне называется "кругозором", "начитанностью"), а с другой, - кропотливой, вдумчивой работы над соответствующей учебной и научной литературой. Войти в сложный и многообразный мир культуры, понятий и категорий культурологии - дело весьма непростое. И здесь крайне важна совместная заинтересованная работа студентов и преподавателей, читающих курс "Культурологии".

Лекции, познакомят студентов с главными культурологическими теориями, идеями и трудами выдающихся ученых-культурологов, введут в мир основных явлений мировой и отечественной культуры. Лекции, однако, - отнюдь не предметный диктант, а краткая, концентрированная научная информация по разделам конкретных тем курса "Культурология", соответствующего требованиям Государственного образовательного стандарта. Задача студентов в процессе умелой и целеустремленной работы на лекциях - внимательно слушать преподавателя, следить за его мыслью, предлагаемой системой логических посылок, доказательств и выводов, уметь фиксировать основные идеи, важнейшие характеристики понятий, теорий, наиболее существенные факты. Активная, вдумчивая и плодотворная работа на лекциях - ключ к усвоению сложных и необходимых культурологических знаний, которые обязательно понадобятся не только в предстоящей и профессиональной деятельности, но и в целом в жизни.

В рамках курса “Культурология” решаются следующие задачи:

· овладение методологическими аспектами культуры;

· постижение ее логики и узловых теоретических вопросов;

· уяснение общих закономерностей развития культуры и специфики ее проявления в разные исторические эпохи;

· формирование у студентов учебного научного творчества, базирующегося на их социокультурных интересах и потребностях.

На семинарах студенты призваны:
-овладевать знанием предмета и метода культурологической науки;
-осваивать категориальный аппарат культурологии, без чего невозможно понять смысл и содержание научных теорий, концепций, идей и взглядов ученых;
-осмысливать главные культурологические идеи, теории и системы, закономерности мирового и отечественного историко-культурного процесса;
-знакомиться с трудами авторитетных отечественных и зарубежных ученых-культурологов;
-овладеть умением правильно ставить цели и определять задачи, связанные с реализацией постигаемой в ТГУ профессии, используя культурологические методы исследовательской деятельности;

- знать формы и типы культуры, знать историю культуры России;

-получить представление о месте отечественной культуры в общей социокультурной
динамике;

-выработать способность отстаивать свою точку зрения в ходе культурологических и общегуманитарных дискуссий, используя элементы научной аргументации;

-приобрести навыки проведения самостоятельного научного исследования по актуальной на текущий момент культурологической тематике, изложив его итоги в письменной форме (реферативная работа).

-уметь организовать свой интеллектуальный труд с учетом методологической специфики гуманитарного знания;

-строить свою профессиональную деятельность в соответствии с общекультурным фоном в производственных и межличностных отношениях; научиться осуществлять и использовать научно-теоретическое моделирование для осмысления и прогнозирования социокультурных процессов.

Данное пособие рекомендовано для студентов естественно – научных, технических специальностей всех форм обучения и призвано дополнить существующие учебники и учебные пособия. В предлагаемом учебном пособии методический материал состоит из двух частей. В первой представлены вопросы и задания, предназначенные для обсуждения на семинарских занятий, основные термины и понятия, вопросы для самоконтроля, темы творческих работ. Рекомендуется литература для подготовки вузовского курса культурологи рассчитанного на 34 учебных часа очного отделения. Предлагается форма проведения и организации семинарского занятия в виде ролевой игры. Кратко освещается проектная деятельность проходящая сквозной темой как на лекционных, так и на практических занятиях очного отделения. Во второй части вниманию студентов представлены перечень памятников изобразительного искусства религиозных метакультур и ключевых текстов по культурологиии, план их анализа. Завершает пособие краткий культурологический словарь и приложение. Приложение состоит из иллюстративного материала по теме “Религиозные типы метакультур”. В “Приложении ” дается терминологический словарь, позволяющий адаптировать научный текст и дающий объяснения терминам и понятиям, наиболее сложным для правильного понимания.
При работе с учебным пособием особое внимание следует обратить на вопросы для самоконтроля, помещенные после каждой темы курса. Ответы на эти вопросы помогут Вам хорошо усвоить учебный материал и успешно подготовиться к выполнению контрольных работ и сдаче зачета в конце изучаемого курса.

В настоящем учебном пособии были использованы следующие методические материалы:

Культурология. Планы семинарских занятий.Под редакцией Сапрыкина В.А. д.ф.н.,

профессора. -М.: МГИЭМ, 2004

Культурология: Программа курса./ Сост. Е.А.Бодина, Н.И.Музафарова. М.: МГПУ, 2000

 

 

Содержание семинарского цикла по курсу культурологии представлено 17 темами, органично дополняющими и углубляющими лекционную часть курса. Тематика семинарских занятий ориентирована на формирование представлений о культуре как об универсальном способе “обработки” естественной природы, социобиологической и психосоматической природы человека, как об одном из ключевых социальных регуляторов и способе бытия личности.

Темы семинарских занятий Кол-во часов
  Основные культурологические школы XX вв.  
  Вклад русской культурологической мысли до и после 1917 года в развитие культурологии как науки.  
  Проблема преемственности в культуре.  
  Культура и государство.  
  Культура и наука  
  Искусство как чувственная сфера культуры.  
  Религиозные системы как сферы продуцирования и бытования культурных ценностей.  
  Историческая типология культуры  
  Индо-будийский тип культуры  
  Мусульманский тип культуры  
  Христианский тип культуры  
  Праздник как феномен культуры  
  Управление культурой  
  Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе  
  Постмодернизм современной российской культуры  
  Проблемы мировой культуры в контексте тотальной информатизации  
  Интеллигенция и культура современной России  
  Тема проектной работы:  
* “Россия: прошлое, настоящее, будущее культуры”.    
  Всего 36час

Схема работы на семинарском занятии по предмету “Культурология”:

I.Деление на поисковые группы, которые состоят из:

1. “Менеджера”, ответственного, организующего презентацию материала:

-составляет план презентации;

-уточняет план презентации темы с преподавателем;

-распределяет сферы поиска ответов экспертам;

-контролирует выполнение;

-составление вопросов по выбранной теме;

*если не готова группа, проводит презентацию самостоятельно.

2. Докладчиков –“экспертов”, по теме выбранной проблемы:

-участие в составлении плана, главной идеи презентации;

-сбор и анализ материала по выбранному вопросу;

-Презентантация своего доклада в контексте коллективной идеи;

-составление словаря терминов по выбранной теме;

-составление вопросов по выбранной теме.

3 .“Советника-консультанта”, по собираемому группой материалу к семинару:

-уточняет вопросы презентации (поиск дополнительной литературы, консультации с педагогом и т.д.)

- может рассматривать узко-специальные темы;

- ведет презентацию(представляет темы, комментирует отдельные фрагметы докладов и т.д.);

-составление словаря терминов по выбранной общей теме презентации.

2.Презентация выбранной темы семинара проходит

а) в форме:

-дискуссии, беседы на заданную тему с аудиторией;

-рассказа;

-игровой формы.

в) по содержанию:

-проблемный характер изложения.

с) с использованием методов

-объективности;

-анализа и изучения;

-систематизации;

-выявление общих механизмов и тенденций развития;

-сопоставления и др.

3.Время отводимое для презентации доклада:

-15-20 мин.

4.Отсутствие на семинарском занятии не освобождает от изучения пропущенной темы.

5.Этапы сдачи пропущенного семинара:

-прикрепление к одной из поисковых групп пропущенной темы;

-обсуждение материала с “менеджером”и “советником”;

-проработка вопросов для самоконтроля к семнарским занятиям;

-проработка основных терминов и понятий семнарским занятиям.

В течение семестра на семинарских занятиях проводится работа над учебным проектом: “Россия: прошлое, настоящее, будущее культуры”, в рамках которого рассматриваются следующие темы: “Россия современность и будущее в системе мировых культур”, “Русский путь развития в системе мировых культур”, “Особенности развития культуры поволжского региона”. Отчетность по проектной работе предполагает выполнение контрольных работ в форме написания статей, подготовки докладов, посещения памятников культуры Самарской области и т.д. Последний семинар предполагает - презентацию проектов.

Содержание практических занятий




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 535; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.