Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура дефекта в условиях нарушения слуха




Ключевые слова: чувственное познание, слуховой анализатор, функционирование, слуховые ощущения, восприятие, качество звучания, различение, узнавание, потеря слуха, слуховая депривация, отклоняющееся развитие, система взаимодействия анализаторов, нарушения.

РОЛЬ В ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

 

В антропогенезе возникла сложная система анализаторов, благодаря которой поступает необходимая для нормальной жизнедеятельности индивида информация из окружающего мира. Главными ее компонентами выступает зрительная, слуховая и тактильно-кинестетическая сенсорные системы, продуктами которых являются так называемые гностические (с определенной познавательной ценностью) ощущения и восприятие.

Чтобы лучше понять, в какой мере страдает при нарушении слуха сфера чувственного познания, какими могут быть отдаленные последствия, если нарушается этот элемент системы, рассмотрим функции слуха в отражении действительности и деятельности человека.

Исключительная роль слуха в отражении человеком окружающего мира обусловлена тем, что в процессе филогенеза человек сформировался как аудиосущество. Именно нормальное функционирование слухового анализатора обеспечивает человеку возможность воспринимать чужую и собственную речь, овладевать звуковой речью в раннем детстве, подражая примеру взрослых, контролировать собственную речь, все больше приближая ее к нормальной речи взрослых.

Слуховые ощущения и восприятие возникают под воздействием звуковых волн, которые распространяются в воздухе при колебании любого тела. Почти каждый объект выделяется своим качеством звучания. Поэтому по звуку, который сопровождает предмет, его движение, мы можем узнать этот предмет. Например, по звуку падающего предмета в соседней комнате можно узнать:

- материал, из которого сделан предмет;

- его приблизительные размеры;

- направление его движения;

- высоту падения.

Слух подсказывает нам, на каком примерно расстоянии от нас находится движущийся предмет. Благодаря бинауральному слуху мы можем локализовать объект в пространстве. Окружающую среду мы узнаем точнее, потому что имеем возможность фиксировать звуковой барьер. По звуку на слух мы узнаем предмет-источник: музыкальный инструмент, клаксон автомобиля, резкое торможение, шаги человека.

Слух подсказывает нам некоторые погодные особенности: шум листьев при ветре, силу и плотность дождя.

Таким образом, наличие звуков в среде компенсирует фрагментарность осмотра. Осмотр может быть осуществлен только по частям и последовательно. Звуки же воспринимаются одновременно. Слух помогает более полному и целостному отражению окружающей среды.

Отметим важность слуховой реакции при изменениях привычного звучания объектов окружающей среды. Слуховой анализатор выступает как контролер качественной работы машин, механизмов и сигналов, сигнализируя об изменениях в их деятельности.

На слух можно определить качество изделий из стекла (наличие в них трещин, полостей). Слуховой анализатор называют еще сторожевым. Он обеспечивает лучшую ориентировку в условиях, когда часть среды не видна, а перемены в ней уже наступили.

Слуховые ощущения и восприятие влияют не только на качество познания в практической деятельности, но и выступают как неисчерпаемый источник эстетических переживаний. Звуки музыки, мелодии птиц, другие голоса природы ласкают слух, приятны каждому человеку.

Очевидно, что потеря слуха, даже частичная, усложняет жизнь человека. Никакие описания звука не смогут заменить впечатления от его натурального звучания. Отрицательное воздействие нарушения слуховой функции на развитие психики глухих проявляется количественно и качественно.

Сужается сфера чувственного познания. Не формируются или формируются искаженно слуховые ощущения и восприятие, уменьшается количество представлений ─ особенно страдает отражение звучащего мира.

Качественные особенности психики при нарушении слуха охватывают почти все стороны психической деятельности. Изменяется система взаимодействия анализаторов, возникают речевые проблемы, нарушается соотношение наглядного и понятийного в мыслительной деятельности. Некоторые особенности возникают в эмоциональной сфере, в формировании качеств личности. Некоторые их этих явлений станут предметом рассмотрения в следующих главах пособия.

Полное или частичное нарушение слуховой функции отрицатель­но отражается и на физическом развитии. Ребенок с врожденной или рано приобретенной глухотой позже начинает сидеть и ходить, ему труднее удерживать равновесие в определенных позах, у него задерживается формирование речевого дыхания. Даже наличие общих изменений в психическом и физическом развитии детей под воздействием слуховой депривации достаточно убедительно указывает на необходимость специального изучения психики детей с нарушением слуха как научно-обоснованного средства определения путей более полного преодоления и профилактики последствий нарушения слуховой функции.

 

?
Докажите правомерность определения "сторожевой" для слухового анализатора.

Объясните возникновение своеобразия в развитии психики ребенка с нарушением слуха.

Сделайте вывод о наиболее страдающей при глухоте психической функции.


Развитие психики при глухоте (в сравнении с нормой)

 

Ключевые понятия: естественный ход развития, роль деятельности, словесная регуляция, перцептивные действия, нарушения слуха, своеобразие психического развития, совместно разделённая деятельность, игра, замедленное формирование.

 

Практическое отсутствие слухового восприятия обусловливает особенности психического развития ребенка, которые проявляются с самого раннего детства. Для лучшего их понимания напомним естественный ход развития ребенка.

Ребенок с сохранным слухом в 2-3 месяца реагирует на дистантные раздражители (звуки, яркие двигающиеся предметы), следит за ними. Положительное настроение при этом ребенок выявляет через движение рук, ног, улыбку, гуление. Собственный крик ребенка также изменяется в соответствии с ситуацией. Ребенок реагирует на взрослого. Гуление получает разные интонации в условиях разных отношений. Оно сопровождает эмоциональные реакции ребенка. Ребенок становится спокойнее под воздействием звуков голоса взрослого.

Четырехмесячный ребенок тянется к предмету, пробует удержать в руках, поворачивает голову в сторону предмета, который звучит. В возрасте 4-5 месяцев ребенок обращается за помощью к взрослому, чтобы достать желаемый предмет. Держит и бросает предмет на пол, прислушивается к звуку его удара об пол, ждет, когда взрослый поднимет и подаст ему. Под воздействием эмоций радости или страха ищет защиты у старшего.

Усиливается потребность в речевых отношениях. Речь взрослых стимулирует развитие наследственно-фиксированных речевых возможностей ребенка.

Шестимесячный младенец по-разному реагирует на ласковую и сердитую интонацию. В 6-7 месяцев он поворачивает предмет, бьет его об пол. Реакция на звук мгновенная. Если звук резкий, ребенок может заплакать.

К 7-8 месяцам у ребенка появляется лепет, который является не только результатом автоматизации звуков, но и подражания речевому поведению взрослого.

К 8-9 месяцам дети одинаково обходятся и с игрушками, и с другими предметами. Постукивают, тянут в рот, размахивают. Но они еще не воспринимают показ действия взрослыми, не пользуются примером взрослого в действиях с предметом.

В возрасте 9—10 месяцев в условиях совместной игры со взрослыми у ребенка развивается специализация игры с разными предметами.

В 10-12 месяцев он владеет рядом практических действий с предметами (например, толкает с определенной целью).

К 1 году ребенок получает познавательный опыт в овладении окружающим миром, произносит первые слова.

При переходе к раннему детству все младенцы овладевают некоторыми практическими сведениями о предметах, которыми они манипулируют. Дети осмысливают отношения между предметами, воздействуют одним предметом на другой.

Дальнейшее развитие предметной деятельности ребенка обусловливается его подражанием действиям другого. Эмоциональная поддержка отношений в игре, оценка действий, смена действий - все это находит отражение в высказываниях.

Отличительной чертой развития в раннем детстве является самостоятельное перемещение, овладение ходьбой, быстрое формирование речи. На протяжении 2-3 лет ребенок овладевает всеми сложностями фонетики, лексики, грамматического строя речи.

Круг деятельности ребенка расширяется. В 1 год 6 месяцев у ребенка формируются специфические действия с предметами; при этом взрослый действия не показывает, а только напоминает ребенку знакомый опыт.

На третьем году жизни игровая деятельность сопровождается речью. В игре игрушки и другие предметы используются не только в своем прямом назначении, но и как заместители. Усовершенствуется познавательная деятельность, возникают новые формы речевых отношений. Начинает развиваться ролевая игра с подражанием соответствующему поведению. Возникают простые совместные действия и взаимопомощь в игре. Действия сопровождаются речевыми высказываниями.

В дошкольном возрасте ребенок с сохранным слухом в отношениях со взрослыми не только более глубоко познает окружающую среду, но и явления, которых он сам не наблюдал, а представления о которых он составил из описания взрослого. Речь стимулирует формирование системы действий. Познавательная деятельность детей значительно усложняется. Формируется целенаправленное наблюдение, развивается смысловое запоминание.

В практической деятельности ребенок познает причинно-следственные связи. Игра приобретает более сложный характер. Дети исполняют игровые действия с предметом и без него, в воображении. Умственная деятельность все более обосабливается, выделяется из системы практических действий.

О раннем развитии глухого ребенка сведения не очень богатые. Они накапливаются главным образом за счет наблюдений в семье. Часть таких наблюдений из дневников матерей обобщена Ф. Ф. Pay. Согласно этим данным, ребенок без слуховых ощущений менее активно осматривает окрестность. Его голова всегда в одном положении. Чтобы привлечь его внимание, нужно находиться в поле его зрения. Оживление при появлении раздражителей, поворачивание головы, осматривание у глухих детей происходит с задержкой. К 3 месяцам ребенок выказывает положительное отношение к зрительно воспринятым объектам. Осмотр предметов, удержание взгляда на одном из них формируются в 4-5 месяцев. В это время появляется ощупывание. Отмечается вялость хватания и удержания предметов.

Манипулирование предметами формируется с помощью взрослого, стадия манипуляции более продолжительная, чем у слышащих, развитие. игровой деятельности замедленно. Манипулирование сопровождается гулением. Однако оно монотонное. К 5 месяцам гуление исчезает, при этом новый этап ─ развитие лепета ─ не наступает.

Своеобразен и характер отношений глухого со взрослыми. Глухой ребенок также положительно реагирует на знакомого взрослого и отрицательно на чужих. Плач у глухого сиплый, немодулированный.

Монотонность голосовых реакций, отсутствие интонаций, их однообразие не позволяет дифференцировать желания или жалобы глухого.

Задержка в формировании речи, ограниченность речевых контактов ─ серьезное препятствие для разностороннего развития глухого ребенка. При этом жестовый способ общения (в семье слышащих) используется ограниченно. Он мог бы рассматриваться как равноценный речевым отношениям на определенном уровне, если бы формировался в соответствующих обстоятельствах, в условиях безупречного владения окружающими жестовой речью. Овладение жестовой речью в условиях воспитания глухого в семье глухих родителей напоминает в общих чертах природный ход развития звуковой речи.

Однако глухой ребенок и в семье слышащих тоже получает стимулы для развития. Научившись ходить, он имеет возможность сталкиваться со множеством предметов, их назначением. Наглядно-действенное управление взрослого, совместно-разделенная деятельность позволяют глухому формировать практическое обобщение однородных предметов, элементарное различение их по качеству. Игры, которые дети начинают инициативно, как правило повторяют действия со взрослыми. Однако они обеднены по содержанию в сравнении с игрой слышащих детей.

Задержка в психическом развитии ребенка к концу раннего детства особенно значительна, потому что нет опосредствования речью продуктов усиленной деятельности сохранных анализаторов,

Свои отношения со взрослыми ребенок ограничивает наглядными и деятельными формами. Показ и совместные действия не обеспечивают быстрого и качественного самостоятельного их выполнения, так как не воспринимаются (отсутствуют) доступные словесные направляющие указания, объяснения, которые уточняют, что ребенок видит, как нужно исправить ошибку, что нужно вспомнить.

Задержка в развитии, чуть заметная вначале, в преддошкольном возрасте ощущается отчетливо. На третьем-шестом годах жизни дети сталкиваются с большими трудностями при овладении словесным материалом.

Задерживается овладение категориальным обобщением элементарными причинно-следственными зависимостями, умением сопоставлять объекты и явления. Определенную помощь в преодолении отставания могло бы оказать опосредствование жестовой речью, но эта возможность остается пока не реализованной в условиях действующей концепции дошкольного воспитания глухих детей. Хотя наличие специальных условий для развития глухого ребенка в детском саду в значительной мере предотвращает тяжесть вторичных отклонений, однако отличие от слышащих детей в этом возрасте ощутимо.

Итак, психическое развитие глухих детей ─ своеобразный путь формирования личности ребенка в особых условиях восприятия и взаимодействия с внешним миром. В первые месяцы жизни отсутствие или ослабление слуха проявляется не очень значительно. Однако в последние месяцы первого года в развитии глухого ребенка выявляются значительные отличия, обусловленные отсутствием слуховых представлений.

Круг предметов, которые познает глухой, довольно ограничен, наблюдательность развивается медленно. При отсутствии слуховых образов не развивается лепет, что не дает хода развитию устной речи.

Дело не сводится к простой задержке развития: весь комплекс функционирования органов глухого ребенка изменяется. Из этого вытекает, что у глухих компоненты психики развиваются в других, в сравнении с нормой, пропорциях.

Необходимым условием успешного развития каждого ребенка является систематическое и значительное увеличение количества внешних воздействий. Но объем внешних воздействий на глухого ребенка значительно сужен, воздействие звучащим голосом практически исключено. В связи с этим психическая деятельность упрощена.

Поэтому требуется специальное более раннее коррекционное воздействие на глухого ребенка, система коррекционных занятий, которая может в значительной мере предупредить проявление негативных компонентов в развитии его психики.

Сущность сурдопедагогических воздействий заключается в созда­нии новых условий развития для глухого ребенка:

-развитие сохранных (зрительного, вкусового, кожного, обонятельного) анализаторов;

- расширение и качественное изменение внешних воздействий;

- компенсирование (снятие) трудностей акустической рецепции зрительным восприятием (в определенной мере);

- использование звукоусиливающей аппаратуры.

В этих условиях развитие глухого ребенка приближается к обычному. В существующей системе дошкольного воспитания в процессе деятельности взрослый передает опыт и одновременно формирует речь ребенка, помогая ему овладеть значениями слов, словами разной степени обобщенности, словосочетаниями и предложениями. Чем большие успехи достигаются на этом пути, тем меньше отличий возникает в развитии познавательной деятельности глухих в сравнении со слышащими сверстниками.

?


Подтвердите фактами мысль Л. С. Выготского о своеобразном развитии глухого ребенка.

Сопоставьте этапы психического развития детей с нарушенным и сохранным слухом.


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 4486; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.