Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2. Памятники архитектуры Сибири и Иркутска. 2 страница




Знатным железнодорожникам Восточной Сибирской магистрали А.П. Полякову и А.Н. Троицкому выпала честь доставить из Москвы Вечный огонь.

Московские ворота

В 1813 году у въезда в город, у московской заставы были сооружены триумфальные трехэтажные ворота заложенные 9 июля 1811 года по случаю празднования десятилетия царствования Александра 1 и получившие название Московских.

Ворота строились по проекту Я.А. Круглякова.

Градские парадные врата имели четыре каменных яруса и достигали почти двадцати метровой высоты. Два мощных пилона перекрывал аттик сложной формы. По бокам пилонов поднимались восьмиметровые полуколонны. Объемно пространственная композиция Московских ворот отличалась хорошими пропорциями, удачной постановкой к береговой застройке. Позднее нижний этаж триумфальных ворот использовали под помещение для перевозчиков через Ангару, а в верхнем зале с двумя полукруглыми окнами был помещен городской архив.

В 1912 году несколько легких подземных толчков поставили под угрозу обветшавшее сооружение. Московские ворота были разобраны 1928 году из-за полной ветхости.

Теперь собираются восстанавливать, осознав их значимость в панораме города.

Улица Ленина

Улица Ленина (ее первое название Заморская) возникло в 18 веке. Со второй половины 19 века ул. Заморскую стали именовать Амурской. После пожара 1879 года на Амурской строили каменные здания. Улица начиналась от Тихвинской площади.

Одним из наиболее примечательных административных сооружений конца 19 века является Здание общественного собрания построенное в 1890-1891 годах. Автор проекта архитектор В.А. Рассушин. До нашего времени здание дошло без значительных изменений. Главный фасад сохранился в первоначальном виде, к боковому же сделан пристрой для областной филармонии. Оно отличается ясностью композиционного построения фасадов и изящной прорисовкой элементов кирпичного декора.

Здание Русско-Азиатского банка является еще одним ярким примером архитектуры 19 начало 20 веков. Здание было построено для иркутского отделения Русско-китайского банка по проекту инженера В. И. Коляновского. Оно имеет сложную объемно-планировочную структуру, включающую ряд соподчиненных объемов. Главный вход расположен с угла, где находится пятиугольный в плане входной вестибюль с парадной лестницей. Слева по улице к нему примыкает центральная часть главного фасада, выделенная портиком и фланкированная мощными пилонами. Угловая правая башня – круглая в плане. Она завершена колокообразным куполом с железной башней и шпилем.

Улица Карла Маркса

Ул. К.Маркса (Большая проспектная) – это одна из красивейших улиц Иркутска.

Нынешняя улица начинается от набережной Ангары – здесь в самом центре высится гранитный пьедестал с бетонной стелой. Стела установлена в 1964 году, пьедестал изготовлен из красного гранита. Раньше на фундаменте стояла фигура Александра III. памятник был воздвигнут в 1908 году по проекту архитектора Баха в честь окончания строительства Сибирской железной дороги.

Напротив обелиска – Белый дом, первое упоминание о нем относится к 1804 году.

Белый дом – образец классической архитектуры. Построен по проекту архитектора Кваренги градским главой Сибиряковым. Крупный каменный особняк встроен в стиле классицизма – выверенность пропорций, симметрии, изящная строгость отделки. Здесь использована характерная трехчастная композиция с центральным на выносе портиком и небольшими боковыми крыльями.

В настоящее время в этом здании находится фундаментальная библиотека Иркутского Университета.

Подлинной жемчужиной гражданской архитектуры Иркутска стал Комплекс построек Восточно-Сибирского отделения Русского Географического общества. Комплекс построек возведен в 1883 –1891 годах. По проекту архитектора Г.В. Розена, для размещения музея сгоревшего в 2879 году. При небольшой площади участка и в сравнительно малом наборе элементов комплекса архитектор создал впечатляющий ансамбль, выгодно выделяющийся при обзоре его со всех видов точек.

Выполнен в мавританском стиле, украшен условными башнями, крепостными зубцами, ажурными решетками балконов и гребешков, полуколоннами, здание выглядит очень эффектно и по ныне является украшением города.

В целом комплекс построек ВСРГО представляет собой удивительны памятник стилевой архитектуры, отражающий направленность творческого поиска одного из наиболее деятелей сибирских архитекторов в конце 19 века Г.В. Розена.

Вот уже более 80 лет в этом здании располагается краеведческий музей города.

В архитектурном отношении особый интерес представляет Первый корпус Университета на Набережной – бывший институт благородных девиц, построенный по проекту архитектора Разгильдеева.

Представленное здание является характерным “официально” каменной архитектуры Иркутска середины конца 19 века.

Оно обладает традиционной планировкой спокойной объемно пространственной композицией и строгим классическим декором. Ценен тем, что имеет несонные архитектурно художественные достоинства и кроме того, хорошо сохранился. Этот корпус во все времена оставался учебным, ныне в нем занимаются физики и математики.

Украшением не только улицы К.Маркса но и города в целом является здание Драматического театра им. Н.П. Охлопкого.

Здание построено по конкурсному проекту академика архитектуры Шретера. Это истинно общественное здание – оно возведено на средство горожан. В 18 веке Иркутск был третьим провинциальным городом после Тулы и Харькова, где открылся светский театр и первым театральным городом Сибири. Несмотря на относительно малые размеры зала, кулуаров и фойе, они создают обстановку торжественности и поражают многообразием пространственного решения. Декоративное убранство интерьеров и фасадов решено в духе эклектики с применением форм и приемов классицизма. Передний объем с вестибюлем украшен четырех колонным портиком и завершен корытообразным куполом. Для здания характерно ощущение монументальности и массивности, что достигается слабым рачением первого этажа, покрытого дощатым рустом. Свободная постановка театра на участке определила равную загруженность декором всех фасадов, но особое насыщение его заметно на переднем объеме. Полихромная окраска стен увеличивает впечатление праздничности здания.

Драматический театр является уникальным для Иркутска памятником архитектуры конца 19 века, формы которого оказали заметное влияние на формирование архитектурных вкусов.

В настоящее время прекрасно соответствует своему первоначальному назначению.

Гостиница “Гранд-отель” – также одно из наиболее заметных зданий застройки улицы К.Маркса. Построена она в 1900 – х годах по проекту архитектора А.И. Кузнецова, занимает участок на углу К.Маркса и Литвинова.

5 января 1920 года в здании гостиницы Гранд-Отель переехали из Знаменского предместья Сибирский и Иркутский комитеты РК ПП. Гостиница расположена в окружении разно стилевой каменной застройки конца 19 начала 20 века. с улицы здание воспринимается как прямоугольный объем с купольными заверениями по углам и в центре наиболее протяженного фасада по улице Литвинова. Композицию разнообразят также аттики и парапеты по кровле постройки слегка выступающие ризалиты на фасадах, обильный декор, включающий элементы ордерной системы с рустовкой отдельных пилястр и сложным рисунком наличником окон. Здание гостиницы Гранд-Отель заметно выделяется в застройке Иркутска благодаря развитой и продуманной планировке, сложной объемно пространственной композиции и разнообразному декору.

Дом Офицеров

На углу улиц К.Мркса и Декабрьских Событий расположен величественный особняк в два этажа, принадлежащий некогда купчихи Христине Яковлевне Колыгиной и построенный по проекту Иркутского Архитектора В.А. Кудельского. Дом имеет достаточно сложную планировочную структур т.к. неоднократно достраивался и перепланировывался, но основная его первоначальная часть – прямоугольная в плане двухэтажная постройка с выделенной центральной частью – простая и ясная.

Главный фасад по духу напоминает ренессанское палаццо. Фактурными рустованными лопатками фасад делится на три части. В центральной из них выделен венчающийся фронтоном ризалит с главным входом и балконом под ним. Второй уровень ризалита обогащен по осям простенков четырьмя пилястрами коринфского ордера. Ризалит композиционно обозначает главные помещения дома – обширный вестибюль с парадной лестницей и великолепно декорированный парадный зал.

Монументальность фасада достигается благодаря сплошной рустовке поверхности стены, оживляемой применением контрастно различных по фактуре рустов. Именно так выявлены лопатки. Прием фактурного контраста развит и на обрамлении оконных проемов.

Вопросы и задания:

1. Расскажите об особенностях строения русской крестьянской избы.

2. Расскажите о каменном строительстве в Сибири. Приведите примеры культовых и гражданских сооружений.

3. Расскажите о наиболее интересных памятниках Иркутска.

 

Литература:

1. Арциховский А.В. Основы архитектуры. – М, 1954

2. Дмитриева Н.А. Краткая история искусства. – М., 1963

3. Иркутское барокко / Т.А.Крючкова. – М., 1993

4. Историческое краеведение / Матюшкин Г.Н., Милованов. – М, 1987

5. Копылов А.Н. Очерки культурной жизни Сибири. 17 – нач.19 вв. – Новосибирск,1974.

6. Кочедамов В.И. Первые русские города Сибири. – М, 1978

7. Ладик Л.А. Свидания с Иркутском. – Иркутск, 1991

8. Оглы Б.И. Иркутск. О планировке и архитектуре города. –Иркутск, 1982

9. Полунина Н.М. Живая старина Приангарья. – М., 1990

10. Полунина Н.М. У истоков каменного града. – Иркутск, 1979

11. Путешествие по улице Карла Маркса. – Иркутск, 1988

12. Сахаров А.М., Муравьев А.ВВ. Очерки по истории русской культуры 9 – 17 вв. – М., 1984

 

 

Тема 3. Литература Сибири и Иркутска.

Литературные источники по изучению Сибири.

Рукописи. Книги. Периодическая печать. Литература Сибири. Богослужебные книги. Библиотека Иркутской духовной семинарии. Летописи. Иркутские летописцы В.Н.Баснин, П.Г.Пежемский, В.Кротов, Н.С.Романов. Мемуарные источники 19 века; авторы мемуарной литературы Иркутска 19 века (Е.А.Авдеева-Полевая, М.А.Александров, Н.С.Щукин, Н.Полевой и др.) Иркутские писатели 19 века (И.Калашников, В.Федоров-Омулевский и др.). Начало сибирской печати. Губернские ведомости. Литература Иркутска 20 века. Развитие печатного дела Иркутска в 20 веке.

 

Литературные источники по изучению Сибири и Иркутска – это летописи, мемуары, художественная литература, печать.

Первые письменные источники по изучению Сибири – летописи. Наиболее известные летописи – летописи П.И.Пежемского и В.А.Кротова, В.Н.Баснина, Н.С.Романова, А.И.Лосева, отражающие события из жизни города до 1924 года.

Первые записи летописного характера в Иркутске относятся к 1720-1730-м годам. Летописи освещают различные события жизни города, являются источниками по истории Восточной Сибири, Иркутской губернии и самого Иркутска. Их авторы любили родной край, увлеченно и тщательно собирали материал; летописи написаны авторами по собственной инициативе. Городовые летописи – особый, не сравнимый ни с чем исторический источник. Здесь переплелись достоверные факты и переданные через поколения устные предания, документальные свидетельства и искренние заблуждения, не отраженные в документах детали событий и ошибки переписчиков. И при всех недочетах – это ценнейший и не изученный до конца источник знаний о прошлом города.

Немногим городам нашего Отечества было суждено сохранить историю своей малой родины, рассказанную на страницах летописей. Летописание появилось на Руси в 12 веке и получило большое развитие в Киеве, Владимире, Суздале, Пскове, Твери, Новгороде, Москве. В 17 веке происходит постепенное отмирание летописной формы повествования. В это время появились местные летописи, из которых наиболее интересны сибирские. Их насчитывается более сорока. К числу основных памятников сибирского летописания относятся Есиповская летопись – сочинение диакона сибирского митрополита Саввы Есипова “О Сибири и сибирском взятии” (1636г.), Строгановская летопись “О взятии сибирской земли” (1 половина 17 в.), Ремезовская летопись “История Сибирская”, составленная в к.17 века тобольским служилым человеком С.У.Ремезовым, “Новая Сибирская история” тобольского ученого ямщика Ильи Черепанова (к.18в.). Летописная традиция в Сибири, сложившаяся в начале 17 века, нашла своих продолжателей в 19 веке.

Антон Иванович Лосев (1765-1828) – иркутский зодчий, землемер, геодезист, экономист, историк, летописец, он прожил в Иркутске всю жизнь, здесь скончался и похоронен на Иерусалимском кладбище. Постройки Лосева, по большей части и стечению обстоятельств не сохранились (погибли в пожаре 1879 года), либо их судьба осталась неизвестной, либо основательно были перестроены. Сохранились его исследования, летописи. Одна из работ Лосева имеет длинное и замысловатое название и построена в традициях летописного жанра: “Обозрение разных происшествий, до истории и древностей касающихся, в Иркутской губернии и сопредельных оной странах бывших, сообразно предписанию г-на главного губерний начальника сочиненное губернским землемером, надворным советником, императорского Санкт-Петербургского Вольного экономического общества членом Антоном Лосевым в городе Иркутске в 1812 году”.

Литература Иркутска представлена мемуарами, художественными произведениями, периодической печатью. Имена авторов этих сочинений повторяются, часто многие были и мемуаристами, и писателями, и публицистами, и издателями. Наиболее значительные мемуары:следующие:

1. В.Ватин. Восточная Сибирь в начале 19 века//Сибирская летопись, 1916. -- №3-4

2. Кс.Полевой. Записки о жизни и сочинениях Н.А.Полевого // Н.Полевой. Материалы по истории русской литературы и журналистики 30-х гг. – Л., 1934. – С. 93-352

3. Е.А.Авдеева-Полевая. Записки и замечания о Сибири. – М.,1837

4. И.Т.Калашников. Записки иркутского жителя. // Записки иркутских жителей. – Иркутск, 1990. – С.255-397

5. М.А.Александров. Воздушный тарантас, или воспоминания о поездках по Восточной Сибири // Записки иркутских жителей. – Иркутск, 1990. – С.397-449

6. В.Вагин. Сороковые года в Иркутске // Записки иркутских жителей. – Иркутск, 1990. – С. 449-483

7. Н.С.Щукин. О книжном чтении в Иркутске // Северная пчела, 1844. -- № 128

8. Н.С.Щукин. Житье сибирское в давних преданиях и нынешних впечатлениях // Записки иркутских жителей. – Иркутск, 1990. – С.125-255

Этот далеко неполный перечень воспоминаний (мемуаров) иркутян о родном городе подтверждает мысль о том, что жанр мемуарной литературы является весьма распространенным в сибирской литературе. Литературовед М.К.Азадовский, анализируя мемуарные источники, приходит к выводу о том, что “во многих отношениях Сибирь стояла не ниже, но даже выше остальной русской провинции”, имея в виду духовную жизнь Сибири. Истинную прелесть воспоминаний составляют простота описаний, искренность подробностей, поэзия патриархальной жизни старинной Сибири. Для мемуарных источников характерны некоторые черты идеализации прошлого, все авторы очень любили родной край, но прослеживается и стремление к объективности. Большую роль в развитии культуры на востоке страны, в Сибири, сыграла сибирская буржуазия, купечество. Авторы мемуаров отмечают, что культурный уровень иркутского купечества 1 половины 19 века был разным, большинство не отличалось высокой образованностью и широтой умственных интересов, но среди них встречаются люди большой культуры, начитанные, разносторонне осведомленные в вопросах современно жизни, литературы, искусства. Именно эти люди являлись владельцами библиотек, собирателями картин и гравюр. Как правило, это были наиболее состоятельные из купцов, располагавшие досугом для чтения и занятий искусством, имевшие средства для удовлетворения своих духовных запросов. Н.Щукин пишет: “С 1800 по 1810 годы славились собранием книг купцы Дудоровский, Старцев, Баженов, Савватеев, Апрельников, с 1810 по 1820 годы были библиотеки у купцов Пьянкова, Прянишникова и Трапезниковых. С 1820 года славится библиотека почетного гражданина В.Н.Баснина…каждая вновь вышедшая книга, сколько-нибудь значительная, тотчас приобретается в ту библиотеку”. Иркутским купцам принадлежала инициатива по созданию частных публичных библиотек. Первая из них была открыта купцами Балдаковым и Поповым в 1839 году, затем создаются библиотеки Окулова, Протопопова, Шестунова, Пестерева и др. О библиотеках пишет и Авдеева-Полевая, по ее словам, библиотеки в Иркутске были “у всех достаточных людей” и “литературные новости получались постоянно”; она также свидетельствует: в Иркутске “любят литературу, искренне рассуждают о разных ее явлениях и, могу прибавить, не чужды никаких новостей европейских”. По мнению Авдеевой, общий уровень культуры в Иркутске был выше, чем в некоторых других местах России. “Даже общая первоначальная образованность распространена в Иркутске более, нежели во многих русских городах. Лишним доказательством этого служит то, что нигде не видела я такой страсти читать”.

 

Екатерина Алексеевна Авдеева-Полевая (1789-1865) родилась в Курске, в раннем детстве с родителями переехала в Иркутск. Семья Полевых была известна в Иркутске, Алексей Полевой – образованный купец, собиратель книг, в семье выросли Николай и Ксенофонт – будущие писатели, Николай – издатель журнала “Московский телеграф”. Катя росла грамотной девочкой, рано вышла замуж, в 26 лет овдовела, переехала сначала в Курск, потом в Одессу, Петербург. Свои воспоминания о Сибири она изложила в книжке “Записки и замечания о Сибири”, изданной в Москве в 1837г. братом Ксенофонтом. Книга отличалась живым языком, знанием сибирского уклада жизни, знанием народных примет и народных песен (которые были помещены в приложении), простотой изложения, это была одна из первых книг, посвященная собственно этнографии. Впоследствие Авдеевой-Полевой были написаны очерки и рассказы “Воспоминания об.Иркутске”, “Очерки масленицы в Европейской России и Сибири, в городах и деревнях” и др.

Е.А.Авдеева-Полевая ведет повествование собственно в жанре записок, воспоминаний, вкрапляя в текст множество разнообразных сведений, перечисляя ткани, из которых шили себе одежду сибиряки, давая словарь местных речений, включая значительное собрание народных обрядовых песен – этот разнообразный материал служит дополнением к эпизодам и картинам жизни, нарисованным повествовательницей, ткани – к рассказу об одежде иркутян, песни – к описанным свадебным обрядам, словарь – к характеристике речи сибиряков.

Е.А.Авдеева-Полевая занималась собирательской и публикаторской деятельностью. Она издала “Русский песенник”, ставший домашней книгой во всех пределах России, “Русские сказки для детей”, ставшие классикой детской литературы, переиздававшиеся при ее жизни 8 раз, некоторые живут в ее переложении и по сей день, книги по домоводству, ставшие очень популярными.

Николай Семенович Щукин (1792-1883) – писатель, автор многих сочинений о Сибири, родился в Иркутске в известной семье Щукиных, учился и преподавал в Иркутской гимназии, потом переехал в Петербург. Его очерки о Сибири – похвала Сибири и горевание об ее неустройстве, о провинциальной жизни, которая, хоть и отличается большим книгочейством и пристрастием к культуре, все же теснит человека отсутствием многого, что есть в столицах. Такой взгляд свойствен всем, кто 1 половине 19 века пишет о Сибири: если ее сравнивают со столицей, все лучшее в ней тускнеет, и ежели кто из путешественников или писателей сравнит ее с другими российскими губерниями, то она, Сибирь, сразу же берет верх по большей самостоятельности, чистоте, культурности человека. Краеведческие очерки Щукина рисовали отдельные картины сибирской жизни – “О книжном чтении в Иркутске”, “Забайкальская область”, “Народные увеселения в Иркутской губернии” и др.; они -- опыты изучения и познания края, но также и пропаганда его, стремление заставить отрешиться от привычных представлений о Сибири как “царстве мрака и хлада”; с огромным лирическим пафосом пишет он о красоте и величии сибирской природы: “Если английские туристы разъезжают по всему свету для того, чтоюы найти сильные впечатления, я советовал бы им посмотреть на Ленские столбы. Их сплин расколебался бы непременно при взгляде на эти чудеса природы. Идеал возможного человеческого равнодушия почувствовал бы здесь новые потрясения в сердце своем. Эта картина достойна кисти какого-нибудь знаменитого живописца. Она заняла бы не последнее место в собрании изображений отечественной природы. Мы слыхали об исполиновых городах, видали их на рисунках, но кто знает о Ленских столбах? Кто поверит, например, в столице, что среди вечных льдов и снегов, словом, в Сибири, есть виды столь необыкновенные, единственные. Друзья! Не говорите с таким презрением о Сибири, по крайней мере, со стороны физической. Сибирь – земля живописная, девственная, ее природа до сих пор едва обнажена рукой мудрого испытателя природы.” Н.Щукин описывает природу, рассуждает о быте северян, дает реалистические картины жизни. Н.Щукин – автор художественных произведений – повестей “Посельщик” и “Ангарские пороги”.

 

Иван Тимофеевич Калашников (1797-1863) – сибирский писатель, первый сибирский романист, автор воспоминаний. Коренной сибиряк, в 1805г. он в составе первых 30 учеников поступил в только что открывшуюся в Иркутске гимназию, закончил ее, работал в качестве чиновника, рано обнаружил литературный талант, с 1823г. переехал в Петербург, где и прожил две трети своей жизни, занимаясь служебными делами и литературой. Он -- автор известных романов “Дочь купца Жолобова”, “Камчадалка”, “Автомат”, истинное же проявление его писательского дара – мемуары “Записки иркутского жителя”, где автор, будучи современником замечательных событий, образно отражает их на страницах воспоминаний. Время правления генерал-губернатора Пестеля, управлявшего краем, не выезжая из Петербурга, и гражданского губернатора Трескина автор называет “любопытной и страшной драмой”, когда процветало взяточничество, казнокрадство, безнравственность. С огромной любовью и благодарностью за труды по улучшению состояния Сибири Калашников описывает подробности пребывания в Иркутске М.М.Сперанского, рассказывает о друге и учителе П.А.Словцове, визитаторе иркутских училищ, человеке “необыкновенного ума и глубокого просвещения”. Подробности иркутского быта перемежаются в мемуарах с серьезной непредвзятой оценкой деятельности выдающихся людей, с характеристикой культурной жизни Иркутска. Так, Калашников описывает вид города Иркутска в начале 19 века, рассказывает о церквях и монастырях города, о землетрясениях, о жителях, о купечестве, о чиновниках, о загородных прогулках горожан, о народных празднествах, о музыкальной жизни. См.с.283. Автор описывает жизнь и деятельность М.Сперанского в Иркутске. См.с.322. Вторая часть воспоминаний посвящена деятельности П.А.Словцова, который значительно улучшил состояние образования Иркутской губернии и положительно повлиял на развитие Иркутской гимназии, одной из лучших мужских гимназий в России.

 

Матвей Алексеевич Александров (1798-ок.1860) – автор воспоминаний “Воздушный тарантас, или воспоминания о поездке по Восточной Сибири. Иркутск, лето 1827”.

Всеволод Иванович Вагин (1823-1900) – публицист,,писатель, издатель иркутской газеты “Сибирь”, автор воспоминаний о 40-х годах 19 века в Иркутске. Он написал множество статей об истории Сибири, ее статистике, географии, этнографии, рассматривал вопросы, касающиеся крестьянских дел, суда в Сибири. В воспоминаниях он рисует картину жизни Иркутска в 40-е годы, годы правления генерал-губернатора Восточной Сибири В.Я.Руперта.

Среди писателей Иркутска 19 века можно отметить некоторых: Н.Полевой (“Сохатый”), И.Калашников (“Дочь купца Жолобова”, “Камчадалка”, “Автомат”), Н.Щукин (“Посельщик”, “Ангарские пороги”), поэт, писатель и публицист

И.В. Федоров-Омулевский, М.В.Загоскин (роман “Магистр”).

Печатные издания Иркутска 19 века: газета “Епархиальные ведомости”, “Иркутские губернские ведомости” (начинают издаваться с 1857 года, официальный печатный орган Иркутска), газета “Сибирь” (с 1875г., демократическая частная газета, руководство осуществляли М.В.Загоскин и В.И.Вагин), газета “Восточное обозрение” (1882-1906, ее редактор – Н.М.Ядринцев, известный общественный деятель, “областник”, позднее – И.И.Попов; газета демократического направления). Издания объединяли вокруг себя лучшие литературные силы, воспитывали сибирское общество. Возникновение и развитие печатных органов в Сибири определялось ходом и состоянием общественно-политического развития сибирского общества. Огромную роль в этом сыграло то, что сибирское общество в силу специфики развития края особенно сильно впитывало идеи демократической идеологии. У основания литературных традиций края стояли писатели, поэты, журналисты, которые своим творчеством пробуждали интерес к далекой сибирской окраине. Демократические издания преобладали над официальными. Издания отражали жизнь сибирского общества во всех его проявлениях, в то же время пытались воздействовать на общественный механизм, выдвигая наиболее острые и жизненно важные вопросы.

Вопросы и задания:

1. Какие виды письменных памятников Вы знаете?

2. Какой краеведческий материал содержится в иркутских летописях?

3. Расскажите о мемуарной литературе Иркутска 19 века.

4. Расскажите об иркутских писателях.

5. Расскажите о становлении и развитии печатного дела в Иркутске. Назовите печатные издания.

Литература:

1. Азадовский М.К. Сибирские страницы. – Иркутск, 1988

2. Баренбаум И.Е., Давыдова Т.Е. История книги. Ч.1. – М., 1958; Ч.2. – М., 1960

3. Гольдфарб С.И. Газета “Восточное обозрение”

(1882-1906). – Иркутск, 1997

4. Иркутские летописи.

5. Календарно-обрядовая поэзия сибиряков. –

Новосибирск, 1981

6. Книга и книжное дело Сибири: история,

современность, перспективы развития.

Новосибирск, 1989

7. Кубалов Б.Г. Первенец частной сибирской печати

газета “Амур” (1860-1862) // Записки областного

краеведческого музея. – Вып.2. – Иркутск, 1961. – с.

55-88

6. Петряев Е.Д. Исследователи и литераторы старого

Забайкалья. – Чита, 1954

9. Полищук Ф.М. История библиотечного дела в

дореволюционном Иркутске. – Иркутск, 1983

7. Попов И.И. Забытые иркутские страницы. Записки

редактора. – Иркутск, 1989

8. Постнов Ю.С. Из истории культурной жизни

Иркутска 1 пол. 19 века (по мемуарным

источникам) // Известия СО АН СССР,

сер.общ.наук. – Вып.2. – 1971. -- № 6. – С. 113-121.

9. Развитие книжной культуры Сибири 19 – н.20 вв. – Новосибирск, 1982

10. Романов Н.С. Летопись города Иркутска за 1881-1901 гг. – Иркутск, 1993

11. Ромодановская Е.К. Рукописная книга в Сибири 17 –18 вв. // Библиофил Сибири: Вып.1. – Иркутск, 1988

12. Стеркин Т. Печать и театр Иркутска в середине 19 века. // Сибирские огни. – 1962. – № 5. – с.171-174

13. Трушкин В.П. Восхождение. Литература и литераторы Сибири 20 – начала 30-х годов 20 века. – Иркутск, 1978

 

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 1055; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.065 сек.