Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ключевые понятия: виды, особенности творческого воображения, мечта, задачи коррекции развития




ВООБРАЖЕНИЕ ГЛУХИХ ДЕТЕЙ

 

Среди психических процессов особое место принадлежит воображению, которое заключается в создании новых образов путем мысленной переработки материала. Воображение - элемент психической деятельности человека. Прежде чем начать работу, человек представляет результат. Участие воображения в процессе работы тем более значительно, чем выше степень творчества. Фантазия необходима не только поэту, но и математику.

Различают воображение творческое и воссоздающее.

Воссоздающее воображение - процесс создания образа предмета по описанию, схеме, чертежу. Особое значение оно имеет при изучении географии, истории, художественной литературы. В исследовании М. M. Нудельмана и других определено, что образы, которые формируются у глухих в процессе чтения литературы, не всегда соответствуют описанию. В этом одна из причин непонимания текстов глухими. Ученикам IV класса обычной и специальной школы М. М. Нудельман предлагал для самостоятельного чтения рассказ "Товарищи", в котором речь шла о дружбе мальчика и собаки. Однажды в грозу началось наводнение, мальчик спас собаку (освободив от цепи), а когда стал тонуть сам, собака помогла ему выбраться на крыльцо.

После знакомства с содержанием детям было предложено сделать рисунки к тексту. Детские работы анализировались по нескольким позициям:

а) какой момент события, описанного в рассказе, отражен в рисунке;

б) есть ли соотнесенность с описанной обстановкой;

в) в какой мере отражение объектов адекватно описанному в рассказе.

По качеству содержательного отражения рисунки младших уступали выполненным более старшими глухими школьниками. В рисунках часто искажался фон, допускалось много ошибок в пространственном размещении объектов. У старших школьников динамика событий отражалась более точно.

Качество рисунков глухих в целом было лучше, чем у слышащих.

Главное отличие рисунков глухих - это фиксирование мелочей (так, в рассказе мельком упомянуто, что дети ходили за грибами, а в рисунке воссоздается сцена сбора грибов), искажение пространственных отношений (в рассказе описано наводнение во дворе, в рисунке мальчик тонет в реке). Слышащие рисовали главные события, передавали в рисунках их последовательность.

Таким образом, формирование воссоздающего воображения, у глухих идет более медленно, но может и ускоряться при специальном его развитии.

Творческим воображением называют создание новых образов, которое требует отбора средств, необходимых для реализации собственного замысла.

Уровень развития творческого воображения, его продуктивность зависят от объема информации, опыта определенной личности. В литературе мало сведений о развитии творческого воображения детей с нарушением слуха. Практика показывает, что если ребенок может пользоваться доступными ему коммуникативными средствами, его творческое воображение приносит плоды. Например, на уроке по культуре жестовой речи во 2 классе глухие дети имитировали подготовку зверей к зиме. Игра закончилась (запланированная учителем ее часть), но дети продолжали ее самостоятельно. Они менялись ролями, изменяли свое поведение в соответствии с новой ролью (подбирали соответствующий корм, изменяли "походку", ходили в гости друг к другу). Этот пример (иллюстрация к потенциальным возможностям глухого ребенка творчески осваивать воображаемую ситуацию.

Более сложную деятельность предложил глухим ученикам 6 и 8 классов М.М. Нудельман. После изучения басни "Ворона и лисица" глухих просили пересказать своими словами содержание, заменив при этом действующих лиц другими.

Анализ полученных результатов позволил судить об отличительных чертах творческого воображения глухих: скованность, трудности при смене действующих лиц, а особенно ситуаций. Глухие шестиклассники хоть и заменяли лисицу млекопитающимся, но аналогию продолжить не смогли. Более адекватными были замены у восьмиклассников, но и они также уступают слышащим. Среди глухих оказалось много таких, кто вообще не смог выполнить задание. Значительная часть испытуемых пробовала в начале пересказа использовать замены, а потом ограничивалась цитированием оригинального текста.

Можно думать, что задания такого рода в принципе трудны, но особенно для глухих детей, т.к. их выполнение сталкивается с дефицитом их речевых возможностей.

Рассмотрим некоторые особенности творческого описания картин.

Правильное, полное, глубокое восприятие картины связано о воображением. Рассматривая картину, каждый непроизвольно "примеряет" содержание к своему опыту. В исследованиях М.М. Нудельмана изучалось соотношение перцептивных и воображаемых компонентов при описании картины. Коротко про ее содержание: к железнодорожной станции приближается пассажирский поезд. Высоко летит самолет. Работает в поле трактор: На дворе собака бежит за курицей. За околицей стадо коров и пастух, который играет на дудке.

Показ картины учащимся сопровождался комментарием: на эту станцию на каникулы к дяде приехал Вова. Рассмотрите картинку и подумайте, что Вова мог там увидеть. Расскажите.

Все составленные рассказы разделили на 2 группы:

1) в рассказе содержались сведения только о том, что изображено на картине;

2) в рассказе появились сведения о воображаемой ситуации.

Глухие описывали изображенное, не выходя за рамки содержания картины, использовали глаголы настоящего времени. У слышащих чаще встречалось описание развития событий. В описании глухих редко отражались звуковые явления. Богатейший звуковой мир описывали только слышащие: рокот самолета, стук колес поезда, скрип ворот. Творческое описание картины было более совершенным у глухих восьмиклассников.

Особая форма воображения - мечта.

Как и творческое воображение, мечта - это создание образа желаемого. Это значит, что она не дает объективного продукта. От других форм воображения отличает существование значительного интервала между образами будущего и моментом их осуществления в жизни. Мечта формируется у человека благодаря осознанию окружающего мира и приобретенного жизненного опыта. В ней отражены потребности и интересы личности.

Ряд исследователей подчеркивают характерное для мечты предугадывание будущего, предвидение результатов своей деятельности.

Мечта - проявление индивидуального сознания. В одной преобладают личные проблемы, в другой - социальная направленность, есть неосуществимые мечтания. Мечты глухих исследовал М. М. Нудельман с помощью разных методик (беседа, сочинение, индивидуальные и групповые эксперименты). В младших классах эксперимент проводился в форме игры. Ребенку предлагалось представить, что у него в руках волшебная палочка, которая может исполнить три его желания. Что он хочет у нее попросить? Анализ ответов младших школьников показал, что в большинстве их мечты связаны с приобретением конкретных предметов. Некоторые называли посещение кино, театров. На вопрос, когда должна осуществиться их мечта, называли ближайшее время.

Все это позволяет сделать вывод, что у младших школьников преобладают мечты о конкретном предмете.

Ученики средних и старших классов писали сочинение на тему "Если бы я был волшебником". У них количество желаний, связанных с подарками, уменьшается, больше становится желаний заниматься спортом, путешествовать. Особо выделим появление у подростков мечты о будущей профессии, счастливой жизни и мире на земле.

В отличие от младших школьников, старшие называют мечты, осуществление которых возможно в далеком будущем. Глухие старшеклассники не признают мечтой то, чего можно легко добиться. У учеников 7 класса определена более выразительная дифференциация близкой, отдаленной и далекой мечты. Мечты старшеклассников отличаются реалистичностью. Четверть из них свою мечту развивает последовательно, переходя от одной ступени к другой.

 

С возрастом содержание мечты меняется (сначала потребительские, затем более серьезного характера). Некоторые мечты подростков можно отнести к общественно значимым. Индивидуальные отличия между школьниками заключаются также в том, что мечты одних носят преимущественно личностный характер, других (общественную направленность. Появление социально значимой мечты свидетельствует о формировании важных положительных качеств личности.

Развитие воображения проходит в тесной связи с речью. Благодаря воображению, глухие имеют возможность лучше понять содержание прочитанного и обогатить само воображение.

Благоприятными для такого усовершенствования воображения являются задания на прогнозирование развития событий (завершить рассказ по данному началу, придумать начало событий). Аналогичные задания можно предложить в работе с сюжетной картинкой. Можно давать задания на заполнение пропусков в матрице. Развитие творческого воображения - одна из главных задач уроков по изобразительной деятельности.

Задачи коррекции развития воображения:

- формировать умение иллюстрировать отдельные микротемы текста, представлять картинный план;

- развивать способность прогнозировать начало либо завершение событий по данному его фрагменту (описанному или представленному образно);

- формировать умение завершать неопределенный образ до полной идентификации;

- развивать воображение при составлении рассказов по теме, по опорным словам;

- развивать умение реализовать замысел в рисунке;

- развивать способность моделировать опознаваемые объекты из постоянного набора деталей (квадрат Пифагора, Танграм);

- развивать способность представлять в лицах описанную ситуацию.

 

?
Докажите, что воображение глухих развивается в соответствии с общими закономерностями.

Обоснуйте причины своеобразия воображения у детей с нарушением слуха.

Сравните развитие воссоздающего и творческого мышления детей с нарушением слуха.

Назовите приёмы развития воображения детей с нарушением слуха

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 684; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.