Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этический аспект культуры речи




ЗвукШ

ЗвукЦ

Целебный цветок. Цведтая циновка. Кольцо на пальце. Огурцы в салатнице.

Шелковая шаль из шелка.

Плюшевый мишка из плюша.

Камышовый шалаш из камыша.

Шоколадные конфеты из шоколада

Пшенная каша из пшена.

У лошади уши лошадиные,

У мышки ушки мышиные.

Шишки в большом мешке.

Шуба и шапка в шкафу на вешалке.

Шапка с ушами - ушанка.

Школьник пошел в школу.

В маленькой плошке кашка для кошки.

Большая подушка у мишки пышна,

А шубка у мышки - бедна.

На холоде охлаждают.

От лучины светло, а от печки - тепло.

Метла в углу, а половик на полу.

Чем глубже колодец, тем холоднее вода.

У ёлки и иголки еловые.

Так ослаб главный силач, что хоть плачь.

Лес большой, а лесок маленький.

Лист большой, а листик маленький.

Сельские жители живут в сёлах и посёлках.

Лес из лиственных деревьев - лиственный.

Аллея из лип — липовая.

Пух от тополя - тополиный.

Кисель из малины - малиновый.

Кисель из лимона - лимонный.

Кисель из клюквы - клюквенный.

Олененок из плюша - плюшевый.

ЗвукР

Рабочий работает, Рыбак рыбачит, Продавец продаёт, Сторож сторожит. Перина у Марины. Маринина перина.

 


Звук Щ

Мощеная площадка. Щетка в дощатом ящике. Защелку защелкивают. Защитник защищает. При прощании прощаются, При обещании обещают. Слабых защищают, А не порабощают.

Звук Л

Ложка из олова - оловянная,

Шалаш из соломы - соломенный.

Платье из шёлка - шёлковое.

Платье из полотна - полотняное.

Аллея из ёлок - еловая.

Зал с колоннами - колонный.

Ландыши с луга - луговые.

Ломом ломают, а колуном колют.

Молотилкой молотят, а толкушкой толкут.

Звуки

Большой пчелиный рой, Громкий волчий вой. Последний сильный бой. Далёкий горный край. Толстый земляной слой. Тёплый светлый май.

Дифференциация всех звуков

Ты не спорь, а лучше спой.

Всякий пароль меняют порой.

С мукой куль, а железо куй.

Этот дар ты мне дай.

У дома забор, а в шахте забой.

Хорош лесной бор, да труден в нём бой.

У овечки шёрстка в колечках,

У овечки хвостик крючком,

А у свинки не шёрстка - щетинка,

А у свинки нос пятачком.

Мышка с мышонком в норушке жила,

Мышка мышонку сухарь принесла.

Сухарь потихоньку мышонок грызёт,

А мышка от кошки его стережёт.

 

 

 

 

Голос (его звучность, тембр, оттенки) может иметь определённое значение, особенно, в публичной речи. Для оратора необходим звучный голос. Очень ти­хий голос усыпляет, очень громкий - утомляет. В ходе публичного выступления необходимо менять громкость голоса. Важен и тембр голоса, его оттенки. У не­которых женщин очень высокий, визгливый голос, который действует на нервы, отвлекает от содержания речи. Женский низкий, вибрирующий голос очень привлекателен (ср. голос Марлен Дитрих), если умело его использовать, управ­лять им, создавая мелодичные оттенки, модуляции. У многих современных мо­лодых женщин голос хриплый, прокуренный, они задыхаются и кашляют, что вовсе не украшает их речь, такой же тембр мужского голоса ассоциируется с уголовным миром. Необходимо проанализировать звучность, тембр, модуляции своего голоса, выявить их недостатки и попытаться устранить их.

Тон речи тоже очень важен, он не должен быть поучительным, высокомер­ным. Общая тональность речи в зависимости от сферы общения может быть официальной, нейтральной, фамильярно-дружеской. У некоторых тележурна­листов, ведущих ток-шоу в последнее время нормой стала нагловато-нахрапис­тая, агрессивная, «американская» манера речи, которая в элитарном типе речи совершенно неприемлема. Для современного официально-делового общения начальственный тон становится малопригодным, императивность уступает ме­сто принципу сотрудничества. Поэтому при строго официальных отношениях рекомендуется спокойный, ровный, сдержанный тон, при менее строгих офици­альных отношениях - спокойный, доброжелательный, приветливый тон. Каж­дый культурный человек должен уметь находить нужную тональность в любой речевой ситуации.

По экспериментальным данным, оптимальным условием легко восприни­маемой речи является средний темп произношения. В ходе публичного высту­пления темп речи нужно менять, при изложении сложного материала он должен быть замедленным. Слишком медленный темп речи плохо воспринимается, так как текст звучит не фразами, а отдельными словами.

Интонация играет большую выразительную роль. Интонация - это зерка­ло нашей эмоциональной жизни, она связана с культурой чувств и эмоций. Ин­тонация в устной публичной речи должна быть разной в зависимости от смысла высказывания: повествовательной, вопросителйной, ответной, перечислитель­ной, восклицательной, побудительной и т. п.

Важно также правильно делать паузы и использовать логическое ударение, которое выражает смысловые различия внутри предложения (см. тему «Синтак­сические нормы»).

Чтобы проанализировать интонационный рисунок своей речи, улучшить и разнообразить его, советуем выполнить следующие упражнения:

1) прочитать вслух какую-нибудь пьесу по ролям, записать свою речь на магнитофон и проанализировать её интонационный рисунок (меняется ли он в зависимости от образа);

2) прочитать по ролям прозаическое произведение, стараясь передать ма­неру речи каждого персонажа, авторскую речь;

 

 

 

 

3) прочитать пьесу вместе с товарищем (за разных действующих лиц) и проанализировать вместе магнитофоннук^запись речи;

4) рассказать один анекдот с разной интонацией.

Техника речи - это необходимое качество образцовой речи, её фундамент. Это обязательный элемент ораторского искусства. В техническом отношении произношение может оцениваться так: чёткое - нечёткое, отчётливое - невнят­ное, небрежное. Недостатки техники речи поддаются исправлению путем уп­ражнений.

В публичном выступлении необходимо избегать следующих ошибок, вы­званных небрежностью речи:

1) произношения после конечных согласных неопределённых гласных при­звуков (стол-э, шкаф-э), что говорит о неуверенности выступающего, его не­умении строить речь;

2) использования слишком длинных словоформ, которые затрудняют про­изношение и восприятие речи (запротоколированы, непоколебимо);

3) слов с повторяющимися шипящими и свистящими звуками (морщащий­ся, защищающийся)

4) слов со скоплением согласных звуков, затрудняющих произношение (се­квестр, взвизгнуть, лакомств, знакомств, встряска), если этого нельзя избе­жать, необходимо потренироваться в их произношении;

5) слов или сочетаний слов со «стечением» гласных звуков (аудиоанесте-зия, у Тан и и у Ол и);

6) такого слияния в речи словоформ, которое приводит к двусмысленности или неправильному пониманию фразы: И шаг твой землю тяготил (Брюсов); Слыхали ль вы за рощей глас певца любви! (Пушкин).

Этикет (от французского слова etiquette - ярлык, этикетка) - это совокуп­ность правил поведения по отношению к людям, это кодекс цивилизованного поведения, который базируется на потребности человека быть признанным, на учёте его социального статуса и достоинства.

Вежливое, уважительное отношение к окружающим, лежащее в основе этикета, может быть выражено как невербальными средствами (жестами, мими­кой, позой, движениями), так и вербальными (речевыми) средствами. Любой текст в нашем общении мы строим в определенной этикетной рамке. Этический аспект культуры речи символически можно представить в виде крыши здания «образцовая речь» (см. рис. 3).

Речевой этикет- это правила речевого поведения, которые выражают неконфликтное, доброжелательное, «нормальное» отношение к людям, это сис­тема выработанных в данном языке формул, которые служат для установления контакта между собеседниками и поддержания общения в нужной тональности. Выделяют следующие виды речевого этикета: 1) воинский, 2) дипломатиче­ский, 3) церковный (православный), 4) светский, 5) служебный (деловой). Де­ловое общение не ограничивается условиями офисного, официального обще-

 

 

 

 

ния, поэтому представителям делового мира нужно знать как служебный, так и

светский этикет.

Центральное понятие речевого этикета - вежливость, т. е. проявление уважения в адресату, готовность оказать услугу, деликатность, такт. Именно вежливость управляет речевым поведением людей, диктуя одно употребление и запрещая другое, вполне разрешаемое правилами грамматики и лексики. Сервантес писал: «Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость».

У вежливости есть оттенки: корректный человек ведёт себя сдержанно, в полном соответствии с правилами, ни на шаг от них не отступая; учтивый че­ловек почтительно вежлив, галантный человек - изысканно-вежлив и любезен по отношению к женщине.

Оценивать речь в аспекте речевого этикета можно так: вежливо - невежли­во. В современном деловом мире вежливость перечисляется в ряду деловых ка­честв, а степень владения речевым этикетом определяет степень профессио­нальной пригодности человека. Это прежде всего относится к государственным служащим, политикам, педагогам, юристам, врачам, менеджерам, предприни­мателям, журналистам, работникам сферы обслуживания, т. е. к тем, кто по ро­ду своей деятельности постоянно общается с людьми.

Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, поро­ждает доверие и уважение, позволяет человеку чувствовать себя уверенно и не­принужденно, не испытывать неловкости из-за промашек и неправильных дейст­вий, избегать насмешек со стороны окружающих. Неукоснительное следование правилам речевого этикета членами определенного коллектива поддерживает по­ложительную репутацию всей организации, оставляет у клиентов, партнеров, со­учредителей благоприятное впечатление. Владение речевым этикетом имеет и воспитательное значение, так как способствует повышению культуры общества.

Речевой этикет строится с учетом особенностей участников общения, их социального статуса, места в служебной иерархии, профессии, национальности, вероисповедания, возраста, пола, характера.

Национальная специфика речевого этикета проявляется в различном выражении форм приветствия у разных народов: древние греки приветствовали друг друга словом «Радуйся!», современные - «Будь здоров!», арабы говорят: «Мир вам!» или «Мир с тобой!», а индейцы навахо: «Всё хорошо!». В этикете некоторых народов Кавказа (осетин, адыгов, абхазов) существует несколько де­сятков формул приветствия. Они учитывают пол, возраст адресата, вид занятий на момент приветствия и т. д.

По-разному выражается в разных странах согласие и несогласие: в Болга­рии кивок сверху вниз - жест отрицательный, а покачивание головой из сторо­ны в сторону - утвердительный. Японцы в разговоре избегают слов «нет», «не могу», «не знаю», так как считают их употребление проявлением неуважения. Даже отказываясь от второй чашки чая, гость вместо «нет, спасибо» употребит выражение, дословно обозначающее «мне уже и так прекрасно». Один из спо­собов не произносить «нет» в Японии - это, например, фраза: «Прежде чем от­ветить на Ваше приглашение, я должен посоветоваться с женой».

 

 

 

Национальную специфику имеет и система обращений в разных языках и культурах. В японском языке употребляется до десяти форм личного местоиме­ния 2-го лица ед. числа (вместо русского «ты») при обращении к детям, учени­кам, студентам. Выбор местоимения определяется статусом собеседников, сте­пенью интимности, контекстом общения. Имеется девять слов для обозначения понятия «отец», одиннадцать - «жена», семь - «сын», девять - «дочь», семь -«муж».

Принятая в японской и корейской культуре демонстрация уважения к собе­седнику путем «личного умаления», самоуничижения проявляется и в обяза­тельных поклонах при приветствии, и на вербальном уровне, например, на на­учной конференции в Москве докладчик из Кореи закончил свое сообщение не­ожиданными для русской аудитории словами: «Простите за мой скудный и бе­зынтересный доклад», которые вовсе не содержали оценку его выступления. Преуменьшив личные достижения, отрицательно охарактеризовав свой доклад, он продемонстрировал скромность и уважение к присутствующим, что нахо­дится в полном соответствии с корейской системой вежливости.

Кроме национальной специфики речевой этикет определяется и ситуа­цией, в которой происходит общение. В русской культуре для различных си­туаций общения предусмотрена возможность или невозможность обращения на «ты» или на «Вы»; выбор полного или сокращенного имени; выбор обращений типа «гражданин», «товарищ», «сударь», «девушка» и т. п. В русском речевом этикете выделяются: а) обращения для обозначения адресата: Водитель, остановите, пожалуйста, машину у перекрестка! Доктор, выпишите, пожа­луйста, рецепт!; б) обращения для регулирования отношений между уча­стниками общения: Уважаемые коллеги! Дорогие друзья! (в деловом общении); Брат, отец, мама... (в повседневном общении); в) общеупотребитель­ные обращения, с которыми в современном русском языке связаны определён­ные трудности, так как обращение товарищ, бывшее универсальным в совет­скую эпоху и входившее в систему европейских обращений типа «мистер -мисс», «пан - пани», «сеньор - сеньора» и под., в настоящее время применяется лишь в армии, коммунистической партии и в старых коллективах рабочих; об­ращение гражданин применяется в сфере правовых отношений; обращения господин, госпожа - в сфере деловых отношений, политики и культуры; обра­щения сограждане, соотечественники, россияне - в публичном выступлении и только во мн. числе. В повседневном общении возможны обращения сударь, су­дарыня, если они уместны, и девушка, молодой человек, если они соответству­ют возрасту адресата. Недопустимы обращения мужчина и женщина, вместо них рекомендуются непрямые обращения: Будьте любезны...; Если Вас не за­труднит... и под.

От ситуации общения зависит и выбор способов приветствия, прощания, отказа, согласия, благодарности, т. е. формул речевого этикета- типо­вых готовых конструкций, которые регулярно употребляются при корректном общении. Арсенал таких речевых формул достаточно обширен и сегодня, а ко­гда-то Россия располагала одним из самых богатых, детально разработанных этикетов мира. Таким образом, речевой этикет связан с понятием уместности

 

 

 

речи, так как он регулирует выбор наиболее уместного для данного случая, ад­ресата и прочих условий средства общения. Официальная обстановка делового общения требует двустороннего обращения на Вы в любой социальной и воз­растной группе. Смешение Ты- и Вы-общения - характерный признак низкой речевой культуры.

В деловом общении выделяются следующие функции речевого этикета и соответствующие им речевые формулы:

- контактоустанавливающая функция (формулы, использующиеся при зна­комстве, приветствии, они являются средствами установления речевого контак­та: Разрешите представиться..., Добрый день! Хорошо, что я Вас встре­тил...);

- функция контактоподдержания (осуществляется с помощью поздравле­ний, пожеланий, соболезнований: Поздравляю Вас..., Желаю Вам..., С праздни­ком...);

-функция волеизъявления (реализуется в просьбах, приказах, распоряже­ниях, разрешениях, предложениях: Хочу обратиться к Вам с просьбой..., По­звольте мне пригласить Вас..., Постановляю..., Разрешаю...);

- функция регулирования подачи информации (реализуется в виде сигналов восприятия, согласия, несогласия: Хорошо. Спасибо, я Вас понял. Замечатель­но. Да-да. Позвольте. Минуточку);

- функция снятия конфликтной ситуации и напряженности общения (реа­лизуется в формулах извинения, сожаления: Извините, виноват..., Прости­те..., Я очень сожалею..., Поверьте, мне искренне жаль...).

Эти основные функции речевого этикета направлены на создание благо­приятного климата, который способствует продуктивности общения. Речевой этикет в определенной степени отражает нравственное состояние общества, его моральные устои. В последние десятилетия под влиянием американской массо­вой культуры и плохой рекламы нередки проявления грубого, хамского речевого общения, агрессивного ведения диалога и под. Но одна из важнейших функций речевого этикета - снятие агрессии. Она реализуется в правильном выборе тона общения и отсутствии категоричных оценок. Недопустимо стремление во что бы то ни стало доказать свою правоту. Вместо категоричных и даже грубых оценок «Это чушь!», «Этого не может быть!» рекомендуется использовать сле­дующие: «Мне это кажется не вполне убедительным», «Боюсь, что не могу со­гласиться с Вами», «Едва ли это возможно» и т. п. Представители интеллиген­ции должны вновь сделать нормой речевого общения вежливость, которая всё-таки ценится во всём мире.

В качестве упражнения на привитие навыков вежливого приветствия со­ветуем в течение некоторого времени (допустим, одной недели) здороваться со знакомыми людьми как можно доброжелательнее, мягче, улыбаясь, глядя в гла­за и стараясь вызвать ответную улыбку (используя при этом разные формулы приветствий в зависимости от ситуации общения).

В заключение попытаемся обобщить представление о культуре речи, её аспектах, качествах и оценках хорошей речи в следующем виде:

 

 

 

 

 

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 1038; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.