Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Построение простых предложений Функции порядка слов




Порядок слов в предложении может выполнять:

а) логическую функцию, т. е. выделять нужное по логике слово. Ср.: Ты
пойдешь в кино? Ты в кино пойдешь? В кино пойдешь ты!

б) смысловую функцию, т. е. может изменить смысл высказывания и харак­
тер членов предложения. Ср.: Больной брат вернулся. —Брат вернулся больной.

Я встретил учителя брата. - Я встретил брата учителя.

в) информационную функцию: в письменной речи сначала должна идти
вспомогательная информация, а потом - основная, так как информационная роль
текста возрастает к концу предложения, например: По решению арбитражного
суда задолженность необходимо погасить до 1 июля 2000 года.
(При таком по­
рядке слов главное - срок погашения задолженности). До 1 июля 2000 года необ­
ходимо погасить задолженность по решению арбитражного суда.
(Теперь
главное - указание на судебную инстанцию).

Нарушение порядка слов является синтаксической ошибкой и зачастую создает комический эффект, ср.: Тонкая, сухопарая торговка вяленой воблой торчала среди ящиков (исправьте порядок слов).

Нельзя начинать простое предложение со слова также. УПРАЖНЕНИЕ 37. Исправьте ошибки (устно).

1. Представители всех стран СНГ съехались на совещание в Москву, а так­же Эстонии и Латвии. 2. Проработавшие всю жизнь учителя в школе, без сомне­ния, должны получать льготную пенсию. 3. Общественность широко готовится отметить юбилей известного писателя. 4. Довожу до Вашего сведения, что това­рищу Геланенко В.А. выдан невод в количестве 1 шт. для отлова рыбы длиной 88 метров. 5. Клуб избирателей на консервном заводе и не прекращал своей ра­боты., При нем действуют клубы любителей собаководства и женщин. 6. Комис­сия ГАИ, будучи в нетрезвом состоянии, лишила водительских прав сроком до 5 лет и оштрафовала шоферов Чулкина В.Е. и Тутыкина С.А. 7. В к. XIX - н. XX веков многие книголюбы создавали библиотеки на собственные средства, кото­рые у отдельных лиц насчитывали несколько томов (найдите 2 ошибки). 8. Они заставляют не оставаться равнодушными нас, живущих сегодня, к вопросам о месте культуры в мировом социально-историческом процессе. 9. Не опасна са­ма болезнь, а её последствия. 10. Главный герой романа не только убил стару­ху-процентщицу, но и её сестру.

Согласование сказуемого с подлежащим (трудные случаи) 1. При подлежащем, выраженном словами большинство, меньшинство, ряд, часть, несколько, сказуемое ставится в единственном числе и согласует­ся по роду: Большинство было против, меньшинство — за. При этих же словах, а также числительных (за исключением случаев, указанных ниже) в сочетании с родительным падежом существительного множественного числа (большин­ство учеников, часть тетрадей и под.) сказуемое обычно ставится:

 

а) во множественном числе при существительных одушевленных или
при подчеркивании активности действия:

Большинство учеников хорошо сдали выпускные экзамены. Несколько дам скорыми шагами ходили взад и вперед по площадке. Десять бойцов бросились в атаку.

б) в единственном числе - при существительных неодушевленных:
Большинство домов стояло в конце деревни.

Несколько книг лежало на полке.

Сто двадцать гектаров засеяно вовремя.

Это общее положение усиливается или ослабляется дополнительными ус­ловиями контекста, например: а) согласованное определение при словах боль­шинство, меньшинство и пр. усиливает значение единственного числа: По­давляющее большинство интеллигенции живёт мечтой об ином уровне жизни;

б) причастный оборот или придаточное со словом который при подобном
подлежащем усиливает форму множественного числа, если подлежащее рас­
положено перед сказуемым, ср.: Часть работ студентов, выполненных в про­
шлом году (которые были выполнены в прошлом году), заслуживают высокой
оценки;

в) если при подлежащем, выраженном числительными, есть слова все, эти,
то сказуемое ставится только во множественном числе, так как на него влияет
форма этих местоимений: Все сто двадцать гектаров засеяны вовремя.

г) если есть слова всего, только, лишь - в единственном числе: Только
сто двадцать гектаров засеяно вовремя. Всего десять бойцов бросилось в ата­
ку. Гостей пришло лишь трое.

2. Если сказуемое выражено краткой формой прилагательного или относи­тельным прилагательным, оно ставится во множественном числе: Треть уроков были непродуманны и неинтересны. Большая часть изделийдеревянные;

3. При числительных два, три, четыре сказуемое обычно ставится во множественном числе: Тридцать два человека вошли в класс. Тридцать две книги лежали на столе.

4. При составных числительных, оканчивающихся на один, сказуемое ста­вится в единственном числе: Школу окончил сорок один ученик. На столе ле­жала сорок одна книга.

5. При словах тысяча, миллион, миллиард сказуемое обычно ставится в единственном числе и согласуется в роде: Получена тысяча книг для школь­ной библиотеки. Отпущен миллион рублей на благоустройство поселка.

6. При существительных лет, месяцев, дней, часов и под. сказуемое обычно ставится в единственном числе: Прошло две недели. (Но: Прошли эти две недели.). Пробило десять часов.

7. При словах с первой частью пол- (полдома, полголовы, полжизни и под.) сказуемое ставится в единственном числе: Полдома сгорело. Полжизни прожи­то. Но если при них есть определение в форме множественного числа, то сказуе­мое тоже ставится во множественном числе, так как это диктуется условиями контекста: Полгода, проведенные в деревне, восстановили силы больного.

 

8. При словах много, мало, немного, немало, сколько сказуемое обычно ставится в единственном числе: Много птиц, красных, желтых, зеленых, си­дело на ветвях.

9. Наличие при подлежащем уточняющих слов, присоединительных кон­струкций, сравнительных оборотов не влияет на форму сказуемого: Никто, даже лучшие специалисты, не мог поставить правильный диагноз.

 

10. В конструкциях типа те, кто и все, кто сказуемое ставится в единствен­ном числе в придаточной и во множественном числе - в главной части (по роду подлежащих), ср.: Все, кто ответил правильно, получили хорошие оценки.

11. При названиях литературных произведений, газет, журналов и т. п. ре­комендуется употреблять родовое наименование для удобства согласования его со сказуемым: Роман «Война и мир» написан Л.Н. Толстым.

12. При подлежащем типа брат с сестрой сказуемое ставится:

а) во множественном числе, если оба лица являются равноправными
производителями действия: Брат с сестрой поехшт в деревню (брат и сестра

примерно одного возраста);

б) в единственном числе, если основным производителем действия явля­
ется первое лицо, а второе ему сопутствует: Брат с сестрой поехал в деревню
(брат намного старше). Мать с ребенком пошла в поликлинику;

в) при наличии слов вместе, совместно сказуемое обычно ставится в
единственном числе: Брат вместе с сестрой уехал в деревню. Бригадир со­
вместно с членом бригады взялся отремонтировать станок.

13. Если между подлежащими стоят:

а) противительные (а, но, не только, но и и др.) или разделительные
(или, либо, не то - не то и др.) союзы, то сказуемое ставится в единственном
числе,
так как действие совершает кто-то один: Не брат, а сестра поедет в
деревню. Брат или сестра поедет в деревню. Не ты, но судьба виновата;

б) соединительные союзы (и, да, да и), то сказуемое ставится во множест­
венном числе,
так как действие совершают два лица: Брат и сестра поедут в
деревню. Промышленность и сельское хозяйство неуклонно развиваются.

УПРАЖНЕНИЕ 38. Исправьте ошибки (устно).

1. За последние годы созданЦ ряд сортов картофеля специально для дачни­ков. 2. В конгрессе принимали участие тридцать одна страна. 3. Фильм «Гибель эскадры» принесли автору огромный успех. 4. Пьеса «Волки и овцы» поставлены" в Малом театре. 5. Нежное дерево акация превратилась в символ моего родного города. 6. Её внешний вид и манера одеваться всегда была безупречной. 7. ЛДПР выступили очередным заявлением. 8. Море глаз устремились на знаменитого ак­тера. 9. Вся в грязи, «Жигули» остановились по требованию инспектора ГАИ. 10. Дети, в том числе Маша, пришла^посмотреть щенка. 11. Бездна звёзд смотрел^ на меня в ночной тиши. 12. Соседская машина «Москвич» всю ночь не давал нам покоя испорченной сигнализацией.

УПРАЖНЕНИЕ 39. Перепишите, вставьте пропущенные буквы, запишите комментарии к своему решению.

 

1. Большинство студентов института уже сдал... нормы по лыжам. 2. Ряд мер, направленных на поднятие дисциплины среди учащихся, уже прини­май.тся администрацией. 3. Подавляющее большинство учеников и учениц нашего класса показал.-.1, на экзаменах глубокие знания. 4. Сорок два станка не­умолчно гудел У:. и равномерно вздрагивал.1.. 5. Много детей больно £>ыл$. гриппом. 6. Эти пол-арбуза был... отложен... для детей. 7. Ты и твои друзья окаже.и мне помощь и на этот раз. 8. Мать с детьми уехала, в деревню. 9. Ни­кто, даже самые способные ученики, не мог\ решить эту задачу. 10. Тысяча человек отправилась в поход. 11. Брат или сестра устро *..т меня на работу. 12. Администрация школы, особенно завуч и директор, много сделал.1.', для ор­ганизации летнего отдыха детей. 13. Печать, в частности стенные газеты, уде-ля. i.T много внимания вопросам культуры. 14. Ряд столов стоял... посередине аудитории. 15. Пять учеников подошли, к экзаменационному столу. 16. На со­вещание прибыл... двадцать один делегат. 17. Тысяча человек отправил...сь в поход. 18. Прошл... сто лет. 19. На экскурсию пошл.^. всего десять человек. 20. Полчаса, проведенные в обществе такого интересного собеседника, прошл... незаметно. 21. Пятерка истребителей бросил.?.сь на вражеские бом­бардировщики. 22. Много выпускников нашей школы поступил:., в институты. 23. Многие выпускники нашей школы поступил... в институты. 24. Группа студентов во главе с комсоргом, профоргом и старостой активно помогал... колхозникам-во время уборочной кампании. 25. Несколько пыльных лампочек то гаслл., то тускло рагорал...сь.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 1049; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.