Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ключевые понятия: назначение, виды, взаимодействие анализаторов, гностическая функция, задачи коррекции развития




Хеморецепция у глухих

 

 

Назначение хеморецепции, в состав которой входят обонятельный и вкусовой анализаторы, - отражать химические свойства предметов. В обычных условиях обоняние дополняет зрительное восприятие, сигнализирует человеку о состоянии окружающих предметов (приятных, неприятных, опасных, безопасных). По запаху человек может определить его источник, направление его распространения.

Вкус дополняет зрительные и обонятельные сигналы. Но рамки его использования более узкие, чем обоняния, потому что требуется непосредственное прикосновение к объекту.

Обонятельные и вкусовые ощущения имеют большое значение для возникновения эмоционального фона восприятия.

Обонятельный и вкусовой анализаторы обладают достаточно выявленной дифференциацией. Они способны отличать интенсивность раздражителей, которые идут один за одним с достаточным интервалом.

Во вкусовой системе есть следовые явления (горькие лекарства лучше заесть, чем запить).

Для вкусовых и обонятельных ощущений характерна адаптация (вкус после прикосновения к поверхности языка становится менее выявленным; неприятный запах через некоторое время не ощущается совсем). Ощущения восстанавливаются, когда запахи исчезают. Может быть преобладание одного запаха над другим, слияние и компенсация запахов. Можно отметить явление вкусового контраста (после соленого дистиллированная вода кажется сладковатой; после соленого огурцасуп пресный).

В действительности есть сложные обонятельные и вкусовые ощущения, т.к. каждая реальная вещь воспринимается не только вкусовыми рецепторами, но и при помощи органов обоняния, тактильной, температурной, болевой чувствительности.

Нарушение обонятельной или вкусовой чувствительности наблюдается при поражении соответствующих проводящих путей и нервных центров.

У глухих, как правило, нет нарушений обонятельных и вкусовых ощущений. Они для них более значимы, чем для слышащих. Запахи — постоянные спутники нашей жизни, они рассказывают глухому намного больше, потому что он чаще анализирует их, опираясь на полученный опыт при ориентации в окружающем. Слепоглухая Ольга Скороходова по запаху называла присутствующих и тех, кто только что вышел из помещения, хорошо узнавала место нахождения всех видов магазинов, т.к. знала соответствующие им запахи. Детей в школе глухих специально учат узнавать предмет по запаху, отличать запахи, узнавать еду, продукты питания на вкус. Педагог, знакомя обычно детей с предме­том, демонстрирует не только физические и пространственные свойства объекта, но, по возможности, дает почувствовать их запах и вкус.

Таким образом, обонятельная и вкусовая чувствительности помогают сгладить недостатки, которые возникают в чувственном опыте при нарушении слуховой функции, и имеют компенсаторное значение.

Коррекционные задачи развития хеморецепциипредставим так:

- формировать умение определять по запаху, на вкус привычные пищевые продукты, блюда;

- формировать умение определять по запаху растения (цветы, овощи), предметы сангигиены (мыло, шампунь), предметы парфюмерии (духи, одеколон);

- развивать умение распознавать угрожающие запахи (дыма, газа, подгоревшего второго блюда);

- развивать способность различать по запаху свою одежду, обувь (в условиях интерната);

- формировать способность различать приятные и неприятные запахи, вкусы, помочь в выделении предпочитаемых.

 
 
?


Раскройте общее и специфическое в роли хеморецепции для детей с нарушением слуха и слышащих.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 459; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.